Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Западная религиозная философия



Несмотря на бурное развитие науки, западная религиозная философия не уступила своих позиций. В течение всего XX в. она достаточно успешно противостояла материализму и позитивизму. Представлена она была следующими наиболее значимыми течениями и философами:

— ортодоксальная католическая философия (неотомизм) — Ж. Маритеп, Э. Жильсон, Д. Мерсье, Й. Бохепьский и др.;

— неортодоксальная католическая философия — Тейяр де Шарден, Р. Нозик;

— философия иудаизма — М. Бубер;

— религиозно-мистическая метафизика — Р. Генои;

— религиозный экзистенциализм - К. Ясперс, Г. Марсель;

— протестантская философская рефлексия — Р. Бультмап, П. Тиллих, Р. Кокс и др.;

— русские религиозные философы зарубежья - Н. Бердяев, Л. Шестов, С. Булгаков, С. Франк и др.

Остановимся на неотомизме как одном из самых влиятельных религиозно-философских течений Запада. Зарождается оно в конце XIX в. Этому способствовали решения IВатиканского собора. Папа Лев XIII призвал к восстановлению в католических школах ≪ христианской философии в духе ангельского доктора Фомы Аквинского≫. Так появляется неотомизм (от Томас — латинского произношения имени Фома), провозглашенный католическими кругами единственно истинной философией, явившейся официальной теоретической платформой католицизма. Для неотомизма, как и для всей религиозной философии, характерно острое противостояние догматиков — приверженцев традиционной теоцентрической ориентации, и реформаторов — сторонников переориентации философии на антропоцентризм, т.е. проблемы человека. Укреплению позиции реформаторов способствовала сама социальная действительность XX в. с ее революциями, мировыми войнами, религиозными столкновениями и экологическими катастрофами. Поэтому современная церковь вынуждена обращаться к насущным жизненным проблемам человека. Неотомисты полагают, что философия должна служить целям теологии, раскрывать и обосновывать ее истины средствами разума. Предпринимаются попытки примирить веру и разум. Однако провозглашается, что вера должна вести, направлять разум. Чистое бытие (бесконечное и трансцендентное) противопоставляется сущему (конечному бытию). Онтология неотомизма использует учения об акте и потенции, форме и материи. Вещи возникают как актуализация (осуществление) некой потенции. Высшее актуальное начало мира, осуществляющее бытие вещей, — Бог. Он же является высшей формой (формой форм), которая создает первичную материю и множество других форм. Материя — косное, пассивное начало. Форма — активное. Оно актуализирует материю.

Бессмертной формой (сущностью) человека является его душа. Она должна стремиться познать высшее (трансцендентное) в природном чувственном мире. Вторичные причины бытия и внешние связи явлений доступны пауке. Но высшие причины постигаются только при участии Бога. Свобода — важный, неотъемлемый атрибут личности. Ее отношение к обществу существует в трех видах: индивидуализм, коллективизм, солидаризм. Неотомисты являются сторонниками солидаризма, так как, по их мнению, только в нем реализуется идея христианской любви к ближнему. Главные философские проблемы неотомизма и других религиозных течений: Бог (доказательство его бытия), человек (сущность, существование, познание Бога) и добро — зло (происхождение зла, преодоление зла, этика).

 


 

Философия постмодернизма

Философский постмодерн — специфика философской мысли, которая представлена следующими именами:

— Жак Лакан;

— Жак Деррида;

— Жорж Батай;

— Жиль Делез;

— Жан Франсуа Лиотар;

— Жан Бордрийяр;

— Ричард Рорти и др.

Главная задача постмодернистов — сломить многовековой диктат законодательного разума, показать, что его претензии на познание истины являются гордыней и ложью, использованными разумом для оправдания своих тоталитарных притязаний.

Основные принципы постмодерна:

— объективная сущность — иллюзия;

— истина неоднозначна, множественна;

— обретение знания — это бесконечный процесс пересмотра словаря;

— действительность формируется под воздействием человеческих желаний и поступков;

— человеческое познание не отражает мир, а интерпретирует его, и ни одна интерпретация не имеет преимуществ перед другой и т. п.

Одним из первых мыслителей философии постмодерна является француз Жан Франсуа Лиотар.

В своей книге «Состояние постмодерна» (1979) он разъясняет феномен постмодерна как культурологический в целом, как своего рода реакцию на универсалистское видение мира в модернистской философии, социологии, религиоведении, искусстве и т. д.

Лиотар считает, что отличие постмодернистской философии от марксистской — в утверждении идеи выбора из нескольких альтернатив, которые представляются не столько в познанном, сколько в исторической конфигурации жизненных практик, в социальной сфере.

 

Основные черты и особенности русской философии

Начальный период становления русской философии — XI–XVII вв., его называют по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода. Основная черта этого периода — отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения.

Второй период развития русской философии начинается с XVIII в.

Два основных взаимосвязанных фактора, под влиянием которых развивается не только философия, но и вся духовная культура этого времени:

— процесс европеизации России, связанный с реформами Петра Великого;

— секуляризация общественной жизни.

В это время философия отходит от схоластических образов и становится свободной от церкви. Первыми сторонниками научного знания и философии Нового времени на Руси были:

— М.В. Ломоносов;

— А.Н. Радищев;

— Феофан Прокопович;

— В.Н. Татищев;

— А.Д. Кантемир и др.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) положил начало материалистической традиции. Он выступал с материалистических позиций, но, как и все материалисты того времени, понимал материю только в качестве вещества.

Философия Ломоносова носит секуляризованный, антиклерикальный характер, он довольно резко критикует церковь и невежество попов. Но в то же время он стремится примирить естественно-научное и теологическое объяснение мира и не отвергает Бога-творца.

Александр Николаевич Радищев (1749–1802), как и Ломоносов, хорошо знал западную философию, в том числе и французский материализм.После публикации знаменитого произведения Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором он беспощадно обличает крепостничество и самодержавие, он становится первым русским философом, который провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а в качестве основного стержня секуляризированной, светской общественной мысли.

Самостоятельное философское творчество в России начинается в XIX в., который является третьим этапом развития русской философии.

Первым, кто начал самостоятельное философское творчество в России, был Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856). Свои мысли он изложил в знаменитых «Философических письмах». Основным в учении Чаадаева были философия человека и философия истории.

Следом за Чаадаевым появляются два направления, противоположные в понимании смысла и значения русской идеи:

— славянофилы (заложили основу русской религиозной философии второй половины XIX в.);

— западники (критиковали церковь и тяготели к материализму).

В конце 60 — начале 70-х гг. XIX в. в России появляется мировоззрение народничества. Его основной идеей было желание прийти к социализму, минуя капитализм, и признание самобытности пути развития России. Продолжателями славянофильства в 60–70-е гг. явились почвенники, идея их философии — национальная почва как основа социального и духовного развития России.

Следующий этап (конец XIX — первая половина XX вв.) русской философии связан с возникновением философских систем.

Характерные черты:

— антропоцентризм;

— гуманизм;

— религиозный характер

— возникновение русского космизма (мистического, теологического).

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1182; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь