Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Коммуникация – это процесс обмена информацией, предполагающей активную взаимосвязь двух и более субъектов взаимодействия.



Коммуникация может быть рассмотрена как особый вид деятельности, а деятельность немыслима без коммуникативных процессов.

Ядро деятельности – труд.

Выделяют различные типы коммуникации, и различные типы общественных отношений по принципу господствующей коммуникации.

Общество аудиокоммуникации. Господство голоса. Большая возможность внушения, легкая подверженность внушаемости. Самый ранний тип коммуникации.

Этап видеокоммуникации. Изобретение Гуттенбергом печатного станка. Эра Гуттенберга, галактика Гуттенберга. Коммуникация осуществляется через текст. Массовое тиражирование текста. Тогда же вырастает стандарт как отличительный признак культурного творчества. Эта коммуникация распространяется за пределы общины, несет человеческой личности индивидуальность и критицизм. От текста можно оторваться, сохранить свою автономность. Текст дает возможность анализировать, сопоставлять различные фрагменты и т. д.

Во второй половине 20-го в. появляется радио и телевидение. Аудиовизуальная, массовая коммуникация. Голос обеспечивает внушаемость и достоверность информации, а картинка рождает иллюзию критического восприятия действительности. И тогда человек воспринимает мир через картинку, но, увы, не своими собственными глазами. Это превращает локальные культуры в единое целое, мировую деревню.

Итак, в понятии массовая культура нашли отражение существенные сдвиги в механизме культуры:

? развитие средств массовой коммуникации — радио, кино, телевидения, гигантские тиражи иллюстрированных журналов, дешёвых «карманных» книг; индустриально-коммерческий тип производства и распределения стандартизированных духовных благ;

? относительная демократизация культуры (Н. А. Бердяев в работе «Философия неравенства» отмечал, что давно уже происходящая в мире демократическая революция не оправдывает себя высокой ценностью и высоким качеством той культуры, которую она несет с собой в мир. От демократизации, по мнению философа, культура всюду понижается в своем качестве и в своей ценности. Она делается более дешевой, более доступной, более широко разлитой, более полезной и комфортабельной, но и более плоской, пониженной в своем качестве, лишенной стиля.),

? повышение уровня образованности масс;

? увеличение времени досуга и затрат на досуг в бюджете средней семьи.

Через систему массовой коммуникации массовая культура охватывает подавляющее большинство членов общества; через единый механизм моды она ориентирует, подчиняет все стороны человеческого существования: от стиля жилья и одежды до типа хобби, от выбора идеологической ориентации до форм и ритуалов интимных отношений; претендует на охват и подчинение культуры всего мира, его культурную «колонизацию». Самой ранней формой массовой культуры принято считать детективы (30 е гг XIXв.).

Основные направления массовой культуры: массовая общеобразовательная школа, СМИ, система национальной идеологии и пропаганды, массовые политические движения (партии, направления), национальная мифология (шовинизм, шпиономания идр.), индустрия развлекательного досуга, индустрия оздоровительного досуга, индустрия интеллектуального и эстетического досуга, игры, автоматы, компьютерные игры, интернет, словари, справочники (рассчитаны на потребителя с улицы)

Осмысление массовой культуры в буржуазной философии было начато книгами О. Шпенглера (Германия), Х. Ортега-и-Гасета (Испания), Т. Адорно (Германия, ФРГ), связавшими массовую культуру с концепцией «массового общества», предвещавшими крах «высшей» культуры в столкновении с «массой», «толпой». Так, Х. Ортега-и-Гассет в своей работе «Восстание масс» называет массовую культуру «недугом нашего времени» и подчеркивает то, что «масса снимает все непохожее, недюжинное, личностное и лучшее». Он пишет, что массу «больше всего заботит собственное благополучие и меньше всего — истоки этого благополучия», а человек в массе — это «человек в той мере, в какой он не отличаентся от остальных и повторяет общий тип», это «средний» человек, а двумя основными чертами, определяющими психологический рисунок массового человека, являются «беспредельный рост жизненных запросов и…врожденная неблагодарность ко всему, что сумело облегчить ему жизнь». «Массовый человек попросту лишен морали». «Он и впрямь начинает верить, что существует только он, и привыкает ни с кем не считаться, а главное, никого не считать лучше себя».

Итак, массового человека характеризуют усредненность притязаний; отсутствие стремления к высоким свершениям; отсутствие жизненного проекта (он переживает свое присутствие здесь и сейчас, потребляя); некритичное отношение к реальности; конформизм; аполитичность; непонимание того, что функционирование общественных институтов демократического общества требует непрестанных усилий, поддерживающих эти институты; довольство собой, переходящее в самодовольство; отсутствие долга, отсутствие ответственности за то, что ты делаешь для будущего. Что отличает человека элиты? — Труд, интеллект и ответственность.

