Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Информационно-компьютерная революция и виртуализация социальной жизни. Проблемы личности в информационном обществе.⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17
И. не только чисто физически организует мировое информационное пространство, используя свои неисчерпаемые технологические возможности, но и порождает новые формы бытования человеческой культуры, которая, размывая многочисленные барьеры и границы, становится культурой общечеловеческой, ежеминутно творимой и потребляемой миллионами людей. И. гигантское хранилище информации, всемирную библиотеку, архив, информационное агентство, равно доступное всем категориям пользователей без учета пола, возраста, вероисповедания для целей науки, культуры, образования, бизнеса, досуга и прочих сфер быта. А так же, И. - это уникальная возможность самореализации личности в общении с себе подобными - всепланетный клуб друзей по интересам, переписке, поиску партнеров и единомышленников по профессии, хобби или досугу. И. как новая информационная среда предполагает специфические средства деятельности в ней, развивает социальное и политическое взаимодействие. В И. постепенно погружается все разнообразие жизни человечества: досуг, общение, информационный сервис, все виды профессиональной деятельности. В результате возникает новая экономика, новые социальные образования, новое отношение к знанию. Понятие творчества в И., и о Этикете И. Интернет как коммуникативная среда - классификация форм коммуникаций Сулер(Suler) по степени интерактивности: синхронная, (взаимодействие происходит в режиме реального времени – чаты (IRC), ролевые игры MUDs (от " multi-user dimension" - ролевая игра, в которой много пользователей объединены в одном виртуальном пространстве); асинхронная (задержка ответа – веб-форумы (Web-based forums), блоги–дневники, дискуссионные списки (discussion lists), гостевые книги (quest books), электронная почта, списки рассылки (mailing lists), телеконференции (newsgroups)). Особенности виртуальной коммуникации 1. Ограничение сенсорного опыта (информация ввиде текстовых сообщений, подобие невербального языка: выражение чувств " смайликами" ); 2. Неопределенность идентичности пользователей (ник и аватар); 3. Анонимность пользователя; 4. Уравнивание пользователей в статусе (равные возможности для высказывания своей точки зрения, выражения своих мыслей и чувств); 5. Растяженность пространственных границ (географическое расстояние не имеет значенния); 6. Растяженность временных границ (" растягивания" времени диалога) 7. Социальное разнообразие. Итог, И. — это отсутствие барьеров общения реальной среды. Обладание большей степенью свободы. негативные последствия компьютеризации общества. Киберзависимость (Термин психиатра Ивана Голдберга) – патологическая зависимость от виртуально-информационной реальности (поведение со сниженным уровнем самоконтроля, грозящее вытеснить нормальную жизнь). К. констатируется при наличии 3 пунктов из следующих: 1. Количество времени, которое нужно провести в Интернет, чтобы достичь удовлетворения (иногда чувство удовольствия от общения в сети граничит с эйфорией), заметно возрастает. 2. Если человек не увеличивает количество времени, которое он проводит в Интернет, то эффект заметно снижается. 3. Пользователь совершает попытки отказаться от Интернета или хотя бы меньше проводить в нем меньше времени. 4. Прекращение или сокращение времени, в И., приводит к плохому самочувствию и навязчивым мыслям о И. Итак, Интернет, открыв уникальные возможности безграничного общения и самотворчества, в может оказаться своеобразным наркотиком, миром, подменяющим реальность. Человек получил еще одну дверь в своем стремлении " убежать от свободы". Заключение С одной стороны, отмечается негативное влияние виртуально-информационной реальности на человека. С другой, развитие Интернет связывают с созданием новых видов деятельности и новых способов построения социальных отношений, способствующих увеличению интеллектуального, творческого потенциала человека. в целом Интернет — это ни хорошо и ни плохо, так как Глобальная Информационная Сеть не цель, а только средство человеческого самоопределения и самовыражения.
Философия и футурология. Глобализация как феномен цивилизационной динамики. Беларусь в контексте глобализации. Футурология в широком значении – совокупность представлений о будущем человечества, в узком – область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов; часто употребляется как синоним прогнозирования и прогностики. Особенности футурологии. Футурология представляет собой прогнозирование будущего в виде экстраполяции (прогноз продолжения в будущее тенденций настоящего) и моделирования (на основе анализа модели-аналога ситуации или процесса), которое может быть проектом или сценарием желаемого состояния общества. Футурология предусматривает желание автора найти действенный выход из ситуации неприятия. Отличительная особенность футурологического прогнозирования — его принципиальная осуществимость, возможность реализации в будущем. Футурология как философия истории. Футурология - это история предполагаемого будущего. В философии истории можно выделить два таких направления - линейное и цикличное. Футурологические прогнозы. Любой образ будущего в целом находится в диапазоне «пессимизм — оптимизм». 1) Эсхатологический пессимизм: трагические конечные судьбах культуры и ее человека, а следовательно мира и человечества. Кризис культуры достиг своей глубины и ведет человека к личностному вырождению — «коллапсу рефлексии», а мир — к хаосу бездуховности. В то же время данный пессимизм радикален по сути, имея в своей основе идею христианского Эсхатоса как праведного возрождения. Предсказывая гибель человечества бездуховной культуры, авторы в большинстве своем предполагают последующее обновление культуры через уничтожение ее антипода. - русское нац самосознание и русская философская традиция: Достоевский - тема падения моральных и культурных ценностей и, как следствие, утопические мечты о золотом веке. - философия постмодернизма: природа обновления культуры видится в отказе человека от рациональности. Они объявили рациональность фактором «смерти субъекта», фактором деформирующим и расщепляющим Я. 2) Пессимистический стоицизм (по аналогии с духовными традициями античных стоиков быть готовыми к «ударам судьбы»). По Марку Аврелию, счастье и несчастье человека не зависят от других людей. - экзистенциалисты нерелигиозного направления — Ж.-П. Сартра, А. Камю, Х. Арендт. Б удущее человека зависит от самого человека, от принимаемых им в каждое мгновение решений, от соответствующих этим решениям действий. Но деятельность и решение каждого человека зависят от того, как он себе в определенный момент мыслит свое бытие — прошлое, настоящее, будущее. Таким образом, будущее может соответствовать в дальнейшем представлениям человека только в том случае, если он правильно истолковал бытие, т. е. воспринял его как собственное. Трагический гуманизм экзистенциалистов в целом демонстрирует неверие в оптимальность будущего культуры и человека, но даже в такой позиции есть нотки оптимизма, которые касаются внутренних резервов самого человека — защита свободы (Ж.-П. Сартр), борьба с абсурдом мира (А. Камю) и демократический — креативный — выбор, устраняющий инертность человека массы (Х. Арендт). 3) Трансцендентальный оптимизм характеризуется убежденностью авторов во всепобеждающей мощи разума человека. « Качественные изменения в человеческом мышлении » — главная мысль многих авторов. Эти изменения А. Печчеи называл « человеческой революцией », подчеркивая, что ее осуществление возможно только через совершенствование самого человека. Выводы: Общий акцент: авторы признают угрозу для человеческой духовности в аспекте идентичности и, так или иначе, пытаются предвидеть пути разрешения этой угрозы. Изменение личности является отправным моментом появляющейся новой цивилизации.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 967; Нарушение авторского права страницы