Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Рождение Златоустовской гравюры. Русские граверы.




Задание,если не приносить 70 руб. на посещение музея.

3. Прочитать текст и сделать конспект втаблицу, которая называется «Этапы развития гравюры на стали» (Этапы выделены красным цветом)

 

годы Название этапа Имена, фамилии Изделия Техника и способы украшения

Тема: Златоустовская гравюра на стали - декоративно-прикладное искусство (ДПИ)

ДПИ родилось как искусство украшения холодного оружия. На первом месте - само холодное оружие, его боевые качества: острота, твёрдость, гибкость и прочность клинка. Но во все времена клинки (мечи,сабли,шпаги) являлись символами чести, мужества, власти.

И тогда обращали внимание на внешний вид.

Поэтому холодное оружие украшали гравировкой, золотом, драгоценными камнями. Украшение подчёркивало достоинство и качество холодного оружия, придавало ему блеск и праздничное звучание, прославляло храбрость воина на полях сражений.

Оружие становилось произведением искусства.

Эти особенности (боевую и символическую) учитывали все производители холодного оружия.

Оружейная фабрика. Немецкие граверы.

Появление искусства Златоустовской гравюры на стали связано с открытием Оружейной фабрики. 3 июля 1815г. издан Указ императора Александра 1 об организации Златоустовской оружейной фабрики при Златоустовскомжелезоделательном заводе, директор - А. Эверсман. Фабрика должна была стать производителем холодного оружия для российской армии и флота. С первых дней работы кроме строевого оружия изготавливали и украшали так называемое «жалованное оружие». В наградной системе России оружие занимало видное место. Наиболее почетным считалось награждение оружием с надписью: «За храбрость» или

его называли «золотое оружие».

Начало гравировальному промыслу в Златоусте было положено оружейниками из немецкого города Золинген и французского с немецкой фабрикой Клингенталь.Они привезли на Урал приёмы художественного убранства холодного оружия, сложившиеся в Зап. Европе в ХVII- XVIII веках. Первые мастера цеха позолоты и украшения клинков - Шаф Николай (отец) и Людвиг (сын). Они использовали технологию, которая позволяла передавать контуры изображаемого: вся поверхность клинка покрывалась лаком, по которому иглой процарапывали рисунок, а затем производили травление кислотой и золочение. На рисунке – клинок, украшен в Златоусте Шафами: на золотом фоне процарапан рисунок.

В 1819г. утверждено Положение по украшенному отделению: предписывали использовать гравировку, травление кислотой под кожу ящура и золочение.

 

По условиям контракта Шаф должен был обучить этому мастерству русских учеников. В конце 1817г. Шафы приняли группу учеников.

Под девизом: «Искусство - в массы»(1930-40 г.)

Холодное оружие вытеснялось огнестрельным. Стали украшать бытовые вещи. На смену орнаменту пришли индустриальные пейзажи, портреты вождей. Главные художники этого периода: Д. Е. Яковлев, Н. ф. Морозов.Как почётные награды лучшим рабочим вручали ножи для разрезания бумаги, портсигары, топорики, пластины для календаря, украшенные видами уральской природы, панорамой завода, портретом В. И. Ленина. Стали применять никелированиеи переносить живопись в Гравюру – на стальных пластинах копировали картины художников.

К Параду Победы 24 июня 1945г. на заводе сделали парадные шашки и кортики для моряков.

ПОСЛЕ ВОЙНЫ

Задание,если не приносить 70 руб. на посещение музея.

3. Прочитать текст и сделать конспект втаблицу, которая называется «Этапы развития гравюры на стали» (Этапы выделены красным цветом)

 

годы Название этапа Имена, фамилии Изделия Техника и способы украшения

Тема: Златоустовская гравюра на стали - декоративно-прикладное искусство (ДПИ)

ДПИ родилось как искусство украшения холодного оружия. На первом месте - само холодное оружие, его боевые качества: острота, твёрдость, гибкость и прочность клинка. Но во все времена клинки (мечи,сабли,шпаги) являлись символами чести, мужества, власти.

И тогда обращали внимание на внешний вид.



Поэтому холодное оружие украшали гравировкой, золотом, драгоценными камнями. Украшение подчёркивало достоинство и качество холодного оружия, придавало ему блеск и праздничное звучание, прославляло храбрость воина на полях сражений.

Оружие становилось произведением искусства.

Эти особенности (боевую и символическую) учитывали все производители холодного оружия.

Оружейная фабрика. Немецкие граверы.

Появление искусства Златоустовской гравюры на стали связано с открытием Оружейной фабрики. 3 июля 1815г. издан Указ императора Александра 1 об организации Златоустовской оружейной фабрики при Златоустовскомжелезоделательном заводе, директор - А. Эверсман. Фабрика должна была стать производителем холодного оружия для российской армии и флота. С первых дней работы кроме строевого оружия изготавливали и украшали так называемое «жалованное оружие». В наградной системе России оружие занимало видное место. Наиболее почетным считалось награждение оружием с надписью: «За храбрость» или

его называли «золотое оружие».

Начало гравировальному промыслу в Златоусте было положено оружейниками из немецкого города Золинген и французского с немецкой фабрикой Клингенталь.Они привезли на Урал приёмы художественного убранства холодного оружия, сложившиеся в Зап. Европе в ХVII- XVIII веках. Первые мастера цеха позолоты и украшения клинков - Шаф Николай (отец) и Людвиг (сын). Они использовали технологию, которая позволяла передавать контуры изображаемого: вся поверхность клинка покрывалась лаком, по которому иглой процарапывали рисунок, а затем производили травление кислотой и золочение. На рисунке – клинок, украшен в Златоусте Шафами: на золотом фоне процарапан рисунок.

В 1819г. утверждено Положение по украшенному отделению: предписывали использовать гравировку, травление кислотой под кожу ящура и золочение.

 

По условиям контракта Шаф должен был обучить этому мастерству русских учеников. В конце 1817г. Шафы приняли группу учеников.

Рождение Златоустовской гравюры. Русские граверы.

Русские «ученики» немцев: Иван и Ефим Бушуевы, Петр, Максим и Федор Тележниковы, Бояршинов Иван, Жуланов Петр, Булатов Сережа, Фёдор Стрижов освоили европейские технологические приёмы украшения оружия быстро. Но они создали свою технологию: рисуя изображение лаком на металле впервыекистью.Рисунок после травления сохранял блеск стали, был рельефным, объёмным. Это позволило располагать на узкой плоскости клинка сценки - в арсенал украшений впервые введены сюжетные миниатюрыиз русской истории.Златоустовские мастера клали золото на металл, и оно получало более яркий блеск, чем у Шафа.Умело использовали и красоту металла: гладко отполированную - «белую» плоскость клинка, волнообразный узор булата. Так, в Златоусте произошло слияние западноевропейской и русской традиций, искусство украшения клинков обогатилось новыми технологическими приемами и приобрело новые формы. Это привело к возникновению отличного от европейской школы «Златоустовского» стиля» декорирования оружия. В нач.1818г. в Петербург отправили 1-ую партию оружия из 19 клинков, украшенных русскими мастерами без участия Шафа. Клинки получили высокую оценку, с 1818г. всё оружие украшалось Златоустовскими мастерами. Шаф уехал в Петербург.

Иван Николаевич Бушуев - Основоположник Златоустовской школы украшенного холодного оружия(1800-1837/Златоуст).

 

 

Но умел сам отковать клинок, писал стихи, знал историю,хорошо рисовал.

После отъезда Шафа он - главный художник Оружейной фабрики. На клинке мастер располагал многофигурные композиции. И «оживали» баталии/битвы/Отечественной войны 1812г. Так он воспевал героизм русского солдата, гордость за Отечество.


Мастер использовал древнегреческий орнамент, аллегории, изображал греческих богов и героев мифов, воплощая в этих символах славу и могущество России. Любимым античным мотивом И.Н.Бушуева стал крылатый конь Пегас - символ творчества. Этот символ использовал при создании герба Златоуста. А памятник «Крылатый кон» на фонтане (В.П. Жариков, центр города, район «Урала») отмечает 0 км.

 

Выбирая сюжеты, Бушуев не ограничивался военной тематикой. Для украшения парадной сабли(1824) он использовал миниатюры бытовых сюжетов. Они показывали этапы изготовления холодного оружия: от добычи руды до поднесения готовых образцов. Эту саблю подарили(1826)герцогу Веллингтону, английскому полководцу (находится в Лондоне в мемориальном музее Веллингтона).

Вершиной творчества И.Бушуева и мастеров первой пол. XIXв. стал комплект рыцарских доспехов (латы, шлем, меч, щит) - «Древнее вооружение» - для цесаревича(будущ. император Александр II). Работу вели в 1830-34гг. При украшении использовали символику: маски льва на погонах –символ храбрости;медузаГоргона на груди – символ непобедимости;листы лавра и дуба-слава, почёт; орёл на шлеме-знак царской власти; сфинкс –мудрость, Пегасы-творчество. Мастера разного профиля (гравер, скульптор, резчик, полировщик, кузнеци др.) использовали разные техники:травление,чернь,позолота,чеканка,просечка и др. Доспехи хранили в Эрмитаже, а в 1928г. переданы в Златоуст. В Златоусте - памятник посвящён мастеру«Иванко-Крылатко» (1988 г.-район вокзала).

Роль Павла Аносова.

Поиск новых технологий и форм.

В 1817-47г. Аносов работал в Златоусте: смотритель Оружейной фабрики, её директор, управляющий Златоустовским горным округом. Поиск новых технологий украшения клинков.П.Аносов отправлял художников осваивать новые приёмы художественной обработки металла в Москву, Петербург, Тифлис: нанесение насечки, искусство просечки (ажурные клинки - рис. справа),чеканка, наведение черни на серебро, технология получения сварочного булата.

Использование текста.На клинкахв композицию вводили надписи.Они играли ведущую роль. Чёткая по содержанию надпись украшала оружие. Встречаются надписи-наставления: «Вот тебе, друг, меч булата, рази врага и супостата»; прославляющие воинов: «Слава нам — страх врагам»; посвящения «Лучшему фехтовальщику».

С сокращением заказов «жалованного оружия» стали украшать ножны и рукоятки (рис. слева вверху), а ранее весь декор располагали на клинках. Продолжателем традиций после смерти И.Бушуева стал Иван Петрович Бояршинов. При украшении он использовал растительный орнамент из лавра, листьев аканфа, сцены охоты и анималистические сюжеты (звери).





Рекомендуемые страницы:


Читайте также:



Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 915; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2021 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.) Главная | Обратная связь