Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Аналитическая психология К.ЮнгаСтр 1 из 4Следующая ⇒
ПСИХОТЕРАПИЯ Психотерапия (от греч. психо – душа, терапия - лечение ) есть наука и искусство оказания компетентной планомерной структурированной помощи человеку (пациенту, клиенту) посредством душевных (психических: интеллектуальных и эмоциональных) ресурсов другого человека (подготовленного специалиста, психотерапевта). Психотерапия является наукой, так как опирается на ту или иную теореотическую платформу, осуществляется в соответстствии с определенными установлениями (сеттинг) и доступна для предвидения и объективной оценки эффективности результатов. С другой стороны, уместно понимать психотерапевтическое взаимодействие как искусство, потому что каждый человек, в меру своего желания и своей одаренности, может душевно поддерживать другого, делая это действенно и красиво. Психотерапия отличается от медицинской дисциплины психиатрии тем, что предметом приложения последней является психически больной человек, помощь которому оказывается биологическими (лекарства и процедуры), а не психологическими средствами. В то же время сродство между психиатрией и психотерапией можно усмотреть в том, что распознавание клинических проявлений эмоциональных и невротических расстройств является необходимым условием для успешной психотерапевтической практики, к тому же, справедливости ради надо отметить, большинство основателей психотерапевтических школ являлись по образованию врачами – психиатрами. Психотерапия отличается от психологического консультирования тем, что консультирование, как правило, применяется в ситуациях, не связанных со страданием, например – профессиональная ориентация, тренинг навыков, бизнес – консультирование и т.п., в то время как психотерапевтическая встреча характеризуется тем, что клиент обычно находится в состоянии кризиса, вызванного болезнью, стрессом или другими факторами, а позиция психотерапевта определяется мотивацией Понять, Принять и Помочь, на основании своей определенной Подготовки. Существует также нечто общее для Психотерапии и психологического консультирования, а именно: а) ориентация на поддержку; б) ориентация на снятие напряженности; в) ориентация на восстановление адаптации; в) ориентация на более высокий уровень фукционирования. Психотерапия, в широком понимании этого термина, – спутница цивилизация, обязательная часть человеческой культуры. В шаманских заговорах, жреческих ритуалах, античной мудрости, средневековых мистериях, гуманистическом само-совершенствовании звучат психотерапевтические мотивы. В принципе, любая ситуация межличностного взаимодействия несет в себе элемент психотерапии, если предметом этого взаимодействия являются вопросы достижения зрелости или восстановления здоровья, переживания страдания или уяснения смысла. По сути, психотерапия происходит когда в процессе подлинного человеческого общения человеку становится лучше, он изменяет свое мироощущение, обретая новый опыт и знания о себе или об окружающем мире, становится другим. Топически, область занимаемая психотерапией в контексте человеческих знаний, может быть представлена внутри квадрата, при этом образующими внешними сторонами будут ВРАЧЕВАНИЕ И МЕДИЦИНА/ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ/РЕЛИГИЯ И ДУХОВНОСТЬ/КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО. Исторически, существование психотерапии может быть описано выделением двух больших (основных) периодов: до-научного, охватывающий тысячелетия, и научного или этапа профессиональной психотерапии, длящегося чуть более столетия. Можно предположить, что на этом динамика психотерапии не остановилась и вовсе не исключено, что мы являемся свидетелями и участниками третьего, совершенно нового периода – “интегративно – синтетического”, когда древняя мудрость переживает новое воплощение, соединяясь с последними психофизиологическими открытиями. Итак, только в конце 19-го века клиническая психотерапия отделяется от невропатологии и психиатрии, становясь самостоятельной областью знания: со своими теоретическими предпосылками и практическими приемами помощи. В этом процессе становления клинической психотерапии особо значительными явились обстоятельства, описанные ниже. Явление ГИПНОЗА. Несмотря на то, что гипнотические феномены известны с глубокой древности, их применение в медицине началось с деятельности Антона Месмера (1734-1815), практиковавшего “магнетизм”. Чудесные исцеления, связанные с тем, что люди, прикасаясь к “магнетизированным предметам”, впадали в трансовые состояния и избавлялись от своих симптомов, привели к научному осмыслению этого явления. Период, когда внимание исследователей было привлечено к гипнотическим техникам относится к последним десятилетиям 19-го века. Были предприняты попытки научных объяснений гипнотических состояний, разработаны многочисленные методы определения гипнабельности и способы гипнотизации. Среди ученых занимавшихся изучением гипноза следует упомянуть Ж.Шарко (лечение истерии), А.Фореля (метод фракционного гипноза), И.Павлова (теория парадоксального торможения) и В.Бехтерева (лечение алгкоголизма коллективным внушением). Немецкий психотерапевт Дж.Шульц разработал метод Аутогенной Тренировки, как вид само-гипнотизации, получивший широкое распространение в отечественной психотерапии. В настоящее время большинством ученых гипноз понимается как особое психофизиологическое состояние организма, отличающеесякак от сна, так и от бодрствования, и характеризующееся своеобразием реагирования сознания, избирательно отвечающим на психологические факторы (локальная восприимчивость - раппорт) с понижением восприятия всех других биологических раздражителей. Хотя классический гипноз успешно применялся для коррекции грубых психогенных расстройств – таких как истерические параличи, психогенная слепота, острые испуги, но по мере распространения других психотерапевтических подходов его значимость неуклонно уменьшалась, так, что почти общепринятым стало мнение о том, что гипноз следует вообще вывести за рамки психотерапии. Однако за последние десятилетия произошел новый всплек интереса к этому феномену, что было связано с новым методом “недирективного наведения транса”, инициатором которого был харизматический психотерапевт М.Эриксон. Позднее его техники были модифицированы и легли в основу популярного ныне в нашей стране НЛП. Развитие ПСИХОАНАЛИЗА. Пожалуй наиболее авторитетной фигурой в историческом контексте научной психотерапии является З.Фрейд. Отказавшись от методов внушения и работы с клиентом в состоянии измененного сознания, он пришел к созданию стройной системы психотерапии. Человечество обязано венскому мыслителю тем, что он впервые показал важность первых лет жизни для дальнейшего развития личности и обосновал наличие в человеческой психике огромного пласта “бессознательного”. Далеко не бесспорные, но безусловно впечатляющие открытия, такие как роль сексуальности в цивилизации, описание личностных защитных механизмов, наконец, оригинальная мифологическая система, тщательно выстроенная Фрейдом привели к тому, что психоанализ занял подобающее место в современной культуре, привнеся новые возможности восприятия и оценки привычных ценностей. Однако по словам И. Ялома, именно “динамическая модель психики является наиболее значительным вкладом Фрейда в представление о человеке - модель, согласно которой в индивидууме присутствуют конфликтующие силы, и мысли, эмоции, поведение - как адаптивные, так и психопатологические - представляют собой результат их взаимодействия. Также важно, что эти силы существуют на различных уровнях осознания, и некоторые из них совершенно неосознанны”. Согласно Фрейду, в психической жизни можно выделить три основные структуры: ид (Оно), эго (Я) и суперэго (сверх-Я). Фрейд был склонен считать их более процессами, нежели структурами, придавая огромное значение этому делению как предпосылке психоаналитической теории. Ид (от латинского “оно”), являясь центральной структурной частью и представлено неосознаваемыми инстинктивно обусловленными и энергетически мощными влечениями (trieb). Являясь исходной структурой психики, “Оно” выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в личностном функционировании. Эта разрядка получила название принцип удовольствия. Подчиняясь этому принципу и не ведая страха или тревоги, Ид может представлять опасность для индивидуума и общества. Также оно играет роль посредника между соматическими и психическими процессами. С момента осознания существования внешнего мира человеком, возникает следующая структура – эго. Эго (от латинского “я”) – это компонент психики человека, отвечающий за принятие решений. Эго черпает из Ид часть энергии для преобразования и реализацию потребностей в социально приемлемом контексте, обеспечивая безопасность и самосохранение организма. Эго в своих проявления руководствуется принципом реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения до нахождения возможности его разрядки и/или соответствующих условий внешней среды. Суперэго (“сверх-Я”) – последний компонент развивающейся личности – система ценностей, норм и этики, разумно совместимые с принятыми в окружении человека. Суер-Эго это морально-этическая сила личности, являющаяся следствием продолжительной зависимости от родителей. Суперэго подразделяется на две подсистемы – совесть и эго-идеал, и считается сформировавшимся, когда родительский контроль сменяется самоконтролем. Оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических идей над реалистическими. Движущими силами поведения Фрейд считал инстинкты – психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний. Фрейд выделял две группы инстинктов – инстинкты жизни и смерти. Первая группа(Эрос) включает в себя все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающих размножение вида, например, сексуальный инстинкт. Энергия сексуального инстинкта получила название либидо. Вторая группа – инстинкты смерти (Танатос) – лежит в основе всех проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств. Помогают избегать неприемлемых инстинктивных импульсов и поощрять удовлетворение их в надлежащей форме так называемые защитные механизмы эго: вытеснение, проекция, замещение, рационализация, реактивное образование, регрессия, отрицание и сублимация. Согласно Фрейду, серьезные психологические проблемы возникают тогда, когда способы защиты эго приводят к искажению реальности. На основе этой антропологии, включающей, помимо описанного, стадии развития детской сексуальности, во время которых происходят внутриличностные конфликты определенных сюжетов (например, комплексы Эдипа и Электры), построена модель психотерапии, использующаяся до сих пор в виде классического психоанализа.
Интерграция с ПСИХОЛОГИЕЙ И ФИЛОСОФИЕЙ. В 70-х годах 19-го века происходит сдвиг научного менталитета в сторону рационалистического естествознания. В Европе “золотой век” гипноза, Тьюк в 1872 году вводит в научных обиход термин “психотерапия”. Еще через пару десятилетий психология выходит из из лабораторий и обращается к изучению человека в реальной жизни. Она перестает быть наукой, объясняющей реакции и поведение человека и становится универсально приложимой дисциплиной для понимания формирования, функционирования и взаимодействия личности в ее отношении к самой себе, другим и окружающему миру. Те или иные психологические концепции личности легли в основу различных психотерапевтических школ. Фундаментальные аспекты личностного бытия и смысла заимствуются психотерапией из философских систем. Первым психотерапевтическим подходом такого рода стала рациональная психотерапия, предложенная П. Дюбуа, где концепция помощи строилась на логически аргументированных разъяснениях больному причин и механизмов заболевания путем его преодоления, вселение уверенности в значительное улучшение и полное выздоровление. Введение принципиально новых измерений в лечебный процесс осуществляет Марцинковски в своей системе “отвлекающей психотерапии”, которая " стремится к тому, чтобы направить внимание больного на высшие проблемы человеческого ума, дать ему новые жизненнные принципы эстетические, этические, философские" (Каннабих Ю.В., 1910. стр.34). Революционные исследования И.П.Павлова стали теоретическим базисом для целого направления современной психотерапии – поведенческого подхода – бихевиоризма. Инициатор практической поведенческой терапии Б.Скиннер на основе экспериментального изучения поведения животных и людей ввел в психотерапевтическую практику такие термины, как " подкрепление, отлучение, генерализация, дискриминация и шейпинг", которыми пользуются консультанты, ставящие своей целью изменение поведения клиентов. Более обширная категория - " теория научения" - основана на философском осмыслении бихевиоральных подходов. .
В настоящее время психотерапия не является целостным и единым учением, но представлет собой совокупность разнообразных подходов к оказанию помощи в случаях личностных или ситуационных проблем. Эти подходы разнятся между собой теоретически и практически, выступают как конкурирующие или взаимодополняющие, являются производными друг от друга или оригинальными. В современном мире насчитывается несколько сотен психотерапий, при этом число их растет лавиноообразно. Сами психотерапевты, с долей шутки, говорят о том, что каждый из них видит смысл своей деятельности в том, чтобы создать собственную психотерапевтическую систему. Отсюда понятна сложность и условность их классификации. Но даже с учетом этих обстоятельств, можно подразделить психотерапевтические подходы по следущим принципам: - Индивидуальная / Семейная / Групповая
Итак, любой психотерапевтический подход можно довольно информативно, хотя и весьма приблизительно, квалифицировать согласно этим признакам. Помимо этого, психотерапевты отличаются друг от друга в том, что одни из них строго дисциплинированно и последовательно работают в русле одного направления, в то время как другие принципиально придерживаются тактики эклектизма, используя в своей практике техники и методы, созданные в различных психотерапевтических системах. Как тот, так и другой стиль работы имеет свои преимущества и недостатки. Приверженцы “чистоты терапевтического подхода” безусловно правы в том, что подобная тактика приводит к повышению компетентности специалиста и позволяет достичь более эффективных результатов, при условии, что данный подход оптимально соответствует запросам и состоянию клиента. С другой стороны, очевидно, что ни в психотерапии, ни в медицине, ни в иной области человеческой культуры не существует “панацеи” или единственно возможного способа правильно разрешить ситуацию. Поэтому принципиально эклектический подход, хотя и увеличивает риск непоследовательности терапевтической тактики, но является более гибким и в ряде случаев более эффективным. В настоящее время принято выделять несколько крупных парадигм, в рамках которых могут быть представлены основные психотерапевтические подходы. Соответственно им, мы рассмотрим:
ДИНАМИЧЕСКИЕ ПСИХОТЕРАПИИ Классический психоанализ Адлерианская психотерапия Бихевиоральная психотерапия Когнитивная психотерапия Гештальт – терапия
СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ Трансактный анализ Групповая психотерапия Психодрама Арт-терапия Танце-двигательная терапия Вставка ПРИМЕРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ Лечение психоанализом влючает в себя распознавание и преодоление определннных механизмов чувствования и поведения, которые позволяют личности избкжать страха или иный неприемлемых эмоций. Эти механизмы обозначаются как ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ. Мужчина, выходя из своего рабочего офиса со злостью пинает колесо своего автомобиля. Он только что получил серьезное внушение от начальника. Он не мог высказать возникший у него гнев прямо в кабинете и таким образом выплеснул эмоции на другом объекте. Этот тип психологической защиты называется ПЕРЕМЕЩЕНИЕ. Человек отличающийся робостью, немного выпив, становится задиристым, при том, так, удивляет своих знакомых. Дело в том, что он начинает представлять себя в роли героя недавно просмотренного боевика. Эта защита называется ИДЕНТИФИКАЦИЯ Заболевшая ангиной женщина не встает с постели, близкие самоотверженно ухаживают за ней, но вскоре начинают замечать, что тембр ее голоса становится особо капризным и сюсюкающим. Она ведет себя подобно маленькому ребенку. Здесь мы наблюдаем очень распространенный тип защиты, называемый РЕГРЕССИЯ. Мужчина 50 лет, страдающий диабетом, перенес ампутацию ноги. Сначала он испытывал уныние, но затем, по наблюдениям окружающих очень изменился. Он истратил все своии сбережения на протез самой современной модели и, упорно тренируясь, стремится научиться танцевать. Это ГИПЕРКОМПЕНСАЦИЯ. У мальчика с раннего детства родители замечали особый интерес к насилию. Бывало, что он жестко обращался с животными, распаляясь при виде крови. Когда он повзсослел, он избрал для себя профессию хирурга, в которой добился серьезных успехов. Данный тип защиты от садистических наклонностей представляет из себя СУБЛИМАЦИЮ. На общем обеде в ресторане, прижимистый по натуре человек обращает особое внимание на то сколько платят его сотрапекзники, при этом ему вдруг начинает казаться, что кто-то сэкономил за его счет и недоплатил. Итак, когда люди приписывают свойственные им черты другим, речь идет о механизме ПРОЕКЦИИ ЮНГИАНСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ К.Г Юнг был одним из близких учеников Фрейда, который во многом переиначил теорию своего учителя. Его психотерапия строится на принципиально новой психологической теории. Инновации Юнга состоят в следующем. Юнг предположил, что энергия бессознательно - либидо - по природе своей не является исключительно сексуальной, а представляет собой универсальное движущее психическое начало, определяющее интенсивность психических процессов личности и психоэнергетическую основу развития культуры и цивилизации. Сводя к минимуму значимость личного бессознательного, Юнг уделяет большое внимание осмыслению коллективного бессознательного, под которым понимает нашу причастность к “разуму наших древнейших предков, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человечески существа”. Так в душе присутствует и действует исторический опыт всех предшествующих поколений. Коллективное бессознательное включает в себя семейное, национальное, расовое, общечеловеческое бессознательное. Содержанием коллективного бессознательного являются архетипы. В общих чертах, “ архетипы “ образуют “ наиболее древние и универсальные формы мышления “, проявляющиеся в сознании в виде огромного количества коллективных образов и символов (мать, отец ребенок и.т.д.). Эти образы и символы представляют собой своеобразно закодированные, формализованные образцы и программы поведения человека. “ Архетипы “, по Юнгу, составляют материал сновидений, мифов, религий, искусства и в опосредованных формах являют себя в философии, социологии, политике и других видах деятельности людей. Другим важнейшим нововведением Юнга стала классификация личностей. В качестве исходного признака он принял определенную направленность распространения психической энергии (либидо). Юнг выделил два основных противоположных типа: 1) Экстравертированный - чуждый самосозерцанию, самоанализу, направляющий психическую энергию во внешнюю среду; 2) Интравертированный - обращающий психическую энергию внутрь самого себя. Характеристика каждого из этих типов дополняется преобладающим вариантом психической деятельности, то есть в личности существует определяющее начало в виде: мышления / чувства / ощущения / интуиции. Согласно Юнгу, сочетанием этих признаков может быть описана каждая личность. Исходя из этих концептуальных положений строится Юнгианская аналитическая терапия. Целью терапии является интеграция всех репрессированных (подавляемых) аспектов бессознательного в его повседневную активность и приведение клиента в состояние контакта с коллективным бессознательным. Юнгианская терапия фокусирована на настоящем времени, в отличие от Фрейдовского психоанализа, ориентированного на опыт прошлого. Практически используются: а) ассоциативные методики (в частности, тесты на ассоциацию слов). Юнг довел технику “свободных ассоциаций” до уровня фундаментального метода психиатрического исследования: и б) большое внимание уделяется сновидениям, интерпретация которых происходит в соответствии с теорией архетипов. Терапевт занимает директивную позицию ментора или духовного наставника в истолковании происходящего с клиентом. Терапевтические встречи происходят, в отличие от психоаналитических не столь часто, примерно дважды в неделю, так, по мнению Юнга, клиенту требуется не менее суток, чтобы “переварить” полученный опыт. Сам Юнг предполагал, что его психотерапия более действенна с интеллектуально зрелыми людьми, после 40 лет, когда человек уже имеет жизненный опыт объяснения происходящего с ним и требуется только дать ему новое освещение. В заключение, можно сделать вывод о том, что эта терапия будет привлекательной и эффективной для тех, кого Юнг бы отнес к интуитивным интровертам, в то же время, мистицизм, пронизывающий эту терапию может стать существенным препятствием для критично и прагматично мыслящих людей. ДРУГИЕ АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПСИХОТЕРАПИИ Большинство из них связаны с именами психологов, так называемых “неофрейдистов”, расставивших новые акценты в ортодоксальном психоанализе. Здесь мы рассмотрим лишь три, наиболее распространенных подхода, основанных на взглядах их инициаторов. 1. Карен Хорни отказалась от психобиологической теории Фрейда и основала свое “культуралистское” направление (сейчас принято название “интерперсональное”). Динамической основой конфликтов Хорни считала социальные, культурные, семейные факторы. Невроз возникает не в результате внутреннего структурного конфликта, а в результате конфликта человека с окружающим миром. Главной концепцией Хорни стало понятие базовой тревоги, возникающей из-за недостатка принятия ребенка в детстве. Чувство базовой тревоги Хорни описывала как чувство изолированности и беспомощности во враждебном окружении. Эта тревога лежит в основе всякого невротического поведения. К фрейдовскому понятию “стремления к удовольствию” Хорни добавляет еще одну основную движущую силу: потребность в безопасности. Человек избегает страха и стремится к безопасности. В отсутствие безопасности удовлетворение невозможно. Стратегии преодоления базовой тревоги могут фиксироваться в личности и выступать в качестве невротических потребностей, представляя собой иррациональные решения базовой проблемы. Хорни выделила десять таких потребностей: 1) в одобрении; 2) в партнере, который позаботится о жизни; 3) в ограничении жизни узкими рамками; 4) во власти; 5) в эксплуатации других (манипуляции); 6) в престиже; 7) в личном восхищении; 8) в личных достижениях; 9) в самодостаточности и независимости; 10) в совершенстве и “непогрешимости”. Осознавание и преодоление этих неконструктивных стратегий являются целью психодинамической терапии К.Хорни. Методология не отличается от принятой в классическом психоанализе и включает в себя свободные ассоциации, интерпретацию и проработку. Роль терапевта достаточно директивна и направлена на противостояние “образу гордого Я” клиента и способстование высвобождению “Я реального”. Принятая частота терапевтических встреч – три раза в неделю. Продолжительность терапии составляет несколько лет. В нашей стране этот вид психотерапии не является распространенным в силу отсутствия достаточно компетентных специалистов. 2. Эрих Фромм создавая “ радикально-гуманистический психоанализ “ стремился постичь законы, управляющие жизнью отдельного индивида, и закономерности, которые лежат в основе развития общества, в целях гуманистического преобразования человека и социума. По мысли Фромма, особость человеческого существования состоит в том, что, в отличие от всех иных живых существ, человек обладает сознанием и самосознанием, которые превратили его в чужака нашего мира, и породил чувства одиночества и страха. Разрыв естественных связей человека с природой составляет, по Фромму главную проблему человеческого существования. Будучи гуманистическим мыслителем, в большей степени, чем практикующим психотерапевтом, Фромм пришел к убеждению, что обязательным условием физического выживания рода человеческого является создание нового человека. Он разработал довольно подробную программу изменения человека и общества, суть которой в переходе от доминирующей установки на обладание к господству установки на бытие, а также переход от индифферентного и патологического потребления к здоровому, максимальную децентрализацию промышленности и политики, осуществление индустриальной и политической демократии соучастия и замену бюрократического способа управления гуманистическим. Таким образом, благородные идеи Фромма, хотя и не привели к созданию отдельной психотерапевтической школы, но оказали существенное воздействие на специалистов, осуществляющих практику “психоанализа с человеческим лицом”. 3. Хайнц Кохут с Фрейдом не встречался, лишь видел его отъезжающим в эмиграцию в 1938 году. В 1964 г. он стал президентом Американской психоаналитической ассоциации, затем - вице-президентом Международной психоаналитической ассоциации (даже получил прозвище " Мистер Психоанализ" ). Однако в начале 70-х годов он стал основателем нового фундаментального направления в психоанализе (и психотерапии вообще) - селф-психологии (я-психологии, психологии самости). Согласно этой психологии, Я образует ядро личности, " независимый центр инициативы". Зрелое Я составляют амбиции, идеалы и базовые таланты и навыки человека. Патологические состояния Я Кохут описывает как архаическое Я (доминирует Я-конфигурация раннего детства), расщепленное (фрагментированное) Я (нарушена связность Я-конфигурации), опустошенное Я (снижена жизненная сила). Существуют селфобъекты - объекты, которые переживаются как часть нашего Я. Они определяются переживанием своей функции, направленной на поддерживание, восстановление или трансформацию Я, то есть термин применяется к субъективному, интрапсихическому опыту переживания присутствия Другого. Практическое осуществление терапии. Применяя эмпатию - готовность переживать то, что переживает другой, в его терминах - как метод наблюдения, терапевт использует селфобъектные переносы. Так называются переживания пациентом аналитической ситуации, которые конструируются и ассимилируются в соответствии с первичной организацией Я, с потребностями в подходящей селфобъектной матрице. Целью терапии для трансформации архаического нарциссизма пациента в его зрелую форму посредством микроинтернализаций и выстраивания новой структуры личности. Методология, сеттинг психотерапевтических встреч и длительность аналитического процесса сходны с другими видами динамической психотерапии Заключая описание раздела ДИНАМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ приведем основные отличия психоаналитических терапий от классического психоанализа по наиболее примечательным параметрам.
КОГНИТИВНО ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПСИХОТЕРАПИИ Адлерианская психотерапия. Бихевиоральная психотерапия Рационально-эмотивная психотерапия Когнитивная психотерапия АДЛЕРИАНСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ Иногда этот психотерапевтический подход описывается среди динамических психотерапий, но уместнее рассмотреть его в этом разделе, так как ему свойственна а) фокус на когнитивных измерениях личности; б) директивность; в) возможность краткосрочного варианта, ориентированного на определенный результат. Ученик Фрейда Альфред Адлер, отойдя от предшествующей традиции и терапевтической техники психоанализа, разработал и применил новые концепции психологической помощи. Убеждение Адлера состояло в том, что индивид мотивирован, в первую очередь, чувством социальной ответственности и потребностью достижения целей. В теории Адлера, человек движим целями, которые могут быть выбраны, и не обязательно находятся под абсолютным контролем бессознательного. Адлер полагал, что люди устремлены к тому, что он обозначил как цель жизни. Он также вводит понятие " жизненный стиль", сутью которого является то, что система взаимоотношений человека с его окружением основывается на внутреннем восприятии окружающих как источников, связанных с успехами или неудачами личности. С этой позиции, последователи Адлера не придают существенного значения объективной истории, а работают с перспективой восприятия действительности клиентом. Все проблемы могут быть поняты как ошибочно выбранные формы поведения. Важнейшими целями поведения такого рода является желание привлечь к себе внимание, желание обладать влиянием и убежденность в невозможности помощи. Адлер, введя в обиход широко известное понятие “комплекса неполноценности”, предположил, что, стремясь самоутвердиться среди других индивид пытается преодолеть свою реальную или мнимую “неполноценность” путем различных типов компенсации и соответствующих им “стилей жизни”: 1. Успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадения стремления к превосходству с социальным интересом. 2. Сверхкомпенсация, которая означает односторонне приспособление к жизни в результате чрезмерного развития какой-то одной черты или способности, формирующей личность. 3.Уход в болезнь. В этом случае человек не может освободиться от чувства неполноценности, не может прийти к компенсации “нормальными способами “. Он “ вырабатывает “ симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу, что и становится причиной невроза. Процесс адлерианской терапии предусматривает понимание жизненного стиля клиента, равно как и причины его возникновения во взаимодействии с ближайшим окружением. Через понимание поведения и реакции окружающих на такое поведение, терапевт может интерпретировать жизненный стиль и предусмотреть направление выработки навыков более позитивного поведения человека по отношению к другим. Важным является то, чтобы клиент получал очевидные выгоды от понимания собственного поведения. Методология: В отличие от основателей других психотерапевтических школ, А.Адлер не ввел в практику новых технических приемов. Это сделали, основываясь на его теории, практикующие этот подход специалисты. Вкратце, в процессе терапии происходит следующее: а) Клиент узнает возможные цели своего поведения; б) Ему указывается на позитивные и негативные последствия подобного поведения; в) Клиент подводится к принятию ответственность за собственный выбор г) Используется техника подбадривания – поощрение конструктивных паттернов поведения, приводящих к снятию “комплексов неполноценности” и достижению более эффективного “жизненного стиля”. Адлерианская психотерапия характеризуется активной и директивной позицией психотерапевта, ориентировкой на будущее и строится в форме встреч два раза в неделю, при этом вопрос о ее длительности решается через заключение договора о достижении терапевтического результата.
БИХЕВИОРАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ Бихевиоральная психотерапия имеет своим теоретическим базисом психологическую концепцию бихевиоризма. Она берет начало с того момента, когда Б.Скиннер, вдохновленный трудами И.Павлова, разработал конкретные положения этой психологии, продолженные затем в работах А.Бандуры, Дж.Вольпе. Бихевиоризм, как концепция, несет в себе такие элементы, как: а) Логический позитивизм, согласно которому все явления являются либо истинными, либо ложными. Истинные явления подтверждаются эмпирической проверкой. б) Детерминизм. Все поступки человека происходят под воздействием факторов окружающей среды и полностью определяются ими. в) Редукционизм. Все сложные явления могут быть сведены к простым. Психотерапевты, практикующие бихевиоральный подход, не оценивают клиента как хорошего или плохого, но пользуясь специфическими техническими приемами, добиваются социально приемлемого то есть “благополучного” функционирования в обществе, преодолевая поведение, которое они обозначают как несоответствующее или проблематичное.. Эта практика происходит от восприятия человеческой натуры в качестве " tabula rasa". Человек сам по себе не плох и не хорош, но способен научиться любому типу поведения. Таким образом, вся бихевиоральная терапия сводится к модифицированию действий клиента. Предполагается, что не клиент, а, его окружение " держит контроль" за поведением. Отслеживание того, что предшествовало поведению и какие последствия вызвало поведение, что является примерами подкрепления, являются основными факторами деятельности консультанта. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 982; Нарушение авторского права страницы