Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Происхождение человека и становление личности



Вопрос о происхождении человечества интересует людей с давних времен. Поиски предков связаны с мифами и легендами, которые повествуют о «самопроизвольном зарождении жизни, о появлении живых существ из неживой материи». Долгое время наиболее распространенным подходом к проблеме происхождения человека была религиозная теория, согласно которой всемогущий бог создал человека и окружающий мир. Другой теорией, объясняющей появление человечества, является теория палеовизита, согласно которой жизнь на землю была занесена из космоса, либо инопланетянами, либо в результате случайного переноса зародыша жизни и белковых элементов с другой планеты. Но наиболее обоснованными подходами к данной проблеме являются естественно-научные теории происхождения человека.

 

Научное исследование процесса происхождения человека (антропогенеза) было положено в XIX веке выходом книги Ч.Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», где была сформулирована идея происхождения человека эволюционным путем от обезьяны. Другой фактор антропогенеза раскрывает работа Ф.Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», в которой автор обосновывал важнейшую роль труда в превращении древнего предка человека в существо социальное и культурное. В ХХ веке эти идеи были объединены в общую концепцию биосоциальной природы человека.

Кроме того, ученые предполагают, что на процесс становления человека повлияли и другие факторы, к которым относят степень солнечной активности, меняющийся уровень радиации, климатические изменения. Под влиянием этих внешних обстоятельств высшие приматы резко меняли стереотипы поведения: стали предпочитать мясо растительной пище, сохраняли способность к деторождению в течение всего года, освобождались от власти животных инстинктов.

Одним из возможных условий окончательного превращения обезьяны в человека могло быть изменение структуры мозга, что привело к разделению функций различных полушарий. Вместо примитивного приспособления к окружающей среде человек стал менять собственное поведение и окружение.

Таким образом, сущность теории антропогенеза составляет идея трудовой деятельности, как основная причина становления человека и человечества, но исключительно во взаимодействии с такими факторами, как язык, сознание, нравственность и культура, которые возможны лишь в обществе. Человек становится в полной мере человеком только в единстве с другими людьми.

 

Необходимо отметить, что в процессе эволюции менялся не только способ поведения, но и формы организации людей. Изначально они жили в нестабильных коллективах, именуемых человеческим стадом, которое немногим отличалось от животного. Но постепенно сплоченность человеческих коллективов становилась все более устойчивой. Так появилось общество простого типа, которое было основано на кровном родстве, совместном труде и не знало имущественного расслоения.

 

С переходом от присваивающего к производящему хозяйству и оседлому образу жизни постепенно складывалось многостороннее образование, сложное переплетение разнообразных связей и отношений – общество. Именно в нем были сформированы ценности, которые не под силу создать одному человеку – язык, искусство, мораль, техника, наука, религия и т.д. На основе общей истории формировалось человечество (общность всех людей, населяющих Землю).

Отличительной особенностью человечества является его способность осмысленно творить «вторую природу» - культуру. Человек, в отличие от животных, способен сочетать практицизм и возвышенное духовное творчество, которое на первый взгляд не несет в себе пользы, но на самом деле необходимо как ему самому, так и людям в целом. Культура удовлетворяет духовные потребности общества, которые являются высшими потребностями. Достижения в духовной сфере передаются из поколения в поколение через обучение и воспитание. Какими бы факторами не объясняли ученые процесс антропогенеза, никто не отрицает, что вне культуры человечество не существует.

Малые группы

Человек не может жить в полном одиночестве.

Социальная группа — объединение людей с це­лью удовлетворения потребностей индивидов в осуществлении совместных действий. Люди объединяются по самым различным признакам: принадлежность к нации (историко-культурная общность людей, объединенных языком, общи­ми чертами психологического склада), профес­сии, возрастной группе, гражданству, идеологии, религии, по общим интересам. Группу можно определить как объединение людей по опреде­ленному признаку. Группы имеют определенные нормы(правила поведения) и ценности, откло­нение от которых карается санкциями (от осуж­дения до бойкота и исключения из группы).

Все группы людей можно разделить на боль­шие (нации, классы) и малые (семья, компания друзей). Разница между ними не только количе­ственная (по разным оценкам малая группа включает 7-20 человек), но и качественная (осо­бенностью малой группы является возможность прямых контактов между всеми представителя­ми группы).

Малая группа – это немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах. По количественному составу: от 2 до 40 человек.

Малую группухарактеризуют: наличие об­щей цели, совместная деятельность, личное (прямое) взаимодействие членов группы, опреде­ленный эмоциональный фон, длительность суще­ствования, добровольный характер, наличие вза­имных ожиданий

Малые группы бывают:

- условными (члены группы не имеют постоянных контактов друг с другом);

- реальными (члены группы имеют постоянные контакты друг с другом);

- естественными (складывающимися сами по себе).

Естественные группы делятся на:

- формальные – группы, которые создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций;

- неформальные – группы, которые возникают и существуют на базе личных интересов их участников и действуют вне официальных организаций.

 

Билет 7

Сущность человека как проблема философии

Вопрос о сущности человека, его природе, происхождении и предназначении, месте в мире, ценностях, смерти и бессмертии, смысле человеческой жизни - одна из основных проблем философской мысли. Проблема сущности и бытия человека принадлежит к разряду вечных философских проблем. Она привлекает внимание философов с древних времен. Проблема эта вечная и вечно новая, поскольку постоянно изменяются условия жизни, ее содержание, научные знания, сам человек. Каждый раз она является проблемой иного человека, живущего в других исторических условиях, решающего конкретные задачи своего времени, человека, иначе мыслящего, чувствующего и понимающего мир. Нами уже отмечалось, что особенно остро философское осмысление проблемы человека встает в переломные кризисные периоды жизни человеческого общества, требующие максимального напряжения всех духовных и физических сил человека. Проблема человека концентрирует вокруг себя все другие философские вопросы, поскольку любой из них предполагает в своем основании решение проблемы человека, его природы, положения в мире и обществе.

Общение как понимание

Полноценное общение становится возможным, только если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению. Участники общения стремятся реконструировать в сознании внутренний мир друг друга, по­нять чувства, мотивы поведения, отношение к значимым объек­там.

Перцептивный аспект общения – это восприятие, понимание и оценка человека человеком. Познавая других людей, индивид получает возможность лучше, более надежно определить пер­спективы совместной деятельности с ними. От точности «про­чтения» их внутреннего мира зависит успешность согласованных действий.

В процессе общения всегда необходимо наличие как минимум двух человек. Каждый из них ориентируется на внешние проявляемые поведенческие характеристики другого, формируя, таким образом, представления о нем, о его внутреннем мире. Этому способствуют следующие механизмы взаимопонимания в общении:


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 1026; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь