Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Лекция 5, 15 апреля 2016 года
Философ Пьер Гассенди (1592 - 1655) получил образование и возродил древнегреческий атомизм. Атомы на новом уровне развития атомизма рассматриваются как мельчайшие неделимые частицы, Бог их создаёт и придаёт им начальный импульс. Так образуется наше мироздание. Томас Гоббс критикует Декарта за его cogito ergo sum, так как правила логики не соблюдаются, если из мышления как некого идеального состояния выводится физическое существование. Мысли да, существуют, но выводить отсюда физическое существование нельзя. Гассенди Декарту эти замечания написал в процессе переписки, которую Декарт сам организовал как рецензию своих материалов перед их публикацией. Но Декарт с данными доводами не посчитался и выдвинул тезис " Я есмь вещь мыслящая". Гассенди возвращает атомизм, время и пространство как некие субстанции и вводит понятие молекулы, которое потом становится рабочим понятием у Бойля, и никто сейчас не отрицает, что молекулы есть некая совокупность атомов. Вывод: те философские основания, на которых будет стоять физика Галилея и Ньютона, заложены философами, и известно, что они читали Гассенди. Следующий философ - Бенедикт Спиноза (1632 – 1677), чистый философ, сыгравший большую роль в становлении науки Нового Времени. При жизни он напечатал только одно произведение, а основное было опубликовано только после его смерти и сыграло большую роль, а сам термин " спинозизм" стал флагом для обозначения вольнодумия, атеизма и того, что можно мыслить природу без Бога. Его отлучили от еврейской общины, прокляли, запретили писать и так далее. Он написал " Этику" как работу с леммами, дилеммами и теоремами, то есть по образу и подобию знаменитых " Начал" геометрии Евклида. Несмотря на то, что произведение посвящено широкому кругу философских вопросов, от онтологии до гносеологии и эпистемологии, ясно, что он посвятил работу нравственности. Он продолжает в философии идеи Декарта и говорит, что в мире нет творения (того, что создано Творцом, то есть Богом как личностью), а только порождение (то, что порождено природой, которую конечно можно считать Богом, но только совершенно обезличенным и тождественным природе, и только такой Бог по Спинозе есть). Субстанция, природа, Бог - это всё одно и то же (пантеизм). Выдвигает вслед за Бруно принцип однородности природы и существование абсолютных универсальных законов, высшей рациональности. В 19 веке скажут, что Спиноза создал некую космическую религиозную рациональность. И ей вдохновлялись многие учёные, в том числе и Эйнштейн, про которого говорили " Верит в Бога по Спинозе". Теории Хокинга и Вайнберга основаны на теории всего и говорят, что существуют некие универсальные математические отношения, исходя из которых, мы можем понять природу всего мироздания. Но правда сейчас эта идея поколеблена некоторыми современными космологическими теориями Линде и Виленкина, который развил теорию Линдэ в теорию бесконечной инфляции Вселенной. И в каждом пузыре, который появляется из вакуума и затем порождает целую Вселенную, могут быть свои законы, а могут быть пузыри как у нас, а проверить это нельзя, поэтому всякая рациональность пропадает. Пока это чисто спекулятивные идеи космологов, хотя космологические модели очень убедительны. И вторая мысль - порядок и связь идей такие же, как порядок и связь вещей. То, что мы доказываем как логическое и непротиворечивое на бумаге, должно существовать и в природе. Если мы можем построить корректную математическую модель Вселенной, то она существует, пусть даже эмпирически пока недоступна. Математические сокральные конструкции первичны по отношению к физическим. Готфрид Вильгельм фон Лейбниц (1646 - 1716) - рационалист, который считал, что основные логико-математические идеи заложены в наше мышление, так как мы продолжаем природу. Но по сравнению с Декартом и Спинозой он говорит о глыбе мрамора, в которой есть прожилки, и только скульптор может увидеть в них скульптуру. То есть рациональные истины в нас самих есть, но чтобы их открыть, нужен очень большой интеллектуальный труд и концентрация внимания. В отличие от этих двух великих людей Лейбниц вёл очень активную организационную деятельность, написал две диссертации, по математике и по юриспруденции. Лейбниц - член всех Академий, создаёт Берлинскую Академию Наук и играет большую роль в создании Петербургской Академии Наук, так как именно он предложил Петру 1 в письменном виде проект создания Петербургской Академии Наук. И в 1725 году указом Петра 1 Академия Наук в России была создана. Важно подчеркнуть, что Академии в Европе явились результатом эволюции интеллектуального мышления. Сначала были кружки, перевод античных рукописей в огромном количестве, потом гуманитарные кружки, и потом серьёзные организации. А в России наука была имплантирована сверху указом императора. Так что все первые наши Академики были из-за рубежа, и только потом через 10-20 лет там появляются русские, Ломоносов и Третьяковский. Поэтому Петербургская Академия Наук зависела от императорского двора, кураторы которого не имели отношения к науке, а просто распоряжались организацией работы Академии. Возникла проблема: наука должна управляться либо кураторами, либо учёными. Кураторам и менеджерам неважно, чем заниматься, они просто умеют организовывать большие системы на макроуровне. Возможно, сами учёные должны занимать ключевые посты в науке, так как в этом случае они будут осознанно распоряжаться потоками финансирования, понимая, что приоритетно, а что нет. А при менеджерах возможна коррупция, расстановка своих людей. Сейчас эта проблема тоже актуальна, идут дискуссии, была создано ФАНО. Но пока все активы Академии заморожены, несмотря на реформу, и это хорошо. Лейбниц выдвигает свою онтологическую идею про мир, состоящий из монад. Это принципиальный плюрализм, монады созданы Богом, имеют духовную составляющую. Они работают в автономном режиме и одновременно работают синхронно, так Бог устроил мир (Бог - монада всех монад), и отсюда вывод - " Всё к лучшему в этом лучшем из миров". Зло - оно только временно, это не субстанция, а её отсутствие. Примеры субстанций - это свет, добро. Данные мысли высказаны в труде " Теодицея", который важен для понимания связи между наукой и религией. Предложив такую модель развития Вселенной, Лейбниц по-другому оценил пространство, время, движение. Если Гассенди реконструирует идеи Демокрита, то Лейбниц возвращается к идеям Аристотеля. Нет ни абсолютного движения, ни абсолютного времени, ни абсолютного пространства, а есть предметная организация с точки зрения всех монад. Нет ничего абсолютного, а всё связано с точки зрения наблюдателя. Это будет лежать в основе Общей Теории Относительности Эйнштейна. Он ввёл в математике дифференциальное, интегральное исчисления, придумал все символы, которые там есть. Он выдвинул идею математизации всего знания, которое претендует на статус научного. Лейбниц считал, что скоро философы и учёные перестанут спорить, а скажут " Давайте сядем и посчитаем". Он предложил математическую логику, которая стала бурно развиваться в конце 19 века. Изначальный импульс дан монадам самим господом Богом, но дальше он никуда деться не может, то есть сформулирован принцип сохранения энергии всех монад. Лейбниц поправляет Декарта, который сформулировал закон сохранения импульса mv, и говорит о сохранении энергии mv2/2. В полемике с Ньютоном Лейбниц солидаризируется с Беркли, так как Ньютон ввёл огромное количество оккультных сил, которые идут из средневековой схоластики. И последняя его идея - это идея из сферы существования. Основное в сознании - это рацио, то, на что человек опирается, но существует ещё и сфера бессознательного, которую он понял как некую удалённую периферию от сознания. Волна идёт как прибой, а мы слышим общее спонтанное наложение волн. Наш слуховой аппарат устроен так, что мы начинаем воспринимать только с какого-то порога. Вот эту сферу, определяющую пороги восприятия и невосприятия, он назвал сферой бессознательного. У Фрейда бессознательное является главным и основано на либидо. Социальные идеи - Томас Гоббс (1588 - 1679) и Джон Локк (1632 - 1704). Гоббс первый отказывается от абстрактного понятия материи и предлагает заменить его на понятие совокупности всех объектов в природе, всех материальных систем. Ещё идея: любые научные исследования так или иначе связаны с практическими интересами людей. Если бы геометрические аксиомы затрагивали интересы людей, то они бы опровергались. Локк наиболее полно разработал систему эмпиризма Бэкона, введя понятия внешнего опыта (первичные и вторичные идеи, сложные и простые) и внутреннего опыта (наша рефлексия). Проблема истины - это проблема удачного или неудачного соединения идей, а ответственность за истину несёт разум. " Нет ничего в разуме, чего до этого не было бы в органах чувств", говорил Локк. Лейбниц поправил: "..., кроме самого разума, который чувствами не ощущается". Их социально-политические идеи: Гоббс и Локк впервые снимают ореол божественности с государства. У софистов просто были догадки на эту тему, а здесь - хорошо проработанные теории. Гоббс формулирует идею общественного договора, по которой государство есть результат конвенции, заключенной на определённом этапе развития общества ради сохранения жизни людей. Позиция частной собственности. Человек человеку волк. Люди, в отличие от животных, могут сами себя истребить, и их естественное состояние -это война всех против всех. Это их общая идея. По Гоббсу далее, власть должна быть сосредоточена в кулаке, монархия нужна, она эффективно противостоит коррупции, монарха подкупить нельзя, и если монарх печётся о своих подданных, то все его чиновники будут находиться в страхе. Пётр 1 много раз сёк любимца Меньшикова за коррупцию. А у Локка заложены основы либерализма, когда власть должна быть раздроблена между тремя ветвями, законодательной, исполнительной и судебной, и эта власть должна быть периодически сменяема, и это происходит на выборах, которые должны быть не подтасованы, сейчас независимые наблюдатели дают оценку, в каком формате проходят выборы. В этом случае государство теряет ореол священности, и это не голова, а шляпа на голове, её надо менять. Поэтому должна существовать легально оппозиция, даже если она набрала меньшинство голосов, нельзя радоваться победе одной партии, а оппозиция должна присутствовать во всех ветвях власти и иметь право голоса. В Англии те, кто набрал меньше голосов, сразу подпадают под крыло Королевы по этому принципу, чтобы они имели право голоса в этих демократических странах. Итак, мы прошли философские исследовательские программы, а теперь переходим к естественнонаучным программам исследований 17-18 столетий, которые во многом основаны на философских и метафизических идеях, но уже создают собственно научные теории, которые отражают реальное положение вещей и могут быть проверены теоретически и экспериментально. Первое - это теория Иоганн Кеплер (1571 - 1630), ученика Тихо де Браге, оставившего свои таблицы положения небесных тел. В это время уже появляются телескопы, а не квадранты, и Кеплер был уверен в онтологической значимости теории Коперника. Он работает именно так, чтобы дать более серьёзное математическое обоснование теории Коперника, ведь на первых порах она даже уступала теории Птолемея по точности определения положения небесных тел. И мы объяснили, почему такое было возможно - потому что Коперник оставил две метафизические предпосылки физики Аристотеля, то, что планеты должны вращаться по круговым орбитам, и то, что они должны вращаться равномерно Эти понятия считались идеальными и относились в первую очередь к философии. Кеплер начал тоже с этого, и, имея более совершенные инструменты наблюдения, обнаружил очень существенные расхождения с этими допущениями. Ему пришлось переосмыслять понятие " Гармония мира", и он пишет, что она должна исходить не из наших представлений о них, представления могут быть искаженными, а из реальных законов, по которым эволюционирует мироздание, ведь они есть независимо от нашего сознания. Кеплер был глубоко верующим и говорил, что все существующие сущности могут быть представлены количественно, в первую очередь за счёт божественной науки математики, в первую очередь геометрии. Брикс: геометрия по Кеплеру есть сам Бог, ибо что может существовать в Боге, не будучи Богом? Поэтому геометрия - это образец творения мира Богом; геометрия заложена в людей, которые являются подобием Бога. Кеплер пришёл к выводу о необходимости отказа от предпосылок Аристотеля и формулирует два закона Кеплера - об эллиптичности планетных орбит с нахождением Солнца в одном из фокусов и о неравномерности движения планет по орбите (секторная скорость постоянна), при этом планеты ещё и дергаются на орбите, то есть существуют флуктуации. И третий закон Кеплера говорит о связи удалённости планет от Солнца и времени их полного обращения. На вопрос " Почему они такие, а не другие? " Кеплер ничего ответить не мог, кроме того, что так устроил Господь Бог. Кеплер рассматривает идеи Гильберта и дополняет их так: Солнце тоже большой магнит, ещё больше, чем Земля. И именно за счёт магнитных сил планеты, Луна удерживаются на своих орбитах. Дальше он вводит прототипы физических понятий, таких как инерция - " Лень планет". Данное Кеплером первое серьёзное математическое обоснование теории Коперника и нивелирование основных предпосылок Аристотеля церковь признать не могла и внесла его труды в ИЗК, осыпая Кеплера проклятиями. Кеплер также прирабатывал астрологией и составлял астрологические прогнозы для знатных людей, к которым сам относился с юмором, так как " астрология - незаконная дочь астрономии, но она всё же должна кормить свою мать". Он пользовался благосклонностью короля Богемии и его не могла поймать инквизиция, а также он пытался спасти Галилея от инквизиции, но Галилей всё же к нему не поехал. Правда, в научном плане Галилей не принял эти эллипсы Кеплера, но переписка у них была дружественная. Далее - Галилео Галилей (1564 - 1642), " Отец современного естествознания" (Эйнштейн), человек всесторонне образованный, играл музыку, знал хорошо литературу, читал лекции по топографии ада, который был описан Данте в " Божественной комедии". Математикой начал заниматься в довольно позднем возрасте и потом через какое-то время достиг успехов. Его наследие имеет философское, гносеологическое, этическое и - важнейшее - научное - значения. В гносеологическом плане Галилея считают автором гипотетико-дедуктивного метода, он считается основным методом науки. В Новое Время есть эмпирико-индуктивный метод, аксиоматико-дедуктивный метод и гипотетико-дедуктивный метод Галилея. Вы можете выдвигать любую гипотезу, даже самую сумашедшую, " Эт хок", и если вы можете её математически оформить, надо делать из неё следствия. Сначала через математические уравнения, ну а потом их надо проверять эмпирически. Второе важное гносеологическое (и аксеологическое тоже) дело - окончательное узаконивание полей (сфер) деятельности науки и религии. В средневековье на востоке возникла теория двойственной истины, затем этот аверроизм перешёл в Европу, а точку в развитии этих идей ставит Галилей, который выдвигает свою знаменитую теорию двух книг. Буквами языка книг он считает разные знаки, фигуры и тексты. Есть книга Откровения, это Библия, там не прибавить и не убавить, и есть книга Сотворения, где тоже не прибавить и не убавить, создана Господом Богом. Первую читают и интерпретируют священнослужители, а вторую, книгу природы, читают учёные. Книга природы написана на языке математики, и если надо её познать, ты должен научиться её читать. Галилей тоже рационалист. Он говорит, что книга не пишется, а уже написана. Поэтому мы читаем по странице, открывая новые истины, но книга уже написана, и Максвелл, Эйнштейн угадали свои уравнения, их проблема - угадать, что написано в книге Богом. Рукой Максвелла водил Бог. Он ссылается в качестве своих предшественников на пифагорейцев и Платона, у которых эти идеи впервые прозвучали. Математика - это априори существующая реальность, к которой человек может приближаться в той или иной степени, но в целом эта истина безгранична. Второй раз в математике ничего не открывается, все открытия однократны. Церковь всегда плохо относилась к идее герменевтического толкования Библии, а Галилей известен как очень мужественный человек. Он пытался расширить сеть своих контактов с клерикалами, и выступал до определённого момента, до суда над ним, довольно открыто со своими взглядами, считая, что он пользуется покровительством сильных мира сего, то есть священников. Послание герцогини Лотаринской: " Профессора-богословы не должны навязывать естествоиспытателю мнение о явлениях природы. Наши противники называют ложным и еретическим всё то, что не могут опровергнуть. Эти ханжи делают себе щит из лицемерия и таким образом уничтожают Священное Писание". Бог есть Бог, но надо не от априорного понимания замысла Бога идти к природе, а наоборот идти от природы к Богу. Человека Бог наделил разумом, чтобы он был способен познавать этот мир, и познание - это богоугодное дело. Вводится различение между двумя видами знания. Экстенсивное знание - знание всего и сразу, это знание Бога, и человек до такого уровня никогда не может подняться, его знание ограничено. Но есть и интенсивное знание, которое одинакого знают Господь Бог и человек. То есть чем больше человек познаёт интенсивное знание, то есть познаёт мир, тем больше он накапливает богоугодных истин и тем сильнее он приближается к Богу. В Мире есть много всего непознанного, но нет ничего принципиально непознаваемого. Галилей первым ввёл такой гносеологический оптимизм. Он работал в механике и астрономии. В механике ему принадлежит идея об одинаковой скорости падения тела любого размера. Галилей первый усомнился в доводе Аристотеля, что очевидно, что тяжёлое падает быстрее лёгкого. Есть разные предположения, как Галилей это сделал. Самая распространённая, но и неудобная для работы Галилея, мысль - он бросал шары с Пизанской башни, хотя это опасно для людей внизу и неточно, не имея часов. Ещё говорят, что он скатывал шары по наклонной плоскости, и по капельницам рассчитал ускорение свободного падения g. Но самый впечатляющий его эксперимент был эксперимент мысленный. Мы можем связать два шара, лёгкий и тяжёлый, и бросить с высоты. Пара должна падать быстрее, чем лёгкий, и медленнее, чем тяжёлый. Получается противоречие - либо быстрее, либо медленнее. Пример: если предположить, что ускорение тела пропорционально массе, то для тела массой 1 кг оно должно составлять 1 условную единицу, для 2 кг - 2 единицы. Если оба тела связать (масса 3 кг) - то по этой логике ускорение составит 3 единицы. Но если посчитать по формуле (1 кг*1 ед.+2 кг*2 ед.)/(1 кг+2 кг), то получим не 3 единицы, а другое ускорение - противоречие. Третье допущение, допущение Галилея - тела падают с одинаковой скоростью, только так противоречия нет. Эксперимент был в 1654 году. а Галилей умер в 1642. По Кайре, закон инерции, первый закон Ньютона, принадлежит Галилею, формулировки один к одному похожи. По Кайре, этот закон - тоже мысленный эксперимент. Как его проверить в условиях Земли? А никак, ведь всегда есть какое-то прямолинейное движение. Астрономические новации Галилея. Как и Кеплер, он использует телескоп, именно здесь заявляя себя как талантливый инженер, так как телескопы и подзорные трубы были известны с позднего средневековья, но их увеличение было 3 - 6 кратным, а здесь был методом проб и ошибок создан телескоп с 30-кратным увеличением, созданный не для морских баталий, а для изучения неба. Он увидел и открыл спутники Юпитера, фазы Венеры, пятна на Солнце, неровности Луны, Млечный Путь, который выглядел не как молоко Богини Геры, а как огромное скопление звёздных систем. Многие современники, в том числе образованные люди, просто отказывались смотреть в этот телескоп, так как считали, что он даёт неверную картинку. Даже проводили опыты с тем, что происходит на рынке и что видно издалека в телескоп, чтобы потом сравнить. Вот так продвигалась идея того, что телескоп - это всё-таки научный инструмент. Когда Галилей опубликовал свои результаты в " Небесном вестнике", церковь возмущённо обратилась в Папскую Академию, но Галилея поддержали другие учёные, пользовавшиеся телескопом. Особая роль Галилея состояла в том, что он придал всему, что он видит, онтологический статус. Его соратники по наблюдению не спешили с решительными выводами. Позднее наши астрономы в Пулково посчитали, что действительно в 1642 году был пик солнечной активности, и Галилей мог его наблюдать. Когда пятна исчезли, Галилея уже не стало, но если бы он увидел их исчезновение, это для него было бы неприятное открытие. Но он остался при своём мнении. В " Диалоге о двух главнейших системах мира" обсуждаются системы Птолемея и Коперника. Там описывается спор двух интеллектуалов и симпличио (простака), и симпличио побеждает в споре, а интеллектуалы соглашаются, что Галилей прав. Он был не только учёным, но ещё и пропагандистом и очень хитрым человеком, и не подставлялся, как Джордано Бруно, имел " крышу". На первый взгляд в той книге только симпличио настаивает на системе Галилея, но для образованных людей было ясно, кто прав. В 1632 году книга вышла, а в 1633 уже состоялся суд инквизиции над Галилеем. Церковники признали потом этот суд позорным. Галилей отрёкся от своего учения и покаялся в ереси, а потом ему запретили писать вообще на эту тему и он до конца жизни находился под домашним арестом, у него сильно ухудшилось зрение. Правда, после этого он успевает написать ещё и книгу " Беседы и математические доказательства", которая формально не нарушает требования инквизиции, но по сути оказалась ещё сильнее и фактически являлась трудом, который предшествовал созданию физики Ньютона. Она была опубликована в Голландии и имела убедительную систему математических доказательств. Галилей и до, и после суда считал, что он занимается богоугодным делом, и его обнаружение явного положения вещей в природе лишь показывает величие Господа Бога, а открытия он посвящал Святой Церкви. В Комиссии Ватикана, созданной в 1984 году, было официально признано, что церковь провела неправильный суд. Вместе с тем в Италии есть национальное издание всех произведений Галилея, и на основе его один из известных историков науки Биоджиоли недавно выпустил книгу " Галилей-Придвор", в которой не с эпистемологических, а с социологических и даже психологических позиций он попытался оценить деятельность Галилея и пришёл к выводу, что мотивом деятельности Галилея была не любознательность, как мы думаем, а страдание от того, что ему казалось, что его статус не соответствует его денежному вознаграждению. Биоджиоли показывает, что в то время действительно существовала определённая иерархия в оплате умственного труда людей. Больше всего получали теологи, дальше шли натурфилософы, которые описывали природу с позиций Священного Писания. А на третьем месте шли математики, они имели самый низкооплачивамый труд. Именно по этому методу проходил Галилей. И поэтому его стремление обратиться к физике неба и объяснить её по мотивам теории Коперника объясняется желанием перейти в категорию натурфилософов и получить большую зарплату. Это распространённое направление в философии науки называется case-studies - деятельность и мотивы работы учёного рассматриваются не в гносеологическом, а в организационном контексте. Теперь скажем о другом учёном с прямо противоположными онтологическими и гносеологическими позициями по этим вопросам. Это Блез Паскаль (1623 - 1662), который уже в юности проявил большие способности в математике, участвовал в разработке теории вероятностей, изобрёл первый калькулятор и барометр, измерял атмосферное давление, открыл закон гидростатики. Вначале он довольно критично относился к религии, известны его письма, где он критикует иезуитов. " Логика Пола Рояля" - научное произведение. Мы же в курсе общей философии говорили о " Пари Паскаля", где он пытается обосновать необходимость веры в Бога. Его позиция пессимистическая, у Паскаля познание бесполезно в плане возможности соприкосновения человека и Бога, потому что мир бесконечен. Но открытие Левенгука показало, что ещё и вглубь материи существует бесконечность. Человек находится на космическом ветру как тростинка. Человек - это математическая точка. Человеку нет смысла в принципе познавать мир, так как от бесконечности никогда ничего не убудет, и величие человека должно состоять в том, что он осознаёт своё ничтожество. Человек - космическая пыль давно умерших звёзд. То есть несмотря на личные достижения в науке в молодости, Паскаль через какое-то время обнаружил существование двух бесконечностей и разочаровался в науке, считая единственной целью человека спасти свою душу. Паскаль уходит в монастырь и довольно быстро умирает, и его завет - вера в Бога и надежда на вечную жизнь в конце концов, а от науки надо отказаться. Человечество и без неё обходилось, и все главные достижения (колесо, земледелие) и так уже были сделаны без науки. В то время это был такой всплеск со стороны учёного, философы так уже говорили, например, Жан-Жак Руссо, который показал несоответствие рзных частей науки. Позже эта линия антисциентизма никуда не исчезнет, в 20 веке из-за ядерного оружия она дополнится новыми аргументами. Наука - это амбивалентность, знания можно применять во зло человечеству вплоть до его уничтожения. Дальше родился Исаак Ньютон (1642 (1643) - 1727), который складывает отдельные кусочки знаний в общую картину, в классическую механику и механику неба, и тогда происходит становление классической науки. Отец И. Ньютона умер ещё до его рождения. Ньютон учился в школе, мать хотела его забрать для работы на ферме, но учитель и дядя её отговорили, и Ньютон поступил в Тринити-колледж, учился там как представитель низшего сословия. Он не был женат, жил без детей, без учеников, никуда не выезжал из Англии, сделал все свои открытия во времена чумы. Его жизнь похожа на жизнь Иммануила Канта. Опубликовал " Математические начала натуральной философии" (1687), где всё начинается с математических начал, - эта книга фактически сделана по образцу " Начал" Евклида и послужила основой для дальнейшего развития физики. Даже Максвелл сначала пытался трактовать электродинамику с позиций механики Ньютона. Нас будут интересовать философские основы этого произведения. Нам важно, что там все законы основаны на вполне определённых метафизических принципах. Ньютон первым из учёных отказался от философии и показал, что она может даже мешать развитию науки: " Физика, бойся метафизики". Правда, по какой-то причине в первом издании нет таких фраз, их потом кто-то добавил, то ли сам Ньютон, то ли редакторы. Важно, что Ньютон не мог объяснить свой закон всемирного тяготения. " Гипотез не измышляю, потому что не могу объяснить этот закон", говорил он. То есть Ньютон прямо пишет, что он не может вывести и объяснить природу тяготения из явлений, а может лишь это описать. Для того, чтобы объяснить солнечную систему, пространство, время, движение, по Ньютону нужен Бог. Первый и третий законы носят качественный характер, а второй - количественный. Он знал, что скорость света ограничена. Голландский астроном Рёмер определил с большой точностью скорость света в 1666 году, а теория Рёмера предполагала бесконечный характер. Сейчас ходят слухи, что гравитоны уже открыты, и возможно, что благодаря этому все четыре великих взаимодействия можно будет объединить в одну теорию. Ньютона критиковали кортезианцы, сторонники Бэркли, Гука, так как он вводил в физику мгновенное действие на расстоянии, которое по мнению критиков не должно изучаться физикой вообще. Хотя похожие теории тоже есть, там пространство и время рассматривают как производную от взаимодействий. Какие ещё метафизические предпосылки лежат в основе теории Ньютона, кроме мгновенного действия сил гравитиации? Это предпосылки существования абсолютного пространства, абсолютного времени и абсолютного движения. Эти идеи эмпирически доказать нельзя, и дальше их будут обсуждать Мах, Эйнштейн, и Ньютон будет обсуждать тоже эти вещи, но до конца их объяснить ему не удаётся. Он объяснял реальное положение вещей в Солнечной системе, не рассматривая задачу трёх тел, а рассматривая задачу двух тел; главное - он не мог объяснить, почему силы центростремительные не превосходят силы центробежные. Почему солнечная система не коллапсирует? - это гравитационный парадокс. Но происхождение солнечной системы и устойчивость солнечной системы в его теории не рассматривались. Зато эта теория давала гораздо более точный результат, чем все до этого известные теории. Считают, что Ньютон был рад неразрешимости гравитационного парадокса, так как для объяснительного корпуса его теории нужен был Бог, который подправляет солнечную системы, импульс и координату каждого атома в этой системе, а поскольку он это делает одновременно со всеми атомами, никто ничего не замечает. Картезианцы говорили, что Бог один раз построил мир и больше не вмешивается. А ньютонианцы отвечают: получается, Богу всё равно, что дальше происходит? И, если ему всё равно, к нему обращаться бесполезно, и церковь не нужна? А картезианцы говорят: какой же это Бог, раз он создал мир несовершенным, который надо постоянно подправлять? Бог должен быть совершенен. Ньютон пытался уложить всю историю мироздания в 5000 лет, то есть в библейский срок. Большую часть оставшейся жизни Ньютон занимался алхимией. Говорят, он был не совсем правомерным членом англиканской церкви, тайно верил в концепцию ариев, установивших концепцию единоподобия (Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух) вместо концепции единосущности. Он поступал в религиозное учреждение и не знал, чему отдать предпочтение - математике или Богу. Ньютон познакомился с Петром 1 во время великого посольства в 1698 году, и в конечном итоге переслал шесть издательств " Математических начал..." в Россию, в нашу Академию Наук. Итак, проведена демаркационная линия философии и науки. Наука - это когда можно операционализировать качественные понятия. Даже полёты космических кораблей вполне осуществимы по законам Ньютона, а не Эйнштейна. Кратко о других научных достижениях того времени. Дэвид (Давид) Юм (1711 - 1776) отверг принцип объективной причинности, на котором настаивала классическая наука, и пытался доказать, что мы всегда имеем дело с ассоциативными связями между вещами, всё основано на индукции, она неполна, и говорить об универсальных законах нельзя. Все законы носят феноменологический характер. Юм показал, что вся наука стоит на четырёх китах: 1. вера в нечто, что она проверить не может, а во что она должна поверить, чтобы этой наукой можно было заниматься. Мы имеем только наши ощущения, а в существование мира приходится верить. Корнак, философ 20 века, говорит, что говорить об объективном существовании электрона нельзя, а можно только в рамках квантовой теории. 2. Откуда следует, что должны существовать регулярности, а не просто броуновское движение? 3. Откуда следует, что они носят устойчивый характер? 4. Откуда следует, что мы можем познавать этот мир? Юм показал, что соответствующая вера по поводу этих 4 пунктов - это основа науки, учёный их берёт на веру. Христиан Гюйгенс ван Зёйлихем (1629 - 1695) занимался оптикой и впервые (во времена Ньютона, который тоже занимался оптикой) выдвинул волновую теорию света, хотя в то время она не прижилась. Итальянец Торричелли, ученик Галилея, докзывает наличие атмосферного давления, барометр. Бойль и Мариотт независимо открывают свой газовый закон. Ферма формулирует теорему, которую 100 лет будут пытаться доказать математики. Братья Бойль разрабатывают дифференциальное исчисление. Первый инцидент Тарталья и Кордана - это её продолжение, очень серьёзная полемика, почти с жертвами, когда два великих человека разругались напрочь, и никто их не мог примирить. И в это время работает Леонард Эйлер (1707 - 1783), написавший более 900 книг и статей по физике и математике, и для нашей науки он много сделал, так как был Академиком Академии Наук в Российской Империи. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы