Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Гносеология: философское учение о знании.




Гносеология – философское учение о познании. Предметом изучения гносеологии выступают все стороны субъектно-объектных отношений, специфика научного, обыденного, повседневного знания и всех видов познавательной деятельности человека.

Гносеология изучает специфику того или иного вида познания лишь с мировоззренческой стороны. Целью изучения познавательных процессов выступает возможность достижения истины и формы существования истины.

Гносеология исследует явления познавательной деятельности, но в плане отношения познания к объективной реальности, к истине, к процессу достижения истины. «Истина» – одно из центральных понятий гносеологии. Гносеология опирается на социокультурный аспект деятельности человека, который является ведущим.
Философская теория познания опирается на данные, полученные в рамках специальных дисциплин, будь то эмпирические данные или теоретические обобщения.
Однако гносеология, самостоятельная область знания и не может быть сведена к какой-либо специально-научной дисциплине. Философская теория познания опирается на результаты исследования, которые выступают как эмпирический материал, которые изменяются в рамках задач, по выявлению норм получения истинного знания, в контексте разработки проблематики, связанной с взаимоотношением знания и реальности.
Один из центральных вопросов гносеологии: «Познаваем ли мир?» В рамках гносеологии этот вопрос приобретает следующую формулировку: «как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру?» Вопрос заключается в том, можно ли достоверно познать предметы, их сущность и проявления сущности.
Отвечая на этот вопрос в философии сложилось 2 направления: познавательно-реалистическое и агностическое. Для агностицизма характерно утверждение, что мир непознаваем. Однако, подобное утверждение не совсем верно и берет начало из позиции И.Канта. В конце 19 начале 20 века сформировалась разновидность агностицизма – конвенционализм – философская концепция, согласно которой научные теории и понятия являются не отражением объективного мира, а предметом соглашения между учеными. Конвенционализм получил широкое распространение в последнее десятилетие.
Современная философская теория познания и агностицизм не расходятся в вопросе о познаваемости явлений. Принципиальное расхождение по вопросу о том, познаваема ли сущность материальных систем. Специфика агностицизма – в отрицании возможности достоверного познания сущности материальных систем. Агностицизм – это учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.

2) Проблемы истины.
Проблема истины в философии является центральной во всей теории познания. Она отождествляется с самой сущностью, является одним из самых важнейших мировоззренческих понятий, находится в одном ряду с такими ключевыми явлениями, как Добро, Зло, Справедливость, Красота. Проблема истины в философии и науке является достаточно сложной. Многие концепции прошлого, например, концепция Демокрита о неделимости атомов, считалась на протяжении почти двух тысяч лет бесспорной. Теперь она уже представляется как заблуждение. Однако, скорее всего, большая доля существующих сейчас научных теории окажутся заблуждениями, которые опровергнут со временем.

Способы толкования
Проблема истины в философии потребовала для своего решения нескольких способов толкования этого понятия.
Онтологическое понимание. «Истина – то, что есть». Важно само наличие вещи или предмета. Верность заключения может быть раскрыта в определенный момент, человек откроет его через слова, произведения искусства, сделав тем самым достоянием всех. Однако к случаям разного понимания и восприятия одного и того же процесса такая позиция не критична.
Гносеологическое понимание. «Истина – когда знания соответствуют действительности». Но здесь также возникает множество разногласий, поскольку распространена практика сравнения заведомо несравнимого: реально-материального и идеального. Тем более многие явления, к примеру, «свобода», «любовь», невозможно проверить.



· Позитивистское понимание. «Истина должна подтверждаться опытом». Позитивизм рассматривал только то, что можно реально проверить на практике, а остальное выходило за предел изучения «настоящей философии». Подобный подход явно оставляет без внимания многие важные для человека явления, процессы, сущности.
Прагматическое понимание. «Истина — полезность, эффективность знания». Согласно этому подходу верным признавали то, что дает эффект, приносит прибыль.
Конвенциональное понимание. «Истина — это соглашение». Согласно этому подходу, если возникали разногласия, то следовало договориться, что именно считать верным заключением. Такая позиция может использоваться только в течение определенного времени и не во всех областях деятельности. Скорее всего, проблемы истины в философии объединяют все эти подходы. Истина – то, что на самом деле существует, соответствует нашему знанию. В то же время это определенный договор, соглашение. Она объективна и субъективна, абсолютна и относительна, конкретна и абстрактна.

3) Философия науки.
Философия науки - это взгляд на реальную науку и ее историю с позиций философии. Это интерпретация с позиций философии целей, возможностей, структуры, методов и закономерностей функционирования и развития науки. Разумеется, этот взгляд существенно зависит от разделяемой тем или иным философом или ученым общей философской концепции или теории. В силу принципиальной плюралистичности философии не существует и не может существовать какой-то одной "истинной" философии науки. Привлечение той или иной философии в качестве интерпретационного ресурса для понимания и объяснения процесса научного познания, его структуры, закономерностей развития существенно зависит также от содержания и уровня развития самой науки (зарождающаяся или зрелая; эмпирический уровень познания или теоретический; фундаментальная наука или прикладная; естествознание или социально-гуманитарные науки и т.д.).
Поскольку современная наука не является частью философского знания, постольку философия науки - это прикладная философская дисциплина, одна из областей интерпретации философской теории (такими же прикладными философскими дисциплинами являются, например, философия искусства, философия религии, философия права, философия политики, философия истории, философия практики и т.д.). Философия науки - это дисциплина, исследующая взаимодействие философии с конкретными науками, механизм и формы этого взаимодействия, а также порождаемые этим взаимодействием особые продукты и результаты. Как целое наука представлена различными культурно-историческими формами или состояниями (древняя восточная наука, античная, средневековая, новоевропейская классическая наука, неклассическая, современная постнеклассическая наука и др.).
Основными проблемами общей философии науки являются:
а) наука с точки зрения ее сущности, целей, идеалов и возможностей;
б) типы философских оснований науки и их реальное содержание;
в) общая структура, методы, закономерности функционирования и развития науки и научного знания;
г) взаимосвязь науки и общества, науки и государства, науки и человека.
Соотношение эпистемологии и философии науки
Исторически вплоть до середины XIX в. исследование проблем философии науки велось исключительно в рамках такого раздела философии, как эпистемология, который, в свою очередь, был частью гносеологии как общей теории познания (научное, обыденное, философское, религиозное, мифологическое, художественное и др.). Эпистемология - это философская теория научного познания, исследующая его предпосылки, методы, строение, формы, функции. Одна из главных проблем эпистемологии - вопрос о методе науки, возможностях и средствах достижения ею объективно-истинного знания. Как эпистемология философия науки зародилась еще в Древней Греции, в рамках античной философии (Фалес, Парменид, Демокрит, Зенон, софисты, Платон, Аристотель, скептики и др.). К середине XIX в. в философии был построен целый ряд альтернативных эпистемологических доктрин (концепции научного познания Платона, Аристотеля, Р. Декарта, Ф. Бэкона, Дж. Локка, Г. Лейбница, французских материалистов, Д. Юма, И. Канта, Г. Гегеля и др.). Они представляли собой различные версии двух главных тенденций в истолковании природы научного знания: априорно-рационалистической (Платон, Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант, Г. Гегель и др.) и сенсуалистско-эмпирической(Демокрит, Аристотель, Ф. Бэкон, Дж. Локк, французские материалисты, Д. Юм и др.). Все эти концепции подробно описаны в общих курсах философии, поэтому мы не будем на них специально останавливаться.
С точки зрения изучения развития философии науки более примечательным представляется другое культурно-историческое событие - зарождение в 30-х гг. XIX в. в европейской культуре нового понимания предмета и метода философии науки. Это понимание было существенно альтернативным по отношению ко всей предшествующей эпистемологии. Однако, как покажет последующее развитие философии науки, именно этому новому пониманию философии науки будет суждено стать господствующим в этой области знания. Речь идет о выдвижении программы построения не традиционно философской ("метафизической"), а научной теории науки и научного познания. Начало осуществления такой программы философии науки было положено в работах О. Конта, Г. Спенсера и Дж. Ст. Милля, которые, в противовес умозрительно-философскому построению философии науки как эпистемологии, выдвинули проект создания "позитивной" философии науки. Именно благодаря этому проекту они вошли в историю философии и методологии науки как основоположники позитивизма.
Каковы же были взгляды родоначальников позитивизма на предмет, метод и особенности философии науки как особой области знания? Во-первых, предметом позитивной философии науки была объявлена реальная наука и ее содержание, а отнюдь не ее идеальная философская конструкция с позиций того или иного философа. В этом отношении, по мнению позитивистов, новая философия науки ничем не должна отличаться от других конкретных наук, имеющих предметом своего изучения вполне определенный фактический материал. Предмет философии науки - реальное (фактическое) содержание науки, ее методы, функции и закономерности. Как и в любой другой науке, методом научной философии науки должно стать эмпирическое (включая историческое) исследование и обобщение содержания реальной науки. От спекулятивной философии науки к научной философии науки, от трансцендентальнофилософских моделей науки к моделям науки, основанным на конкретно-научном, эмпирическом и историческом изучении содержания и развития реальной науки - вот кредо нового понимания философии науки.
При всех недостатках первого позитивизма, полного отрицания его представителями эвристического значения философии в ее трансцендентальном ("метафизическом") понимании, позитивисты, тем не менее, достаточно глубоко обосновали необходимость познавательного движения не только в направлении от философии к науке (как это имело место в эпистемологии), но и от реальной науки к ее философскому обобщению и осмыслению. Как покажет время, оба эти вектора являются взаимодополняющими друг друга и одинаково необходимыми при построении адекватной философии науки. Именно их синтез составляет главную методологическую особенность, помогает, с одной стороны, ограничить эпистемологический плюрализм, оставив только те философские идеи и концепции науки, которые хорошо соответствуют реальной науке и ее истории, активно используются самими учеными при построении и обосновании научных концепций. С другой стороны, этот синтез ставит необходимые пределы чисто эмпирического и исторического исследования науки в рамках ее философского рассмотрения, не позволяя философии науки превратиться в историю науки или науковедение.
Как известно, философия по своей природе является принципиально плюралистичной областью знания. Это обусловлено ее стремлением следовать идеалам рациональности при построении системы мировоззрения. Однако соблюдение требований всеобщности и рациональности требует от философии быть рефлексирующим видом познания, постоянно анализирующим, критикующим и в конечном счете пересматривающим свои собственные основания. С одной стороны, философия исходит из ничем не ограниченной конструктивной свободы мышления, с другой - из столь же неограниченной критики и самокритики, а также отрицания любых ее "конечных" построений. В этом рефлексивном характере философии ее сила и слабость. Фундаментальный и вместе с тем плюралистический характер философских концепций имеет место и в эпистемологии. Здесь мы сталкиваемся с множеством конкурирующих между собой философских концепций научного познания, при этом не просто различных, а зачастую полностью отрицающих друг друга (платоновская и аристотелевская эпистемология, декартовская и бэконовская философия науки, эпистемологические доктрины Юма, Лейбница, Канта, Гегеля, Гуссерля, марксистская эпистемология, структурализм и постструктурализм и т.д.). При этом для каждой философской эпистемологической концепции характерно в качестве ее "родовой" черты то, что она всегда выступает от имени Абсолютной Истины. В связи с этим возникает вопрос: на какую из отрицающих друг друга эпистемологических концепций должен ориентироваться реальный ученый? С нашей точки зрения, преодолеть или ограничить этот противоречивый эпистемологический плюрализм концепций науки и научного познания можно только одним способом: их проверкой на эмпирическое соответствие реальной науке и ее истории. Однако сделать это весьма непросто, учитывая сложную структуру самой науки, противоречивое многообразие ее концепций, дисциплин, отраслей, уровней научного знания, методов и средств научной деятельности и т.п.

Говоря о соотношении эпистемологии и современной философии науки, необходимо подчеркнуть следующий важный момент. Современная философия науки по своему содержанию значительно шире эпистемологии, поскольку исследует науку в различных структурных аспектах ее бытия:
а) как особую подсистему культуры;
б) специфический социальный институт со своими правилами самоорганизации, управления, мотивации и коммуникации членов научного сообщества;
в) фундамент инновационной системы современного общества и его экономики;
г) специфическую форму практики не только с точки зрения особой технологии производства научного знания, но и самого широкого использования результатов науки в освоении и преобразовании окружающей человека природной и социальной действительности;
д) особую форму жизни значительного числа людей, для которых занятия наукой не просто профессиональная деятельность, а главный смысл существования.
Наконец, важным разделом современной философии науки является исследование философских оснований и философских проблем различных наук, порожденных в ходе их взаимодействия с философией. Создать такую многомерную философскую модель науки значительно сложнее, чем только ее эпистемологический образ. Особенно, если при этом иметь в виду, что все перечисленные выше структурные аспекты науки тесно взаимосвязаны между собой и оказывают друг на друга существенное влияние в реальном бытии науки как целостной системы.
Традиционное представление философов о том, что подлинная наука должна быть системой всеобщих, необходимых и абсолютных истин, явно не выдержало проверку реальным развитием науки. В частности, об этом убедительно свидетельствует историческое развитие и современное состояние таких ее наиболее развитых областей, как физика и математика. Для этого достаточно сравнить философские основания классической и неклассической физики или философские основания классической и неклассической математики. Они существенно различны, как и отражаемое ими содержание (классическая механика и теория относительности, классическая и квантовая механика, евклидова и неевклидовы геометрии, классическая дедуктивная математика и конструктивная математика и т.д.). Если представители классической науки вплоть до начала XX в. еще верили в возможность достижения наукой окончательного доказанного и универсального знания, то для представителей неклассической науки такая вера является очевидным философским заблуждением и существенно неконструктивной позицией для самой науки, серьезно тормозящей ее развитие. Современная наука исходит уже из других принципов: релятивности, субъект-объектности, социальности, практической ориентированности любого научного знания, в том числе физических и математических теорий. В последнем случае важное значение имели ограничительные теоремы в отношении якобы абсолютно строгого и доказательного характера математического знания, полученные К. Геделем, А. Черчем, А. Пуанкаре, А. Гейтингом, А. А. Марковым и др. Они показали невозможность абсолютно полной и строгой формализации любых математических теорий, даже таких простых, как арифметика натуральных чисел, а следовательно, необходимость считаться с принципиально содержательным характером математического знания и, как следствие, с его существенно интуитивными предпосылками. Это относится как к процессу открытия математических теорий, так и к процессу их обоснования.

 

 

№50 Глобальные проблемы современности

Одна из характерных особенностей современного мира - обострение глобальных проблем, которые по своему характеру выходят за рамки интересов различных классов и общественных систем, и от решения которых в решающей степени зависит будущее, более того само существование человечества. Сам термин «глобальные проблемы» вошел в международный лексикон во второй половине 60-х г., он происходит от латинского «глобус», - то есть Земля. По своему характеру глобальные проблемы современности различны: от угрозы ядерной войны до экологической катастрофы, от растущего раскола мира на «богатые» и «бедные» страны и народы до перспективы истощения традиционных и необходимости поиска новых источников энергии.

Глобальные проблемы представляют собой переплетение на общепланетарном, общемировом и общечеловеческом уровне социально-экономических, политико-идеологических, культурных, биосоциальных и социоприродных противоречий в современном мире.

Анализ глобальных проблем немыслим без их научной, логически стройной типологии. В литературе существует несколько подходов к типологии глобальных проблем современного этапа общественного развития. Однако более приемлемым, на наш взгляд, является подразделение их на три группы.

Первая группа глобальных проблем вырастает из отношений между основными социальными общностями современного человечества (общественно-экономическими системами и составляющими их государствами, классами, нациями), то есть система «общество-общество». Вторая группа - из отношений «человек- природа», и третья - «человек - общество». В основе такого подхода к типологии лежит материалистическая методология параллельного изучения двух линий отношений, определяющих всю жизнедеятельность людей. Каждая из них слагается из определенного количества типов глобальных проблем, которые в свою очередь включают конкретные разновидности однотипных глобальных проблем. Первая группа глобальных проблем связана с перестройкой международных отношений сообразно требованиям дальнейшего прогресса человечества. И можно выделить под названием «общемировые глобальные проблемы» или «интерсоциальные проблемы». Эта группа включает в себя четыре типа глобальных проблем.

Проблема предотвращения мировой войны, угрожающей гибелью цивилизации и самому существованию жизни на планете. Она предполагает спектр дочерних проблем: обуздание гонки вооружений; запрещение новых систем оружия; разоружение, установление безъядерных зон, мер доверия и т.п.

Проблема установления нового экономического международного порядка на принципах равноправного и взаимовыгодного сотрудничества для устранения отставания слаборазвитых стран. Здесь также имеется несколько частных проблем: проблема преодоления технологической зависимости развивающихся стран от развитых государств Запада, проблема перестройки международных экономических отношений и др.

Проблема борьбы за прогрессивные формы экономической интеграции и интернационализации для углубления международного разделения труда и выравнивания уровней социально-экономического развития стран земного шара. Из составляющих ее частных проблем можно выделить вопрос о ликвидации существующих диспропорций в мировой торговле и каких-либо ограничений несправедливого характера в международном экономическом обмене.

Проблема управления развитием НТР ее гуманистической направленностью на глобальном уровне.

Вторую группу глобальных проблем современности составляют проблемы оптимизации, гармонизации и гуманизации отношения общества к природе для сохранения и приумножения ресурсного потенциала человечества. Их можно определить, например, как «общепланетарные глобальные проблемы», и выделить 8 типов.

Проблема предотвращения стихийных бедствий антропогенного или смешанного происхождения (эрозия почвы, опустынивание и т.п.).

Проблема рационального и экономического использования природно-сырьевых ресурсов.

Демографическая проблема.

Продовольственная проблема.

Проблема оптимального хозяйственного основания необжитых территорий.

Проблема предупреждения энергетического кризиса.

Проблема защиты окружающей природной среды и механизмов ее самовоспроизводства.

Освоение богатств Мирового океана, освоение использование космоса в мирных целях прогресса.

Третья группа глобальных проблем отражает процессы гуманизации отношений общества и личности, вопросов ее освобождения и разностороннего развития, гарантий ее лучшего будущего. Эти проблемы, в частности, можно именовать «общечеловеческими» глобальными проблемами.

Проблема ликвидации антигуманных тенденций в использовании науки и техники. Устранение преград на пути всестороннего и планомерного развертывания научно-технического прогресса в интересах человека.

Проблема искоренения эпидемических заболеваний, болезней цивилизации.

Проблема преодоления негативных тенденций урбанизации.

Проблема ликвидации неграмотности и развития образования, т.е. проблема динамичного умножения интеллектуального потенциала человеческой деятельности.

Проблема гарантий прав человека, прежде всего, права на жизнь, на существование в здоровой среде. Итак, имеют место три группы глобальных проблем современности: общемировые глобальные проблемы; общепланетарные глобальные проблемы, общечеловеческие глобальные проблемы. Важно подчеркнуть, что предложенная формулировка трех групп глобальных проблем имеет явно выраженную гуманистическую направленность, поэтому было неправильно относить эту характеристику только к третьему классу глобальных проблем.

Глобальные проблемы современности имеют общечеловеческий характер в самом широком смысле этого слова, ибо они затрагивают интересы всего человечества, влияют на будущее человеческой цивилизации, причем самое непосредственное, не делающее никаких временных отсрочек.

Пути и возможности решения глобальных проблем.

Для оптимального решения глобальных проблем современного этапа общественного развития необходимы две группы предпосылок: научно-технические и социально-политические. Содержание первых состоит в обеспечении научно-технического прогресса в степени, необходимой для регулирования естественно природных процессов; вторых - в создании таких социально-политических условий, которые дадут возможность практически решать глобальные проблемы. Наиболее полное решение глобальных проблем требует, очевидно, коренного преобразования общественных отношений в масштабе мирового сообщества. Значит на ближайший обозримый период единственным путем решения глобальных проблем является развертывание взаимовыгодного, широкого международного сотрудничества. Для выработки общей стратегии выживания, для согласования активной деятельности человечества с возможностями биосферы планеты, с возможностью ее развития потребуются, видимо, неординарные политические решения и акции. Вполне возможно, что обстоятельства продиктуют необходимость не только создания общепланетарного экономического механизма, совокупных действий и согласования потребностей человечества, но и переустройства всего быта, правил общежития. Итак, у мирового сообщества существует объективная возможность сохранить себя и жизнь на планете. Проблема в том - сумеет ли оно воспользоваться этой возможностью?

 

 





Рекомендуемые страницы:


Читайте также:

  1. III. Изучение (разбор) ситуаций («Кейс-стади»).
  2. III. Изучение нового материала.
  3. IV. Сроки приёма заявлений и документов, конкурсного отбора и зачисления на обучение
  4. А. ДИСТЕРВЕГ. ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ
  5. А.Что такое рентгеновское излучение?
  6. Анализ функциональной схемы, получение ЧМ колебаний.
  7. Атомистическая философско-психологическая концепция Демокрита. Гиппократ и учение о темпераментах
  8. Библиографический подбор и изучение научной литературы по проблеме исследования
  9. Вероучение, культ и организация Международного Общества Сознания Кришны
  10. Возникновение буддизма. Буддийское вероучение и культ
  11. Возникновение конфликтологической традиции в социологии: органистическая школа Г. Спенсера, теория классовой борьбы К. Маркса, учение о солидарности и аномии Э. Дюркгейма.
  12. Вопрос № 18: Перечислите виды инструктажей по охране труда. В каких случаях проводится специальное обучение рабочих?




Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1376; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2021 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.) Главная | Обратная связь