Массовый человек живет в массовом обществе. Массовым в философии культуры называется такое общество, в котором производство и потребление приобретает стандартизированный характер, политика определяется стихийными реакциями населения, а культура утрачивает уникальность и тиражируется для всех. МО — территориально обширное общество, со значительным населением, в высокой степени индустриализированное и урбанизированное. Власть здесь концентрирована и принимает форму манипуляции массами посредством массовых коммуникаций. Гражданские добродетели в этих условиях приходят в упадок, местное самоуправление ослабевает, исконная солидарность людей фактически исчезает. Эгоизм подменяет индивидуальность. Хаос предотвращается идиотией массы, манипулируемой элитами. Новизна массового общества состоит в более тесной интеграции народных масс в системе институтов и ценностей общества. Совокупность индивидов, проживающих на той или иной территории, составляет общество благодаря интеграции в систему, части которой взаимозависимы. Тип общества, о котором идет речь, интегрирован не родством, но принятием и действием власти в главных подсистемах общества, в экономике, политике, образовании, религиозных учреждениях и в связанных с указанными областями нормах и взглядах.

Массовое общество — это общество, в котором массы населения играют все более значимую роль. Акцент в рассмотрении социодинамики переносится от анализа действия великий героев (Наполеон выиграл множество сражений, а не солдаты его армии). Массовый характер приобретает промышленное производство, в него требуется все больше рабочей силы, процессы урбанизации, проблема детской и женской занятости. Народ — движущая сила прогресса, а не гениальные одиночки. Отсюда легитимизация революции. Решающую роль играет масса населения во всем. Массовое общество с новыми ценностями и новыми ориентирами. В массовом обществе ценится стандарт (а на рубеже веков в эпоху постмодернизма ценится инаковость — так это тоже стандарт — выглядеть не так как все). Это общество массового потребления. Ценится богатство. Успехи теннисиста оцениваются в годовом заработке. Уровень жизни оценивается в количестве миллиардеров в стране. Ценности, привносимые массовой культурой. Массовая культура эти стандарты продуцирует, внедряет, формирует мировосприятие человека, дает программы его деятельности. Заслуга массовой культуры — все-таки есть какой-то просветительский момент, например, борьба с наркоманией

Многие видные западные философы, в том числе Т. Адорно, Э. Фромм и Ж. Эллюль, выступили в качестве социальных критиков массового общества. Эллюль утверждает, что развитие техники превратилось в самоцель, что она уничтожила традиционные ценности всех без исключения обществ, создала единую «выхолощенную» культуру. Она лишила человека свободы и изуродовала его духовный мир. Эллюль приходит к убеждению, что в условиях современного общества произошел распад системы ценностей. Вот почему он предлагает объявить «крестовый поход» за возрождение утраченных идеалов, за воскрешение ценностей которые отвергаются господствующей массовой культурой.

Многие социологи и философы, взявшие на себя роль социальных критиков, подчеркивают наркотический характер массовой культуры. Гюнтер Андрее, Макс Хоркхаймер, Раймонд Бауэр и другие авторы, анализируя современную практику массовой коммуникации, определяют ее как индустрию грез. Радио, кино, телевидение расцениваются ими как гигантские каналы общества, которые репродуцируют иллюзии, распространяют эталоны чувств и поступков, создают сноподобную культуру, без которой немыслима современная цивилизация. В этих концепциях искусство рассматривается не как средство отражения действительности, а как резервуар тайных символов, иллюзорных знаков и образов. Многие культурфилософы утверждают, что массовая культура вообще привела к деструкции личности, лишив человека подлинности чувств и переживаний.

 

 


 


Поделиться:



Популярное:

  1. Hаиболее хаpактеpными для остpого панкpеатита являются боли
  2. II. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ШКОЛЬНИКОВ.
  3. III. УЗЛЫ ДЛЯ СВЯЗЫВАНИЯ ДВУХ ТРОСОВ
  4. RUP - унифицированный процесс разработки
  5. X. Технологические процессы отделочных работ.
  6. А - это звук «а» в слове «папа». О - это звук вздоха «Ох». К - это звук в слове «кухня». У - это звук в слове «грусть». Мир меня, Ихалиакала
  7. А МОЖНО ЛИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИМЕТЬ ВСЁ ЭТО?
  8. А прилежный человек, увидев льва на улице, не станет кричать об этом, а пойдет к своей цели другим путем, той дорогой, где льва нет.
  9. А сейчас у Вас есть желание вернуться в эту область? Тогда это было всё гораздо сложнее технически: и монтаж, и сбор информации, и другие аспекты.
  10. А то, что есть, — это единственное подлинное имя Бога. Это не цель где-то еще; это всегда доступно, просто вы не доступны этому.
  11. А у четвёртых, которые вырастают из фруктов и семени, воля расположена в плоде, поэтому они образуются и произрастают из плода».
  12. А. С. Пушкин. «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824)


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 822; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь