Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Натурфилософские идеи французского Просвещения



Натурфилософские идеи французского Просвещения опираются на серьёзные научные достижения того времени, в том числе труды Ньютона. Большое значение приобрела идея секуляризации образования, отделение церкви от государства. Пришло понимание того, что развитие науки является залогом прогресса во всех сферах жизни общества.

Тон французского Просвещения задаёт Вольтер (1694 - 1778), который критиковал " французскую" и " английскую" физики и их взаимную противоречивость. Мадам де Шютле в конце 18 века перевела на французский язык работу Ньютона " Математические начала натуральной философии". После этого пошло постепенное устойчивое становление физики Ньютона. Вольтер проявлял значительный интерес к истории и сформулировал идею всемирной истории, согласно которой все страны мира так или иначе принимают участие в историческом процессе. Вольтер был деистом, полагая, что Бог только один раз создал природу и дал ей законы, по которым она развивается, а задача науки состоит в том, чтобы эти законы открывать. Что касается церкви, то она должна помогать государству в морально-этическом плане и сдерживать экспансию правительственных органов. Вольтеру принадлежит высказывание " Если бы Бога не было, то его следовало бы выдумать". То есть представителям власти надо постоянно напоминать, что всегда есть кто-то, кто находится выше них (Бог), и поэтому они должны добросовестно управлять обществом, а не злоупотреблять своим должностным положением.

Французский просветитель Шарль-Луи де Секонда Монтескьё (1689 - 1755) сформулировал идею географического детерминизма, согласно которой разнообразные географические и природные факторы (климат, почва, ландфашт) заметно влияют на жизнь государства. Современная геополитика во многом основана на идеях Монтескье. Согласно геополитике, государство должно учитывать природные и климатические условия, в которых оно существует. К примеру, сейчас стоит вопрос о том, не пора ли закрывать Японию? Ведь она бессильна перед природными катаклизмами, которые приводят к последствиям, опасным для всего мира (как авария на Фукусиме). Актуальность этого вопроса мало зависит от уровня развития той или иной страны; например, изменение уровня океанов может привести к затоплению Нидерландов или восточного побережья Америки.

Ряд философов-материалистов впервые в истории философии в открытую провозгласили себя атеистами ( Монтескьё, Дени Дидро (1713 - 1784), Поль Анри Тири Гольбах (1723 - 1789), Клод Адриан Гельвеций (1715 - 1771) ). Они полностью отказались от " материи-примы", про которую говорил Аристотель. Материя - это просто часть природы с двумя обязательными атрибутами - движение и развитие. Правда нужно отметить, что первым эту мысль высказал ирландский философ Джон Толанд (1670 - 1722). Труд Гольбаха " Система природы, или о законах мира физического и мира духовного" является " библией материалистов". Там сказано, что об абсолютной пустоте говорить не следует (этот вопрос актуален и в современной физике). В вопросе, касающемся причинно-следственной связи, Гольбах скурпулёзно развивает идеи Демокрита и Гассенди. Они состоят в том, что теоретически все капельки, пылинки, частицы можно просчитать, и если бы мы могли это сделать, то всё это предстало бы перед нами не как некая непредсказуемая стихия, а как детерминированное явление. Данный подход по сути является основой лапласовского детерминизма, хотя здесь речь идёт о Гольбахе, а не о Лапласе.

Жюльен Офре де Ламетри (1709 - 1751) является помимо прочего автором работ " Человек-машина" и " Человек-растение". Там высказана следующая критика идей Декарта, который считал всех животных " автоматами": Декарт забыл учесть, что у животных тоже есть психические функции, как и у людей. Значит, если животные являются " автоматами", то и люди тоже являются " автоматами".

Как уже сказано выше, материалисты ставят проблему развития. Развитие - это движение к более сложно организованным структурам. Оно носит глобальный характер. Здесь впервые поставлен вопрос о космогенезе и о геогенезе. Земля не просто дана Богом, на самом деле это сложное геологическое образование. Произошло разделение на вулканистов и нептунистов. По вулканистам, действие вулканов является главным фактором геогенеза. По нептунистам, всё определяется колебаниями уровня мирового океана. Идеи последних актуальны и сейчас - в самом деле, общпризнано, что 1.5 миллиарда лет назад существовал ровно один континент, а затем он разделился. Сейчас тоже имеют место разные тектонические сдвиги. О них можно говорить и в Японии, и даже в Подмосковье.

Получил развитие и вопрос о происхождении жизни. До материалистов считалось, что жизнь создал Господь Бог. Так утверждал в том числе и Гассенди применительно к созданию атомов. Демокрит говорил, что трупы тоже имеют душу. А вот материалисты заявили, что жизнь есть атрибут материи, и таким образом материю можно рассматривать как потенциал жизни. Возможно, что жизнь на Земле является продуктом эволюции, и каждая жизнспособная форма жизни - это результат удачного соединения разных эволюционных факторов. С этой точки зрения человек тоже появился в результате счастливого случайного однократного события, которое произошло в рамках эволюции жизни на Земле, и нет никакой гарантии, что такое могло произойти больше одного раза. Вообще эволюция по Дидро - это появление сначала странных и нежизнеспособных форм жизни, потом их отбор и в конце концов появление жизнеспособных форм. Но также есть вероятность того, что жизнь была занесена на Землю с метеоритов. В пользу этой теории говорят расчёты, согласно которым с момента появления первых организмов на Земле до наших дней прошло слишком мало времени, чтобы слепой перебор всех вариантов жизни мог привести к появлению человека.

Труд Гельвеция " Об уме" был публично сожжён Папой Римским. Там сказано, что с одной стороны разные люди изначально не равны по своим умственным и физическим возможностям. Но с другой стороны современная наука не способна гарантированно сказать, кто более способный ученик, а кто нет (в наши дни это утверждение также справедливо). Следовательно, единственный способ выявления одарённых людей - это максимально широкий и демократический доступ к образованию всех без исключения сословий в обществе, даже не знатных. До этого возможность сделать из человека учёного и другие права людей оценивались по таким критериям, как " Голубая кровь", или по гендерному признаку. В частности, в США женщины до начала 20 века не имели права голосовать на выборах.

Противоположную точку зрения высказывал Жан-Жак Руссо (1712 - 1778). Дети должны до подросткового возраста воспитываться на лоне природы, а там уже будет легко понять, кто из них способен к обучению, а кто нет. Современная педагогика работает не так. Руссо прославился тем, что он был единственным французсим просветителем, который считал, что нельзя отождествлять развитие науки и техники с прогрессом человечества. По Руссо, развитие науки и техники не приводит ни к чему хорошему. Греческую цивилизацию завоевали тогда, когда она находилась на вершине своего развития. Это сделала гораздо менее развитая Македония. Рим также пал под натиском необразованных варварских орд. И вообще все науки происходят из человеческих пороков. Астрономия происходит из астрологии, геометрия происходит из скупости (каждый хочет, чтобы у него не отняли слищком много земли, поэтому надо знать геометрию), этика - из спеси, риторика - из честолюбия. Люди испорчены, но было бы ещё хуже, если бы они рождались учёными.

Но в целом философы-материалисты сыграли важную роль в организации науки в 18 веке. В 1751 - 1772 годах была издана энциклопедия в 20 томах, которая отразила важные достижения науки того времени и идеи философии и натурфилософии. Эта энциклопедия разошлась по всей Европе, Российской Империи и сыграла роль ориентира для просветителей всех стран. В отличие от предыдущих энциклопедий, которые носили теологический характер, это издание было чисто светским и дало толчок развитию науки. В то время в Англии обучение проходило порядка 250000 человек. Во Франции работало 8000 светских воскресных школ. В Российской Империи учились 2 человека из 1000.

Начинается промышленный переворот, эпоха первичного накопления материала. Шотландский инженер Джеймс Уатт (1736 - 1819) изобрёл паровую машину. Французский математик, физик, и естествоиспытатель Пьер Луи де Мопертюи (1698 - 1759) провёл экспедицию к полярному кругу и сформулировал принцип наименьшего действия. Жан Лерон Д’Аламбер (1717 - 1783) сформулировал принцип Д’Аламбера, теорему Д’Аламбера - Гаусса и высказал идею о рассмотрении времени как четвёртого измерения. Жозеф Луи Лагранж (1736 - 1813) является автором работы " Аналитическая механика", и теоремы Лагранжа. Он создал метод решения задач через максимумы и минимумы. Американский любитель Бенджамин Франклин (1706 - 1790) (также он - один из авторов конституции США) проявлял интерес к атмосферному электричеству. Для определения природы атмосферного элеткричества, которое в ту эпоху не считалось тождественным электростатическому, проявляющемуся при трении тел, он изобрёл громоотвод (молниеотвод, " Змей Франклина" ). В ту эпоху природа электричества была изучена далеко не полностью. Франклин ввёл знаки " +" и " -". Он посылал свои работы в Лондонское Королевское Общество, исследовал крупные океанические течения и дал название течению Гольфстрим. Луиджи Гальвани (1737 - 1798) также проводил опыты по электричеству, используя для этого лягушек. Шарль Огюстен де Кулон (1736 - 1806) изобрёл крутильные весы Кулона и использовал их для открытия закона Кулона. Был установлен изоморфизм в изучении электричества (статики) и тяготения. Алессандро Вольта (1745 - 1827) изобрёд " Вольтов столб", впервые получив непрерывный электрический ток при помощи батареи.

Самой заметной фигурой конца 18 века является Пьер-Симон Лаплас (1749 - 1827), который внёс вклад в развитие системы небесной механики. Эта система не включала в себя Бога, а на соответствующий вопрос Наполеона Лаплас ответил: " Я в этой гипотезе, сир, не нуждался". В отличие от Ньютона, он рассматривал солнечную систему как механизм, работающий с большой точностью и надёжностью и не нуждающийся ни в какой божественной подстройке. Он разделил гипотезу Огюста Конта (1798 - 1857) о холодном образовании солнечной системы из облака и создал для этой гипотезы соответствующие математические модели. Более того, он разделял идеи Демокрита, Гассенди, Гольбаха, что привело к созданию лапласовского детерминизма, описанного выше. Так называемый первый демон был введён Сократом, а Лаплас ввёл второго демона, демона Лапласа: " Ум, которому были бы известны все силы, одушевляющие природу, и все её вещи, если бы он был достаточно обширным, - такой ум мог бы вычислить всё, предсказать будущее и узнать прошлое". Он занимался актуальными и сейчас дисциплинами - теплотой, акустикой, гидродинамикой. Ещё одной чертой Лапласа как учёного является то, что он вышел из крестьянской семьи. Лаплас работал в нестабильной социальной обстановке, отказался от своих родителей, что чести ему не делает, и при этом добился статуса Маркиза. Его политическая индифферентность иногда препятствовала его научным занятиям; революционеры говорили про него так: " недостаточная республиканская добродетель и слишком слабая ненависть к тиранам". При Наполеоне Лаплас полтора месяца был министром внутренних дел. " Великий астроном рассматривал жизнь с точки зрения бесконечно малого", - говорили о нём. В связи с Лапласом появилась точка зрения о том, что настоящий учёный должен приспосабливаться к любому социально-политическому строю. Какое-то время он был президентом Французской Академии Наук. Также он не желал принять волновую теорию света, проявив свои недостатки и свой консерватизм, но как учёный он оставил после себя большое наследие.

В контексте биологических и химических исследований следует упомянуть шведского естествоиспытателя и медика Карла Линнея (1707 - 1778), который является основателем научной биологии. В его работе " Система природы" заложена основа сегодняшней биологической классификации живых организмов на род, вид, отряд, класс и царство. Линней описал 10000 видов растений, 4500 видов животных и первым поместил человека в один отряд с приматами, Homo Sapiens, Человек Разумный. Он полагал, что все виды, сотворённые Богом, стабильны, то есть естественного отбора нет. С этой его идеей будет бороться Чарлз Роберт Дарвин (1809 - 1882). Автор теории катастроф происхождения живых организмов Жорж-Луи Леклерк де Бюффон (1707 - 1788) также написал труд " Естественная история" в 36 томах, где он пытался доказать происхождение живых организмов из химических соединений. Согласно его теории, в древние времена на Земле господствовали тупиковые ветви развития. Но затем случились катастрофы, и в результате ветвь развития пошла на человека и других млекопитающих. Антуан Лоран Лавуазье (1743 - 1794) использовал факт открытия кислорода для первого доказательства сложного состава атмосферного воздуха. Он фальсифицировал теорию флогистона. Однако позднее Лавуазье стал сборщиком налогов. Через какое-то время он был обвинён в коррупции, хотя он был состоятельным человеком, и казнён на гильотине.

Обсудим гуманистические программы того времени. Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) создал уникальную концепцию общественного договора, отличную от концепций Гоббса и Локка. Робеспьер и Фидель Кастро считали его своим учителем. Некоторые полагают, что он подготовил Великую Французскую Революцию. Согласно его работе " Рассуждения о происхождении и основах неравенства между людьми", люди долгое время жили спокойно, счастливо и в довольстве. Они всё делали сообща, уделяя внимание в первую очередь сельскому хозяйству. Но однажды кто-то чисто случайно первым огородил для себя некоторый участок и сказал: " Это моё". Все последовали его примеру, и таким образом постепенно появились конкуренция, разделение труда и новые орудия труда. Происходит накопление товаров, и можно сказать, что железо и зерно окончательно испортили человека. На этой стадии у людей появляется частная собственность и необходимость её защищать, то есть возникает необходимость в создании государства. Власть государства, однако, с самого начала становится на сторону богатых, сращивается с ними, способствует их обогащению и одновременно не забывает о самой себе. Дальше по инерции нарастает общественное недовольство, оно растёт как снежный ком, и рано или поздно этот котёл взрывается, затем солдаты переходят на сторону народа и казнят тиранов. А после этого сувереном становится сам народ, тогда как ранее ситуация была противоположной, и Король Людовик 14 мог заявить " Государство - это я". После такой революции народ уже не может вернуть власть обратно, он может лишь её делегировать. Делегирование означает, что власть может быть в любой момент отозвана народом, в том числе насильственным образом. Для того, чтобы делегированная власть не имела лазеек для того, чтобы снова обманывать народ, надо постоянно проводить плебисциты и референдумы по всем важным вопросам. Данный принцип принят и сегодня. В этой теории есть и недостаток - это введённое Руссо понятие " Общая воля". После революции действия власти определяются так называемой общей волей, которая является не суммой воль каждого конкретного человека, а неким абсолютным законом. Поэтому всех несогласных можно изолировать, и места для оппозиции не остаётся. Ты должен исполнять решение партии, иначе к тебе применят репрессии. В работах Гегеля также будет присутствовать понятие " Хитрость мирового разума", которая предполагает подчинение человека. Можно привести в пример нацистскую Германию, в которой Гитлер сначала был избран демократическим образом, а затем провозгласил себя волей нации.

Рассмотрим теорию английского экономиста Томаса Мальтуса (1766 - 1834), который в 1798 году опубликовал работу " Опыт о законе народонаселения". По Мальтусу, развитие общества описывается четырьмя тезисами: 1. Рост народонаселения ограничен количеством средств существования человека, а также социальными и природными катаклизмами; 2. Плодородие почвы постоянно уменьшается, что нельзя компенсировать научно-техническим прогрессом. Здесь стоит отметить актуальность данного тезиса в связи с тем, что улучшение почв при помощи удобрений и так называемые " Зелёные революции" по своей эффективности носят временный характер. Попытка Никиты Хрущёва освоить целину также не привела к увеличению производительности сельского хозяйства в долгосрочной перспективе; 3. При благоприятных условиях рост народонаселения происходит в геометрической прогрессии, а рост средств существования происходит только в арифметической прогрессии; 4. Существование богатых и бедных и обострение борьбы за ресурсы являются неизбежными следствиями тезисов 1 - 3. В реальной жизни бесспорно, что борьба за ресурсы действительно обостряется. Всё народонаселение Земли можн разделить на " Золотой миллиард" (США, Европа) и всё остальное население, которым не хватает ресурсов. Борьба между этими конгломератами бдет только обостряться. Европу колонизируют не только беженцы, которые покинули родину из-за войны, но и просто трудовые мигранты, которые хотят получать высокую зарплату. Среди прочих туда попадают и террористы, и просто нахлебники. В этом смысле Томас Мальтус прав.

Что касается генезиса науки в России, то у нас развитие науки началось позже, чем в западных странах. Санкт-Петербургская Академия Наук была основана указом Петра 1 в 1724 году. Примечательной особенностью этой Академии является её содержание за счёт казны государства. Изначально она формировалась за счёт зарубежных учёных, которые тем не менее работали на благо Российской Империи (Леонард Эйлер, Бернулли). При Академии работали гимназия, знаменитый музей-кунсткамера, собственная типография. Организовывались научные экспедиции. Эта организация стала успешно работать под руководством Екатерины Романовны Дашковой (1743 - 1810). Первыми нашими академиками являются Тредиаковский Василий Кириллович (1703 - 1769) (из семьи священника, основатель русского классицизма) и Ломоносов Михаил Васильевич (1711 - 1765) (из крестьянской семьи, по словам Пушкина - " Наш первый университет вообще" ). Изначально они получили образование в Славяно Греко-Латинской Академии, потом учились на Западе, а затем вернулись на родину.Ломоносов по своим взглядам был ближе к Декарту, а не к Ньютону, и являлся деистом - " Творец мироздания, источник движения есть Бог. Нельзя циркулем измерить волю Бога, но и нельзя по псалтырю выучить астрономию и химию". Ломоносов сформулировал закон сохранения вещества, о котором в Европе долгое время ничего не знали, так как там этот закон являлся авторской разработкой Лавуазье. Некоторые считают, что Ломоносов открыл атмосферу Венеры, хотя другие это оспаривают. Также Ломоносов проводил опыты с атмосферным элетричеством, используя специального змея (в одном из этих опытов погиб его ассистент Рихман). Он является соавтором Молекулярно-Кинетической Теории, критиковал теорию флогистона, занимался поэтикой, историей России, демографией, риторикой, грамматикой - заложил фундамент отечественной науки.

Сформулируем главные выводы по периоду становления и развития науки в Европе:

1. В организационном плане в европейском ареале наука самоорганизуется и переходит от кружков к академиям.

2. В мировоззренческом плане утверждается механистическая картина мира, которая будет господствовать до конца 19 века. Важно подчеркнуть окончательное осознание онтологической значимости теории Коперника. Нет различия между физикой Земли и физикой Неба. Пространство и время - объективные однородные сущности.

3. Становится ясно, что эпистеме может принципиально отличаться от доксы. Нет ничего принципиально непознаваемого. Само научное познание понимается как кумулятивный (аддитивный) процесс, когда стена знаний строится кирпичик за кирпичиком, а фундамент этой стены заложен навсегда, второй раз остров в океане уже не откроешь. Задача учёных - наращивать эти знания по принципу кирпичной стены.

4. Формируется демаркационная линия философии и науки. В науке всё может быть измерено (операционализируемо), а философия - это фундаментальные идеи, которые измерить нельзя.

5. Происходит фундаментальное переосмысление понятия научный опыт. По Бэкону, природу надо ставить в стеснённое положение, в испанский сапог, и тогда природа оветит на все вопросы. Поэтому развивается приборная база, появляются хронометр, барометр, термометр, весы, телескоп. Прибор - это продолжение и развитие органов чувств человека, прибор ничего не искажает, всё, что в него видно, существует объективно.

6. В аксиологическом плане можно сказать, что перед этой эпохой наука считалась самоценной. А теперь науку стали стараться использовать для изменения мира в интересах общества. На первое место вышли нравы, мораль и вера в то, что век разума наступит.

7. Наука начинает получать государственную поддержку и становится престижным занятием. Она становится частью государственной политики, важна для престижа того или иного государства в целом. Стали понимать, что науке надо уделять внимание.

8. Появляются научные журналы, позволяющие учёным поддерживать связь друг с другом.

9. Ещё раз кратко повторим, что мы обсудили в этой теме: Отказ от материи примы Аристотеля, материя - совокупность тел природы, атомизм, причинно-следственная связь у Гольбаха, проблема происхожения жизни, человеческий разум Гельвеция, и плюс заметная организационная деятельность в просветительстве и в издательстве первого серьёзного научного издания - " Энциклопедии". Исследовательские программы физики и математики - Беркли, Д’Аламбер, Лагранж, Франклин, проблема электричества. Лаплас как наиболее крупная фигура того периода - это крупный учёный, который знаменует собой новую модель учёного - социальную модель, отвечающую на вопрос " Каким должен быть учёный в своих отношениях с политиками и власть придержащими? ". Биология - Линней, Бюфон, химия - Лавуазье, создал новую парадигму, кислородную теорию горения, окисления и так далее. В гуманитарных программах важна государственная концепция Руссо, описавшего причины социального неравенства и взрыв социального котла через революцию, диктатуру. Была рассмотрена важная идея английского учёного Томаса Мальтуса, " Очерк о законе народонаселения" - там он постулировал определённую связь между природными и социальными законами, то есть неизбежность борьбы богатых и бедных, и эти идеи и сейчас актуальны в контексте отношений " Золотого миллиарда" и остального мира. Коротко рассмотрели генезис науки в России, это Тредиаковский, Ломоносов. Сначала вся Академия была " привозная", а потом появляются отечественные академики.


Поделиться:



Популярное:

  1. Анализа и оценки урока французского языка
  2. Бытовые повести: жанр, идеи, стиль. «Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Савве Грудцыне».
  3. Вещество без Идеи - ничто (Платон и Аристотель)
  4. Врожденные идеи или «значенья духа опыт не покроет» (Декарт и Лейбниц)
  5. Встреча первая: ищем идеи и оцениваем ресурсы.
  6. Где находятся все отличные идеи?
  7. Глава 2. Утопические идеи Томмазо Кампанеллы
  8. ГЛАВА 8 Многоуровневость идеи. Миссионерство
  9. Глава I. Утопические идеи Томаса Мора
  10. Глава XXIII ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ ПОЭТОВ СИМВОЛИСТОВ
  11. Голландцы решили на суше обороняться, опираясь на систему крепостей, а на море активными действиями не допустить соединения английского и французского флотов и нанести им поражения.
  12. Деятельность крупнейших зарубежных писателей – сатириков в эпоху Просвещения: Вольтер, Свифт, Дефо, Франклин и др.


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 736; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь