Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Код контролируемого элемента 1.8. Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.



Основы стихосложения.

Ритм.

Слово ритм в греческом языке, из которого оно пришло к нам, означает «стройность, соразмерность». Как возникает эта соразмерность? Какое условие необходимо для возникновения ритма? Что общего между биением нашего сердца и движущимся маятником часов; мерным шумом прибоя и стуком колес движущегося поезда?

Ритм - это повторение чего-либо через равные промежутки времени. Именно это повторяемость и создает случайность и соразмерность.

Рифма.

Гармония стиха создается совпадением окончаний строк, рифмами. Строки будто аукаются, как эхо, повторяют друг друга, иногда чуть меняя звучание. Перечитайте еще раз вслух стихотворение А.А. Фета «Летний вечер тих и ясен…». Найдите рифмующиеся строки.

Рифма – это повтор звуков, связывающих окончание двух или более строк.

праздной - разнообразной

суровых – сосновых

Строфа.

Строфа – группа стихотворных строк, объединенных строк, объединенных рифмовкой. Строфа может быть из трех строк – терцет, из четырех – катрен.

Рифма

Различают следующие типы рифмы
Название Определение
В зависимости от места ударения
Мужская Ударение падает на последний слог
Женская Последний слог безударный
Дактилическая Ударение падает на третий от конца строки слог
Гипердактилическая Ударение падает на четвертый от конца строки слог
В зависимости от очередности рифмующихся строк
Смежная, парная Рифмуются строки, стоящие друг за другом (АА)
Тройная Рифмуются три подряд идущие строки (ААА)
Перекрестная Рифмующиеся строки идут поочередно (АБАБ)
Опоясывающая, кольцевая Из четырех строчек рифмуются между собой 1-я и 4-я, 2-я и 3-я (АББА)
Тернарная Сложное чередование в шестистишие (ААБААБ)
В зависимости от повторения конечных звуков рифмующихся строк
Точная Розы-морозы
Ассонанс Столы-метлы

 

Подчеркните рифмующиеся слова в стихотворении Фета «Бабочка» и соедините их. Вы видите, что первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой. Возникает перекрестная рифма.

Ты прав одним воздушным очертаньем

Я так мила

Весь бархат мой с его живым миганьем

Лишь два крыла.

Если рифмуются рядом расположенные строки, рождается парная рифма, как в стихотворении Пушкина « Узник»:

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном…

Наконец, рифма может быть кольцевой, когда первая строчка катрена рифмуется с четвертой, а вторая с третьей, как в стихах Бунина:

Уж подсыхает хмель на тыне.

За хуторами, на бахчах,

В нежарких солнечных лучах

Краснеют бронзовые дыни…

Рифмовка в строфе может быть и более сложной.

Стихотворные размеры

Стихотворные размеры в русском стихосложении бывают двусложными и трехсложными.

Двусложными размерами называют стихотворный размер со стропой из двух слогов.

В русском стихосложении есть два двусложных размера: ямб и хорей.

Ямб – двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге ( _ _́ ).

Проследим, как использует ямб А.С. Пушкин.

Трехстопный ямб:

Подру́ га дý мы пра́ здной, _ _́ _ _́ _ _́ _

Черни́ льница моя́ … _ _́ _ _́ _ _́

Четырехстопный ямб:

У лу́ комо́ рья ду́ б зеле́ ный; _ _́ _ _́ _ _́ _ _́ _

Злата́ я це́ пь на ду́ бе то́ м… _ _́ _ _́ _ _́ _ _́

Пятистопный ямб:

Еще́ одно́ после́ днее сказа́ нье - _ _́ _ _́ _ _́ _ _́ _ _́ _

И ле́ топи́ сь око́ нчена моя́ _ _́ _ _́ _ _́ _ _́ _ _́

Хорей – двусложный размер с ударением на первом слоге ( _́ _ ).

Слово «хорей» в переводе с греческого языка значит « плясовой» от слова «хор», «пляска», «хоровод».

Трехстопный хорей:

В ды́ мке-не́ види́ мке _́ _ _́ _ _́ _

Вы́ плыл ме́ сяц ве́ шний… _́ _ _́ _ _́ _

(А.А. Фет)

Четырехстопный хорей:

Скво́ зь волни́ стые тума́ ны _́ _ _́ _ _́ _ _́ _

Про́ бира́ ется луна́ … _́ _ _́ _ _́ _ _́

(А.С. Пушкин)

Пятистопный хорей:

Вы́ хожу́ оди́ н я на́ доро́ гу _́ _ _́ _ _́ _ _́ _ _́ _

Сквозь туман кремнистый путь блестит… _́ _ _́ _ _́ _ _́ _ _́

(М.Ю. Лермонтов)

Ямб и хорей – самые популярные размеры в русской поэзии, например, четырехстопным ямбом написано 80-85% стихотворений.

Трехсложные размеры стиха

Рассмотрим строки стихотворения «Железная дорога»:

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит…

Расставим ударения и построим схему стиха:

_́ _ _ _́ _ _ _́ _ _ _́ _

_́ _ _ _́ _ _ _́ _ _ _́

Вы заметили, что повторяются группы из трех слогов: первый ударный, второй и третий безударные. Это трехсложный размер с ударением на первом слоге. Он называется дактиль: _́ _ _.

Возьмем другие строки – из стихотворения Некрасова «Крестьянские дети», расставим ударения и построим схему стиха.

Однажды в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

_ _́ _ _ _́ _ _ _́ _ _ _́ _

_ _́ _ _ _́ _ _ _́ _ _ _́

Здесь повторяются группы из трех слогов: первый безударный, второй ударный, третий безударный. Это трехсложный размер с ударением на втором слоге. Он называется амфибрахий: _ _́ _

Алгоритм определения стихотворного размера.

· Расставьте ударения.

· Определите безударные гласные.

· Запишите полученную схему.

· Определите размер.

Ятеб е ничег о нескаж у.

Ятеб я невстрев о жунич у ть.

Ио т о м, чтоя м о лчатверж у,

Нереш у сь нина чт о намекн у ть.

А.Фет.

-трехстопный анапест

Теперь расставим ударения в строках из стихотворения Некрасова «Тройка» и построим схему стиха.

Что ты жадно глядишь в дорогу

В стороне от веселых подруг?

_ _ _́ _ _ _́ _ _ _́ _

_ _ _́ _ _ _́ _ _ _́

Повторяются группы из трех слогов: первый и второй безударные, третий ударный. Это трехсложный размер с ударением на третьем слоге. Он называется анапест: _ _ _́.

Итак, трехсложных размеров стиха три: дактиль ( _́ _ _ ), амфибрахий

( _ _́ _ ), и анапест ( _ _ _́ )

Размеры стиха
Двусложные
Хорей _ ́ _ Буря мглою небо кроет…  
Ямб _ _́ Мой первый друг, мой друг бесценный!
Трехсложные
Дактиль _́ _ _ Тучки небесные, вечные странники!
Амфибрахий _ _́ _ В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли.
Анапест _ _ _́ Не грусти, дорогая соседка…

 

Подсказка: чтобы запомнить ритм трехсложных размеров, Николай Гумилев предлагал молодым поэтам такую подсказку:

А́ ннаАхма́ това – дактиль; Мари́ на Цвета́ ева – амфибрахий; Никола́ й Гумиле́ в – анапест.

Темы и мотивы в лирике

Тема

От греч. thema (основа сюжета произведения).

Интимная лирика

М.Ю. Лермонтов «Она не гордой красотою…»

Б.Л. Пастернак «Зимний вечер».

Пейзажная лирика

А.А. Фет «Чудная картина…»

С.А. Есенин «за темной прядью перелесиц…».

 

Лирика дружбы

А.С. Пушкин «19 октября» (1825).

Б.Ш. Окуджава «Старинная студенческая песня».

Тема поэта и поэзии

Е.А. Баратынский «Мой дар убог и голос мой не громок…»

М.И. Цветаева «Роландов Рог».

Патриотическая и гражданская лирика

Н.А. Некрасов «Родина»

А.А. Ахматова «не с теми я, кто бросил землю…»

Философская лирика

Ф.И. Тютчев «Последний катаклизм»

И.А. Бунин «Вечер».

Важнейшим персонажем лирики является лирический герой: именно его внутренний мир и показан в лирическом произведении, от его имени художник-лирик говорит с читателем, а мир внешний изображается в разрезе тех впечатлений, которые он производит на лирического героя. Обратите внимание! Не перепутайте лирического героя с эпическим. Пушкин очень подробно воспроизвел внутренний мир Евгения Онегина, но это эпический герой, участник главных событий романа. Лирическим героем романа Пушкина является Повествователь, тот, кто знаком с Онегиным и рассказывает его историю, глубоко переживая ее. Онегин лишь однажды становится лирическим героем в романе - когда пишет письмо Татьяне, так же как и она становится лирической героиней, когда пишет письмо Онегину.

Создавая образ лирического героя, поэт может сделать его личностно очень близким себе (стихи Лермонтова, Фета, Некрасова, Маяковского, Цветаевой, Ахматовой и др.). Но иногда поэт словно бы " прячется" за маской лирического героя, совершенно далекого от личности самого поэта; так, например, А Блок делает лирической героиней Офелию (2 стихотворения под названием " Песня Офелии" ) или уличного актера Арлекина (" Я был весь в пестрых лоскутьях..." ), М.Цветаева - Гамлета (" На дне она, где ил..." ), В.Брюсов - Клеопатру (" Клеопатра" ), С.Есенин - крестьянского паренька из народной песни или сказки (" Матушка в купальницу по лесу ходила..." ). Так что грамотнее, рассуждая о лирическом произведении, говорить о выражении в нем чувств не автора, а лирического героя.

Как другие роды литературы, лирика включает в себя ряд жанров. Некоторые из них возникли в далекой древности, другие - в эпоху средневековья, некоторые - совсем недавно, полтора-два века назад, а то и в прошлом веке.

Мотив

От франц. motif – букв. движение.

Устойчивый формально-содержательный компонент произведения. В отличие от темы имеет непосредственную словесную закрепленность в тексте. Выявление мотива помогает понять подтекст произведения.

Традиционны в лирике мотивы борьбы, бегства, возмездия, страдания, разочарования, тоски, одиночества.

Лейтмотив

Ведущий мотив в одном или во многих произведениях.

Мотив изгнанничества в стихотворении М.Ю. Лермонтова « Тучи».

Мотив одиночества в ранней лирике В.В. Маяковского.

 

Список литературы.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1215; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь