Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Соответствие литературных жанров и муз-покровительниц искусствСтр 1 из 4Следующая ⇒
Содержание • Литературные роды и жанры 3 - 10 стр. • Основные литературные направления 11 – 16 стр. • Форма и содержание литературного произведения 17 – 22 стр. • Язык художественного произведения 23 – 31 стр. • Проза и поэзия 32 - 42 стр. • Список литературы 43 стр.
Код контролируемых элементов, проверяемых заданиями КИМ Литературные роды и жанры. Различают три рода художественной литературы: эпический (от греч. Epos, повествование), лирический (лирой назывался музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись нараспев стихи) и драматический (от греч. Drama, действие). Представляя читателю тот или иной предмет (имеется в виду предмет разговора), автор выбирает к нему разные подходы: Первый подход: можно подробно рассказать о предмете, о событиях, с ним связанных, об обстоятельствах существования этого предмета и и.т.; при этом позиция автора будет в той или иной степени отстраненной, автор выступит в роли своеобразного хрониста, рассказчика или выберет рассказчиком кого-нибудь из персонажей; главным в таком произведении станет именно рассказ, повествование о предмете, ведущим типом речи будет именно повествование, такой род литературы и именуется эпическим; Второй подход: можно поведать не столько о событиях, сколько о том впечатлении, которое они произвели на автора, о тех чувствах, которые они вызвали; изображение внутреннего мира, переживаний, впечатлений и будет относиться к лирическому роду литературы; именно переживание становился главным событием лирики; Третий подход: можно изобразить предмет в действии, показать его на сцене; представить читателю и зрителю его в окружении других явлений; такой род литературы является драматическим; в драме непосредственно голос автора будет реже всего звучать - в ремарках, то есть авторских пояснениях к действию и репликам героев. Рассмотрите таблицу и постарайтесь запомнить ее содержание:
Роды художественной литературы.
Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров. ЖАНР - это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы, к таким группам относятся романы, повести, поэмы, элегии, рассказы, фельетоны, комедии и т.д. В литературоведении нередко вводится понятие литературного вида, это более широкое понятие, чем жанр. В этом случае роман будет считаться видом художественной литературы, а жанрами - различные разновидности романа, например, приключенческий, детективный, психологический, роман-притча, роман-антиутопия и т.д. Примеры родо-видовых отношений в литературе: • Род: драматический; вид: комедия; жанр: комедия положений. • Род: эпический; вид: повесть; жанр: фантастическая повесть и т.д. Жанры, будучи категориями историческими, появляются, развиваются и со временем " уходят" из " активного запаса" художников в зависимости от исторической эпохи: античные лирики не знали сонета; в наше время архаическим жанром стала родившаяся еще в древности и популярная в XVII-XVIII веках ода; романтизм XIX века вызвал к жизни детективную литературу и т.д. Основные литературные жанры
Соответствие литературных жанров и муз-покровительниц искусств
Литературные направления Литературное направление (метод) – основные принципы, которыми руководствуется писатель, отбирая, обобщая, оценивая и изображая в художественных образах жизненные факты. Признаки литературного направления: · объединяет писателей определенной исторической эпохи; · общее понимание жизненных ценностей и эстетического идеал; · общий тип героя; · стиль художественной речи; · характерные сюжеты; · излюбленные жанры; · выбор художественных приемов изображения жизни; · способ мышления писателей; · склад личности писателя; · мироощущение и миропонимание писателей. Классификация литературных направлений
классицизм сентиментализм романтизм реализм
Классицизм: представители, отличительные черты, литературные формы. Классицизм (от лат. classicus первоклассный) – течение, возникшее в искусстве и литературе Западной Европы и России в XVII-XVIII веках как выражение идеологии абсолютной монархии. В нем нашли отражение представление о рационалистической гармонии, строгой упорядоченности мира, вера в разум человека. Получил свое развитие в начале XX века как неоклассицизм.
Деление жанров
Сентиментализм: представители, отличительные черты, литературные формы. Сентиментализм (от франц. sentimental – чувствительный) – литературное течение, возникшее в искусстве и литературе западной Европы и России в конце XVII - начале XIX века. Выступает против отвлеченности и рассудочности классицизма. В нем нашли отражение стремление изобразить человеческую психологию.
Литературные формы
Романтизм: представители, отличительные черты, литературные формы. Романтизм – течение в искусстве и литературе западной Европы и России XVIII - XIX веков, состоящее в стремлении авторов противопоставить не удовлетворяющей их действительности необычные образы и сюжеты, подсказанные им жизненными явлениями. Художник – романтик стремится выразить в своих образах то, что он хочет видеть в жизни, что, по его мнению, должно быть основным, определяющим. Возник как реакция на рационализм.
Литературные формы
Реализм: представители, отличительные черты, литературные формы. Реализм (от латинск. realis) – течение в искусстве и литературе, основным принципом которого является наиболее полное и верное отображение действительности посредством типизации. Появился в России в XIX в.
Литературные формы
Код контролируемого элемента 1.6 Форма и содержание литературного произведения. Художественное произведение - литературное произведение, отличительной чертой которого является изображение жизни, создание художественного образа при помощи слова.
Основные элементы сюжета
Внесюжетные элементы
ТЕМА - Предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества. (С.Ожегов. Словарь русского языка, 1990.) ТЕМА (греч. Thema) - 1). Предмет изложения, изображения, исследования, обсуждения; 2). Постановка проблемы, предопределяющая отбор жизненного материала и характер художественного повествования; 3). Предмет языкового высказывания (...). (Словарь иностранных слов, 1984.) Уже эти два определения способны запутать читателя: в первом слово " тема" по значению приравнено к термину " содержание", в то время как содержание художественного произведения неизмеримо шире темы, тема - один из аспектов содержания; второе не делает различий между понятиями темы и проблемы, и хотя тема и проблема философски взаимосвязаны, это не одно и то же, и разницу вы скоро поймете. Предпочтительно следующее определение темы, принятое в литературоведении: ТЕМА - это жизненное явление, ставшее предметом художественного рассмотрения в произведении. Круг таких жизненных явлений составляет ТЕМАТИКУ литературного произведения. Все явления мира и человеческой жизни составляют сферу интересов художника: любовь, дружба, ненависть, предательство, красота, безобразие, справедливость, беззаконие, дом, семья, счастье, обездоленность, отчаяние, одиночество, борьба с миром и самим собой, уединение, талант и бездарность, радости жизни, деньги, отношения в обществе, смерть и рождение, тайны и загадки мира и т.д. и т.п. - вот те слова, которые называют жизненные явления, становящиеся темами в искусстве. Задача художника - творчески изучить жизненное явление с интересных автору сторон, то есть художественно раскрыть тему. Естественно, что сделать это возможно, лишь поставив вопрос (или несколько вопросов) к рассматриваемому явлению. Вот этот-то вопрос, который задает художник, используя доступные ему образные средства, и есть проблема литературного произведения. Итак, ПРОБЛЕМОЙ называется вопрос, не имеющий однозначного решения или предполагающий множество равнозначных решений. Многозначностью возможных решений проблема отличается от задачи. Совокупность таких вопросов называется ПРОБЛЕМАТИКОЙ. Чем сложнее интересующее автора явление (то есть чем сложнее выбранная им тема), тем больше вопросов (проблем) оно будет вызывать, и тем сложнее для решения будут эти вопросы, то есть тем глубже и серьезнее будет проблематика литературного произведения. Тема и проблема - явления исторически зависимые. Разные эпохи диктуют художникам разные темы и проблемы. Например, автора древнерусской поэмы XII века " Слово о полку Игореве" волновала тема княжеских усобиц, и он задавался вопросами: как же заставить русских князей перестать заботиться только о личной выгоде и враждовать друг с другом, как объединить разрозненные силы слабеющего киевского государства? XVIII век предложил Тредиаковскому, Ломоносову и Державину задуматься о научных и культурных преобразованиях в государстве, о том, каким должен быть идеальный XIX век с его ориентацией на литературу критического реализма обратил художников к новым темам и заставил размышлять над новыми проблемами: •в литературу усилиями Пушкина и Гоголя вошел " маленький" человек, и возник вопрос о его месте в обществе и взаимоотношениях с " большими" людьми; •важнейшей стала женская тема, а вместе с ней и так называемый общественный " женский вопрос"; много внимания этой теме уделяли А.Островский и Л.Толстой; •тема дома и семьи обрела новое звучание, и Л.Толстой изучал природу связи воспитания и способности человека быть счастливым; •неудачная крестьянская реформа и дальнейшие общественные потрясения пробудили пристальный интерес к крестьянству, и тема крестьянской жизни и судьбы, открытая Некрасовым, стала ведущей в литературе, а вместе с ней и вопрос: как сложится судьба русского крестьянства и всей великой России? •трагические события истории и общественные настроения вызвали к жизни тему нигилизма и открыли новые грани в теме индивидуализма, которые получили дальнейшее развитие у Достоевского, Тургенева и Толстого в попытках разрешить вопросы: как предостеречь молодое поколение от трагических ошибок радикализма и агрессивной ненависти? Как примирить поколения " отцов" и " детей" в неспокойном и кровавом мире? Как сегодня понимать отношения между добром и злом и что понимать под тем и другим? Как в стремлении быть непохожим на других не потерять себя? • Чернышевский обращается к теме общественного блага и спрашивает: " Что делать? ", чтобы человек в российском обществе мог честно зарабатывать на безбедную жизнь и тем самым умножать общественное богатство? Как " обустроить" Россию к благополучной жизни? И т.д . Обратите внимание! Проблема - это вопрос, и формулироваться она должна преимущественно в вопросительной форме, тем более если формулировка проблем является задачей вашего сочинения или другой работы по литературе. Иногда в искусстве настоящим прорывом становится именно поставленный автором вопрос - новый, неизвестный обществу ранее, но ныне животрепещущий, жизненно важный. Многие произведения для того и создаются, чтобы поставить проблему. Но следующим шагом становится авторское решение поставленного вопроса. Видение автором решения поставленных проблем и является идеей произведения. Итак, ИДЕЯ (греч. Idea, понятие, представление) - в литературе: основная мысль художественного произведения, предложенный автором способ решения поставленных им проблем. Совокупность идей, систему авторских мыслей о мире и человеке, воплощенную в художественных образах называют ИДЕЙНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ художественного произведения. Таким образом, схему смысловых отношений между темой, проблемой и идеей можно представить так:
Основы стихосложения. Ритм. Слово ритм в греческом языке, из которого оно пришло к нам, означает «стройность, соразмерность». Как возникает эта соразмерность? Какое условие необходимо для возникновения ритма? Что общего между биением нашего сердца и движущимся маятником часов; мерным шумом прибоя и стуком колес движущегося поезда? Ритм - это повторение чего-либо через равные промежутки времени. Именно это повторяемость и создает случайность и соразмерность. Рифма. Гармония стиха создается совпадением окончаний строк, рифмами. Строки будто аукаются, как эхо, повторяют друг друга, иногда чуть меняя звучание. Перечитайте еще раз вслух стихотворение А.А. Фета «Летний вечер тих и ясен…». Найдите рифмующиеся строки. Рифма – это повтор звуков, связывающих окончание двух или более строк. праздной - разнообразной суровых – сосновых Строфа. Строфа – группа стихотворных строк, объединенных строк, объединенных рифмовкой. Строфа может быть из трех строк – терцет, из четырех – катрен. Рифма
Подчеркните рифмующиеся слова в стихотворении Фета «Бабочка» и соедините их. Вы видите, что первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой. Возникает перекрестная рифма. Ты прав одним воздушным очертаньем Я так мила Весь бархат мой с его живым миганьем Лишь два крыла. Если рифмуются рядом расположенные строки, рождается парная рифма, как в стихотворении Пушкина « Узник»: Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном… Наконец, рифма может быть кольцевой, когда первая строчка катрена рифмуется с четвертой, а вторая с третьей, как в стихах Бунина: Уж подсыхает хмель на тыне. За хуторами, на бахчах, В нежарких солнечных лучах Краснеют бронзовые дыни… Рифмовка в строфе может быть и более сложной. Стихотворные размеры Стихотворные размеры в русском стихосложении бывают двусложными и трехсложными. Двусложными размерами называют стихотворный размер со стропой из двух слогов. В русском стихосложении есть два двусложных размера: ямб и хорей. Ямб – двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге ( _ _́ ). Проследим, как использует ямб А.С. Пушкин. Трехстопный ямб: Подру́ га дý мы пра́ здной, _ _́ _ _́ _ _́ _ Черни́ льница моя́ … _ _́ _ _́ _ _́ Четырехстопный ямб: У лу́ комо́ рья ду́ б зеле́ ный; _ _́ _ _́ _ _́ _ _́ _ Злата́ я це́ пь на ду́ бе то́ м… _ _́ _ _́ _ _́ _ _́ Пятистопный ямб: Еще́ одно́ после́ днее сказа́ нье - _ _́ _ _́ _ _́ _ _́ _ _́ _ И ле́ топи́ сь око́ нчена моя́ _ _́ _ _́ _ _́ _ _́ _ _́ Хорей – двусложный размер с ударением на первом слоге ( _́ _ ). Слово «хорей» в переводе с греческого языка значит « плясовой» от слова «хор», «пляска», «хоровод». Трехстопный хорей: В ды́ мке-не́ види́ мке _́ _ _́ _ _́ _ Вы́ плыл ме́ сяц ве́ шний… _́ _ _́ _ _́ _ (А.А. Фет) Четырехстопный хорей: Скво́ зь волни́ стые тума́ ны _́ _ _́ _ _́ _ _́ _ Про́ бира́ ется луна́ … _́ _ _́ _ _́ _ _́ (А.С. Пушкин) Пятистопный хорей: Вы́ хожу́ оди́ н я на́ доро́ гу _́ _ _́ _ _́ _ _́ _ _́ _ Сквозь туман кремнистый путь блестит… _́ _ _́ _ _́ _ _́ _ _́ (М.Ю. Лермонтов) Ямб и хорей – самые популярные размеры в русской поэзии, например, четырехстопным ямбом написано 80-85% стихотворений. Трехсложные размеры стиха Рассмотрим строки стихотворения «Железная дорога»: Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит… Расставим ударения и построим схему стиха: _́ _ _ _́ _ _ _́ _ _ _́ _ _́ _ _ _́ _ _ _́ _ _ _́ Вы заметили, что повторяются группы из трех слогов: первый ударный, второй и третий безударные. Это трехсложный размер с ударением на первом слоге. Он называется дактиль: _́ _ _. Возьмем другие строки – из стихотворения Некрасова «Крестьянские дети», расставим ударения и построим схему стиха. Однажды в студеную зимнюю пору Я из лесу вышел; был сильный мороз. _ _́ _ _ _́ _ _ _́ _ _ _́ _ _ _́ _ _ _́ _ _ _́ _ _ _́ Здесь повторяются группы из трех слогов: первый безударный, второй ударный, третий безударный. Это трехсложный размер с ударением на втором слоге. Он называется амфибрахий: _ _́ _ Алгоритм определения стихотворного размера. · Расставьте ударения. · Определите безударные гласные. · Запишите полученную схему. · Определите размер. Ятеб е ничег о нескаж у. Ятеб я невстрев о жунич у ть. Ио т о м, чтоя м о лчатверж у, Нереш у сь нина чт о намекн у ть. А.Фет. -трехстопный анапест Теперь расставим ударения в строках из стихотворения Некрасова «Тройка» и построим схему стиха. Что ты жадно глядишь в дорогу В стороне от веселых подруг? _ _ _́ _ _ _́ _ _ _́ _ _ _ _́ _ _ _́ _ _ _́ Повторяются группы из трех слогов: первый и второй безударные, третий ударный. Это трехсложный размер с ударением на третьем слоге. Он называется анапест: _ _ _́. Итак, трехсложных размеров стиха три: дактиль ( _́ _ _ ), амфибрахий ( _ _́ _ ), и анапест ( _ _ _́ )
Подсказка: чтобы запомнить ритм трехсложных размеров, Николай Гумилев предлагал молодым поэтам такую подсказку: А́ ннаАхма́ това – дактиль; Мари́ на Цвета́ ева – амфибрахий; Никола́ й Гумиле́ в – анапест. Темы и мотивы в лирике Тема От греч. thema (основа сюжета произведения). Интимная лирика М.Ю. Лермонтов «Она не гордой красотою…» Б.Л. Пастернак «Зимний вечер». Пейзажная лирика А.А. Фет «Чудная картина…» С.А. Есенин «за темной прядью перелесиц…».
Лирика дружбы А.С. Пушкин «19 октября» (1825). Б.Ш. Окуджава «Старинная студенческая песня». Тема поэта и поэзии Е.А. Баратынский «Мой дар убог и голос мой не громок…» М.И. Цветаева «Роландов Рог». Философская лирика Ф.И. Тютчев «Последний катаклизм» И.А. Бунин «Вечер». Важнейшим персонажем лирики является лирический герой: именно его внутренний мир и показан в лирическом произведении, от его имени художник-лирик говорит с читателем, а мир внешний изображается в разрезе тех впечатлений, которые он производит на лирического героя. Обратите внимание! Не перепутайте лирического героя с эпическим. Пушкин очень подробно воспроизвел внутренний мир Евгения Онегина, но это эпический герой, участник главных событий романа. Лирическим героем романа Пушкина является Повествователь, тот, кто знаком с Онегиным и рассказывает его историю, глубоко переживая ее. Онегин лишь однажды становится лирическим героем в романе - когда пишет письмо Татьяне, так же как и она становится лирической героиней, когда пишет письмо Онегину. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 697; Нарушение авторского права страницы