Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Особенности концепции Аристотеля в экономике и христаматике.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Особенности концепции Аристотеля в экономике и христаматике. Аристотеля можно считать основателем теории естественного права. Он писал, что идея частной собственности имеет глубокие корни в самой человеческой природе, основана на его инстинктах. Аристотель также писал о политической природе человека. Выделяя истинные и ложные формы правления, он доказывал, что политический строй способен улучшать или, напротив, уродовать, человеческую сущность. С точки зрения улучшения человеческой природы, лучшим государственным устройством является такое, которое сочетает элементы истинных форм правления - монархии, аристократии и демократии. Истинным формам правления Аристотель противопоставляет ложные, нежелательные формы: тиранию, олигархию и анархию. Они уродуют нравственность человека.Выдающейся заслугой Аристотеля в развитии экономической мысли является его попытка проникнуть в сущность экономических явлений, вскрыть их закономерности. Хозяйственную деятельность Аристотель разделил на истинную экономику — искусство создавать блага, и ложную экономику, или «хрематистику», — искусство наживать состояние путем перепродажи и ростовщичества, особенно с целью накопления монеты. Осуждая ложную экономику, Аристотель в то же время подчеркивал невозможность выделения «чистой экономики», освобождения ее от хрематистики. Изучение хрематистики привело Аристотеля к изучению процесса обмена. Он выделил естественные и неестественные формы обмена. Естественный обмен связан с удовлетворением естественных потребностей людей и возникает из-за разнообразия товаров и увеличения деятельности людей за пределами домохозяйства; неестественный обмен направлен на обогащение.По Аристотелю обмен не обязательно является неестественным; человек может обменивать товар, стремясь не к обогащению, а к удовлетворению потребностей. Однако возникновение торговли как профессионального занятия, направленного на зарабатывание денег, по Аристотелю, привело к утрате естественной цели удовлетворения потребностей, и накопление денег само по себе стало целью торговли.Аристотель признавал товарную природу денег. Он считал, что необходимость в деньгах как средстве обмена появляется по мере его развития. Деньгами становится товар, имеющий собственную товарную ценность, например железо или серебро, которые облегчают обменные операции. Его идеи были близки металлистической концепции денег. Однако Аристотель осуждал накопление денег, в особенности ростовщичество, которое использовало деньги для получения еще большего их количества. Аристотель внес большой вклад в разработку проблемы ценности. Он пытался ответить на вопросы о том, почему товары обмениваются в определенной пропорции и каковы объективные и субъективные факторы, определяющие ценность товара. Аристотель не дал однозначного ответа на эти вопросы, однако, рассмотрел ряд важных понятий, которые до сих пор используются в экономической науке.Исследуя обмен, Аристотель сделал вывод о том, что товары производятся не только для потребления, но и для обмена. Он разграничил два свойства товара: потребительная ценность и меновая стоимость. Потребительная ценность не является внутренним качеством товара, а отражает его способность удовлетворять потребности человека. Меновая - это ценность товара с точки зрения его способности к обмену на другие товары. Аристотелем впервые в экономической науке поставлена проблема измерения стоимости (ценности) товара. А данные им противоречивые объяснения положили начало длительным дискуссиям, которые прошли через всю историю экономической мысли. Воззрения Аквинского о богатстве, доходах и справедливой цене. Фома Аквинский- один из самых влиятельных авторов Средневековья. В его воззрениях раскрыты особенности экономической мысли Средневековья. 1. Богатство. По мнению Фомы Аквинского, богатство не является грехом само по себе. Оно есть власть, которая дается человеку, обладающему богатством. А всякая власть должна вызывать уважение. Другой вопрос — как это богатство используется. Если с его помощью делаются благие дела, то такое богатство заслуживает одобрения. Если же оно порождает пороки и им творится несправедливость, тогда такое использование богатства достойно всякого осуждения. Человек, обладающий богатством, наделен более высокой степенью ответственности за свои поступки, потому что последствия этих поступков более значительны для окружающих, чем поступки бедняков. Поэтому грехи богатого человека более тяжкие, чем те же грехи бедного. Осуждения также заслуживает стремление к богатству. Поскольку богатство не является целью само по себе, а лишь средством для обустройства мира, то превращение его в цель выступает нарушением естественной природы вещей, а следовательно, несправедливостью. 3. Справедливая цена. Рассуждения Фомы Аквинского о справедливой цене в первую очередь опираются на понятие обменного права, о котором уже говорилось. «Справедливая цена» должна обеспечивать равенство при обмене, т.е. каждый участник сделки должен отдать ровно столько, сколько он получил. Вопрос в том, как определяется «справедливая цена». Согласно рассуждениям Фомы Аквинского, она является результатом субъективных оценок двух обменивающихся сторон. В первую очередь это субъективная оценка продавцом той меры ущерба, которую он понесет, продав данный товар. Этот ущерб в целом соотносится с издержками на приобретение или производство данного товара. Но не менее важным является и субъективная оценка покупателем ценности данного товара, т.е. меры своей потребности в нем. Продавец также должен учитывать качество товара, устанавливая на него цену. В дальнейших рассуждениях Фома Аквинский в основном в качестве «справедливой цены» рассматривает среднюю цену, установившуюся на рынке на данный товар при средних условиях. Фома Аквинский большое внимание уделяет случаям нарушения правил справедливого обмена. Одним из них является сознательное искажение качеств товара продавцом. Продавец обязан снизить цену, если его товар обладает даже скрытыми, но известными ему дефектами. Но при этом он не обязан афишировать данные дефекты перед покупателем. Покупатель сам должен их обнаружить или догадаться о них, узнав о более низкой цене. Другим мошенничеством является использование продавцом чрезвычайной нужды покупателя в данном товаре. Продавец не имеет права завышать цену в этом случае. В то же время покупатель сам может предложить более высокую цену, которая рассматривается как благодарность за оказанную услугу в чрезвычайной ситуации. Кроме того, если продавец по каким-то субъективным причинам оценивает имеющийся у него товар выше, чем его средняя цена на рынке, то он имеет справедливое право устанавливать цену, которая будет соответствовать этой субъективной оценке. 5. Оценка торговли. Фома Аквинский не осуждает торговлю, считая, что купец выполняет важную функцию, доставляя товары туда, где в них больше всего нуждаются. За это он имеет право получать прибыль. Но в то же время торговец обязан соблюдать два правила. Во-первых, он должен соотносить цену товара с затратами на его приобретение и качеством. Во-вторых, он не должен гнаться за прибылью ради самой прибыли. 6. Ссудный процент. Как и большинство средневековых авторов, Фома Аквинский осуждал взимание процента за пользование деньгами. Он утверждал, что, отдавая определенную сумму денег, кредитор имеет право требовать вернуть ему лишь равную сумму. Процент представляет собой дополнительную плату за пользование деньгами. Но продажа денег и продажа права пользоваться ими — одно и то же. Таким образом, ростовщик несправедливо продает одну и ту же вещь дважды. Это все равно, как если бы винодел продавал вино и отдельно — право это вино выпить. Доктриный Миля. Будучи убежденным сторонником свободного предпринимательства, Миль, все же указывает, что есть сферы общественной деятельности, это инфраструктура, наука, образование, законодательное регулирование и т.д.Говоря о социальных реформах, Миль утверждает, что законы производства изменять нельзя, а можно усовершенствовать лишь распределение. Здесь Миль явно не понимает того, что распределение, обмен и потребление – это лишь элементы производства в широком смысле слова.Идеал общественного устройства Дж. С. Милль видел в достижении людьми полной независимости без ограничений, кроме запрета на причинение вреда другим людям; экономический прогресс связывал с научно-техническим прогрессом, ростом безопасности личности. Социальные реформы Дж. С. Милля: введение корпоративной ассоциации, что ликвидирует наемный труд; -социализация земельной ренты при помощи земельного налога; -ограничение неравенства при помощи ограничения права наследования.Доктрина социальных реформ ДЖ.С. Милля своим возникновением «обязана» его Допущению мысли о том, что нельзя изменить лишь законы производства, а не законы распределения”. В этом явное непонимание того, что «производство и распределение не составляют обособленных сфер; они взаимно и почти всесторонне проникают ДРУГ В Друга»‘5. Поэтому тенденциозны и главные положения его реформ, которые Ш. Жид и Ш. Рист свели K трем нижеследующим позициям“: 1) уничтожение наемного труда при помощи кооперативной производительной ассоциации; 2) социализация земельной ренты при помощи земельного налога; 3) ограничение неравенства богатства при помощи ограничения права наследования.Качество образования, по Миллю, выявляется не сразу, и, что - бы не позволить правительству «лепить мнения и чувства людей, начиная с юного возраста», им рекомендуется не общедоступное государственное образование, а система частных школ или обязательное домашнее образование до определенного возраста. Государственные школы, по его мнению, могут быть исключением только для отдаленных районов. Общественный образовательный минимум, поставленный на частную основу, полагает автор «Основ...», необходимо сочетать с системой государственных экзаменов (за неуспех на экзамене взимаемый с родителей налог явится компенсацией за продолжение образования), вменив в обязанность государства обеспечение «денежной поддержки начальной школы». Экон. воззрения Сисмонди Сисм. разделял трудовую теорию стоимости, утверждая, что «труд является единственным источником богатства».Теория распределения доходов Сисм. вытекает из теории трудовой стоимости. Он подчеркивает, что в отличие от мелкотоварного производства, где производитель был хозяином всего продукта своего труда, заработная плата при капитализме является урезанным продуктом труда рабочего, так как капиталист «не дает рабочему достаточной компенсации за его труд», а оставляет ему лишь «самое необходимое, что поддерживает его жизнь». Таким образом, прибыль, по мнению Сисм., «является не чем иным, как ограблением рабочего». Сисм. одним из первых вскрыл противоречия и пороки, свойственные капиталистическому накоплению: вытеснение живого труда машинами, в результате чего возникает безработица, растет нищета, применяется детский труд. Он сделал вывод о неизбежности экономических кризисов в условиях капитализма.Сисм., озабоченный в противоположность Мальтусу судьбой трудовых низов и вынужденных нищих, также использовал понятие «третьи лица», но вкладывал в него иной смысл. Следствием свободной конкуренции и одностороннего стремления к накоплению капитала стали «чрезмерное возрастание производства, не соответствующее потребностям рынка... избыток товаров и бедность, испытываемая всеми теми, кто своим трудом произвел слишком много богатства».Под давлением конкуренции предприниматели для удешевления своих товаров заменяют ручной труд машинным и оставляют без работы множество людей, ранее находивших занятие; зарплата рабочих, оставшихся на фабриках, падает вследствие увеличения предложения труда сравнительно со спросом; разоренные конкуренцией крупного машинного производства мелкие производители лишаются всех своих доходов; уменьшение доходов массы населения, составляющих основное число покупателей, сопровождается замедлением доходов предпринимателей относительно оборотов производства. Таким образом, строй капиталистической конкуренции располагает к отставанию спроса от предложения, т.е. перепроизводству товаров, которые могут найти дополнительный сбыт лишь на внешних рынках - в отсталых, еще не капиталистических странах. Покупатели из этих стран выступают как «третьи лица», округляющие спрос до размеров предложения. Теория Бем-Баверка. Нашумевшая «теория ожидания» О.Бем-Баверк целиком опирается на характерные для «австрийской школы» принципы субъективизма, выдвинув в рамках этой теории положение о происхождении процента на капитал как о процессе ожидания, т.е. когда «будущее благо» превратится в «настоящее благо».Принцип убывающей полезности в примере О. Бём-Баверка о хозяйстве одинокого поселенца.О.Бем-Баверком приводится абстрактный пример о том, как следует определять суммарную «предельную пользу» находящегося, в потреблении человека блага.В этом примере, ставшем в буквальном смысле слова хрестоматийным, речь идет об одиноком поселенце, избушка которого изолирована от остального мира первобытным лесом, и о том, как этот поселенец рассчитывает употребить запас собранного со своего поля хлеба в количестве пяти мешков. Расчет поселенца таков: первый мешок ему необходим, «чтобы не умереть с голода до следующей жатвы»; второй — чтобы «улучшить свое питание настолько, чтобы сохранить свое здоровье и силы»; третий — чтобы «к хлебной пище прибавить несколько мясной пищи... он предназначает для откармливания птицы»; четвертый — «должен пойти... на приготовление хлебной водки»; пятый — чтобы «употребить его на корм для нескольких штук попугаев, болтовню которых ему нравится слушать». Резюме О.Бем-Баверка по этому примеру почти такое же, как у его учителя К.Менгера, — чем больше в наличии однородных материальных благ, тем меньше «при прочих, равных условиях» ценность отдельной их единицы, и наоборот. Экон взгляды Веблена. ТорстейнВеблен— основоположник социально-институционального направления экономической науки, его разработки были широко использованы на практике. Он изложил свои теории в таких работах, как «Собственность отсутствующего», «Инстинкт мастерства», «Теория праздного класса», «Инженеры и система цен».Его исследования построены на эволюционном понимании экономики, заключающемся в ее движении от простого к сложному. В этом контексте понимается и институциональность—экономические процессы, которые существовали, в прошлом и протекают сейчас, но не соответствуют требованиям времени.Им использована теория эволюции живых существ Ч./Дарвина, которую Т. Веблен перенес на экономические процессы. Экономическая система постоянно стремится к развитию — переходу от более простых к более сложным и совершенным формам и структурам.Поведение человека в экономике обусловлено инстинктами: труда, мастерства, продолжения рода, подражания. В зависимости от того, какой из них более развит, определяется поведение человека. Этим Т. Веблен обосновывает усложнение протекающих в экономике процессов, выводит главный фактор влияния — психику человека. Только соизмеряя законы экономики и психики человека, можно осуществлять прогнозирование и управление экономической системой.Он разделил общество на классы: - производственный; - непроизводственный. Производственный класс выполняет трудовые функции, участвует в производстве и потреблении товаров. Непроизводственный класс не участвует в производстве товаров, не реализует трудовые функции, а только потребляет. Потребление осуществляется им с помощью капитала: накопленного, захваченного, украденного или полученного в наследство. Для этого класса действуют специфические законы, названные эффектом Веблена, например повышение цены на определенный товар является стимулом увеличения его потребления для производственного класса, а для непроизводственного — приводит к снижению его потребления. Для непроизводственного класса высокая цена на товар является показателем его качества и престижа, Т. Веблен дает резко негативную оценку существующего экономического строя, в котором решающую роль в экономических процессах играет непроизводственный класс. Изменения существующей системы предлагается осуществить с помощью реформирования. Должна быть искусственно изменена экономическая система, а власть передана инженерно-технической интеллигенции. Обосновывается это тем, что только производственный класс участвует в реальных экономических процессах. Непроизводственный класс только пользуется их результатами.Т. Веблен внес серьезный вклад в современную экономическую науку, а его основная заслуга состоит в том, что он обозначил необходимость социально ориентированного управления экономикой. Концепция реформ Коммонса Д.Коммонс - разработал социально-правовой институционализм. Главное содержание теории - исследование действий коллективных институтов (семья, корпорации, профессиональные торговые объединения). Рыночные отношения выступают как нечестная конкуренция. Исправить этот недостаток можно посредством использования юридически законодательных органов государства. Он разрабатывает теорию социальных конфликтов. Т.е. общество состоит из профессиональных групп, они заключают между собой сделки и в рамках этих сделок и возникают конфликты. Эти конфликты не носят антагонистический характер, профессиональные группы должны не бороться, а сотрудничать между собой, преодоление конфликтных ситуаций он связывает с совершенствованием правовых и юридических норм. Таким образом, процесс преодоления конфликта означает социальный прогресс. Коммонс вводит категорию «титул собственности». Собственность делится на 3 вида: вещественная (материальное богатство)невещественная (долги, долговые обязательства)неосязаемые (ценные бумаги).Предмет исследования - перемещение титулов собственности или юридической сделки.Объектом исследования Коммонса являлись институты. К ним он относил семью, производственные корпорации, торговые объединения, профсоюзы, государство.В своих исследованиях Коммонс соединял теорию предельной полезности с юридической концепцией в экономике. Все пороки капитализма он видел в несовершенстве юридических норм. Это несовершенство приводит к нечестной конкуренции.Дж. Коммонс предложил свою периодизацию стадий капиталистического общества. Первоначальной стадией был торговый капитализм. Ему на смену приходит предпринимательская стадия. Затем следует банковский (финансовый) капитализм и, наконец, административный капитализм. На стадии финансового капитализма возникают крупные объединения предпринимателей и профессиональные союзы. Каждые объединения добиваются привилегий для своих членов. В результате возникает гармония интересов, усиливающаяся на стадии административного капитализма. Особенности концепции Аристотеля в экономике и христаматике. Аристотеля можно считать основателем теории естественного права. Он писал, что идея частной собственности имеет глубокие корни в самой человеческой природе, основана на его инстинктах. Аристотель также писал о политической природе человека. Выделяя истинные и ложные формы правления, он доказывал, что политический строй способен улучшать или, напротив, уродовать, человеческую сущность. С точки зрения улучшения человеческой природы, лучшим государственным устройством является такое, которое сочетает элементы истинных форм правления - монархии, аристократии и демократии. Истинным формам правления Аристотель противопоставляет ложные, нежелательные формы: тиранию, олигархию и анархию. Они уродуют нравственность человека.Выдающейся заслугой Аристотеля в развитии экономической мысли является его попытка проникнуть в сущность экономических явлений, вскрыть их закономерности. Хозяйственную деятельность Аристотель разделил на истинную экономику — искусство создавать блага, и ложную экономику, или «хрематистику», — искусство наживать состояние путем перепродажи и ростовщичества, особенно с целью накопления монеты. Осуждая ложную экономику, Аристотель в то же время подчеркивал невозможность выделения «чистой экономики», освобождения ее от хрематистики. Изучение хрематистики привело Аристотеля к изучению процесса обмена. Он выделил естественные и неестественные формы обмена. Естественный обмен связан с удовлетворением естественных потребностей людей и возникает из-за разнообразия товаров и увеличения деятельности людей за пределами домохозяйства; неестественный обмен направлен на обогащение.По Аристотелю обмен не обязательно является неестественным; человек может обменивать товар, стремясь не к обогащению, а к удовлетворению потребностей. Однако возникновение торговли как профессионального занятия, направленного на зарабатывание денег, по Аристотелю, привело к утрате естественной цели удовлетворения потребностей, и накопление денег само по себе стало целью торговли.Аристотель признавал товарную природу денег. Он считал, что необходимость в деньгах как средстве обмена появляется по мере его развития. Деньгами становится товар, имеющий собственную товарную ценность, например железо или серебро, которые облегчают обменные операции. Его идеи были близки металлистической концепции денег. Однако Аристотель осуждал накопление денег, в особенности ростовщичество, которое использовало деньги для получения еще большего их количества. Аристотель внес большой вклад в разработку проблемы ценности. Он пытался ответить на вопросы о том, почему товары обмениваются в определенной пропорции и каковы объективные и субъективные факторы, определяющие ценность товара. Аристотель не дал однозначного ответа на эти вопросы, однако, рассмотрел ряд важных понятий, которые до сих пор используются в экономической науке.Исследуя обмен, Аристотель сделал вывод о том, что товары производятся не только для потребления, но и для обмена. Он разграничил два свойства товара: потребительная ценность и меновая стоимость. Потребительная ценность не является внутренним качеством товара, а отражает его способность удовлетворять потребности человека. Меновая - это ценность товара с точки зрения его способности к обмену на другие товары. Аристотелем впервые в экономической науке поставлена проблема измерения стоимости (ценности) товара. А данные им противоречивые объяснения положили начало длительным дискуссиям, которые прошли через всю историю экономической мысли. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 1243; Нарушение авторского права страницы