Код контролируемого элемента 1.7. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении.
Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении
| Понятие
| Определение
| Примеры
| Троп - оборот речи, построенный на употреблении слов или выражений в переносном значении, смысле (от греческого tropos-поворот).
| Аллегория
| Иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного жизненного образа. Аллегория часто применяется в баснях.
| Хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность- в обличии волка, коварство в виде змеи.
| Гипербола
| Образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении силы, значения, размера изображаемого явления.
| …редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.В. Гоголь, «Страшная месть»).
| Ирония
| Тонкая затаенная насмешка, один из видов юмора. Ирония может быть добродушной, грустной, злой, едкой, гневной и т.д.
| Ты все пела? Это дело… (И.А. Крылов, «Стрекоза и Муравей»).
| Литота
| Это преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета.
| Например, в произведениях устного народного творчества – мальчик с пальчик, избушка на куриных ножках.
Стальной нож - стальные нервы.
Пчела из кельи восковой
Летит за данью полевой.
(А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»).
| Метонимия
| Перенос значения (наименования) на основе смежности явлений.
| Так скушай же еще тарелочку, мой милый! (И.А. Крылов, «Демьянова уха») – в данном примере имеется в виду не сама тарелка как предмет посуды, а ее содержимое, т.е. уха.
Все флаги в гости будут к нам.
(А.С. Пушкин, «Медный всадник»).
| Олицетворение
(прозопея)
| Один из приемов художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями.
| Утешится безмолвная печаль
И резвая задумается радость…
(А.С. Пушкин, «К портрету Жуковского»).
| Сарказм
| Злая и язвительная насмешка-издевка, высшая степень иронии, одно из сильнейших средств сатиры.
| Помогает обнаружить неблаговидную сущность поведения или побуждений человека, проявляет контраст между подтекстом и внешним смыслом.
| Синекдоха
| Замена наименования жизненного явления названием его части вместо целого.
| Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых платьиц.
(И.А. Бунин, «Легкое дыхание»).
| Сравнение
| Определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим общие признаки с первым. Сравнение либо просто указывает на сходство (он был похож на…), либо выражается посредством подобных слов как, точно, словно и т.п.
| Он был похож на вечер ясный… (М.Ю. Лермонтов, «Демон»).
| Перифраз
| Замена названия предмета или явления описанием существенных, определяющих его черт и признаков, создающих в нашем представлении яркую жизненную картину.
| Унылая пора! Очей очарованье! (об осени).
(А.С. Пушкин, «Осень»).
| Эпитет
| Образное определение, характеризующее свойство, качество какого-либо лица, явления, предмета.
| Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана.
(М.Ю. Лермонтов, «Утес»).
| Антитеза
| Стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.
| Они сошлись. Волна и камень
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
(А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»).
| Оксюморон
| Стилистическая фигура или стилистическая ошибка, сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого). Для оксюморона характерно намеренное использование противоречия для создания стилистического эффекта. С психологической точки зрения, оксюморон представляет собой способ разрешения необъяснимой ситуации. Оксюморон часто встречается в поэзии.
| И день настал. Встает с одра
Мазепа, сей страдалец хилый,
Сей труп живой, еще вчера
Стонавший слабо над могилой.
(А.С. Пушкин, «Полтава»).
| Стилистические фигуры - это построенные по-особому синтаксические конструкции, они необходимы для создания определенной художественной выразительности.
| Анафора (единоначатие)
| Оборот поэтической речи, состоящий в повторении созвучий отдельных слов. Звуковое единоначатие состоит в повторении отдельных созвучий.
| Черноглазую девицу,
Черноглазого коня!..
(М.Ю. Лермонтов, «Желание»).
| Антитеза
| Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.
| Они сошлись. Вода и камень.
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой…
(А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»).
| Градация
| Постепенное усиление или усугубление- одна из стилистических фигур, состоит в группировке определений с усиливающимся или уменьшающимся значением.
| Не думай бежать!
Это я
Вызвал.
Найду.
Загоню.
Доконаю.
Замучу!
(В.В. Маяковский, «Про это»).
| Инверсия
| Нарушение прямого порядка слов, перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность, необычная последовательность слов в предложении.
| И девы песнь едва слышна
Долины в тишине глубокой.
(А.С. Пушкин, «Руслан и Людмила»).
| Оксюморон
| Оборот, состоящий в сочетании резко контрастных, внутренне противоречивых по смыслу признаков в определении явлений.
| Звонкая тишина, сладкая боль и т.п.
| Риторическое обращение
| (от греч. rhetor- оратор) риторические обращения очень характерны для поэтической речи и достаточно часто употребляются в текстах публицистического стиля. Их употребление делает читателя или слушателя собеседником, участником разговора, беседы.
| Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
(А.С. Пушкин, «Клеветникам России»).
| Умолчание
| Состоит в том, что мысль остается не до конца выраженной, но читатель догадывается о недосказанном. Такое высказывание еще называют прерванным.
|
| Эллипсис
| Пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого.
|
|
Фонетические средства выразительности
| Благозвучие
| Состоит в красоте и естественности звучания.
|
| Аллитерация
| Повторение одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи.
| Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь…
(А.С. Пушкин, «Медный всадник»).
| Ассонанс
| Повторение в строке, фразе, строфе однородных гласных звуков.
| Пора! Пора! Рога трубят…
(А.С. Пушкин, «Граф Нулин»).
| Звукопись
| Использование звукового состава слова, его звучания для усиления выразительности поэтической речи.
| Например, звукоподражание, которое может применяться для передачи пения птиц, топота копыт, шума леса и реки и т.п.
| Изобразительные средства синтаксиса
| Синтаксический параллелизм (от греч. parallelos-идущий рядом)
| Один из приемов поэтической речи. Он состоит в сопоставлении двух явлений путем параллельного их изображения, чтобы подчеркнуть сходство или различие явлений. Для синтаксического параллелизма характерной чертой является однородность построения фразы.
| Раскудрявая березка,
Ветра нет, а ты шумишь:
Ретиво мое сердечко,
Горя нет, а ты болишь.
ИЛИ
(1)Десять лет он отбирал вариант за вариантом. (2)Дело не в школьном трудолюбии и терпении – он умел изобретать все новые комбинации, придумывать все новые вопросы. (3)Так Иогани Бах возводил свои фуги, извлекая неисчерпаемые вариации из одной темы.
В данном примере для связи предложений 2 и 3 используются синтаксический параллелизм и лексический повтор.
| Риторический вопрос
| Оборот поэтической речи, состоящий в высказывании утверждения в вопросительной форме. Их употребление делает читателя или слушателя собеседником, участником беседы.
| Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
(А.С. Пушкин, «Клеветникам России»).
| Восклицание, восклицательное предложение.
| Это такой тип предложений, который заключает эмоциональные отношения, выраженные синтаксическим способом (частицы что, за, как, какой, вот так, ну и др.). Этими средствами высказыванию придается значение положительной или отрицательной оценки, передаются чувства радости, грусти, страха, удивления и т.п.
| Ах, как ты горько, до зарезу, попозже, молодость нужна!
(А. Твардовский, «За далью даль»).
ИЛИ
Ты меня любишь? Да? Да? О, какая ночь! Чудная ночь!
(А.П. Чехов, «Попрыгунья»).
| Обращение
| Оборот поэтической речи, состоящий в подчеркнутом, иногда повторяющемся обращении писателя к герою своего произведения, к явлениям природы, к читателю, в обращении героя к другим действующим лицам.
| Не пой красавица при мне.
(А.С. Пушкин, «Не пой…»).
А вы, Надменные потомки!
(М.Ю. Лермонтов, «Смерть поэта»).
| Бессоюзие (асиндетон)
| Оборот поэтической речи, который состоит в пропуске между словами и предложениями соединительных союзов. Их отсутствие придает речи стремительность, выразительность, передает убыстренную интонацию.
| Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет.
Гром пушек, топот, ржанье, стон…
(А.С. Пушкин, «Полтава»).
| Многосоюзие (повторяющиеся союзы)
| Оборот поэтической речи, состоящий в повторении одних и тех же союзов.
| И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…
(А.С. Пушкин, «Зимнее утро»).
|
Популярное:
|