Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 5. Философские и естественнонаучные программы 19 и 20 веков. Переход от механицизма к электродинамической картине мира



Сначала проанализируем важнейшие философские и натурфилософские концепции, а затем рассмотрим сложившиеся программы естествознания и гуманитарные программы. Первым здесь стоит Иммануил Кант (1724 - 1804), который очень хорошо был подготовлен для своего времени в курсе естествознания и математики. " Естественная история и теория неба": высказывается небулярная гипотеза происхождения солнечной системы, она предвосхитила концепцию теории Лапласа. Кант в духе просветителей руководствуется лозунгом " Дайте мне материю, и я покажу, как из неё должен возникнуть мир". При этом он понимает, что механика бессильна для объяснения живых организмов, и с помощью одной механики нельзя объяснить даже возникновение пылинки или гусеницы. В философском плане важно, что он попытался хотя бы теоретически защитить механику Ньютона, на которую покусился Юм с подменой реальных причинно-следственных связей на наши ассоциативные связи. Физика Ньютона - это основа современного естествознания. Кант показывает, что в нашем фундаменте лежат такие априорные структуры, как пространство, время, возможность синтеза (трансцедентальная апперцепция сознания), на основе которых возможно превращать наши ощущения в законы. Наука может исследовать только феномены, а метафизика - это некий бойскаут, который идёт впереди науки, замахивается на изучение " вещей в себе" и впадает в соответствующие антиномии. Наука и метафизика дополняют друг друга. Метафизика нужна человеку как воздух, ведь желание заглянуть за горизонт - это естественное свойство человеческого сознания.

Его ученик Иоганн Готлиб Фихте (1762 - 1814) идёт ещё дальше. Кант говорил, что мы не только познаём законы природы, сколько приписываем их ей. Фихте говорит, что активность субъекта является определяющей для науки, так как ничего объективного не существует, есть только " Я", и объект конструируется самим субъектом. И знание тоже создаётся субъектом. Бозон Хиггса сконструировали через огромную машину, коллайдер, а самого объекта нигде, кроме как в теории, не существует. В то же время важно отметить социальные позиции Фихте, которые противоположны концепции Руссо. Фихте прямо пишет и подчёркивает в своей лекции о назначении учёного, что учёные - это соль земли, а не её худшая часть, на них лежит огромная ответственность за использование знаний, и они должны быть уверены, что их открытия не будут использованы антигуманным способом. Учёный - это не только человек, который познаёт мир, но и тот, кто отвечает за то, чтобы его открытия использовались во благо, а не во зло. Таким образом, знание может иметь принципиально амбивалентный характер.

Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (1775 - 1854) - автор работ " Система трансцедентального идеализма", " Система университетского образования". По Шеллингу, университетское образование принципиально отличается от прочего тем, что способно не просто развивать науку сегодня, но и создавать её на завтра, то есть там работает интеллектуальная элита. Систематизирует Гальвани, Вольта, Лавуазье, Брауда в биологии. Закон полярности материи: электричество и магнетизм наталкивают его на эти мысли, и он показывает, что не только в электромагнетизме, но и в химии существуют полярные реакции, и в механике что-то похожее есть. Стремился сформулировать закон, который обобщает естествознание и одновременно развивает его, описание единства и противоположности сил в природе. Идея полярности мира во всех его проявлениях. Задолго до Эрстеда он из этой идеи приходит к спекулятивному выводу, что электричество и магнитные силы имеют единую природу. Шеллинг также стремится описать эволюционные процессы в мироздании и вводит векторы эволюции и инволюции. Прежде всего должны существовать официально некие предварительные образования, диспозиции, и только тогда могут порождаться новые структуры. Сейчас это модель пульсирующей Вселенной, это некая константа для мироздания, типичная для всех уровней организации мира.

Дальше - Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831), вершина развития немецкой классической философии, и Стёпин пытается показать, что хотя в частных вопросах Гегель действительно был не прав (он ошибочно трактовал природу света, звука), но в целом построение им такой огромной системы, где есть и чистый дух, и его отчуждение в природу, и его возвращение - это попытка рационального описания супер-сложных систем. Сейчас этим занимается экология. Гегель первым попытался (по мнению Стёпина) это всё осуществить. Работы Гегеля: " Феноменология духа", " Энциклопедия философских наук". Сформулированы законы диалектики Гегеля - единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания. По Гегелю, природа есть результат эманации Бога. В ней происходит не развитие, а круговращение вещей в пространстве. С этих позиций он критикует Ньютона, так же, как и Джордж Беркли (1685 - 1753), так как у Ньютона вводятся некие абсолюты, абсолютные силы. Это лишь отражение движения духа. И в довольно такой резкой форме он говорит, что идеи пустоты пространства и абсолютного времени - это варварские идеи. Отрицательно, как и Гёте, он относится к спектральному анализу, где Ньютон показал, что свет - это спектральная композиция. Также он не признавал, что вода может состоять из двух газов (это дикость с его точки зрения). Звук - это механическая душевность. В общем, есть мнение, что конкретно для науки Гегель мало чего сделал, и, несмотря на всё величие философии Гегеля, его не приняли в Берлинскую Академию Наук. Считается, что Гегель стал предшественником периодической системы элементов, так как сказал, что все элементы можно упорядочить и дать им определённую классификацию. В целом он опять перешёл к качественному анализу природных структур и стал критиком механицизма.

Людвиг Андреас Фейербах (1804 - 1872) написал работу " Сущность христианства и демонизм" - здесь ничего для естествознания нет, кроме того, что всё наше знание в конечном итоге добывается с помощью органов чувств. И он приходит к мысли о создании нового направления в философии - антропологии. Идея познания человека не по принципу Сократа " Познай самого себя" (так ничего не получится), а познания человека при помощи комплекса наук (так сейчас и происходит). Сейчас уже пытаются по одной кости восстановить целый организм. Его идея о том, что мы можем нечто материальное воссоздать из его останков и познать историю появления и развития жизни - это вполне конструктивная идея.

А дальше идёт диалектический материализм, то есть часть марксистской философии, Фридрих Энгельс (1820 - 1895), Владимир Ильич Ленин (1870 - 1924) - " Материализм и эмпириокритицизм", " О значении воинствующего материализма". Главная идея состоит в том, что материализм и естествознание неразлучны, так как исследователь-естествоиспытатель должен верить в объективное существование мира, материи и т.д.. У Энгельса диалектика стоит на голове, и он опирается на открытия того времени - клетка (единица живого), закон сохранения энергии и теория Дарвина. Эволюция идёт в органическом мире и от низшего может прийти к высшему. Энгельс пишет, дополняя работу Дарвина, что не только естественный отбор играл всё большую роль в формировании новых организмов, но и труд тоже - этот социальный фактор стал отличать человека от обезьяны. Обезьяна кстати тоже может взять палку и попытаться отразить нападение какого-нибудь леопарда или разбивать орехи. Но для труда, чтобы создать каменный топор, нужен определённый план, и это сыграло решающую роль в переходе человека от развития как одного из видов животного мира к социально-культурному развитию. Ленин в работе " Материализм и эмпириокритицизм" попытался дать оценку новейшим открытиям в естествознании (электроны, радиоактивность). Тогда энергию рассматривали в отрыве от вещества, понятие материи отождествлялось только с веществом, а Ленин дал понятие материи как нечто объективно существующее. " Электрон также неисчерпаем, как и атом". Хотя пока неисчерпаемости электрона не видно, в плане образности это выражение хорошо запоминается. В этой книге Ленин дал критику т.н. " Вульгарным материалистам", которые пытались объяснить когнитивные преимущества европейцев по отношению к другим расам. Они нашли этот источник прежде всего в питании европейцев, которые ели много животных белков, тогда как колонизируемые ими народы ели больше растительной пищи. По их мнению, секреторные органы у европейцев развиты гораздо более эффективно. " Мозг выделяет мысль точно так же, как печень выделяет желчь", " Нет мысли без фосфора", - говорили они. Кроме того, в диалектическом материализме была высказана мысль о том, что вся материя структурно организована. Энгельс: есть механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная формы организации (каждая следующая основана на предыдущей, и плюс нередуцируемость высших форм к низшим). Конт будет об этом писать, а Максвелл будет пытаться свести свою электродинамику к механике. Эти принципы потом были проверены, Энгельс оказался прав, и эти идеи диалектического материализма стали определяющими основами для развития многих естественнонаучных исследований. В нашей стране часто говорят, что эта философия была навязана нашим учёным. Философ Грехам пришёл к выводу, что Опалин, Омбарсулян (космолог), Семёнов (лауреат Нобелевской премии за открытие цепных реакций в химии) прямо руководствовались принципами диалектического материализма. Важно упомянуть Карла Генриха Маркса (1818 - 1893), который написал крупнейшее полит-экономическое произведение " Капитал", которое и сейчас цитируется, на РБК есть передача, и этот труд комментируют в свете современных событий. Эти идеи вошли в арсенал гуманитарной мысли вместе с известной формулой " товар - деньги - товар" как основа капиталистической эксплуатации. Эталоном для Маркса служила классическая механика. А в историческом процессе Маркс предлагал линейную схему смены общественно - экономических формаций на основе законов классовой борьбы и отрицания отрицания. Как идеал он видел появление коммунистической формации и общественную собственность на средства производства. В Китае считается, что Маркс конечно был прав, и некоторые говорят, что один неудачный эксперимент (СССР) не меняет спрведливость теории Маркса. Поппер пишет, что Маркс калькировал картину механического развития на историю, а она на самом деле есть открытый процесс, и там нельзя предсказать с такой точностью траекторию движения объекта. Это рациональная линия развития философии, и философы со вполне рациональных позиций рассматривали развитие естествознания, и даже пытались предугадывать его законы.

Но с середины 19 века появляется и прямо противоположное направление - иррационализм, и оно является основой антисциентизма, рассматривающего науку как причину всех нынешних глобальных проблем нашего общества. Наука - это не прогресс общества, и тем более не прогресс человека. Датский философ Сёрен Обю Кьеркегор (1813 - 1855) - автор таких трудов, как " Болезнь к смерти", " Понятие страха", " Страх и трепет". Достижения науки, паровая машина и прочее - это безделица, которая совсем не устраняет главную константу в развитии человека - страх перед смертью. Или ты верующий, или ты атеист. Или ты абсолютно свободен и можешь выбирать, или нет и являешься цепочкой причинно-следственных связей. Эти оппозиции субъективной диалектики Кьеркегора в принципе не могут быть сняты. Главный вопрос человеческой жизни - вопрос о смысле жизни, а наука на него ответить не может. У Кьеркегора эти противоположности (не противоречия) всегда взаимно дополнимы и не снимаются, как чётное и нечётное, как инь и ян. Такого рода " Или - или" и сподвигло Кьеркегора в конечном итоге на выдвижение принципа дополнительности, когда есть или частица, или волна, в зависимости от ситуации получаем что-то из этого, но для правильного описания надо учитывать и то, и то - это субъективная диалектика Кьеркегора в интерпретации Нильса Бора.

Артур Шопенгауэр (1788 - 1860) посчитал, что наука создала общество массового потребления, которое является высшим проявлением агрессивной воли, которая вообще лежит в основе мироздания, и ничего хорошего из этого не выйдет, так как бесконечная борьба за ресурсы приведёт к мировым войнам - отсюда его вывод " Всё к худшему в этом худшем из миров". И такой процесс саморазрушения общества потребления может только ускоряться.

Фридрих Вильгельм Ницше (1844 - 1900) - объективная наука невозможна из-за воли к власти, так как все учёные хотят стать академиками, получать деньги, расталкивают друг друга локтями, и вообще наука - одна из сфер борьбы человека за власть. Объективной науки нет. Независимо от науки появится новый человек, сверхчеловек - белокурая бестия.

Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) получил образование доктора медицины, состоял в Лондонском Королевском Обществе, и хотя научное сообщество его на каком-то этапе отвергло, но потом снова вернуло в своё ложе. Он попытался объяснить всю культуру как сублимацию сексуального инстинкта либидо, который является основной движущей силой развития общества. В основе всего лежит бессознательное. И он придумал психоанализ как способ избавления от различного рода психических расстройств. Создал целый словарь, как трактовать сновидения, как трактовать комплексы Эдипа и Электы. Этот метод психоанализа, несмотря на всю его протвиоречивость, сейчас есть во многих клиниках, а в Америке вообще каждый имеет своего психоаналитика. Считается, что методом свободных ассоциаций можно снять различные психические расстройства и различные проблемы.

Анри Бергсон (1859 - 1941) начинал как математик и написал своё знаменитое произведение " Творческая эволюция", впервые усомнившись в теории Дарвина. Речь идёт о парадоксе времени, когда за то время, которое мы отсчитываем от эукариотов и прокариотов, прошло очень мало времени до физического появления человека с его достаточно совершенными когнитивными структурами. Есть теория, что шанс этого настолько бесконечно мал, что эти слепые мутации вообще не могли привести к возникновению человека по Дарвину. И Бергсон сказал, что есть какие-то программы развития, они идут с самого начала, этот творческий порыв взрывает изначальную материю и развитие идёт в трёх направлениях. " Жизнь - это разорвавшаяся граната". Вторая его важная мысль - это его дискуссия с Эйнштейном по проблеме времени. Эйнштейн говорил, что время - это то, что показывают часы, время с плюсом и минусом одинаково, это просто оператор. Но по Бергсону, наука абсолютно не права, и время носит творческий, креативный характер, и именно ему мы обязаны тем, что появляется всё новое и новое. Существует стрела времени, направленность развития по времени сразу в трёх направлениях - растения, животные и человек. Кинематографический метод науки, стоп-кадры, каждое мгновение статично, но за счёт пропускания плёнки в аппарате появляется иллюзия времени, хотя вообще-то каждое положение статично, как в парадоксах Зенона. То есть Бергсон обвинил науку в применении кинематографического метода.

Во второй половине 20 века на философской арене появился Илья Романович Пригожин (1917 - 2003), и он вместе с другими учёными вспомнил Бергсона и согласился, что верна синергетика, время имеет решающую роль, есть аттракторы, и на них надо попасть.

Освальд Шпенглер (1880 - 1936), " Закат Европы": впервые подверг критике схему европоцентризма и идею линейного характера развития истории. История принципиально плюралистична, Европа, как и другие культуры - живой организм и в этом смысле обречена. На смену ей вполне может появиться и новая культура, не только европейская, в которой европейская наука мало на что повлияет. Ещё он увидел опасность порабощения человека машинами (работа " Человек и машина" ), человек может попасть под их влияние, когда реальность человека заменяется компьютерной виртуальностью. В фильме " Матрица" показана мегамашина, которая берёт управление в свои руки и может сыграть злую шутку с создателем, речь у Шпенглера идёт о восстании машин.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь