Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные теории происхождения ГиП
ПАТРИАРХАЛЬНАЯ (Аристотель, Михайловский). Основные положения: Г-во – это результат разросшейся патриархальной семьи. Гос.власть – это продолжение власти отца (патриарха), поэтому она несвергаема Право- это верховная воля отца (патриарха). Плюсы: - гос-во из простых форма (семья, род) - уважение гос.власти Минусы: - упрощение процесса возникновения гос-ва и права - укрепление веры в «доброго царя» ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ /божественная одна из самых древних/Фома Аквинский, Жан Маритен/ Основные положения: Г-во – результат воли бога Гос.власть – вечна и незыблема Нормы права содержатся в религиозных текстах Плюсы: - подчеркивает престиж права и гос.власти, ее святость Минус: -теория не научна, не аргументирована - умаляется роль других факторов 9географические особенности, экономические, культурные) ДОГОВОРНАЯ или теория естественного права (Спиноза, Радащев, Руссо) Основные положения: Г-во – результат сознательной деятельности людей, заключивший «общественный» договор «Общественный» договор подразумевает создание государственного механизма, которому люди передали часть своих прав Содоржание права образуют естественные и неотъемленые права человека Плюсы: - формирует демократическую основу государственной власти - устанавливает незыблемость естественных прав человека Минусы: - недооценка исторических факторов - договор – сложная форма для первобытного общества ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ (Лев Петражитский, Зигмундт Фрейд) . Основные положения: Г-во и право– результат психологических особенностей человека, то есть его желание жить в организованном обществе, влавствовать и подчиняться Г-во и право необходимы для разрешения противоречий между лидерами и исполнителями, для урегулирования отношений в обществе Плюсы: - признание важности психологической деятельности людей для процесса возникновения гос-ва и права Минусы: - невнимание к иным «внешним» факторам НАСИЛИЯ (Карл Каутский, Евгений Дюринг). Основные положения: Г-во – результат порабощения одного народа другим Г-во – это не результат внутреннего развития, а результат силы, навязанной извне Право- это воля народа или класса победителя Плюсы: - насилие исторически сопровождало процесс возникновения ряда гос-в Минусы: - насилие не является определяющим фактором КЛАССОВАЯ (Марксистская) Основные положения: - возникновение Г-ва связано с соц-эконом.развитием общества - Г-во – это аппарат для поддержания господства одного класса над другим - Право –это возведённая в закон, воля господствующего класса Плюсы: - теория достаточно полно аргументирована - выявляет влияние экономики и социальной.сферы на возникновение гос-ва и права - показывает причины смены одного типа гос-ва и права другим Минусы: - завышена роль противоречий, как главного фактора происхождения гос-ва и права - недооценка географических, культурных, этнических и иных факторов ИРРИГАЦИОННАЯ (Витт, Фогель) – происхождение Г-ва связано с необходимостью ирр.сооружений ОРГАНИЧЕСКАЯ (Спэнсэр) – Г-во – это творение сил природы Гос-во это результат органической эволюции, разнов-ю которой является соц. эвол-я. В живой природе выживают наиб приспос-е, а в общ-ве в процессе внешних войн происходит естес.отбор, кот-й опред-ет появл-е правит-тв и дальнейш.функционирование Г-в в соотв. с законами органической эволюции. ИНЦЕСТА (Клодт) – Г-во – это результат необходимости поддерживать запрет кровосмешения
СООТНОШЕНИЕ государства и права. 3 модели соотношения права и государства. 1. Тоталитарная модель Гос-во стоит над правом и им не связано (Гитлеровский тоталитаризм. Сов. Союз в период правления Сталина) 2. Либераьная модель (теория правового государства). Право верховенствует над государством. 3. Реалистическая модель Государство создает право, но в своей деятельности связано им. Соотношение Гос-ва и П включает в себя 3 аспекта: 1 Единство права и государства. 2.Влияние государства на право 3 Влияние права на государство РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ. 1 Единство права и государства. - в основе их возникновения лежат одни и те же причины; - и гос-во и П являются объективно необходимыми для общества явлениями - имеют общую цель: упорядочить общественные отношения, стабилизировать жизнь общества; 2.Влияние государства на право. - Гос-во создает или санкцианирует нормы права - гос-во дает официальное толкование норм права - гос-во поддерживает и развивает систему права - гос-во обеспечивает реализацию охрану права. 3 Влияние права на государство - право леголизует (делает законным) деятельность гос-ва, определяет её пределы - право закрепляет внутреннюю организацию гос-ва, его аппарат и компетенцию его органов. - с помощью права осуществляются функции гос-ва, проводится его внутренняя и внешняя политика
РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ. 1 Единство права и государства. - в основе их возникновения лежат одни и те же причины; - имеют общую цель: упорядочить общественные отношения, стабилизировать жизнь общества; 2.Влияние государства на право. - создает право -дает официальное толкование норм права -реализует нормы права в форме правоприменения - обеспечивает охрану права. 3 Влияние права на государство - законодательство закрепляет структуру государства, его механизм, форму, компетенцию государственных органов и должностных лиц, -закрепляет и регулирует правовой статус личности в государстве, пределы государственного вмешательства в личную жизнь граждан. - является средством осуществления задач и функций государства.
5.Общественная власть и нормы в первобытном обществе. Первобытнообщинный строй был самым длительным по времени (более миллиона лет) этапом в истории человечества. Для первобытнообщинного строя были характерны следующие черты: наличие лишь примитивных орудий и неспособность человека без помощи всего рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Но даже работая совместно, коллективно, люди не могли произвести больше, чем потребляли. Поэтому в таком обществе не было излишков продуктов, не было частной собственности и, соответственно, разделения на бедных и богатых; экономически все были равны; экономическое равенство обусловливало и политическое равенство. Все взрослое население рода - и мужчины, и женщины - имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода. Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами. Эта власть: 1) базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда. 2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали); 3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода; 4) осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества. Особенностью социальных норм в первобытного период являлось то, что они, по сути дела, входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, его низкой производительностью. Отсюда проистекала необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и в распределении продуктов на основе равенства. Социальные нормы, существовавшие в догосударственный период: 1) регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от норм несоциальных - технических, физиологических и других, которые регулировали и регулируют отношения человека к природным, материальным объектам, орудиям труда и т.п. 2) реализовались главным образом в виде обычаев (т.е. исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени); 3) существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения; 4) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода); 5) имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу) как самый простой и элементарный прием воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали; 6) были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы; 7) выражали интересы всех членов рода и племени.
6. Понятие, признаки и основы гос-ва (Г-ва). Г-во-это орг-ция полит.власти в общ-ве, обладающее суверенитетом, располаающая специальным аппаратом управления и принуждения, издающая обязательные для всех законы. Признаки Г-ва: -наличие публичной власти, выделенной из общества -территориальная организация населения -способность создавать законы -суверенитет (верховенство на своей терр-рии и независимость в М/н-х отнош-ях) -система налогов и сборов -наличие особого аппарата управления и принуждения -монополия на представительство всего общества (гос-во преследует итересы всего общества) Не основные признаки (государственная символика, единый нос-ный язык, наличие армии) Сущность Г-ва -это наиболее значимые черты Г-ва, отражающие его содержание, соц.назначение. При характеристике сущности гос-ва необх-мо учитывать 2 аспекта: ● каким образом организована полит.власть в Г-ве; ● чьим интересам служит Г-во. Существуют 2 подхода к сущности Г-ва: ● классовый подход - Г-во-это орг-ция полит.власти экономически господствующего класса (монархические гос-ва) ● общесоциальный, в рамках которого Г-во-это орг-ция полит.власти, создающая условия для достижения компромисса интересов различных соц.групп.(РФ) Основы Г-ва : ● экономическая-это совокупность эк.отношений данного общ-ва и существующих в нем форм собственности; ● социальная-это слои, классы и группы общ-ва, которые поддерживает Г-во, на которое Г-во опирается в своей деятельности; ● духовная-это совокупность идеологических, психологических, религиозных, научных и культурных компонентов ● Научная основа: на раз-ие Г-ва во всем мире огромное влияние оказывают научные концепции о прав-ом Г-ве, о разд-и властей, о народном сувер-те и др. /Г-во не может действовать методом проб и ошибок, ему необходим надежный науч. Фундамент/
Сущность государства. Г-во -это орг-ция полит.власти в общ-ве, обладающее суверенитетом, располаающая специальным аппаратом управления и принуждения, издающая обязательные для всех законы. Сущность Г-ва -это наиболее значимые черты Г-ва, отражающие его содержание, соц.назначение. При характеристике сущности гос-ва необх-мо учитывать 2 аспекта: ● каким образом организована полит.власть в Г-ве; ● чьим интересам служит Г-во. Существуют 2 подхода к сущности Г-ва: ● классовый подход - Г-во-это орг-ция полит.власти экономически господствующего класса (монархические гос-ва) ● общесоциальный, в рамках которого Г-во-это орг-ция полит.власти, создающая условия для достижения компромисса интересов различных соц.групп.(РФ) Функции Гос-ва- это основные напрвления деятельности гос-ва, в которых раскрывается его сущность и назначение в обществе. Виды функций: Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1206; Нарушение авторского права страницы