Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Новейшие тенденции в методологическом развитии совр культурологии.




Культурология - наука, изучающая к-ру, наиб общ зак-сти её развития. Цель культурологии - построить "генетику" культуры, кот бы объяснила ист-культ процесс в мир и нац масштабах, смогла бы прогнозировать и управлять им. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Оформилась в самостоятельную дисциплину в 20в. Термин «культурология» был предложен в 1949 году амер антропологом Уайтом для обозначения нов науч дисциплины как самостоятельной науки в комплексе соц наук. К. является интегративной сферой знания, рождённой на стыке философии, истории, психологии, антропологии, языкознания, этнографии, религии, социологии и искусствоведения. В культурологии используются методы, используемые во всех областях чел деят-ти: класс-ция (упорядочение к-р и культ феноменов на осн одного или неск-ких признаков), анализ и синтез, индукция и дедукц, абстрагирование. В основе культурологических иссл-ний лежит пр-п ед-ва логич и истор подхода к изучаемым к-рам. Логический метод: предшествует историческому. Иссл-тель создаёт общ взгляд на дан к-ру, сравнивает с др; Исторический метод: направлен на изучение того, как данная культура возникла, какие этапы в разв проходила и чем она стала в своём зрелом виде. Для изучения истории культуры, применяют различные варианты исторического метода: - Генетический: направлен на обнаружение генезиса. - Сравнит-истор: сопоставление периодов разв дан к-ры или след друг за др к-р (диахронический метод), а т сопоставление сосущ-щих к-р или культ явлений (синхронический подход). Помимо общих методов исследования культурология создала свои специфические методы: эволюционный метод, структурно-функциональный метод, диффузионизм, символический интеракционизм, позволяющие решать конкретные задачи внутри данной науки.

В методологической плане в современной культурологии при всем многообразии трактовок можно выделись три основных подохода.

1. Позитивнонаучный подход, который своими корнями уходит к учениям Э.Б. Тайлора и Л. Уайта. Здесь анализ культуры не противопоставляется анализу природы, и культурология воспринимается как вполне точная наука, изучающая законы и механизмы существования культуры. При этом свобода воли человека и его творческая деятельность как источники культуры по большому счету выносятся за скобки научного анализа.

2. Классический подход, уходящий своими истоками к учениям И. Гердера. И Канта, Г.В.Ф. Гегеля, с определенными оговорками, К. Маркса. Здесь анализ культуры признается научным. Но культурно-исторической теория, вышедшая из недр философской классики, является особого рода наукой, отличной от позитивных наук о природе. Ее главное отличие в том, что объективные закономерности культуры не противопоставляются субъективным творческим действиям людей, вне анализа которых научный анализ культуры безнадежно упрощается.

3. Неклассический подход, истоки которого связаны с именами А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. К формированию этого подхода к культуре имели отношение В. Дильтей, О. Шпенглер, во многом З. Фрейд. Суть этого подхода в том, что культура признается недоступной объективному научному анализу. В ее субъективную суть предлагается проникать, используя возможности мифа и искусства. Тупики этой методологии обнаруживает теория и практика постмодернизма. Здесь неклассический подход оборачивается "раскультуриванием" человека, в результате чего исчезает сам предмет культурологического анализа.

В самом общем плане по предмету исследования в современной культурологии также можно выделить три направления:изучение первобытной культуры, которой на протяжении ХХ века занимались так называемая этнология, а также "культурная" и "структурная" антропология; изучение европейской культуры классического типа, которую часто соотносят со своеобразием древних восточных культур; изучение культуры современного массового общества, связанной с новыми постиндустриальными технологиями.



 

1. Природа философских проблем и трансформации проблематики философии в современных условиях.

2. Философия как феномен современной культуры. Историческая динамика культуры и эволюция содержания мировоззренческих структур. Философия и стиль мышления эпохи.

3. Философия и национальное самосознание. Специфика белорусской философской традиции.

4. Понятие реальности и философские подходы к его интерпретации.

5. Проблема бытия в системе современного философского знания

6. Категориальный аппарат современной онтологии.

7. Философская концепция универсума: классические и современные версии.

8. Проблема сознания и основные парадигмы ее анализа в современной философии.

9. Проблема антропософциогенеза в современной философии и основные парадигмы ее интерпретации.

10. Учение о человеке в структуре философского знания; основные направления современной философской антропологии.

11. Проблема соотношения духовности и телесности человека в современной философии. Идея надвительного предназначения человека.

12. Человек в системе социальных коммуникаций Дилемма экзистенциального и исторического существования человека в современной философии.

13. Проблема социализации индивида в современной философии.

14. Человек как homo politicus. Политическая система общества. Индивид и власть

15. Человек и биосфера. Основные сценарии социо-природного взаимодействия в истории общества. Перспективы устойчивого развития и коэволюция человека и природы.

16. Структурно-функциональный подход к социальным явлениям: современные модели

17. Современные концепции этно-национальной структуры общества.

18. Прикладные модели социальной структуры в современной философии: .социально-психологические аспекты

19. Проблема источников и универсальных закономерностей социальной динамики в классической и современной философии.

20. Проблема единства исторического процесса. Концепция всемирной истории и ее альтернативы.

21. История как цивилизационный процесс. Феномены техники и технологии в цивилизационном процессе. Понятие техногенной цивилизации.

22. Проблема периодизации цивилизационного процесса.

23. Индустриальное общество. Основные концепции индустриального общества в современной философии.

24. Концепция модернизации, ее семантические версии в современной философии. Понятия «первичной» и «вторичной» модернизации.

25. Постиндустриальное общество. Концепции постиндустриального общества в современной философии:

26. Феномен информационного общества: проблемы и перспективы.

27. Понятия локальной и глобальной цивилизации. Концепция «цивилизационного поворота» в современной социальной философии.

28. Философия культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры в современной методологии.

29. Структура культуры: понятие и современные модели.

30. Культура как процесс: система детерминант культурного развития.

31. Традиции и новации в культуре. Проблема преемственнкости в культурном развитии.

32. Феномен национальной культуры. Мировой культурный процесс и на-циональные традиции.

33. Глобализация социокультурного пространства и проблема сохранения культурной идентичности. Развитие белорусской национальной культуры в эпоху глобализма.

34. Анализ механизмов и закономерностей взаимодействия культурных традиций в современной философии. Специфика методологии современных кросс-культурных исследований.

35. Наука в свете современной философской гносеологии Проблемное по-ле философии науки.

36. Эволюция форм научной рациональности в истории познания. Понятия классической, неклассической и постнеклассической науки. Специфика научной рациональности в современной культуре.

37. Структура научно-познавательной деятельности: современные модели.

38. Проблема предпосылочности научного знания. Метатеоретические основания науки.

39. Проблемы исторической динамики науки. Научное познание и типы цивилизационного развития.

40. Парадигмальная история науки. Проблема преемственности в развитии научного знания.

41. Методологический инструментарий современной науки.

42. Специфика методологии гуманитарного познания. Современные методы гуманитарных исследований.

43. Проблема обоснования результатов научного исследования. Виды обоснований.

44. Наука в системе современного общества. Социальные аспекты развития современной науки

45. Наука и образование. Эволюция образовательных парадигм в истории культуры. Современные стратегии развития образовательных технологий.

46. Проблема социального статуса ученого. Феномены технической и гуманитарной интеллигенции в современной культуре.

47. Научное познание и ценности современной культуры.

48. Перспективы развития и новые методологические ориентиры современной науки: новейшие тенденции Парадигмальные сдвиги в современном естественнонаучном и гуманитарном познании.

49. Специфика социально-гуманитарного познания. Основные исследова-тельские программы в гуманитаристике

50. Проблема метода в гуманитарном познании. Парадигма историцизма в социально-гуманитарном познании и ее современные версии

51. Методологическая традиция социального реализма. Парадигма социологизма в социально-гуманитарном познании: классические и современные модели

52. Проблемы истины и интерпретации в современной гуманитаристике

53. Линейные и нелинейные модели в методологии современного гуманитарного познания

54. Философско-методологические проблемы социального прогнозирования. Философия и футурология.

55. Новейшие тенденции в методологическом развитии современной культурологии.

 

 





Рекомендуемые страницы:


Читайте также:



Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2021 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.) Главная | Обратная связь