Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Просвещение: вера в разум и прогресс
Яркий период, вошедший в историю как эпоха Просвещения. Эта эпоха подарила нам целую плеяду выдающихся ученых, философов и мыслителей: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и другие. Настает время возвышения человека, многие философы полагали, что люди добры от природы, а во всем " зле" виновата цивилизация. Выдвигаются идеи возвращения человека к природе. Эпоха Просвещения — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Становление общественных наук "...Многие столетия взгляды на общество, на природу формировались в рамках философии. В 17 веке естественные науки обрели самостоятельный статус. В конце 18 - 19 в. шло становление научного обществознание..." Также немаловажным моментом является изложение экономической теории А. Смитом. Смит исследовал влияния разделения труда на эффективность производства, развил идею о труде как о главном источнике общественного богатства. Спенсер (1820 - 1903 гг.) первым применительно к обществу использовал понятия системы, института, структуры. Он выдвинул и обосновал идею об усложнении общественной организации с развитием человечества. Марксистское учение об обществе Теорию о изменениях в обществе, которые происходят с вступлением государства в индустриальную стадию развития, предложили К. Маркс (1818 - 1883 гг.) и Ф. Энгельс (1820 - 1895 гг.). Прежде всего они отказались от господствовавшего в науке положения о том, что решающая роль в общественном развитии принадлежит духовной деятельности людей. Главной производительной силой любого общества являются люди, обладающие знаниями и трудовыми навыками. Важную роль играют и созданные обществом средства производства (предметы и орудия труда). Производственные силы и производственные отношения образуют в совокупности способ производства, который служит основной общественно-экономической формации. Классики марксизма полагали, что на смену капитализму должна прийти новая формация - коммунистическая, основанная на общественной собственности, подлинно справедливом распределении материальных благ (сначала " по труду", а потом " по потребностям" ) Семья как малая группа Семья как основной институт общества выполняет определенные функции, которые можно разделить на специфическиеи неспецифические. Специфические функции отражают особенности семьи как социального явления и остаются за семьей при любых изменениях в обществе: - рождение детей (репродуктивная функция); - содержание и первичная социализация детей (экзистенциальная и воспитательная функции). Неспецифические функции связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства, досугом и т.д. Самым ранним общественным институтом, который появился еще в первобытнообщинное время, является семья. Семья представляет собой союз лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей на воспитание.По мере развития общественных отношений семья частично передавала некоторые свои функции другим социальным институтам — церкви, органам образования и пр. Но вместе с тем семья остается наиболее важным социальным институтом общества и выполняет целый ряд функций: · эмоциально-психологическая (эмоциональное общение, формирование чувства защи · социально-воспитательная (образование и воспитание); · статусная функция (наделение наследственными статусами — национальность, при · надлежность к городскому или сельскому населению, религия и пр.) и т.д.
· репродуктивная; · хозяйственно-бытовая (поддержание физического здоровья членов семьи, уход за детьми); · экономическая (экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособны · членов семьи, накопление собственности и передача ее по наследству); · досуговая и др. Билет 4. Из истории русской философской мысли Русская философская мысль XI - XVIII вв. По мнению большинства ученых, философия в России как самостоятельная область знания начинает формироваться приблизительно к 19 веку. Но история философской мысли начинается гораздо раньше, а именно, когда в Киевскую Русь приходят переводы латинских и греческих текстов, написанных Святыми Отцами церкви. Именно тогда русское духовенство предпринимает попытку продолжить богословские и философские труды византийцев и греков. Наиболее яркий пример - киевский митрополит Иларион (XI в.), написавший " Слово о законе и благодати" Академик Дмитрий Лихачев так охарактеризовал произведение митрополита Илариона: " Это произведение по теме своей обращено к будущему Руси, а по совершенству формы и, в самом деле, как бы предвосхищает это будущее. Тема «Слова» — тема равноправности народов, резко противостоящая средневековым теориям богоизбранничества лишь одного народа, теория вселенской империи, или вселенской церкви. Иларион указывает, что Евангелием и крещением Бог «все народы спас», прославляет русский народ среди народов всего мира и резко полемизирует с учением об исключительном праве на «богоизбранничество» только одного народа." Источник Митрополит Иларион развивал учение о смене в мировой истории ветхозаветной эпохи закона эпохой благодати. " Принимая благодать как божественный духовный дар, человек должен возложить на себя большую нравственную ответственность" Также, истории известны и многие другие имена. В это время получила развитие идея " Третьего Рима", выраженная в словах известного игумена псковского монастыря Филофея. Обращаясь к великому князю Василию III, Филофей писал: " ...внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому же не бывать". В дальнейшем эта идея получила распространение во взглядах многих русских философов. С конца XVII в. началось постепенное обособление философии от богословия. В учебных заведениях, которые появлялись в то время вводились самостоятельные курсы философии, где студенты знакомились с учениями Фомы Аквинского, Аристотеля, Птолемея, Коперника. Обращение к католицизму и отход от богословия послужили причиной временного прекращения подобных занятий, но позже они снова возобновились. "...Значительные перемены, происходившие в российском обществе в 18 веке, охватили все его сферы, включая духовную культуру. Одним из интеллектуальных центров стала " ученая дружина" Петра I. В неё входили такие общественные деятели и ученые, как Ф. Прокопович, В.Н. Татищев, И.Г. Посошков, А.Д. Кантемир.." Ф. Прокопович (1681 - 1736 гг.) - епископ Русской Православной Церкви, сподвижник Петра. Автор " Владимира". Феофан полагал, что природа была создана Богом, а затем начала самостоятельное развитие. В. Н. Татищев ( 1686 - 1750 гг.) - известный российский историк, географ, экономист и государственный деятель. Автор " Истории России с самых древнейших времен". Сторонник просвещения, уповал на разум человека. А. Кантемир (1708 - 1744 гг.) - русский поэт-сатирик, дипломат, деятель раннего русского Просвещения. Автор произведения " Письма о природе человека". Более всего занимался проблемами нравственности. Им были введены в оборот русской речи слова идея и понятие, депутат, начало (принцип), наблюдение, естество (натура), вещество или материя. Стоит также отметить, что главным центром развития философской мысли в России стал Московский университет, основанный в 1755 году. Философские искания XIX век Философия в качестве самостоятельной области знания сложилась именно в 19 веке. Главный вопрос философии 19 века - это вопрос о месте и роли России в мировом историческом процессе. П. Я. Чаадаев (1794 - 1856 гг.) - автор знаменитых " Философических писем". Чаадаев говорил, что осуществление истории есть реализация Божественной воли. По мнению Чаадаева, культурные достижения западных стран свидетельствуют о том, что именно запад избран Провидением для осуществления своих целей. Россию Чаадаев называет отсталой страной, стоящей на обочине цивилизованного мира. В более поздних произведениях он утверждал, что Россия имеет свою историческую миссию: " Мы призваны решить большую часть проблем социального порядка... ответить на важные вопросы, которые занимают человечество...". Философская мысль в России развивалась не только в традиционных академических формах:. Напряженные размышления над фундаментальными вопросами бытия, замечательные философские прозрения можно найти и в произведениях русской классической литературы. Особенно замечательно в этом отношении творчество Толстого Л. Н. и Ф. М. Достоевского.
2. Групповая дифференциация и лидерство • Дифференциация – разделение группы на участников, занимающих различное положение в системе межличностных отношений. • Позволяет определить социальный статус каждого члена группы – его место в социальной иерархии внутригруппового общественного мнения. Критерии выбора: • Эмоциональные (симпатии и антипатии по поводу проведения досуга) • Деловые (проверка деловых качеств) • Личностные (качества товарища) Факторы, влияющие на дифференциацию в группе • Вид группы (формальная и неформальная) • Степень сплоченности • Личностный состав • Система ценностей и установок • полезные дела Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 1989; Нарушение авторского права страницы