Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общество как развивающаяся система



Общество является не просто цельной системой, оно постоянно изменяется и развивается. Со временем преображается облик городов, люди изобретают новые технологии, совершенствуются формы общественного устройства, духовные ценности.

Ученые по-разному рассматривают глубину и интенсивность общественных изменений. Большинство из них выделяют следующие признаки социальной динамики: во-первых, это развитие общества в целом. Известно, что за десятки тысяч лет человечество прошло путь от человеческого стада до гражданского общества. Во-вторых, все элементы общества изменяются

Примером может служить эволюция государства. В-третьих, исчезают старые элементы общества и появляются новые. К примеру, во многих странах изжила себя монархическая форма правления. В области уголовного права появилась ответственность за преступления в сфере информационной безопасности.

Общение как обмен информацией

Человек — социальное существо. Большое значение в межличностных отношениях имеет общение как способ передачи информации и понимания друг друга.

Наука делит общение на две группы: Вербальное. Невербальное.

Первая группа — это речь. Человек пользуется своим голосом не только для проговаривания слов. Тоном, громкостью, высотой можно передать различные эмоции и обычно мы отлично понимаем, в каком состоянии находится человек. В русском языке есть множество слов, которые пишутся одинаково, но означают совершенно разные понятия. Ударение и контекст в предложении помогают нам понять, о чем идет речь. Вторая группа — мимика, жесты и направление взгляда. Мышцы лица довольно сложно контролировать без определенного обучения. Мы прекрасно определяем, когда человек печальный, злой, радостный или испытывает отвращение. О многом говорят и жесты. Их можно научиться контролировать в процессе тренировки, но микродвижения для опытного наблюдателя могут многое сказать об истинном состоянии или намерениях оппонента. Еще сложнее контролировать движения глаз, особенно когда человек пытается говорить неправду.

Также речь делится на монолог и диалог. В первом случае происходит односторонняя передача информации, во втором — участники попеременно обмениваются данными, высказывают свои мнения.

Как происходит обмен информацией в процессе общения.

В общении есть две стороны: кодирование и декодирование. То есть первый передает информацию с использованием некого кода, понятного для оппонента, второй должен расшифровать, что ему передают. Успех понимания зависит от того, насколько похожие и правильные схемы передачи сообщения используются.

 

Язык возник тогда, когда у первобытного человека возникла необходимость понимать друг друга и передавать некие знаки, сигнализирующие об опасности и желаниях. По-видимому, вначале это были простые звуки и слоги, а также жесты и мимика. Вероятно, первыми словами были звуки, обозначающие действия и направления, а уже потом появились названия предметов и имена.

Значение общения

Общение как обмен информацией – это возможность не только передать другому человеку мысль и понять, что передали тебе, но и способ накопления и передачи знаний для последующих поколений. Когда не было письменности, знания передавались в устном виде. Правильность и точность передачи зависела от памяти и того насколько реципиент (то есть принимающий) правильно принял и понял поданную ему информацию. Современное общение

С развитием интернета появился новый и более быстрый способ передачи информации на большие расстояния. Но в интернете присутствует и сложность понимания, то есть декодирования. Когда мы общаемся с человеком лично, мы наблюдаем эмоции, жесты и движения глаз. В сети мы видим только слова и сопутствующие знаки препинания и специальные символы, предназначенные для передачи эмоций. Однако для каждого человека эти символы могут иметь разное значение, вследствие чего иногда возникает нечеткое понимание полученной информации.

Уровни общения

В зависимости от целей и близости собеседника выделяются несколько основных уровней.

Примитивный. В этом случае человек не настроен на контакт, его не волнует, как его воспринимают окружающие. Словарный запас часто скудный, речь грубая. Один из примеров — человек под действием алкоголя.

Манипулятивный. Цель — добиться от собеседника желаемых действий. Используются различные приемы воздействия и давления. Сейчас получили распространение методы НЛП. Некоторые люди от природы манипуляторы, другие специально обучаются приемам, например, менеджеры по продажи

Деловой. В этом случае используется определенная дистанция, разговоры, направленные на решение определенных вопросов. Принято вежливо обращаться к собеседнику, учитывать его взгляды, возраст, пожелания.

Духовный. На этом уровне люди открывают друг другу свои самые сокровенные секреты. Он приемлем только с очень близкими людьми. Речь неспешная, описывающая свои мысли и поступки.

Маски. В разных ситуациях люди вынуждены надевать «маски». На работе мы одни, дома другие, с друзьями третьи. В определенных ситуациях для достижения успеха требуется перейти на уровень собеседника, для этого речь приобретает определенный оттенок и используются слова, характерные для конкретной социальной группы.

Игровой. Неформальная форма, флирт, отсутствие серьезности. Обычно происходит между друзьями или близкими людьми. Таким образом, общение как обмен информацией — это способы, помогающие правильно передавать и принимать символы от одного человека к другому или группе людей.

Билет 10

Типология обществ

Современные общества различаются по многим признакам, но есть в них и одинаковые параметры, по которым их можно типологизировать.
Одним из основных направлений в типологии общества служит выбор политических отношений, форм государственной власти как оснований для выделения различных типов общества. Например, у Платона и Аристотеля общества различаются по типу государственного устройства: монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия. В современных вариантах этого подхода отмечается выделение тоталитарных (государство определяет все основные направления социальной жизни); демократических (население может влиять на государственные структуры) и авторитарных (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии) обществ.

В основу типологизации общества положено марксизмом различие обществ по типу производственных отношений в различных общественно-экономических формациях: первобытно-общинное общество (примитивно присваивающий способ производства); общества с азиатским способом производства (наличие особого вида коллективной собственности на землю); рабовладельческие общества (собственность на людей и использование труда рабов); феодальные (эксплуатация прикрепленных к земле крестьян); коммунистические или социалистические общества (равное отношение всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений).
Традиционное, индустриальное и постриндустриальное общества

Наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ.

Традиционное общество (его еще называют простым и аграрным) — это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим будут семья, община. Отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений. Для него характерны низкие темпы развития, производства. Важным для этого типа общества является устоявшаяся социальная солидарность, что установил еще Дюркгейм, изучая общество австралийских аборигенов.

Традиционное общество характеризуется естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по половозрастному признаку), персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных или статусных лиц), неформальным регулированием взаимодействий (нормами неписаных законов религии и нравственности), связанностью членов отношениями родства (семейным типом организации общности), примитивной системой управления общностью (наследственной властью, правлением старейшин).

Современные общества отличаются следующими чертами: ролевым характером взаимодействия (ожидания и поведение людей определяются общественным статусом и социальными функциями индивидов); развивающимся глубоким разделением труда (на профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы); формальной системой регулирования отношений (на основе писаного права: законов, положений, договоров и т. п.); сложной системой социального управления (выделением института управления, специальных органов управления: политического, хозяйственного, территориального и самоуправления); секуляризацией религии (отделением ее от системы управления); выделением множества социальных институтов (самовоспроизводящихся систем особых отношений, позволяющих обеспечивать общественный контроль, неравенство, защиту своих членов, распределение благ, производство, общение).

К ним относятся индустриальное и постиндустриальное общества.

Индустриальное общество — это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств. Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.

Негативной стороной постиндустриального общества выступает опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом.

Жизненный мир человеческого общества все сильнее подчиняется логике эффективности и инструментализма. Культура, в том числе традиционные ценности, разрушается под влиянием административного контроля, тяготеющего к стандартизации и унификации социальных отношений, социального поведения. Общество все больше подчиняется логике экономической жизни и бюрократическому мышлению.

Отличительные черты постиндустриального общества:

  • переход от производства товаров к экономике услуг;
  • возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов;
  • главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе;
  • контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений;
  • принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии.

Последняя вызвана к жизни потребностями начавшегося формироваться информационного общества. Становление такого явления отнюдь не случайно. Основу социальной динамики в информационном обществе составляют не традиционные материальные ресурсы, которые к тому же во многом исчерпаны, а информационные (интеллектуальные): знания, научные, организационные факторы, интеллектуальные способности людей, их инициатива, творчество.

Концепция постиндустриализма сегодня детально разработана, имеет массу сторонников и все возрастающее число противников. В мире сформировались два основных направления оценки будущего развития человеческого общества: экопессимизм и технооптимизм. Экопессимизм предсказывает в 2030 г. тотальную глобальную катастрофу за счет возрастающего загрязнения окружающей среды; разрушения биосферы Земли. Технооптимизм рисует более радужную картину, предполагая что научно-технический прогресс справится со всеми трудностями на пути развития общества.

.

Направленность личности

Личность есть то, куда она стремится. Человек начинается с того, что для него становится что-то дорого, что он ради чего-то готов себя поднять, с того, что что-то для него становится иногда важнее его личного существования.

Хотите понять в человеке главное - поймите, что движет этим человеком, каковы его настоящие стремления.

Направленность личности часто описывают словами " преобладающие интересы и стремления", " иерархия мотивов", иногда - личная идеология.

Направленность личности - не то же самое, что направленность жизни. Направленность жизни иногда задается внешними обстоятельствами - нужно кормить семью, пора рожать ребенка, или забрали в армию, - в то время внутренняя направленность человека может быть - дача, жить на природе и заниматься садом и огородом.

Направленность личности - это то, что человеку внутренне, действительно дорого, к чему он на самом деле стремится.

Кому-то дорог комфорт, кому-то развитие. Женщинам чаще всего важнее отношения, мужчинам - дело.

Основные характеристики

Основные характеристики направленности личности - это широта или узость направленности, устойчивость и действенность направленности, уровень и ориентиры направленности (направленность на себя, на общение и отношения, на дело). Интегральная характеристика направленности личности - способность человека самому определять свои цели и ценности, быть не только организмом, но быть личностью. См.


Поделиться:



Популярное:

  1. A.19. Противопожарная система
  2. A.32.4.5.3. Система УСАВП: тест управления рекуперативным торможением
  3. Bizz: Белье стирается вперемешку с чужим или как?
  4. Bizz: Допустим, клиент не проверил карман, а там что-то лежит, что может повредит аппарат. Как быть в такой ситуации?
  5. I AM HAPPY AS A KING (я счастлив как король)
  6. I. Какие первичные факторы контролируют нервную активность, то есть количество импульсов, передаваемых эфферентными волокнами?
  7. II. Поселение в Испании. Взаимоотношения вестготов и римлян. Королевская власть. Система управления. Церковная политика.
  8. II. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО КАК КОМПЛЕКСНАЯ ОТРАСЛЬ
  9. III КАК РАСТУТ НА НОВОЙ ГВИНЕЕ
  10. III. Половая связь – лишь как конечное завершение глубокой всесторонней симпатии и привязанности к объекту половой любви.
  11. IV. Как узнать волю Господню.
  12. IX. Толерантность как нравственная основа социокультурной деятельности библиотекаря


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 1152; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь