Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 3. Философские идеи Ренессанса как теоретический базис становления новоевропейской науки



Итак, повторим их. Если бы не было Ренессанса, не было бы классической науки. Современное естествознание - это дитя гуманизма. " Ренессанс" с французского означает Возрождение, люди собирались возродить эталон - греко-римскую культуру. Люди вдруг повернулись в 15-16 веках (это короткий отрезок времени в историческом масштабе) в эту сторону, и Европа из отсталой части земной цивилизации вдруг сделала мощнейший рывок, который никто не может догнать - это такой же эффект, как и появление самой греческой цивилизации. Причины Ренессанса можно проследить эмпирически, но они приводят к интересному результату. В Сеуле, где был философский конгресс в 2008, дискутировали известный французский культуролог с одной стороны и итальянский философ науки Эвандро Агацци (род. 1934) с другой, и они сошлись на том, что наука в Европе появилась благодаря Возрождению. Дальше француз рассуждал, что Ренессанс появился потому, что Европа 1000 лет развивалась в рамках католической парадигмы. Намоленность, рациональность, свобода мышления. Ренессанс - определённый этап в эволюции теоретического мышления Европы. Был длительный период такой, и благодаря нему появляется нечто другое. А по Агацци Ренессанс - это некая сингулярность (уникальное явление), есть грузинский Ренессанс, есть русский ренессанс, но феномен Европы остаётся точкой отсчёта. Дальше это появление в культуре, науке стало распространяться на все другие ареалы земной Пойкуне. Этот скачок, точка бифуркации, появление принципально нового, этот резонанс многих причин произошёл и дал уникальный эффект. Такое происходит один раз - Большой Взрыв, появление жизни, появление греческой цивилизации и Ренессана - это всё бывает один раз. Мы перечислим необходимые причины ниже, но никто не может сказать, что они достаточные. Вильгельм Виндельбанд (1848 - 1915) характеризует этот период так: Возрождение чисто теоретического духа есть истинный смысл научного Ренессанса. Когда говорим о ятрохимии - яды научились делать очень хорошие, медицина, но это лишь практическая выгода. А здесь - Возрождение теоретического духа научного Ренессанса; похожее событие в своё время было и в Греции.

Основные принципы, лежавшие в основе нового течения человеческого духа: гуманизм - обращение к человеку, к его возвеличиванию, обоживанию, восхищение красотой его тела и души, его достоинства и т.д.. Вторая черта - активизм, новая ступень в процессе активной жизнедеятельности европейцев. Им стало мало Европы, идут великие географические открытия. Китайцы, строившие тоже большие сложные корабли, достигли мыса Горн, и потом вернулись снова - " ничего интересного, всё, что надо, есть в Китае". А в Европе взяли и поехали, несмотря на все несовершенства. Долготу до 19 века не могли нормально посчитать. Но они поехали, дальше были Тихий Океан, Магеллан, круговые путешествия, колонизация. Шпенглер: " Фаустовская душа европейской культуры", активизм. Греки тоже не сидели на месте, они искали золотое руно в Грузии, но по масштабам это не сравнить с тем, что сделали европейцы. Произошла секуляризация всей культуры, то есть появление светского образования, этот процесс постепенно пошёл, освобождение образования от церкви, и возникло чёткое понимание самоценности научного познания. Эти сущностные черты лежат в основе Возрождения.

Кратко скажем причинах Возрождения: Социально-экономический блок причин - появление мануфактур, разделение труда, рост производительности, рост городов и появление крупных городов с демократическим устройством (Флоренция, Генуя - первые проблески Ренессанса и его расцвет, не только хозяйство, но и искусство и наука). В качестве политического фактора -национально-буржуазная революция в Нидерландах, освобождение от Испании, после чего Нидерланды стали самой свободной страной Европы. Галилей, Декарт публиковались там. Постепенная утрата власти религиозных доктрин.

Фактор технических новаций, конструирование механических часов, они появляются и меняется понимание категории времени. В Средневековье время - это идеологические циклы (когда идти в церковь, когда спать, вставать). А здесь на ратуши идут часы, подгоняют, и человек должен чего-то достичь, экономическая деятельность. Время - это деньги, Бог - это банкир, раздающий года под проценты. Кроме часов, есть и другие новации в Европе - новая интерпретация пороха из Китая, бумага и компас. Всё неевропейское, но всё получило новую интерпретацию. Компас - это возможность путешествовать в море без каботажного плавания (не вдоль берега). Порох - Китай, но там он не сделал никакой погоды, а в Европе он вошёл в военное дело. Вальтер Скотт описал в романах, как рыцарство стало бутафорией после появления этих средств. Стрелять - значит, надо уметь прицелиться, уметь считать полёт ядер, скорость пули, поэтому считать и понимать процесс полёта пули надо уметь. Уже совсем другая стратегия и тактика. И самое важное - книгопечатание, Иоанн Гутенберг, первая печатная книга - Библия. Это первая информационная революция, эта революционность состоит в том, что с печатным станком становится очень трудно отследить за содержанием книги и запретить её. В 1542 году ввели индекс запрещённых книг, но теперь его можно было применять только задним числом, заклеймить ересь только после выхода книги. Это случилось как возможность распространения самых разных идей в широком масштабе - принципиально новый уровень коммуникативных возможностей.

Дальше - кросскультурные причины, войны с арабами, с турками, крестовые походы. Всё это вело не только к обмену кровью и потерям человеческих жизней, а появились рукописи, в Испании появилась прослойка еврейского населения, обмен товарами культурного значения между европейцами и арабами. Ну и в конце концов колонизация Америки происходила так, что там были не мирные договоры, а тоже войны Испании, Франции, Англии, Португалии. Юг остался за Испанией и Португалией, а север перешёл к англосаксам. Тот древнегреческий принцип агона на новом уровне как всплеск произошёл в эпоху Ренессанса, и это в итоге стало очень важной причиной появления нового феномена. И последняя причина - это блок религиозных разногласий, связанных с общим ослаблением католической доктрины. Шли религиозные войны, индульгенции, непомерные налоги. Как факт это важная причина. И появляется протестантизм как некая оппозиция католицизму - лютеранство, кальвинизм и англиканская церковь (Генрих 8 был ярый защитник католичества, но и женолюб, и когда он захотел развестись и жениться, Папа ему не разрешил, поэтому Генрих 8 обиделся, развёлся с католицизмом, и создал свою, англиканскую церковь, себя поставил во главе - эта церковь существует до сих пор). Екатерине 2 тоже пришлось принимать православие, на уровне царя действовали строгие правила. Религиозные войны: именно в это время активизируется орден иезуитов, много аутодофе - массовых сожжений. Протестанты тоже этим не брезговали, Кальвин сжигал учёных. Конечно, раз представители церкви начинают конфликтовать между собой, то появляется возможность нецерковного мышления. Произошло размежевание Европы на две части - Север, реформированная Европа, протестантизм, и Юг, нереформированная Европа, католицизм. Галилей, Декарт работали на севере, хотя учёные и там, и там появляются, но культурное пространство становится очень дивергентным.

Мы охарактеризовали блоки основных причин Ренессанса, но никто не знает, достаточны ли они, и вопрос о сингулярности этого явления остаётся открытым. Цитата: " Никогда потребность полного и радикального обновления познания и всей общественной жизни не была столь сильна". Появляется принципиально новая возможность писать критические художественные произведения. Раньше были только отцы церкви и их комментаторы, а теперь появляется работа Данте Алигьери (1265 - 1321) " Божественная комедия", где он критически оценивает всё, что происходит. Появляется лирическая поэзия, Франческо Петрарка (1304 - 1374) успевает описать платоническую любовь к прекрасной даме. " Декамерон" Джованни Боккаччо (1313 - 1375) вскрывает все непристойности монастырской жизни и описывает гуманистические идеи, вносит дух свободомыслия и антиклерикализма. В архитектуре появился новый стиль - готика. У греков всё было гармонично, портики, всё накрыто, образцом греческой архитектуры является Парфенон. А в готике появился Кёльнский собор, его шпиль устремлён в небо и образно отражает стремление европейцев всё сильнее проявлять фаустовскую мятежную душу. В живописи разрешается изображать обнажённую натуру и восхищяться красотой тела. Стала появляться новая техника, правило золотого сечения, которое использует Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (1452 - 1519), по мнению которого человек должен восхищяться статуей. Мона Лиза - из какого бы угла на неё не смотрели, впечатление такое, что она смотрит на вас. Оптики ещё не существует, а идея перспективы, как рисовать, чтобы оно выглядело жизненно, появляется. В Средневековье же просто настраивали объекты один после другого. Там это категорически запрещалось.

Появляются теоретические труды теоретиков гуманизма, развивающие основные сформулированные выше положения (достоинство, доблесть, человек). Теперь всё не так, как в Трактате Папы Иннокентия 3, а здесь человек выступает как некий микрокосм, и главное - его тело, красота и мудрость души, дарованная богом. Творит Джованни Пико делла Мирандола (1463 - 1494), Лоренцо Валла (1407 - 1457) развивает работу Эпикура. При этом он находится под прицелом иезуитов, но у него были хорошие друзья в церкви. Джаноццо Манетти (1396 - 1459) пишет " О достоинстве и превосходстве человека": воспеваются все достоинства человека, и надо наслаждаться короткой (а значит, ценной) жизнью, лозунг " Помни о смерти" заменяется призывом " Помни о жизни". " О фортуне и случае": есть фортуна, она благоволит всегда тем, кто много трудится. В реформизме Лютер провозгласил лозунг - о прощении церкви, играют иконы. Церковь - средство коммуницирования между людьми, а не между людьми и Богом. Залог твоей близости к Богу - твоя бытовая трудовая деятельность. Если ты достигаешь в этом успехов, значит, ты у Бога.

Наиболее важные фигуры - это Эразм Роттердамский (1469 - 1536), он пишет трактат " О свободе воли", согласно которому мир переполнен дураками, глупцами, и они очень часто оказываются у власти и могут натворить бед. Сама вера - сродни некому виду глупости, вера не связана с разумом. Хотя дураки угодны Богу. Открыт новый жанр литературы - эссе, лаконичное ёмкое произведение, где обязательно есть личное мнение автора по какому-то вопросу. Мишель де Монтень (1533 - 1592) - автор, который возродил античный стиль: " Люди верят наиболее твёрдо в то, о чём они меньше всего знают". Монтеновский вопрос, которым он заканчивал все исследования: " А что я действительно знаю? " - потом этот станет основной методологической идеей Декарта. Искусство, структурные преобразования, появление и оформление первых научных сообществ. Дальше появляется новая система организации научных исследований - Платоновская Академия, первой была Академия Плифона (Георгий Гемист Плифон Малатест, 1360 - 1452), затем ею руководил Марсилио Фичино (1433 - 1499).

Очень важная причина Ренессанса - миграция интеллектуальной элиты в Европу в районе 1453 года, когда турки взяли Константинополь. Умные люди побежали в южную Италию, мигранты бежали с чемоданами античных рукописей, Константинополь остался хранителем древнегреческой культуры, вандалы и другие разграбили Рим, хотя папство и сохранилось, Рим потерял своё культурное значение, а Константинополь сохранил. Проблема первой Академии Плифона - это проблема перевода с древнегреческого на латынь и на национальные языки. И надо было не только распространять эти труды, но и тестировать их на аутентичность (подлинность), и в это время появляется герменевтическая традиция, тестирование рукописей на подлинность, Плифон и Фичино этим занимались в первой Академии во Флоренции, 1459 год. Далее - козенцийская Академия недалеко от Неаполя во главе с известным теоретиком естествознания того времени, Бернардино Телезио (1509 - 1588), основное сочинение которого - " О природе вещей согласно её собственным началам": он становится на позиции сенсуализма, основным источником наших знаний являются органы чувств - это эмпирический опыт, задаётся ориентир на эмпирическую науку, на экспериментальные исследования. Это теперь серьёзная программа научного сообщества. В 1603 году появляется Ватиканская Национальная Академия деи Линчеи, там работают многие итальянские учёные, в том числе и Галилей, когда он там делал свои космологические наблюдения, он постоянно сверялся с работами работавших там других теологов. Сейчас она под патронажем Ватикана. Последний теоретический этап развития Ренессанса - появление трудов Николы Кузанца, Джордано Бруно, труды Николая Коперника и Тихо Де Браге. Труды Кузанца и Бруно идут вразрез с теорией сенсуализма Телезио - это основа рационалистического направления, в основе настоящего знания лежит математическое знание, которое первично по отношению ко всем натурфилософским идеям.

Николо (Николай) Кузанец (Кузанский) (1401 - 1464) - церковнослужитель, его трактат " Об учёном незнании" - основа целого направления в философии науки, он перефразировал Сократа: человек понимает, что его знание действительно есть, но оно слишком мало, крохотно для этого мира. Кузанский понимает, что опыты и эксперименты на этом уровне абсолютно невозможны, и надо следовать плану наиболее развитой науки - в то время математики, но как религиозный деятель он это коррелирует с линией ареопагитики, где есть апофатика и какофатика. Какофатика: Бога можно определить на основе тех слов, которые есть в Библии (свет, благо, добро, абсолютная доброта), и апофатика: Бог - такой абсолют, которого выразить на человеческом языке нельзя, и лишь математика может помочь в понимании божественной истины, а вообще Бога лучше понимать через то, чем он не является: безгрешный, бесконечный, бессмертный. Так считал и Кузанский, математические символы и инструменты помогают познать Бога и могут сосуществовать вместе с ним, Бог устроил мир мерой, весом и формой, арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Только Бог может быть центром мира, а не Земля, космос хотя и замкнутая сфера, но это сфера с бесконечным радиусом, то есть она бесконечна, поэтому Бог везде и нигде, а пространство изотропно. Бог - абсолютный максимум, но в то же время и абсолютный минимум. Божественная троица - это треугольник с тремя прямыми углами. Бог един в трёх лицах. Его важный вывод на основе всего этого - если Бог везде и нигде, то он одушевлён, но поскольку всё так рацинально и гармонично устроено, то мы имеем дело с машиной Мунди, машиной мира, и мы можем её исследовать. В натурфилософской интерпретации Кузанский опережает Коперника, Земля не неподвижна, она вращается вокруг своей оси и по орбите, нам только кажется её неподвижность, безграничность космоса, возможность создания новых миров, но всё-таки наш мир является приоритетным, это потом скажет Лейбниц.

Николай Коперник (1473 - 1543) - это уже учёный, можно сказать, первый, он начал коперниканский переворот в умах людей, хотя это ещё и не появление классической науки, поздний период эпохи Возрождения, его труд - " Об обращении небесных сфер". Эта работа имеет предисловие, где пишется о том, что он надеется на защиту данного труда как богоугодного дела. Есть споры о том, кто написал это предисловие. " Об обращении сфер" - потом " Об обращении небесных сфер". Скорее всего, здесь и то, и то сыграло роль, так как Коперник понимал мировоззренческое значение своей работы. Чтобы не конфликтовать с церковью, он никакого онтологического статуса этому не приписывал, делал это для установления религиозных праздников, то есть из богоугодных целей, и предлагалась новая модель подсчёта дат церковных праздников. В 1582 году был принят новый, григорианский календарь, его благословил Григорий, а православная церковь не приняла этого календаря. Пасха у нас будет 1 мая, хотя изредка они и совпадают по двум календарям. Поэтому в разных странах два Новых Года, два Рождества. Некоторое время церковь относилась к этому труду нейтрально, но потом он попал в индекс запрещённых книг (сокращённо ИЗК), и так было до 1982 года, так как церковь разобралась, какая мина здесь заложена (геоцентризм - основа христианской доктрины). Какого философское значение этого труда? Фактически изменяется онтологический статус места обитания человека и самого человека. Земля - лишь одна из планет, которые движутся, есть ещё и открытый космос, наша галактика одна из многих других бесчисленных галактик, совсем другой статус, в отличие от Библии. В памятнике Копернику написано: " Остановивший Солнце и сдвинувший Землю". Хотя это польский монах, он учился в Италии, знал модель Аристарха Самосского и сумел, в отличие от него, сделать её математической. Такой новый научный подход в построении модели Вселенной у него сопровождался и другими аргументами. Аргумент простоты: Солнце - гораздо больший объект, чем Земля, и простым является утверждение о том, что малые тела вращаются вокруг больших, а не наоборот. Особенно хорошо эта идея работает в наглядном исполнении, и в социальном плане, и в экономическом, и в устройстве космоса. Второе - аргумент полезности: Земля вращается вокруг Солнца, так как от Солнца зависит жизнь на Земле. Эстетический аргумент Коперника: Солнце украшает Вселенную. Всё изливается из него, эманация происходит из Солнца, Людовик 14 называл себя " Король-Солнце". Но главным остаётся математическая научная модель - она получилась, но с большими оговорками. Когда эту модель стали рассматривать как некую практическую модель для того же мореплавания, её никто не спешил применять в практических целях, так как после её создания она давала ещё худшие результаты, чем теория Птолемея. Приходилось вводить опять эпициклы, экстринсики. Планеты должны вращаться не только вокруг Солнца, но и вокруг других мест - в результате получались сложнейшие расчёты. Дело в том, что роковую роль здесь сыграли идеи Аристотеля: Он считал, что планеты всё-таки должны вращаться по круговым орбитам, и вращение должно быть равномерным. Но в реальности их скорость зависит от расстояния до Солнца, и они дёргаются по орбите вправо-влево, вперёд-назад. И ещё Коперник не мог ответить на два важнейших философских вопроса - 1) Почему существует параллакс? Мы с разных точек орбиты должны наблюдать звёзды по-разному. Коперник сказал, что дело в том, что они очень далеко. Современники Коперника не могли использовать технику 19 века, чтобы этот параллакс увидеть. 2) Если Земля несётся по орбите и вращается, то почему ветер не сдувает облака? Тайфун, торнадо - это происходит. Коперник мог только ответить, что всё движется вместе с Землёй, а принцип инерции тогда не знали. Мы можем сказать, что хотя с научной точки зрения теория Коперника была очень уязвима, с неё начинается сдвиг мировоззрения, сдвиг понимания человеческого статуса и его места обитания, и происходит перелом в понимании того, что есть научное знание, и что есть обыденное. Одно дело - видеть Солнце, вращающееся вокруг Земли (30% россиян считают, что это так и есть, другие так не считают - такое обыденное житейское знание, разное для разных людей, называется Докса), а другое дело - знать истинное, универсальное, научное знание (Эпистеме), которое совершенно не обязано совпадать с тем, что мы видим в обычной жизни. Обыденный опыт науку не заменяет. Сейчас говорят, что весь мир - это звёздная пыль, квантовые поля, но это понятно только тем людям, которые этим занимаются. " Не верь глазам своим", - говорил Козьма Прутков.

Датский учёный Тихо де Браге (1546 - 1601) - важная фигура для развития мировоззренческих идей, попытался создать экстравагантную космологическую модель, где Земля неподвижна, вокруг неё вращаются Солнце, Луна, звёзды, а вокруг Солнца вращаются все остальные планеты и кометы. И он смог подкрепить свою модель огромным числом астрономических наблюдений. У него была обсерватория на острове Вен, который ему отдал датский король в пожизненную ренту, чтобы учёный не уехал из страны. Ведь престиж государства связан с успехами в развитии науки. Кеплер был его учеником, также он оставил каталог тысячи небесных объектов, которые он исследовал с помощью квадранта. Даже есть гравюры этого квадранта. Квадрант - астрономический инструмент, имевший употребление до конца 19 века, представлял собой четверть круга, разделённого на градусы, с линейкой. С одной стороны, произошёл сдвиг теории Коперника в правильном направлении, а с другой стороны имела место фиксация, чисто научный подход, составление каталога, с которым потом считались все мореплаватели, плававшие в открытом море.


Поделиться:



Популярное:

  1. A.19. Противопожарная система
  2. A.32.4.5.3. Система УСАВП: тест управления рекуперативным торможением
  3. Bizz: Белье стирается вперемешку с чужим или как?
  4. Bizz: Допустим, клиент не проверил карман, а там что-то лежит, что может повредит аппарат. Как быть в такой ситуации?
  5. I AM HAPPY AS A KING (я счастлив как король)
  6. I. Какие первичные факторы контролируют нервную активность, то есть количество импульсов, передаваемых эфферентными волокнами?
  7. I. Основные этапы становления и развития физической культуры в России и зарубежных странах
  8. II. Поселение в Испании. Взаимоотношения вестготов и римлян. Королевская власть. Система управления. Церковная политика.
  9. II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ЧАСОВ
  10. II. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО КАК КОМПЛЕКСНАЯ ОТРАСЛЬ
  11. III КАК РАСТУТ НА НОВОЙ ГВИНЕЕ
  12. III. Половая связь – лишь как конечное завершение глубокой всесторонней симпатии и привязанности к объекту половой любви.


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь