Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Психология мужчины и женщины.



Альфред Адлер, венский психолог и психиатр, был вторым (после Юнга) по значимости последователем Фрейда, который отошел от него, создав свою собственную теорию. И по сей день одна из трех венских психотерапевтических школ является “адлерианской”. Идеи Адлера оказали влияние на работы таких признанных психологов, как Э.Фромм, К.Хорни, Г.С.Салливан, Г.Оллпорт, В.Франкл и др.

 

Комплекс неполноценности. [256] У каждого человека есть чувство неполноценности. Оно берется из раннего детства, когда ребенок не может сам ничего.[257] Во взрослом возрасте это выражается в переживание своей неполноценности в каком-то узком частном аспекте . [258]

Классические условия перерастание чувства в комплекс:

1. Дефект органа (сутулость, храмота, отсутствие зраеня и слуха и т.п.)

2. Гиперопека - через мерная опека родителей

3. Гипоопека - ребенок не нужен родителям
[259]

Комплекс неполноценности направлен полностью на себя (я плохой и т.п.)[260]

 

Чувство неполноценности - норма; комплекс - патология[261]

 

В дальнейшем Адлер распространил эту закономерность и на психическую жизнь личности: он предположил, что каждый человек стремится компенсировать присущий ему комплекс неполноценности и зачастую достигает на этом пути выдающихся успехов.

Откуда же возникает этот комплекс неполноценности? – Согласно Адлеру, комплекс неполноценности возникает в детстве. Каждый ребенок появляется на свет слабым и беспомощным, неспособным понять окружающий мир и тем более управлять им. Для того чтобы выжить, он должен быть окружен заботой и опекой родителей. Этот опыт вызывает у ребенка глубокое переживание неполноценности по сравнению с другими членами семьи, более взрослыми и сильными. Взрослея, ребенок пытается компенсировать свое чувство неполноценности, добиваясь успехов в игре, учебе, позднее – в работе. Таким образом, согласно Адлеру, буквально все, что делают люди, направлено на преодоление ощущения собственной неполноценности.

Однако у некоторых людей ощущение неполноценности может стать чрезмерным. В результате возникает комплекс неполноценности – преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности. Адлер различал три вида источников, могущих привести к возникновению комплекса неполноценности: неполноценность органов, чрезмерная опека и отвержение родителями. Независимо от источника комплекса неполноценности, у личности в ответ на него может сформироваться гиперкомпенсация – стремление достичь превосходства над другими любой ценой, зачастую преувеличивая свои способности и возможности. Гиперкомпенсация является преувеличенной формой естественного стремления самоутвердиться в жизни.

 

Стремление к превосходству. [262] (4 - 5 лет)[263].

 

Комплекс превосходства - расширенная на всю личность[264] (хочу быть лучше всех)[265]

 

Компенсация - деятельность направленная на преодоление чувства неполноценности.

Чувство неполноценности + стремление = компенсация

Гиперкомпенсация - стремление (достижение) к небывалым результатам

Комплекс неполноценности + комплекс превосходства = гиперкомпансация
[266]

 

В своей концепции чувства неполноценности и компенсации Адлер настойчиво подчеркивает присущую личности тенденцию расти и развиваться (компенсировать). Это положение также стало одним из ключевых в адлерианской психологии. Согласно Адлеру, личность непрерывно движется в направлении роста и развития. Основной мотивационной силой этого движения является стремление к превосходству.

Какова природа этого стремления? – Ответ на этот вопрос эволюционировал у Адлера со временем. В своих ранних работах он рассматривал в качестве основания данного стремления человеческую агрессивность. Позднее он переформулировал эту идею, выдвинув взамен агрессивности “стремление к власти”. В этой концепции слабость связывалась с феминностью, а сила – с маскулинностью. Адлер выдвинул идею “маскулинного протеста” - формы гиперкомпенсации, которую оба пола используют, пытаясь преодолеть чувство неполноценности. Со временем Адлер отказался от концепции маскулинного протеста, выдвинув взамен идею врожденного стремления к превосходству.

Адлер считает стремление к превосходству врожденным потенциалом, который надо реализовать в течение жизни, если человек хочет самореализоваться. Он считает, что стремление к превосходству “пробуждается” на пятом году жизни, когда формируется жизненная цель, как фокус стремления к превосходству. Будучи в детстве неясной и неосознанной, эта жизненная цель со временем становится источником мотивации, силой, организующей жизнь и придающей ей смысл.

Адлер описал следующие особенности, присущие стремлению к превосходству:

1.это единый фундаментальный мотив, а не комбинация отдельных побуждений;

2.этот мотив универсален: он присущ всем, независимо от пола, расы, образования и т.д.;

3.стремление к превосходству может приводить к положительным и отрицательным результатам в зависимости от способности человека к адаптации;

4.оно связано с определенными усилиями и энергетическими тратами; однако, в результате действия этой силы уровень напряжения у индивида скорее растет, чем снижается;

5.оно проявляется как на уровне индивида, так и на уровне общества.

 

Стиль жизни. [267]

Стиль жизни - особенности решения человека в его жизненных проблемах.

Есть 3 большие проблемы, которые встают перед каждым:

1. Работа

2. Дружба

3. Любовь
[268]

Стиль жизни устанавливается к 4-5 годам и с этого возраста почти не меняется
[269]

Итак, каждый человек ощущает свою неполноценность и стремится компенсировать ее на пути к достижению превосходства. Его поведение направляется осознанием/и ощущением своей неполноценности. Его поведение определяется уникальными жизненными целями и способами их достижения.

Уникальные жизненные цели и способы их достижения, черты поведения и привычки личности образуют стиль жизни личности – следующее ключевое понятие адлерианской психологии. Стиль жизни формируется приблизительно в то же время, в которое проявляется стремление к превосходству – в 4-5 лет. В это время происходит осознание своих физических ограничений и постановка жизненных целей; стиль жизни настолько крепко усваивается индивидом, что впоследствии практически не поддается тотальным изменениям. Сформированный стиль жизни становится главным стержнем поведения в будущем; он организует в единое целое все психические процессы личности, объединяет постоянство личности на протяжении всей ее жизни.

Адлер считает, что стиль жизни может быть распознан только на основе знания путей и способов решения человеком его жизненных проблем. Каждый человек с неизбежностью сталкивается с тремя проблемами: работа, дружба и любовь. С точки зрения Адлера, ни одна из этих задач не стоит особняком – они всегда взаимосвязаны, и их решение зависит от нашего стиля жизни. Схема -апперцепции (определяет как мы живём, что мы делаем)( субъективные образы)

- перцепции

 

Порядок рождения. [270] Рождение нового ребёнка меняет ситуацию в семье, поэтому можно сказать, что каждый последующий ребёнок воспитывается в другой семье, чем предыдущий.[271] Это накладывает определённый отпечаток на характер ребёнка.[272] Основная детерминанта установок, складывающих стиль жизни связана с порядком рождения ребенка. Социальное окружение изменяется с рождением каждого нового ребенка и влияет на формирование стиля жизни.

Влияние порядка рождения ребенка на стиль жизни связано, прежде всего, с восприятием ребенком ситуации в семье, то есть, в принципе, у детей, находящихся в каждой позиции, могут вырабатываться различные стили жизни. Однако в целом определенные психологические особенности присущи каждой конкретной позиции ребенка в семье.

 

Старший ребенок – “монарх, лишенный трона”. Он помнит свое завидное положение в семье, существовавшее до рождения младших детей и всегда стремится вернуть его себе. Но это стремление всегда обречено на неудачу. В результате подобной борьбы первенец “приучает себя к изоляции” и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в привязанности или одобрении. Поэтому, став взрослым, старшие дети стремятся к власти и предрасположены к лидерству, часто консервативны. Могут становиться хранителями моральных установок и семейных традиций.
[273]

 

Второй (средний) ребенок – “догоняющий”, часто вынужден следовать за старшими и соревноваться с ними. Благодаря этому его темп развития может оказаться выше, чем у старшего ребенка. Средний ребенок часто вырастает ориентированным на достижения, соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяется стремлением доказать, что он лучше, чем старший ребенок.
[274]

 

Младший ребенок – “баловень”, окруженный вниманием со стороны родителей и старших детей. Однако в случае ограниченности в средствах он вынужден пользоваться одеждой и вещами старших детей, а также “играть по чужим правилам” как самому младшему. В результате у такого ребенка возникает сильное чувство неполноценности наряду с отсутствием чувства независимости. У младшего ребенка возникает высокая мотивация превзойти старших. В результате из него может выйти выдающаяся личность.

Единственный ребенок – “центр семьи”. Долгий контроль и опека матери приводят единственного ребенка к эгоцентризму. Отсутствие конкурентной борьбы за внимание и любовь в детстве может привести к сложностям во взаимоотношениях со сверстниками позднее. Не получает опыта конфликта и примирения с близкими людьми (не родителями).
[275]

 

Социальный интерес. [276]

 

Социальный интерес - чувство общности с другими людьми, стремление сотрудничать с другими людьми. Это врожденное качество, но оно требует определенных условий, чтобы проявится.

Условия:

1. Отношение ребенка с матерью

2. Отношение с отцом

3. Отношение между родителями
[277]

Если нет социального интереса, то человек развивается ненормально. Дефицит соц. интереса может приводить к неправильному стилю жизни
[278]

Адлер стремится к целостному видению природы человека, и он считает, что невозможно

“отрывать” человека от общества и рассматривать его вне социума. Он неоднократно заявлял, что все поведение человека происходит в социальном контексте и суть человеческой природы раскрывается только через социальные отношения.

В начале своего творческого пути Адлер рассматривал человеческое общество как арену борьбы индивидов за возможность доминировать друг над другом. Позднее он учел, что люди в значительной степени мотивированы социальными побуждениями. Люди подчиняют свои потребности общественно-полезному делу и способны отказаться от собственных эгоистических целей во имя достижения целей социума. Данный феномен Адлер назвал “социальным интересом”. Социальный интерес – это врожденное стремление вступать во взаимные отношения сотрудничества, а также чувство идентификации с человечеством и сходства с другими людьми.

Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врожденными, поэтому каждый человек – социальное существо. Однако подобно другим врожденным склонностям, социальный интерес требует осознанного развития и тренировки. Социальный интерес возникает во взаимоотношениях ребенка с матерью. Ее любовь к ребенку и другим членам семьи является для ребенка моделью ролевого поведения, реализующегося впоследствии. Мать также может поощрять проявления социального интереса и направлять его за пределы их взаимоотношений.

Второй источник социального интереса – отец. Он должен обладать позитивным отношением к семье и работе, а также сам иметь сформированный социальный интерес и проявлять его в отношениях с детьми.

Третий источник социального интереса ребенка – отношения между родителями. Несчастный брак не способствует развитию у детей стремления к людям; они видят деформированную модель отношений, любви и конфликтов, и в результате учатся играть не в команде, а за себя – и против другого.

Адлер считает социальный интерес критерием оценки психического здоровья индивида. Нормальные, здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других, их стремление к превосходству социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию окружающих. У плохо адаптированных людей социальный интерес выражен недостаточно. Они эгоцентричны, борются за личное превосходство и главенство над другими, у них нет социальных целей. Они поглощены своими интересами и самозащитой.

Адлер говорил, что недостаточно выраженный социальный интерес может стать причиной формирования т.наз. “ошибочного стиля жизни” - ориентации на достижение превосходства без учета интересов окружающих людей. Это, согласно Адлеру, приводит человека к неспособности решить его основные проблемы – работу, дружбу и любовь.

 

Типология личности. [279] Адлер считал стиль жизни неповторимым и очень неохотно предложил типологию установок, обусловленных стилями жизни. Типология построена на основании 2-мерной схемы, где одно измерение представлено социальным интересом, а другое – степенью активности.[280] Понятие “степень активности” совпадает с понятием “возбуждение “ или “уровень энергии”.[281] (См. рис. на след. стр.)

 

Управляющий тип (низкий соц. интерес с высокой активностью) *правая нижняя – самоуверен и напорист, с незначительным социальным интересом. Асоциальный стиль жизни, который не даёт ему возможности позитивно решить свои проблемы. Активен, но не в социальном плане; не заботится о благополучии других. Основные социальные задачи решает в антисоциальной манере.[282]

 

Берущий тип *левая нижняя – удовлетворяет свои потребности за счет других. Не интересуется жизнью социума вообще, и окружающих в частности. Малоактивен, поэтому не причиняет, как правило, большого вреда другим.[283]

 

Избегающий тип *в центре осей – не имеет ни интереса к обществу, ни достаточной активности, чтобы решать свои проблемы. Он больше опасается неудач, чем стремится к успеху; он избегает решения жизненных задач. Иначе говоря, избегающий человек стремится убежать от всех проблем в жизни и поэтому ничего не достигает
[284]

 

Социально-полезный тип ( высокий соц.интерес и высокая активность) *правая верхняя – воплощение личностной зрелости. Социально ориентирован, проявляет заботу о других и заинтересован в общении с ними. Воспринимает три жизненные задачи – работу, дружбу и любовь – как социальные проблемы. Осознает, что решение этих жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности действовать.

Высокий соц.интерес и низкая активность, такого не бывает.

Рис. 4
[285]

А

Управляющий Социально-

тип полезный

тип

И

Избегающий

тип

 

 

Берущий

Тип

 

Психология мужчины и женщины. Адлер считал необходимой разработку проблем психологии пола. При этом он не соглашался с утверждением З. Фрейда о том, что “анатомия – это судьба”. Скорее, согласно Адлеру, различия в положении мужчины и женщины в современном обществе есть следствие древнего естественного разделения труда и последующей многовековой практики усиления этих различий в сторону придания мужчинам определенных привилегий. Эта ситуация неестественна сама по себе, она неоправданно ограничивает права и свободы женщин, но, что еще важнее, она закладывает источник будущих конфликтов между полами.

Дети очень рано начинают понимать “распределение сил” в своей семье. При этом мальчик стремится к достижению “привилегий мужского пола”, для него становится очевидным и неоспоримым главенствующее положение мужчины. Развитие девочек еще более противоречиво. Ситуация гендерного неравенства приводит к неудовлетворенности и неприятию девочками и девушками традиционной женской роли. Согласно Адлеру, психологическое развитие девочки, не приемлющей “женской доли”, может пойти по трем различным сценариям.

1. Девочка развивается в “мужском” направлении, у нее возникают мужественные черты характера, “мужские” модели поведения, стремление к достижению “мужских” целей. Она, таким образом, демонстрирует то, что Адлер назвал “обороной по-мужски”

2. Девочка (впоследствии – женщина) развивается слабой, беспомощной и неумелой; демонстрирует всем свою слабость, неспособность решать жизненные проблемы и т.д.

3. Девочка (женщина) убеждается в том, что она неполноценна по сравнению с мужчиной. Демонстрация покорности имеет скрытую цель отомстить мужчине – переложить на его плечи решение всех своих проблем.

 

Лекция 22. НЕОФРЕЙДИЗМ В. РАЙХА. [286]

Вопросы лекции:

3. Телесно-ориентированный психоанализ.
[287]

4. Структура характера. [288]

Психология масс и фашизм.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.051 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь