Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Флирт без подсказки. Учат ли сказки?
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Русская народная сказка. Сказки – характерные образные примеры тех сценариев, которые мы часто выбираем. А потом не можем вырваться из Зазеркалья, как Алиса, бездействуем, как Спящая Красавица, капризничаем, как Принцесса на горошине и так далее…. Сказочные герои, интригующие сюжеты, яркие эпизоды оказывают неизгладимое впечатление на романтичных девочек. Вот и выстраивают они свою взрослую жизнь по сценариям этих сказок, которые трансформировались в головах. Сюжетные основы сказок могут преломляться в разные жизненные ситуации, иногда помогая выбраться из запутанных лабиринтов, но, чаще всего, загоняя в другие тупики. Тут очень важно, с каким героем из сказки девочка себя идентифицирует. Например, сказка о Зайце и хитрой Лисице. Лукавая Лисица выгоняет бедного Зайчонка из его лубяного дома. Можно сочувственно относиться к Зайцу, и перенять роль Жертвы. А роль умудренной хитроумной Лисы не образец! Так в жизни и будет. Вы поняли, о чем я? Другой пример - роль веселого беззаботного Колобка. Вот уже и взрослая женщина катится по жизни, чередуя партнеров и, в конце концов, оказывается «съеденной» кем-то жестоким и коварным. Примерьте сказки вашего детства на себя, уже взрослую женщину. Так ли уж хорошо «костюмчик сидит»? Получается, одни сказки служат плохую службу, так как учат женщин пассивности. Как часто в жизни мы ищем свою «щуку» или «золотую рыбку», но не находим, оставаясь «у разбитого корыта». Сюжеты других сказок дают нам примеры доброты, любви, взаимопомощи. Много хороших и нужных сказок. Дальше я разбору содержание наиболее известных сказок, вдруг некий сценарий близок и вам? А потом решим, что с этим делать. Хороший пример жизнеутверждающей сказки – «Гадкий утенок». Она даёт позитивную установку на реализацию ваших возможностей. Сколько девочек с замиранием сердца перечитывали строки, описывающие превращение доброго, но некрасивого птенца в прекрасного лебедя. И скольким девушкам эта поучительная история помогла поверить в себя, в свою исключительную привлекательность, и действительно стать прекрасным Лебедем. В душу другим девочкам западают сказки, где с героиней постоянно случается что-нибудь плохое. Например, «Серая шейка». Сначала уточку покидает мама, улетая в тёплы края, потом к ней подкрадывается голодная лиса и пытается ухватить ее. А дальше, девочка не помнит. У нее в голове отложился этот яркий эпизод, вот в жизни она постоянно и ждет неприятностей. А они и вправду происходят. Помните строчку из «Сказки о царе Салтане»: «А орешки непростые, Все скорлупки золотые. Ядра чистый изумруд»? Была у меня клиентка, которая пребывала в мечтах, что и с мужчинами у нее будет как у этой белочки с орешками. Но жизнь всё поставила на свои места, подсунув не изумруды, а орехи с гнильцой. Она пришла ко мне менять установку на этот эпизод из сказки своего детства. Прочитала девочка «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» – вот и «лежит», будучи взрослой, в хрустальном гробу, в тишине и покое, дожидаясь своего освободителя. Долго будет лежать, потому что «принцев» уже разобрали девушки, которые читали другие сказки. Французская «Красная Шапочка», родные «Три медведя» – сказки об инфантильных девочках. Героини этих историй не могут, да и не хотят нести ответственность за свои поступки. Мама для них - наставник, которому нужно подчиняться. А семейные отношения, нечто чужеродное, страшный дремучий лес, через который трудно пробраться. И пробраться можно только с помощью «компаса», в роли которого выступает мама. Но у мамы свой опыт общения с мужчинами, и она вдалбливает ту схему отношений, которую наработала сама. Со всеми запретами, заблуждениями, скованностью, агрессией в восприятии противоположного пола. Мужчин героини воспринимают как подсознательную угрозу, недаром это волк и медведи. Отношения с мужчинами строятся не на партнерстве, а по схеме: мужчин нужно опасаться, бороться с ними и выживать. И жизнь превращается в некую сделку: ты мне – я тебе. Супруги имеют разные интересы, настроены на разную волну, только случай свел их вместе, а жизнь заставила вариться в одном котле. А ведь можно было бы посмотреть на эту историю другими глазами. И дремучий лес мог оказаться красивым ухоженным парком, со всеми его сезонными прелестями: расцветающей нежной весенней зеленью, прохладой в жаркий летний день, золотом осенних листьев, белоснежными сугробами и пьянящими морозами зимой в Рождество и Новый год. Конечно, это аллегоричное сравнение, но ведь и отношения между мужчиной и женщиной развиваются так же, как происходит смена времен года в природе. Просто нужно любить окружающий мир и воспринимать его не как обузу, не ждать от него агрессии, а воспринимать жизнь как радость жизни, как глоток родниковой воды, а каждый отпущенный нам день и минуту в нем - как момент, который уникален и больше никогда не повторится.
Но продолжим о сказках. «Алиса в стране чудес» рисует некую романтическую девочку, предпочитающую мир иллюзий миру настоящему. Такие женщины встречаются и в реальной жизни. Они оторваны от действительности, строят воздушные замки, не способны жить своими интересами. Вот и ищут Вечного Принца, надеясь на безмятежное счастье в замке. Конечно, быть хрупкой и романтичной - это хорошо. Но только чтобы это не стало бегством от действительности, вследствие которой развиваются фобии, возникающие при столкновении с реальностью. Жить нужно настоящим и уметь справляться с трудностями, но не терять при этом внутренней красоты, обаяния и духовности. Принцев не бывает, бывают гармоничные отношения, над которыми нужно работать каждый день, а не уходить в мир грез и иллюзий. Небезызвестный комплекс «Золушки» - еще более пассивный, чем у Алисы вариант, который к тому же поддерживается мифом о неполноценности женщины. Своим послушанием, трудолюбием, безропотностью женщина по этому сценарию должна заработать любовь и внимание. Внушается мысль: «Будьте хорошими, всем помогайте и угождайте, тогда вас будут любить. Только за смирение положено счастье, его нужно заслужить! » Такая женщина даже представить не может, что её можно любить просто за то, что она есть! Нередко родители запугивают своего ребёнка: не будешь вести себя так, как я требую, потеряешь наше внимание и любовь. Но родительская любовь к своему ребенку не может быть вознаграждением за хорошие поступки. Есть множество других способов, как поощрить, как наказать ребенка. С детства, манипулируя любовью, родители потом огорчаются, что их дочери, став взрослыми, попадают под манипуляцию уже другой любви их безответственных мужей. У жертв комплекса Золушки с детства занижена самооценка, не веря в собственные силы, они мечтают встретить сначала Фею, потом Принца, которые в одночасье сделают их счастливой. Эта сказка детства внушает девочке, что можно пробиться в принцессы за чужой счет – выйти замуж за принца. Вот и живут они надеждой, что кто-то даст ей модную одежду, машину, положение в обществе. Нужно только вовремя оказаться на балу и встретить своего суженого. Золушка думает, что за ее благодетель судьба преподнесет ей подарок, но в жизни «по щучьему велению, по моему хотению» не бывает. Может быть где-то, когда-то, с кем-то что-то подобное и случалось, но большей частью в кинофильмах фабрики грез. Эта выдуманная, волшебная история растиражирована на все лады, еще долго будут романтические натуры умиляться этой сказкой. Однако скажу вам мечтательницы: «Хватит слюни пускать. Простите за грубость, но хватит вести себя как дура! Ждать, что он, красивый, богатый, умный, нежный уведет вас в замок! » Современные Золушки не хотят брать ответственность за собственную Судьбу в свои руки, потребительски относятся к жизни. Вся их энергия направлена на то, чтобы, ломая себя изнутри попытаться, заслужить любовь. Вместо того чтобы активно действовать, они бояться реальности, за это их и наказывает жизнь. Что удивительно, после свадьбы романтичная Золушка обнаруживает, что у неё возникли новые обязанности. Ведь Золушка, принимая его за принца, обычно выходит замуж за рефлектирующего мужчину, вечного неудачника, непризнанного гения или алкоголика, которого нужно жалеть и тащить на себе. Конечно, можно восхищаться ее долготерпением и преданностью, умением экономить, чтобы прокормить семью. Но разве этого ждала Золушка? Разве устраивает эту неухоженную женщину материальное неблагополучие, не признанность на работе, убогая квартира? Кстати, в этих женщинах заложен хороший потенциал: они умны, образованы, хорошо воспитаны. Но вместо того чтобы использовать этот потенциал, они ждут, пока изменятся обстоятельства. Вот и сидят «в угольном ящике», поджидая Фею, которая все изменит. Жизнь Золушки – постоянная зависимость от обстоятельств, но жизнь реальна и рано или поздно наступает разочарование от бессмысленного ожидания. Действуйте сами, воспитайте в себе Принцессу. Отбросьте образ благодетельной Золушки: этого забитого существа с тряпкой, которое никто не любит. И вот тогда в вашу жизнь войдет настоящий Принц. Хотя, надо отдать должное, некую работу по построению собственной жизни современные Золушки проводят. На начальном этапе они прихорашиваются, следят за собой и по сторонам выглядывают своего Принца. Вот только завоёвывают его не гендерным поведением, а полным растворением в избраннике, всевозможными способами выражения того, какой «примерной ХОЗЯЙКОЙ» она может быть. В итоге, вместо красочной сказки - серый быт унылых будней, изменяющий и недовольный муж. Развал мечты и пустая жизнь. Совсем уж обречённый вариант - история Русалочки. С одой стороны – прекрасная романтичная сказка, над которой рыдает уже не одно поколение девочек. С другой, – установка на бесконечную жертвенность всем: своим окружением, своим здоровьем, своими чувствами, наконец, своей жизнью. И ради чего? Ради иллюзии любви, ради мужчины, который о ваших чувствах даже не догадывается! И где здесь, скажите, романтика? Триллер какой-то. Вспомним «Принцессу на горошине». Из девочки, которая любила эту сказку, вырастет истеричная женщина, постоянно устраивающая сцены мужу. Такая особа концентрирует внимание на мелочах, старается постоянно привлечь к себе нездоровое внимание. Любовь для нее представляется этакой разменной картой: · раз любишь, то на всё пойдёшь ради меня, · я такая несчастная, поэтому ты должен меня любить…. · я такая чувствительная, ты должен мне потакать
Конечно, мелочи очень важны, именно с помощью нюансов девушка и женщина могут понять, насколько мужчина к ним внимателен. Но, внимание не выклянчишь. Лучше быть красивой, загадочной, деликатной. Чтобы избранник, пытался угадать Ваши желания, стремился делать подарки и сюрпризы, а не выполнял капризы из разряда «я так хочу, дай, вынь, да положь…» «Красавица и чудовище» и аксаковский вариант – «Аленький цветочек», это отдельная история. Она часто встречается мне в моей психологической практике. Женщины, которых вдохновляет эта сказка, всеми силами пытаются, превратить мужчину-чудовище в прекрасного принца, поэтому выбирают в мужья алкоголиков, домашних тиранов, бабников. И не отдают себе отчета, что никогда «чудовище» за счет вашего «терпения, любви, заботы и самопожертвования», не станет принцем! «Ну что ты тянешь? — говорят им подруги. — Бросай его! Ты же умница, красавица. Сколько можно с ним жить! » Но она верит, что вот-вот наступит рассвет и «чудище дремучее» преобразится. Скорее всего, в детстве Красавица пережила развод родителей, или отец был алкоголиком, а мать не уделяла ей должного внимания. У таких женщин есть реальный страх партнерских отношений, страх одиночества и надежда, что именно с этим «чудовищем» у нее все получится. Так можно и всю жизнь промучиться с чудовищем. Превращения в принца не произойдёт! Человека не переделаешь, если он не мотивирован к изменению. Итак, дорогие читательницы, повесть вашей жизни уже пишется с детских лет, появились герои, злодеи, второстепенные персонажи. В подростковом возрасте на детские впечатления накладываются новые образы. И не могу сказать, что классическая литература в изобилии содержит правильные сценарии женского поведения. Женские судьбы, с размахом описанные и русскими и зарубежными авторами, в большинстве своём тяжелы и трагичны, обременены спорными моральными и религиозными догмами. Героиня, позволившая себе любовь, либо должна отказаться от неё, оставшись неприступной и несчастной: «…Я другому отдана и буду век ему верна». Либо стать сломанной марионеткой в руках жестокого соблазнителя. Либо, с головой в речку, с обрыва, под поезд… Таким образом, сценарий продолжается: будь жертвой и постоянно старайся заслужить любовь, или будь осторожной и хитрой, не пускай мужчину в свою душу. Будучи взрослой, вы уже и не помните о том, откуда взяла начало линия вашей Судьбы. Сценарий обычно не осознается, он полностью бессознательный, но неуклонно ведет вас к развязке. Так, может быть, целенаправленно, и осознанно будем писать удачный сценарий, выдворим злодеев, прогоним чудовищ, разобьём кривые зеркала, выйдем из заколдованного леса, привлечем новых интересных героев.
Глава №2.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы