Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Возраст и становление личности



Становление личности предполагает усвоение ценностей культуры и формирование на их основе устойчивой индивидуальной системы гуманистических ценностных ориентаций, детерминирующих поведение и деятельность.
Но публичные нормы, требования, эталоны, ценности культуры воспринимаются и присваиваются личностью персонально и избирательно. Потому ценностные ориентации воспитанника не постоянно совпадают с ценностями, выработанными публичным сознанием.
Чтоб богатства культуры были приняты личностью, недостаточно того, чтоб ученик понимал их необходимость. Ценность приобретает побудительной силы мотива деятельности лишь тогда, когда она стала объектом потребности личности, т.е. при условии срабатывания механизма интериоризации (от лат. Interior - внутренний). Интериоризации - процесс перевода культурных ценностей во внутренний мир личности. В случае, когда ценность - потребность стала моментом внутреннего существования, воспитанник может четко сформулировать цели собственной деятельности, найти эффективные средства их реализации, осуществить своевременный контроль, оценку и корректировку своих действий.
Развитие и становление личности в ребенке предполагает усвоение им системы общественных ценностей. С этой целью педагог организует, отбирает объекты культуры, предоставляет им целевой направленности, создавая тем самым воспитательную среду, которое раскрывает перед учеником образ жизни и позволяет естественно входить в контекст современной культуры.
Проникновение в глубину той или иной ценности происходит посредством соответствующих видов деятельности ученика, на которого влияют факторы становления личности. Так, познание, освоение, усвоение, присвоение личностью ценности трудолюбие реализуется путем выполнения производительной работы сельскохозяйственного исследования по предпринимательской деятельности и т.д., национальное сознание" - путем изучения родного языка, своей родословной, истории Отечества, краеведения (исторического, этнографического, географического, фольклорного, литературного), природы родного края, народных традиций, обычаев, обрядов, семейно-бытовой культуры, народного искусства, национальных ремесел и др. Возраст и становление личности очень тесно связаны.
Некоторые виды деятельности могут использоваться для усвоения различных ценностей, зато некоторые стоимости культуры могут усваиваться посредством различных видов деятельности. Это способствует оптимальной построении процесса воспитания, значительной экономии времени, сил и воспитателей, и воспитанников.
Отношения, которые создаются в воспитательном среде, называют воспитательными. Воспитательные отношения позволяют почувствовать, понять, оценить связь собственного " я" и стоимости культуры, осмыслить ее (предоставить смысл), субьективизуваты, внести в природу и социум свое субъективное начало. Если знать, какие этапы становления личности существуют, то

можно легко работать с детьми.

 

Билет 12

Исторический процесс

Исторический процесс – это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей.
Исторические факты – основа исторического процесса:
любой исторический факт представляет собой элемент объективной реальности, тесно связанный с другими элементами. Каждый исторический факт влияет на последующее развитие общества;
содержание факта исторического процесса является результатом деятельности субъектов исторического общества.
Субъекты исторического процесса – индивиды и их общности, которые принимают в нём непосредственное участие (например, народные массы, социальные группы и общественные объединения).
Народные массы – социальные общности, сложившиеся на определённой территории, члены которой имеют единый менталитет, культуру, традиции и обычаи и вместе создают материальные и духовные ценности.
Признаки социальных групп – возрастной, половой, профессиональный, религиозный и т.д. Наиболее распространёнными социальными группами являются классы, сословия и нации.
Влияние на исторический процесс оказывают и отдельные личности – исторические деятели.
Исторический процесс складывается из поступков, как отдельных личностей, так и из действий объединений людей и деятельности народных масс в целом.
Ступени человеческой истории
Формационный подход – Учение об общественно-экономических формациях как ступенях исторического процесса, по которым последовательно восходит человечество как единое целое, разработал К. Маркс и Ф. Энгельс. Решающим фактором общественного развития при этом являлся способ производства, как соотношение уровня развития производительных сил и производственных отношений. Политическая структура и духовная сфера общества – это надстройка, всецело зависящая от способа производства. Движущей силой исторического развития являются противоречия производительных сил и производственных отношений, антагонистических классов и классовой борьбы, что неизбежно ведёт к социальной революции.
Обычно формационному подходу к изучению общества противопоставляют цивилизационный. Их отличие можно свести к следующим линиям сравнения:
Формационный подход

Главное внимание уделяется изучению объективных, независимых от человека закономерностей развития.
Решающая роль отводится в истории общества материальным факторам, прежде всего производству.
Общество рассматривается как движение от более низкой ступени развития к более высокой.

Цивилизационный подход

В центре изучения – человек. Общество рассматривается через формы и продукты трудовой, социальной, политической и других видов деятельности.
Определяющее значение имеют мировоззрение, система высших духовных ценностей, ядро культуры.
Общество – это совокупность цивилизаций, каждая из которых неповторима, прогресс относителен. Целью исторического процесса в марксизме выступает коммунизм – общество, в котором не будет социального неравенства, лозунгом которого станет: “От каждого – по способностям, каждому – по потребностям” К. Маркс выделял пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (её первая стадия – социализм). Одной из основных черт этой теории общественно-экономического развития является убеждённость в том, что всё человечество закономерно проходит определённые ступени (стадии) развития.
Существуют разные точки зрения на проблему соотношения цивилизационного и формационного (стадиального) подхода к развитию общества:
каждый тип цивилизации нужно рассматривать как самостоятельный, имеющий собственные этапы развития, не надо пытаться загнать цивилизации в прокрустово ложе стадий-ступеней (например, в развитии российской цивилизации никогда не было рабовладельческого этапа, феодальная и капиталистическая стадии развития хронологически не совпадают с западноевропейскими и обладают специфическими чертами);
формационный подход отражает глобальность изменения истории человечества. Внутри каждой формационной модели можно выделить отдельные локальные цивилизации (например, в рамках рабовладельческой общественно-экономической формации существовали древнегреческая, древнеримская, эллинистическая цивилизации и др.);
устойчивые цивилизации в их пространственных рамках как бы рассекаются формационными эпохами с их хронологическими рамками. При всей своей несхожести каждая цивилизация проходят универсальные стадии-ступени, выделяемые с учётом целого комплекса экономических, социальных, политических, духовных факторов (например, в рамках развития российской цивилизации выделяются стадия феодализма, капитализма, современного общества).
Основные традиционно выделяемые ступени человеческой истории:

ступень – первобытность (примерно 3 – 2, 5 млн. лет назад – IV тыс. до н.э.) - первобытнообщинная общественно-экономическая формация, доаграрное, традиционное общество охотников и собирателей. Для ней характерны присваивающий характер хозяйства, полная зависимость человека от природы, “первобытный коммунизм”, где неравенство в распределении благ определяется половозрастным отличием, господство коллективистского начала над личностью, отсутствие государства и письменной культуры.
ступень – древность (примерно IV тыс. до н.э. – V в.н.э.) – рабовладельческая общественно-экономическая формация, доиндустриальное (аграрное), традиционное общество, космогенная цивилизация. В это время зарождаются и сосуществуют несколько локальных цивилизаций.
ступень – средневековье (примерно V -Х V в.в.) – феодальная общественно-экономическая формация, аграрное, традиционное общество, космогенная цивилизация. В рамках этой ступени сосуществуют несколько локальных цивилизаций (западноевропейская средневековая, византийская, арабская и т.д.) со своей системой ценностей. Для этой ступени характерно аграрно-ремесленное общество с тенденцией к натурализации хозяйства. Земля, как правило, находится в условной собственности социальной группы профессиональных воинов (феодалов), но обрабатывается находящимся от них в зависимости крестьянством. Существует жёсткая сословно-иерархическая структура общества, основанная на господстве личностных связей. В политической сфере существование больших империй сменяется феодально-раздробленными государствами. В духовной сфере господствуют религиозные догматы.
ступень – новое время (примерно начало XVI – начало XX в.в.) – капиталистическая общественно-экономическая формация, модернизация (переход от аграрного, традиционного к индустриальному), с XIX века – индустриальное общество, техногенная цивилизация. В Европе рубежом между средневековьем и новым временем является эпоха Гуманизма и Реформации ( XV - XVI в.в.). В это время формируется новая система ценностей, основанная на раскрепощении личности, идеалах свободы, стремления к успеху, новой протестантской трудовой этике. Происходящий в это же время процесс первоначального накопления капитала и появления первых капиталистических предприятий (мануфактур) способствовал оформлению новоевропейской (западной) цивилизации. Эта цивилизация, расширяя географические рамки, становится индустриальной цивилизацией.
ступень – современность, новейшее время (начало XX в – начало XXI в.) – капиталистическая общественно-экономическая формация (в СССР – социализм, как первая фаза коммунистической общественно-экономической формации), индустриальное общество (со второй половины XX века в развитых странах – постиндустриальное общество), техногенная и антропогенная цивилизации. В рамках этой ступени существуют локальные цивилизации (западноевропейская, американская, российская, латиноамериканская, индо-буддийская, дальневосточно-конфуцианская, арабо-исламская и др.) Ядро этой ступени – постиндустриальное общество. Здесь компьютеризация и всё ускоряющийся поток информации приводит к превращению товаропроизводящей экономики в обслуживающую, классовое деление уступает место профессиональному, основным критерием социального неравенства становится не собственность, а уровень образования и знания, существует приоритет прав личности (страны Западной Европы, США).


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 1200; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь