Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Лучше поберечься, чтобы потом не пожалеть
Индустриальная эра была эпохой стандартизации и всеобщей взаимозаменяемости – как деталей, так и людей. Детали должны были быть надежными, а люди – чувствовать себя хорошо защищенными. Эта система была настолько эффективной, все ее процессы настолько точно отлаженными, что защищенность оказывалась неразрывно связанной с гарантированными высокой производительностью и прибылью. Поддерживай движение! Поддерживай эффективность! Поддерживай надежность! И больше ни о чем не думай!
Лучше уж потом пожалеть, но зато взять и рискнуть!
В этом заключена главная идея относительно нашего будущего. В индустриальную эпоху просто не возникало такого вопроса. Конечно же, лучше поберечься, чем потом жалеть. Лучше закрыть на несколько часов аэропорт, перед тем как начнется буря, чем рисковать, разрешив вылет самолета, а потом пожалеть об этом, когда в него где‑ то там в облаках ударит молния. Но сейчас, когда сила и влияние индустриальной эпохи быстро идут на спад и рассеиваются как дым, ставка на безопасность уже не помогает. Мы можем обеспечить безопасность во всем, где это только возможно, но это не сможет генерировать рост, не позволит использовать преимущества от мириад связей, которые мы теперь можем устанавливать, а следовательно, не принесет нам пользы. К тому же даю вам гарантию, что представители Молоха смогут найти кого‑ нибудь более защищенного, чем вы. Нет, единственный выход – это круто поменять направление от защищенности прямиком к тому самому «потом пожалеть». Так неужели же лучше потом пожалеть? Да, лучше пожалеть. Лучше отдаться на волю уязвимости и непредсказуемости и приготовиться терпеть неудачи одну за другой – вместе с радостью от знакомства с новыми людьми, прорывов к новым идеям и возможности проявить свою неповторимую индивидуальность.
Правильный ответ
Он почувствовал, как все его тело стало горячим, и на какой‑ то момент смутился. Каким был правильный ответ на вопрос? Он дал два и все‑ таки Уэллс смеялся. Но Уэллс должен знать правильный ответ, поскольку он был третьим по успеваемости по грамматике. Джеймс Джойс, «Портрет художника в юности» («A Portrait of the Artist as a Young Man»)
Поиск правильного ответа – враг творчества. Правильный ответ знали лидеры индустриальной системы, разум которых был направлен исключительно на повышение производительности. Икару советовали не взлетать слишком высоко и не лететь слишком низко. Но какая же высота является правильной? Где та путеводная карта, на которой обозначена безопасная середина? Творчество не имеет «правильных» ответов. Лучшее, на что мы можем рассчитывать, – это оригинальный ответ.
Но даже это – возможно ли?
У вас есть подходящий штат служащих? Или способность выполнять важную работу, проявлять творчество, бросать вызов статус‑ кво? А что, если это будет хорошо для других людей, но не для вас лично? Малкольм Гладуэлл отмечал, что у большинства игроков Национальной хоккейной лиги день рождения в январе, феврале или марте. О чем это говорит? О том, что, если вам восемь лет и при этом вы родились в эти месяцы, значит, вы на девять месяцев старше, чем другие дети того же набора. Это огромное преимущество, которое дает вам возможность получить место в разъездной команде, больше времени находиться на льду и основательнее тренироваться – все это в совокупности дает наилучший результат. Получается, что некоторые канадские мальчики просто рождены, чтобы играть в хоккей (если только они родились в подходящей для этого вида спорта стране и в подходящем месяце). Если ваша цель – однажды попасть в HNL, то ваш знак зодиака играет огромную роль. К счастью для всех остальных, способность к творчеству не зависит от месяца рождения. Творчество не только возможно для всех, оно неизбежно, нужно только позволить ему войти в нашу жизнь. Существует так много мест, где необходимы творчество и связь с другими людьми, столько открытых дорог и благоприятных возможностей, что никто из нас не может оказаться без дела. И вопрос здесь не в том, имеем ли мы то, что для этого нужно; это касается просто нашего выбора, желания следовать избранной цели. Конечно, трудно обучаться в течение всей жизни (и преодолевать процесс промывания мозгов). Должны быть выработаны новые привычки и соответствующие им новые ожидания. Но вот удивительные новости: впервые в истории было документально подтверждено, что не так важно, где вы родились или что говорит о вас ДНК. Важно другое: экономика «мировой деревни» ожидает, чтобы вы сделали шаг вперед, преодолев сопротивление, которое удерживало вас на месте.
Имейте терпение относительно всего нерешенного в вашем сердце и постарайтесь полюбить сами вопросы.
Райнер Мария Рильке
Надежда, лотерея и конформизм
Надежда – необходимая составляющая человеческой жизни. Без надежды мы увядаем и погибаем. Но как создать надежду в индустриальном обществе, в условиях экономики, где при работе на сборочном конвейере именно конформизм является наилучшим способом добиться продуктивности? Наша экономика стала своего рода гигантской лотереей. Возможно, вы предъявите кому‑ то иск и получите как с неба свалившиеся деньги. Возможно, будете тем человеком, который в результате долгой и упорной работы продвинется и станет партнером владельца корпорации (но этого может и не случиться). Мы составляем списки и рейтинги выдающихся людей – тех немногих счастливчиков, которые «выиграли в лотерею» в своей корпорации, потому что втайне рассчитываем также и наши шансы на победу в этой лотерее. Но, подобно большинству лотерей, это просто игра для неудачников. Здесь шансы против нас. Наша система управления с помощью высокообразованных, особо подобранных по личным достоинствам людей на поверку оказалась чем‑ то вроде слепого (и плутоватого) кручения колеса фортуны. Люди, занимающиеся маркетингом, буквально навязывают населению поток продукции, которую явно не стоит покупать. Люди, работающие в сфере теле– или радиовещания, приправляют рекламу развлечениями и игровыми шоу. Мол, сидите тихо, делайте то, что вам говорят, и, возможно, в один прекрасный день сможете выбраться из долгов и стать победителем. Какова же альтернатива? Она состоит в проявлении индивидуального творческого духа. Но это не случается за одну ночь. Здесь вы не можете просто рассчитывать на выигрыш в лотерею или на то, что вдруг все двери окажутся для вас открытыми и все вокруг сразу же примут и признают ваше видение, ваши щедрость и талант. Нет, в том, что касается творчества, всегда нужно ожидать возвращения древней человеческой привычки безжалостно гасить все новое и необычное – той самой, что портила нам жизнь на протяжении столь долгих эпох. Мы не можем внезапно оставить работу, а затем броситься искать какой‑ то вид творчества, который начнет приносить доход, прежде чем придет время следующей выплаты по закладной. Творческий процесс – это привычка, которую мы должны практиковать ежедневно или ежечасно, пока основательно не освоим ее. Творчество не имеет ничего общего с внезапным рывком и победой, которая приходит просто потому, что вы сделали данный выбор. Оно не предполагает также уступчивости. Творчество в постиндустриальном веке – это привычка, вырабатываемая в течение всей жизни, процесс неуклонного совершенствования, который, постепенно нарастая, позволяет нам проявлять еще больше творчества.
Важные активы
Преуспевающие организации поняли, что в наше время штамповать лозунги, делать ставку на броскую красочную рекламу и оптимизировать цепочки своих поставок, чтобы «срезать» цены, – всего этого уже недостаточно. И «варяги», и «вольные стрелки» – все обнаружили, что просто делать хорошо работу за приличную цену уже недостаточно, чтобы гарантировать успех. Того, кто может выполнить хорошо работу, теперь найти легче, чем когда‑ либо прежде. Гораздо важнее сейчас другие активы: ● доверие; ● неангажированность; ● необычность; ● лидерство; ● истории, способные быстро распространиться в массах; ● связи, сочувствие и скромность.
И вот что интересно: все эти шесть составляющих являются условием успешной работы творческих людей. Эти позитивные моменты генерируются отнюдь не стратегиями, которым можно научиться на курсах, не образованием и не докладными записками людей, занимающих руководящее положение. Они являются результатом всеразрушающего внутреннего порыва, смелых решений и желания проявить себя как личность с большой буквы. Они касаются готовности выйти вперед, а не подстраиваться; изобретательности, а не копирования. Доверие и неангажированность. На рынке это понятно практически каждому; мы слышим только тех людей, которых хотим услышать. Средства массовой информации дешевые, надежные, но внимание фильтруется и фактически невозможно быть услышанными, пока потребитель не предоставит нам эту возможность. Чем более ценным является чье‑ то внимание, тем труднее его заслужить. Так кто же в конце концов будет услышан? Зачем кто‑ то станет слушать того, кто, как известно, намеренно все приукрашивает, не заслуживает доверия или всегда играет в одни ворота? Нет, мы хотим слушать тех, кому доверяем. Мы сотрудничаем с теми и готовы открыть свой кошелек для тех, кто заслужил наше внимание. Выискиваем людей, которые рассказывают нам истории, созвучные нашей душе, слушаем эти истории и общаемся с теми людьми или занимаемся теми видами деятельности, которые вызывают восхищение или доверие и производят на нас позитивное впечатление. И все это качества, свойственные людям, а не машинам. Мы приветствуем человеческий фактор во всем, что нас окружает, особенно когда остальной мир представляется нам равнодушным и чуждым гуманности. С кем вам хотелось бы сохранить связь? С тем, к кому вы прислушиваетесь. Необычность. Тот же момент относительно творчества сказывается и в том, как мы выбираем, какими мыслями захотим делиться с нашими друзьями и коллегами. Никто не станет говорить о том, что приелось, вызывает скуку, известно заранее и не сулит никаких неожиданных открытий. Станем ли мы рисковать нашими отношениями с другими людьми только ради того, чтобы сообщить им что‑ то банальное, что им очевидно и так?
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 669; Нарушение авторского права страницы