Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культурные традиции и типы философского мышления Востока и Запада.



Культурные традиции Востока и Запада и типы философского мышления. Фи­лософия и на­циональное самосознание.

На развитие философии оказывает влияние национальная специфика. Каждый регион в силу различий в географическом положении, климате, господства той или иной религии развивались по-разному. По­этому традиционно можно выделить 2 типа философского мышления: Западное и Восточное.

Особенности западного:

Географические. Первые цивилизации – Греция и Турция. Запад – уникальный геогра­фический ре­гион: хорошие климатические условия, наличие моря, преобладает теплое те­чение warmstream, неза­мерзшие реки, выгодно использовать морской транспорт, умерен­ный теплый климат самый благопри­ятный для развития экономики. Народы могли коче­вать и прокормить себя семьями, отсюда формиру­ется такая черта характера как индивидуализм.

Религиозные. Где было христианство, невозможно было развитие предприниматель­ства. Поэтому ев­ропейцы совершили религиозную революцию. Возник протестантизм – религия предпринимательства и капитализма. Считалось, что Бог в рай возьмет только тех, кто больше заработает капитала.

Запад – это поставщик инновационных технологий, способов изменения реальности, мира. Принцип технологич. отношения к миру сформировался в 15-16вв. До этого чело­век не чувствовал себя враждеб­ным к миру. Но стало распространяться такое явление как майоран. Майоран – все наследство получал только старший сын, младший – ничего, он должен всего добиваться сам. Поэтому западную культуру наз. культурой младших сыно­вей, своей хитростью, ловкостью она способна чего-то достичь.

Европ. наука возникает как средство изменения мира. Наука отходит от морали (на­пример, вскрытие трупов, проведение опытов).

Атомарно-номиналистический принцип. Атом неделим. Общество мыслится как сово­купность сво­бодных атомов, независимых индивидов, где подлинной реальностью явля­ются отдельные люди. Не че­ловек для общества, а общество для человека. Однако в жизни ведь существуют и высшие ценности, стоящие над нашими личными интересами. Возникает серьезное противоречие и обязательно необхо­димо жертвовать, а если этого нет, то происходит опустошение общества.

Принцип отделения интересов от ценностей. Выделяют 2 сферы: приватную (семья) и публичную (на основе права: законно или незаконно). Право ограничивается законом, но существует еще и мораль (на­пример, по закону родителей в старости можно отдать в дом престарелых, но совесть иногда не позво­ляет). Мораль имеет более широкую компетен­цию, п.ч. она судит не с точки зрения права, а вечных ценностей. На Западе преобладает правовая культура: этика бизнеса, спорта и т.д., но нет морали.Тип личности – прометеевский или фаустовский – это 1) человек активный, энергич­ный, инициатив­ный; 2) в мире такой человек видит хаос, который надо упорядочить своей железной волей; 3) тип пове­дения – целерациональный; 4) человек игнорирует трансцен­дентную волю, он центр мироздания.

Особенности Востока: Географические. Цивилизации развивались в руслах рек, а для орошения требовались большие уси­лия, организованность, отсюда развитие таких черт как общность, коллекти­визм.Восток– поставщик духовных инициатив. Не случайно все религии возникли именно здесь.Принцип воздержания от валюнтаристской активности (недеяние), не вторгаться, а вмешиваться гармонично (В китайской культуре даосизма этот принцип наз. увэй → не­вмешательство в естествен­ный ход событий).

Теократический принцип: власть божественна. Государство – это средство защиты на­ции от историче­ского небытия, уничтожения, несчастий. Народ – это не разобщенная насе­ление, а духовная общность, которая питается великой традицией и надеждой на будущее воплощение правды.

Принцип неиерархичности всего живого (все обладает равной ценностью).

Тип личности – человек, ориентированный на сохранение гармонии мира, обладающего собственной динамикой развития и не требующего человеческого вмешательства. Добро­детели – точная середина и умеренность. Тип мысли – предметно-образный (постижение мира – не анализ его свойств, а духовное проникновение в него, недоступное рац. иссле­дованию)→ ориентация на вечность.

Философия и национальное самосознание. Специфика философской мысли Беларуси и России.

Национальные традиции философствования являются частью мирового философского процесса, обладая при этом значительным историческим и содержательным своеобразием. Однако степень этой вариативности различна. Если европейские национальные традиции отличаются преимущественно своеобразием стилей философствования, то традиции, возникшие в культурах, которые оказались на периферии процессов промышленной революции и формирования либеральной идеологии, характеризуются особенностями тематики.

Русская философия

В русской философии, начиная с П. Я. Чаадаева (1792-1856), мотив «России и Европы» становится системообразующим. Вопрос развития русской философской мысли, включает ответы на вопрос о пути развития России и создает особое смысловое поле.

Одной из первых попыток решения этого вопроса стал спор западников – А. И. Герцена (1812-1870), П. Л. Лаврова (1823 -1900) и других и славянофилов – А. С. Хомякова (1804-1860), И. В. Киреевского (1806-1856) и др. Полемика славянофилов и западников оказала определяющее влияние на русскую философскую мысль XIX-XX вв.: именно в рамках ответа на вопрос о русской идентичности решаются онтологические, познавательные, этические, антропологические и социальные вопросы. Причем для западников признание приоритетности европейского пути развития вовсе не означало призыва к слепому копированию жизни. Критическое отношение западников к капитализации европейской жизни привело многих из них к попыткам теоретического соединения западных технологических преимуществ с русским традиционным коммунитаризмом. Эта тенденция во многом повлияла на актуализацию во второй половине XIX в. позитивизма и материализма, и способствовала активному усвоению русскими теоретиками социальной проблематики марксизма.

В свою очередь, теоретические подходы славянофилов (критика индивидуализации, двойственности и излишней рационализации западной культуры) оказали влияние на религиозную философию второй половины XIX в., базовой концепцией для которой стала метафизика всеединстваВ. С. Соловьева (1853-1900). Известные философы С. Н. Трубецкой (1862-1905), Н. О. Лосский (1865-1970), П. А. Флоренский (1882-1937), Л. П. Карсавин (1882-1952), А. Ф. Лосев во многом опирались на соловьевские идеи о необходимости построения новой философии как более адекватного выражения цельной жизни. Жизнь не может быть понята и отражена в рамках односторонних теорий, частных идей и принципов. Западная рационалистическая философия, теология и наука не достигли успеха на пути жесткой дисциплинарности. «Сверхфилософия», преодолевающая ограниченность теологии, философии и науки, должна быть основана на началах нравственности, что предполагает построение философского знания не столько как теории, сколько как практической философии.

Современный этап философской мысли России характеризуется как простым возрождением национальной философской традиции, так и новыми попытками решения традиционной проблематики.

Философская мысль Беларуси

Философскую мысль Беларуси можно охарактеризовать как пограничное явление, которое во многом определялось внешними обстоятельствами. Становление самостоятельного философствования связано с развитием институализированного преподавания философии в иезуитских коллегиях, чему предшествовало освоение мыслительных ходов европейской философии. В истории белорусской философии можно выделить следующие этапы развития:

• распространение идей Ренессанса и Реформации (XVI-XVII вв.);

• развитие схоластической философии в эпоху Контрреформации (XVII - первая половина XVIII в.);

• распространение философии Просвещения и Романтизма (вторая половина XVIII - первая половина XIX в.);

• становление национального самосознания (вторая половина XIX в.);

• развитие ведущих проблем марксистской философии (20-80 гг. XX в.);

• включение в мировой философский процесс.

Начало распространения идей Ренессанса и Реформации на территории Великого княжества Литовского связано, прежде всего, с деятельностью доктора Франциска Скорины (ок. 1490-1541). Особенно активно движение Реформации развернулось с середины XVI в. Его видным представителем был Сымон Будный (1533-1593), который издал на белорусском языке «Катехизис», а также предисловие и комментарии к Новому Завету.

Последствиями движения Контрреформации на территории Великого княжества Литовского стало развитие сети учебных заведений, с чем было связано появление профессионального философствования. В 1570 г. был основан Виленский коллегиум (с 1579 г. – академия, с 1803 г. – университет ), открывались иезуитские коллегиумы и во многих других городах Великого княжества Литовского: в Полоцке (1580), Несвиже (1587), Орше (1616), Бресте (1616), Хойниках (1622), Гродно (1625), Новогрудке (1638), Витебске (1649), Минске (1672). В этих учебных заведениях десятки «докторов философии» преподавали схоластическую философию, основанную на идеях аристотелевской и томистской философии. В XVII в. в Виленской академии работал Войцех Адальберт Тылковский (ок. 1624 -1695). Здесь же преподавал профессор Мартин Смиглецкий (1564-1618). Его основная работа «Логика» (1596, Вильно), написанная на латинском языке (в то время это был язык образования), служила учебником в университетах Германии и Англии вплоть до XIX в. Значительный след в истории белорусской и русской культуры оставил Симеон Полоцкий (1629-1680). В XVIII в. осваиваются идеи новоевропейской науки и философии, которые все еще сочетаются с идеями схоластики.

Во второй половине XVIII в. в Великом княжестве Литовском стали распространяться идеи Просвещения. Важную роль в их распространении сыграли Казимир Нарвут (1738-1807) и Иероним Стройновский (1752-1815). Трактат Стройновского «Наука о естественном и политическом праве, политической экономии и праве народов», получивший широкое распространение как учебное пособие для учащихся высших и средних учебных заведений, был опубликован на польском (1785, Вильно) и русском языках (1809, Петербург). В конце XVIII - начале XIX в. наряду с просветительскими воззрениями получили распространение идеи романтизма.

В 1812 г. в Полоцке открылось второе высшее учебное заведение на территории Великого княжества Литовского - Полоцкая академия. На страницах «Виленского дневника» и «Полоцкого ежемесячника» обсуждались вопросы образования и воспитания. В 1817-1823 гг. в Виленском университете действовало Общество филоматов (любителей наук), ориентированное на идеи Просвещения. После польского восстания 1830 18.41 ГГ Виленский университет был закрыт.

Видную роль в развитии белорусской мысли XIX в. сыграло творчество Винцента Дунина-Марцинкевича (1807-1884). Во второй половине XIX в. заметными явлениями в общественно-политической жизни были деятельность Кастуся Калиновского (1838-1864) и творчество Франтишка Богушевича (1840-1900).

В 20-70 гг. XX в. в научных и учебных центрах БССР развивались разнообразные темы марксистской философии (диалектического и исторического материализма). В 70-80-х гг. XX в. исследуются разные варианты философии и методологии науки, категориальный аппарат философской мысли, диалектическая логика и др.

С начала 90-х гг. XX в. белорусское философствование включается в мировой философский процесс. Происходит освоение идей современного западного марксизма, семиотики, феноменологии, герменевтики и других течений современной философской мысли, проводится их критический анализ.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 2014; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь