Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Взаимосвязь экономических и политических, экономических и идеологических, экономических и бытовых отношений как объект экономической социологии.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Взаимосвязь экономических и политических, экономических и идеологических, экономических и бытовых отношений как объект экономической социологии.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ изучает закономерности экономического действия людей как форму социального бытия, т.е. развитие экономики она описывает как социальный процесс, движимый активностью функционирующих в ней социальных субъектов, интересами, поведением, взаимодействием социальных групп и слоев. ОБЪЕКТОМ экономической социологии является взаимодействие двух основных сфер жизни общества – экономической и не экономической (собственно социальной), а следовательно изучение взаимодействия экономических и социальных процессов, их взаимосвязей и взаимоотношений, тенденции и закономерности функционирования и развития общества, как целостного социального организма, а также взаимодействие составляющих его социальных структур (социальных сфер, социальных институтов и социальных общностей) разного уровня, типа и сложности. Среди этих социальных структур важными являются прежде всего – социальная сфера, социальные институты и социальные общности. В качестве отдельных сфер представлены экономическая, политическая, идеологическая (или мировоззренческая) и повседневно бытовая (или собственно социальная). Среди социальных институтов для социологии важными являются: - семья, - государство, - собственность, - церковь, - образование... К социальным общностям относят: - социальные классы, - конфессиональные, этнические, профессиональные и демографические группы, - территориальные общности и др. и т.п.
Классическая экономическая теория, как и большинство современных экономических теорий имеют дело с так называемым «homo oeconomicus». По характеристике русского социолога С.Н. Булгакова, это человек «который не ест, не спит, а все считает интересы, стремясь к наибольшей выгоде с наименьшими издержками; это счетная линейка, с математической правильностью реагирующая на внешний механизм распределения и производства, который управляется своими собственными железными законами» (Булгаков С.Н. Соч. в 2-х тт. - М., 1993, т. 2, с. 343). Экономика, исследуя социальные проблемы, смотрит на человека, как на «компетентного эгоиста»: 1) ею человек рассматривается, как некий атомизированный индивид с независимыми предпочтениями, вне конкретных социальных связей, как нечто усредненное – своеобразный «профессор экономики», 2) это от природы эгоистичное существо, стремящееся только к своей выгоде, что и предопределяет его поведение, 3) предполагает, что человек существо рациональное, – знает свою выгоду и, выбирая цель, просчитывает издержки процесса ее достижения, 4) человек рассматривается как хорошо информированный участник процесса производства, знающий и свои потребности и пути их удовлетворения.
2. Принципы и критерии периодизации этапов развития экономической социологии. (Презентация ) 3. Социологические законы в экономике: их сущность и формы проявления. (раздаточный материал) Экономико-социологические идеи Адама Смита и Томаса Роберта Мальтуса. Фундаментальные экономико-социологические идеи Адама Смита Основные идеи Адама СМИТА (1723-1790 гг.): разделение труда, «невидимая рука», «человек экономический», социальная сущность производительного труда, мораль и экономика, социальное неравенство, условия конкуренции. Рынок А. Смитом рассматривается как социальный институт, развивающий соответствующие формы коммуникации. Основа рыночных отношений – разделение труда (что свидетельствует об универсальности процесса разделения труда). В технологическом разделении труда заложена основа для классового деления общества, деления общества на город и село. Концепция А. Смита о «невидимой руке» рынка предполагает такое соотношение во взаимодействии хозяйствующих субъектов и государства, когда государство не вмешивается в процесс «естественного» (свободного) функционирования рынка. «Экономический человек» – это совершенный эгоист, всегда стремящийся к личному обогащению: «не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим им о наших нуждах, а об их выгодах». По А. Смиту богатство нации зависит не от численности его населения, а от соотношения между производительной и непроизводительной частями населения страны. И «ни одно общество не может процветать и быть счастливым, если значительнейшая часть его членов бедна и несчастна». И в этой связи осуществляет анализ соотношения ценности людей различных социальных групп (на примере военного и шахтера). А. Смитом дана характеристика социально-экономического неравенства, справедливых и несправедливых формы экономического неравенства. Проанализированы условия конкуренции: · конкуренты должны действовать независимо, а не быть в сговоре; · численность имеющихся и потенциальных конкурентов должна быть достаточной, чтобы исключить сверхдоходы; · хозяйствующие субъекты должны обладать приемлемым знанием о рыночных возможностях; · должна быть свобода (от социальных ограничений) действовать в соответствии с этим знанием; · нужно достаточно времени, чтобы направление и объем потока ресурсов стали отвечать желанию владельцев. Демографические проблемы Томаса Мальтуса в системе экономико-социологического знания Основные идеи Томаса Роберта МАЛЬТУСА (1766-1834 гг.) отражены в работе « Опыт о законе народонаселения, или Взгляд на его действие на счастие общества в прошедшем и настоящем, а кроме того, изучение, насколько основательны наши ожидания относительно устранения или смягчения тех действий, которые он производит» (« Опыт о законе народонаселения ») и касаются таких социологических проблем: движущих сил общества, соотношения в человеке природного и социального, взаимодействие экономических и демографических процессов, соотношение сознательного и бессознательного. По Т. Мальтусу демографическое развитие подчинено закону геометрической прогрессии, а производство объема продовольствия растет по закону арифметической прогрессии: «Если возрастание населения не задерживается какими-либо препятствиями, то это население удваивается через каждые 25 лет и, следовательно, возрастает в каждый последующий двадцатипятилетний период в геометрической прогрессии». Взаимосвязь демографических и экономических процессов отражена в его следующих положениях: «1) Количество народонаселения неизбежно ограничиваются средствами существования. 2) Народонаселение неизменно возрастает всюду, где возрастают средства существования, если только оно не будет остановлено явными и могущественными препятствиями. 3) Эти особые препятствия, точно так же как и все те, которые, останавливая силу размножения, возвращают население к уровню существования средств, могут быть сведены к следующим трем видам: нравственному обузданию, пороку и несчастью». Его выводы стали спасительными для власть имущих – бедность народа объяснялась не сущностью общественных отношений, а бесконтрольным поведением (размножением) беднейших масс: «Главная и постоянная причина бедности мало или вовсе не зависит от образа правления или от неравномерного распределения имущества; не во власти богатых доставить бедным работу и пропитание, поэтому бедные, по самой сущности вещей , не имеют права требовать от них того и другого»: «сам народ является главнейшим виновником своих страданий». Сам же он утверждал: «Нужно совершенно не понимать моего учения, для того, чтобы считать меня врагом размножения населения. Враги, с которыми я борюсь, – это порок и нищета»; «Уменьшение пороков и бедствий является конечной целью моих стремлений».
Значение теоретико-методологического анализа экономики Концепция социальной экономики Й. Шумпетера и ее особенности. (раздаточный материал)
Экономика и власть. Социометрические законы Собственно социометрическую теорию составляют социометрические законы. Закон социальной гравитации гласит: человечество есть органическая социальная единица, между различными частями которой происходят процессы притяжения и отталкивания– одна группа людей (Г1), находящаяся в месте X, движется навстречу другой группе (Г2), находящейся в месте У, со скоростью прямо пропорциональной величине притяжения между ними (П1 и П2) и обратно пропорциональной как величине отталкивания (01 и 02), так и физическому расстоянию между ними (Р) при постоянных благоприятных условиях коммуникации. Положения социогенетического закона определяют развитие высших форм групповой организации из ее простых форм. Социодинамический закон устанавливает неравномерность получения эмоциональных выборов отдельными членами группы: немногие «звезды» получают львиную долю всех выборов, большинство – среднюю долю и немногие остаются невыбранными («пренебрегаемые»). С увеличением размера группы прямо пропорционально увеличивается разрыв между «звездами», «большинством» и «пренебрегаемыми» и т. д. Социометрическая методика выявляет симпатии и антипатии. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. a) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; b) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»; c) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Идеология социализма Главное в идеологии социализма – это благосостояние людей. И ведущее место в этом благосостоянии отводится достойная жизнь всех людей, а не только богатых индивидов. Второй важнейший аспект социалистической идеологии – это критика социальной действительности современного (и периода Марксу и нынешнего периода) капитализма. Современный капитализм, развивающийся на идеологии либерализма, характеризуется глубоким разрывом в уровне благосостояния. Так, в США и Великобритании 10% населения располагают 90% всех доходов. Но, кроме этого разрыва нарастает контраст между богатыми и бедными странами. Почти 70% населения мира находятся в постоянной нищете. Социализм предлагает следующую модель экономики: - все проблемы производства решаются рабочими отдельных предприятий, которые объединяются в союз производителей; - прибыли каждого предприятия ограничиваются в соответствии с принципом справедливости и потому не играют значительной социальной роли; - производственная демократия становится нормой функционирования экономики; - она обеспечивает такую переориентацию инвестиций, которая гарантирует реализацию социальных приоритетов и сохранение природной среды; - существует единая программа использования рабочей силы, в соответствии с которой рабочая сила направляется в те отрасли экономики, которые связаны с реализацией социальных приоритетов; - прибыль и рентабельность таких отраслей не является основой их деятельности; - существует специальный орган для координаций действий предприятий, дающих доход, и социальных служб, которые содержатся за счет налогов; - существуют строго установленные экономические и социальные приоритеты, которые при любых обстоятельствах преобладают над индивидуальным потреблением; - правительства осуществляют функции координации и поддержки указанных форм активности, каждая из которых не требует непосредственного вмешательства государства; - поэтому государственный аппарат либо ликвидируется, либо сводится к абсолютному минимуму (в зависимости от обстоятельств).
36. Роль образования в жизни общества. Выход человечества на более высокий виток своего развития всегда был связан с опережающим развитием знаний, которые в свою очередь способствовали экономическому, военному и политическому развитию. Роль образования в жизни общества можно рассматривать с различных позиций. Во-первых, как влияет процесс образования на прогресс общества, на различные социальные сферы. Само образование относится к мировоззренческой, идеологической сфере. Оно служит и основой классовой и стратовой дифференциации. Носителями и обладателями знаний сначала и на протяжении длительного времени были привилегированные слои, затем их носителем стал средний класс, как маргинальная группа. Сегодня знание характеризует все социальные группы, т.е. социальные перемены, вызываемые знанием приводят не только к дифференциации, как в прежние времена, а к интеграции социальных групп. Вплоть до XVII – XVIII веков даже узкопрофессиональное знание было привилегией определенного круга людей. Человек, владевший секретами того или иного ремесла, давал клятву не раскрывать этих секретов, и любое ремесло было недоступно тому, кто не прошел обучения у мастера и не перенял на практике его тайн. Еще в конце XIX века высшее образование было уделом молодых людей из богатых семей, а также очень немногих одаренных юношей из бедных семей... Высшее образование считалось роскошью, украшением, а учеба – приятным времяпрепровождением для взрослеющих молодых людей. Когда в образовании, развитии науке происходит застой, ее сдерживание, происходит стагнация всех сторон общественной жизни – в экономике, политике, социальной сфере и т.д. Эмпирически роль образования, влияния его на рост национального дохода страны, рост производительности труда показал в середине 1920-х годов академик С.Г. Струмилин. Он исследовал зависимость между степенью квалифицированности работников и сроками их обучения. Им для своей исторической эпохи установлены научные методы определения оптимального периода школьного обучения и размеров расходов на образование каждого рабочего с учетом роста национального дохода государства. По его данным введение всеобщего начального образования в СССР дал экономический эффект в 43 раза, превышающий затраты на его организацию. Рентабельность начального образования для лиц физического труда в 28 раз превысили себестоимость обучения, а капитальные затраты окупились через 1, 5 года! Академик С.Г. Струмилин также показал сравнительную экономическую выгоду образования для работников умственного труда: 7-летняя школа обеспечила служащему повышение квалификации в 2, 5 раза больше, чем рабочему. Для рабочего обучения в школе 2-й ступени лишь на 14 % окупала государственные затраты, а высшая школа с 3-го курса становилась убыточной. Но самый главный – социальный эффект образования: продолжительность жизни более образованных людей выше, чем у менее образованных. Это отражает следующая статистика: в 2013 г. процент занятых в экономике Беларуси женщин с высшим образованием составляет 31, 1 %, соответствующая доля мужчин – 23, 0 %. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении женского населения в Республике Беларусь составляет – 77, 9 лет, мужчин – 67, 3 года. Соответственно соотношение коэффициента высшего образования и продолжительности жизни женского и мужского населения составляет 1, 35: 1, 16. Таким образом, развитие современной экономики знаний показывает ее высокую социальную значимость. Современная технология, современная организация экономики и всей общественной жизни требует всеобщего высшего образования, отвечающего, с одной стороны, этой экономике, а с другой, отвечающего социальным потребностям общества и населения.
37. Стратегия образования Развитие знаний в постсоветских государствах, основу которого составляет высшее образование, сегодня сталкивается с рядом сложнейших проблем, что прежде всего связано с развитием рыночных отношений в сфере образования, т.е. с острейшими финансовыми проблемами. И та проблема «физиков – лириков», которая, казалось бы, была решена, уже приобрела новое звучание. Во-первых, на постсоветском пространстве не менее чем на 20% сократился срок обучения в высших учебных заведениях. В здесь возникает вопросы: что современная экономика и управление стали более проще, чем были ранее? Что сегодня более простыми стали социальные процессы и отношения? Что объем знаний в мире имеет тенденцию к уменьшению? В-вторых, происходит и переориентация (что характерно для Беларуси) системы высшего образования – рекомендуют, чтобы почти половину срока учебы студент обучался на производстве. В-третьих, если в учебных заведениях западных стран затраты самих студентов по получение высшего образования уменьшаются, то в постсоветских государствах доля этих затрат имеет тенденцию к неуклонному росту. В-четвертых (что характерно для Беларуси), начала проводиться политика по сокращению масштабов приема студентов высшие учебные заведения, что приходит в противоречия с тенденциями повышения роли и значимости экономики знаний в современном мире. Та реформа высшего образования, которая проводится сегодня на постсоветском пространстве, должна быть критически осмыслена, взять прогрессивное из мировой практики образования, учитывать достижения и потери советской высшей школы, ориентируясь на рост науки, образования, знаний в экономики будущего – экономики знаний.
Взаимосвязь экономических и политических, экономических и идеологических, экономических и бытовых отношений как объект экономической социологии.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ изучает закономерности экономического действия людей как форму социального бытия, т.е. развитие экономики она описывает как социальный процесс, движимый активностью функционирующих в ней социальных субъектов, интересами, поведением, взаимодействием социальных групп и слоев. ОБЪЕКТОМ экономической социологии является взаимодействие двух основных сфер жизни общества – экономической и не экономической (собственно социальной), а следовательно изучение взаимодействия экономических и социальных процессов, их взаимосвязей и взаимоотношений, тенденции и закономерности функционирования и развития общества, как целостного социального организма, а также взаимодействие составляющих его социальных структур (социальных сфер, социальных институтов и социальных общностей) разного уровня, типа и сложности. Среди этих социальных структур важными являются прежде всего – социальная сфера, социальные институты и социальные общности. В качестве отдельных сфер представлены экономическая, политическая, идеологическая (или мировоззренческая) и повседневно бытовая (или собственно социальная). Среди социальных институтов для социологии важными являются: - семья, - государство, - собственность, - церковь, - образование... К социальным общностям относят: - социальные классы, - конфессиональные, этнические, профессиональные и демографические группы, - территориальные общности и др. и т.п.
Классическая экономическая теория, как и большинство современных экономических теорий имеют дело с так называемым «homo oeconomicus». По характеристике русского социолога С.Н. Булгакова, это человек «который не ест, не спит, а все считает интересы, стремясь к наибольшей выгоде с наименьшими издержками; это счетная линейка, с математической правильностью реагирующая на внешний механизм распределения и производства, который управляется своими собственными железными законами» (Булгаков С.Н. Соч. в 2-х тт. - М., 1993, т. 2, с. 343). Экономика, исследуя социальные проблемы, смотрит на человека, как на «компетентного эгоиста»: 1) ею человек рассматривается, как некий атомизированный индивид с независимыми предпочтениями, вне конкретных социальных связей, как нечто усредненное – своеобразный «профессор экономики», 2) это от природы эгоистичное существо, стремящееся только к своей выгоде, что и предопределяет его поведение, 3) предполагает, что человек существо рациональное, – знает свою выгоду и, выбирая цель, просчитывает издержки процесса ее достижения, 4) человек рассматривается как хорошо информированный участник процесса производства, знающий и свои потребности и пути их удовлетворения.
2. Принципы и критерии периодизации этапов развития экономической социологии. (Презентация ) 3. Социологические законы в экономике: их сущность и формы проявления. (раздаточный материал) Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 934; Нарушение авторского права страницы