Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Глобализация социокульт пространства и пробл сохр-ния культ идентичности. Разв бел нац к-ры в эпоху глобализма.




Глобализация - термин для обозначения ситуации изменения всех сторон жизни общ-ва под влиянием общемир тенденции к взаимозависимости и открытости. Основным следствием этого явл мир разделение труда, миграция в масштабах всей планеты чел и производственных ресурсов, стандартизация зак-тва, экон и технолог процессов, а также сближение к-р разн стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. Поисходит процесс интернационализации, т.е. все чел-во входит в ед с-му соц, культ, эконом, полит и ин связей, взаимодействий и отн-ний. Можно рассм-ть глобализацию как интеграцию на макроуровне, т.е. как сближение стран во всех сферах: эконом, полит, соц, культ, технолог... Проявления глобализации в сфере к-ры: 1) превращение планеты в "мировую деревню" (М.Маклуэн), когда миллионы людей благодаря СМИ практически мгновенно становятся свидетелями событий, происходящих в разных уголках Земного шара; 2) приобщение людей, живущих в разных странах и на разных континентах, к одному и тому же культ опыту (олимпиады, концерты); 3) унификация вкусов, восприятий, предпочтений (кока-кола, джинсы, суши); 4) непосредственное знакомство с образом жизни, обычаями, нормами поведения в других странах (через туризм, работу за границей, миграции); 5) появление яза международного общения – английского; 6) повсеместное распростр унифицированных комп технологий, интернет; 7) "размывание" местных культ традиций, их замена мас потреб-кой к-рой зап типа. В процессе глобального взаимод и взаимовлияния разл кул-р, их диалога важное место принадлежит нац к-ре, ее судьбе и роли при глобализации. Нац. к-ра- к-ра определ. нации, возникшая на протяжении ее историч развития на основе этнической к-ры. Белор. нац. к-ра сложилась на основе к-ры белор. этноса во взаимод-ии с культурами др. этнических групп- русских, литовцев, украинцев, евреев и т.д. Бел. к-ра всегда чувствовала влияние др. к-р – это обусловлено геогр. положением Беларуси (между Востоком и Западом). Проблема самоопределения, поиска своего пути развития была хар-на для белор. к-ры на протяжении всей её истории. Один из первых сформулировал идею белор. пути Игнат Владимирович Абдиролович. В своем эссе «Адвечным шляхам» он рассматривает историю Беларуси как историю колебания между Западом и Востоком. Центр. образом явл. раздорожье , на кот. веками стояли белорусы. не зная, куда податься. Говорит, что Беларусь долгое время сохраняла свою «пограничность» и окончательное «неприсоединение» ни к Западу, ни к Востоку. Остановить колебание между Зап. и Вост. можно через творч-во. На протяжении всей своей ист простр-во Бел никогда не было моноэтнич, монояз, моноконфессиональным. Здесь мирно сущ разл этносы, религии, к-ры. В нынешних условиях необх разв модель поликультурализма, расширять прост-во разл культ практик, предоставляя тем самым индивиду право выбора собствен идентичности. Культурная идентификация – самоощущение чела внутри конкретной к-ры. Идеи общности и акт идентификации с др оказ-ся фундаментом всех чел с-м. Инд и груп культ идентичность менялась в соотв с ист преобразованиями. В наст время индивид всё менее связан контекстом своего рождения и обладает большим выбором в самоопределении. Заметно ускоряются темпы соц и культ изменений, так что формы идентификации становятся всё более кратковременными. Этнич идентификация индивида предполагает его связь с историческим прошлым данной группы и акцентирует идею «корней». Этнос, миросозерцание этнической группы вырабатывается с помощью символов общего прошлого – мифов, легенд, святынь, эмблем. Этническое сознание особенности, «непохожести» на других в большей степени определяется самими представителями данного этноса. Национальная идентичность, основанная на исторической национальности, национальных идеях, является движущей силой народа по его продвижению к вершинам цив-ции.

Анализ механизмов и закономерностей взаимодействия культурных традиций в совр Фии. Специфика методологии совр кросс-культ иссл-ний.

Одна из наиб значит для культ динамики форм культ ком-ции – взаимодействие или диалог к-р. Это понятие исп-ся для обозн-ния суммы непосредствен отношений и связей, кот складываются м/у разл к-рами, а т их рез-тов, взаимных изменений, возн-щих в ходе этих отн-ний. Уровни взаимодействия культур: 1) этнический, хар-ный для отн-ний м/у лок этносами, ист-этнограф, этноконфес соц общностями; 2) межнац, основан на диалоге разл гос-полит стр-ры и полит элит; 3) цивилизационный, осн на встрече принципиально разл типов социальности, с-м цен-тей и форм к-ро/творч-ва. Диалог к-р на этом уровне наиб продуктивен с т.зр. культ-инновац деят-ти. Именно перекрестки культур Вост и Запа, путей искусства Евр и Афр, традиций ант-ти и арабск мира стан-лись очагами радикальн поворотов в истории. Разл формы u пр-пы взаимодействия к-р. В ист практике известны и мирн, добровольные способы взаимо-действия, в этом случае пр-пы взаимод нацелены на партнерское, взаимовыгодное сотрудничество, и принудительные, или реализуемые в результате колониального, военного завоевания, в этом случае, как правило, доминирует стремление к односторонней выгоде.В каждом конкретном случае взаимодействия к-р м выд неск-ко стадий или этапов. Исходным пунктом здесь принято считать стадию культ шока. Культ шок первоначальная реакция инд, груп или мас сознания на встречу с ин культ реальностью. Культ шок возн как отражение принципиальной нестыковки разл культ образцов, конфликта между привычным набором ценностей, языковых и поведенческих практик и культурными нормами, привнесенными нов к-рой Выд 4 способа преодоления культ шока: 1. Колонизация - агрессивная демонстрация и пропаганда собствен культ ориентиров и моделей поведения, радикальное неприятие традицион ценностей "местной" к-ры и их вытеснение на периферию культ простр-ва. 2. Геттоизация - созд компактных мест проживания чужих (эмигрантов, беженцев) или местных (индейцы США) носителей ин к-ры, где они получают возм-ть сохр и поддерживать св культ микросреду в жестких рамках локальных замкнутых простр-в. Кажд из сторон демонстрирует отказ от принятия "чужих" цен-тей (кит кварталы в США). З. Ассимиляция - сознательный отказ от собствен, более "слабой" или утратившей актуальность культ идентичности в пользу полного приспособления к "чужой" к-ре. 4. Диффузия - разл модели совмещения элементов "своей" и "чужой" к-р. (колониальн и миссионерской экспансии 14-19 вв., существенно способствовал антропологическому перевороту в философии культуры - отказу от европоцентризма и принятию всего реального многообразия культурных миров в качестве равноправных участников культурной динамики. Взаимодействие культур может проходить в конфликтных формах. Фундаментом конфликта стан-ся глубинные различия в соц опыте конфликтующих сторон, закрепленном в фундаментальн пр-пах к-ры (религ и гражд войны, революцион и нац-освобод движения, геноцид, насильственное обращение в истинную веру и истребление нац интеллигенции, полит преследование инакомыслящих). Людьми движет не здравый смысл, а глубинная психолог зараженность конкретным типом культурного продукта, закрепленная на уровне до рациональной убежденности в собствен правоте. Поэтому здесь крайне сложно достичь компромисса. Межкультурные- кросс-культурные исследования ценностей - сейчас становятся все более популярными. Исследования представителей различных культур называются кросс-культурными. Часто психологи, проверяющие закономерности развития на представителях одной культуры, хотят понять является ли это универсальной закономерностью и тогда используется этот метод. одна из самых известных методик изучения ценностных ориентаций, кот в том числе используется для сравнительных межкульт иссл-ний, - это методика Рокича. В осн методики Рокича и ее модификаций лежит метод ранжирования.





Рекомендуемые страницы:


Читайте также:



Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2021 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.) Главная | Обратная связь