Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные направления итальянского гуманизма.
Ранннй гуманизм. Отдельные элементы гуманистической мысли были уже в творчестве Данте хотя в целом его мировоззрение оставалось в рамках средневековых традиций. Подлинным родоначальником гуманизма и ренессансной литературы стал Франческо Петрарка (1304—1374), многие годы провел в Авиньоне при папской курии, а остаток жизни — в Италии. Автор лирических стихотворений на вольгаре (складывавшемся национальном языке), героической латинской поэмы «Африка», «Буколической песни», «Стихотворных посланий», Петрарка стал глашатаем новой культуры, обращенной к проблемам человека и опирающейся прежде всего на наследие древних. Ему принадлежит заслуга собирания рукописей античных авторов, текстологической их обработки. Подъем культуры после «тысячелетнего варварства» он связывал с углубленным изучением древней поэзии и философии, с переориентацией знания на преимущественное развитие гуманитарных дисциплин, особенно этики, с духовной свободой и нравственным самосовершенствованием личности через приобщение к историческому опыту человечества. Одним из центральных в его этике было понятие humanitas (человеческая природа, духовная культура). Оно стало основой построения новой культуры, давшей мощный толчок развитию гуманитарных знаний — studia humanitatis, отсюда и утвердившийся в XIX в. термин «гуманизм». Петрарка бросил вызов схоластике: он критиковал ее структуру, недостаточное внимание к проблемам человека, подчиненность теологии, осуждал ее метод, основанный на формальной логике. Программа становления новой культуры в главных чертах была намечена Петраркой. Ее разработку завершили его друзья и последователи — Боккаччо и Салютати, творчество которого завершает этап раннего гуманизма в Италии. Джованни Боккаччо (1313—1375). Автор написанных на вольгаре поэтических и прозаических сочинений — «Фьезоланские нимфы», «Декамерон» и других, он стал подлинным новатором в создании ренессансной новеллы. «Декамерон» - запрещен. Смелая светская концепция человека, реалистическое изображение общественных нравов, высмеивание лицемерия и ханжества монашества навлекли на него гнев церкви. Боккаччо предлагали сжечь книгу, отречься от нее, но он остался верен своим принципам. Боккаччо был известен современникам и как ученый-филолог. Его «Генеалогия языческих богов» — свод античных мифов — раскрывает идейное богатство художественной мысли древних, утверждает высокое достоинство поэзии: Боккаччо поднимает ее значение до уровня теологии, видя в обеих единую истину, лишь выраженную в разных формах, реабилитация языческой мудрости. Колюччо Салютати (1331—1406) с 1375 г. и до конца дней занимал должность канцлера Флорентийской республики. Он стал известным гуманистом, продолжив начинания Петрарки и Боккаччо, с которыми его связывали дружеские отношения. В трактатах, многочисленных письмах, речах Салютати развивал программу ренессансной культуры, понимая ее как воплощение общечеловеческого опыта и мудрости. Он выдвигал на первый план новый комплекс гуманитарных дисциплин включавший: филологию, риторику, поэтику, историю, педагогику, этику, подчеркивал их важную роль в формировании высоконравственного и образованного человека. Он теоретически обосновал значение каждой из этих дисциплин, особенно подчеркивая воспитательные функции истории и этики, отстаивал гуманистическую позицию в оценке античной философии и литературы. Особое внимание Салютати уделял вопросам этики — внутреннего стержня гуманитарных знаний, в его концепции главным был тезис о том, что земная жизнь дана в удел людям и их собственная задача — построить ее согласно природным законам добра и справедливости. Отсюда и нравственная норма — не «подвиги» аскетизма, а творческая активность во имя блага всех людей. Гражданский гуманизм (Флоренция). В первой половине XV в. гуманизм превращается в широкое культурное движение. Центрами его становятся Флоренция (она сохраняет лидерство до конца столетия), Милан, Венеция, Неаполь, позже Феррара, Мантуя, Болонья. Возникают кружки гуманистов и частные школы, ставящие целью воспитание всесторонне развитой свободной личности. Гуманистов приглашают в университеты для чтения курсов по риторике, поэтике, философии. Им охотно предоставляют должности канцлеров, секретарей, дипломатов. Складывается особая социальная прослойка — гуманистическая интеллигенция, вокруг которой формируется научная и культурная среда, приобщенная к новой образованности. Происходит и идейная дифференциация гуманизма, в нем намечаются различные направления. Одним из ведущих направлений в первой половине XV в. был гражданский гуманизм, идеи которого развивали преимущественно флорентийские гуманисты — Леонардо Бруни, Маттео Пальмиери, а затем их младший современник Аламанно Ринуччини. Этому направлению был свойствен интерес к социально-политической проблематике, которая рассматривалась в тесной связи с этикой, историей, педагогикой. Принципы республиканизма, свободы, равенства и справедливости, служения обществу и патриотизма, характерные для гражданского гуманизма, вырастали на почве флорентийской действительности — в условиях пополанской демократии, которую во второй половине XV в. сменила тирания Медичи. Основоположником гражданского гуманизма был Леонардо Бруни (1370 или 1374-1444), ученик Салютати, в течение многих лет канцлер Флорентийской республики. Знаток древних языков, переводил с греческого на латинский сочинения Аристотеля, написал ряд работ на моральные и педагогические темы, а также обширную, построенную на документах «Историю флорентийского народа», заложившую основы ренессансной историографии. Выражая настроения пополанства – среднего класса, Бруни отстаивал идеалы республиканизма — гражданские свободы, в том числе право избирать и быть избранным в магистратуры, равенство всех перед законом, справедливость как моральную норму, которой в первую очередь должны руководствоваться магистраты. Эти принципы зафиксированы в конституции Флорентийской республики. Путь к их воплощению видит в воспитании граждан в духе патриотизма, высокой социальной активности, подчинения личной выгоды общим интересам. Эта светская этико-политическая концепция получает развитие в творчестве младшего современника Бруни — Пальмиери. Маттео Пальмиери (1406-1475), получил образование в университете Флоренции и гуманистическом кружке, многие годы занимался политической деятельностью. Как гуманист прославился обширным сочинением «О гражданской жизни», поэмой «Град жизни», историческими работами («История Флоренции» и др.), публичными речами. В духе идей гражданского гуманизма он выдвинул толкование понятия «справедливость». Считая подлинным ее носителем народ (полноправных граждан), он настаивал на том, чтобы законы соответствовали интересам большинства. Политический идеал Пальмиери — пополанская республика, где власть принадлежит не только верхушке, но и средним слоям общества. Главным в воспитании добродетели он полагал обязательный для всех труд, оправдывал стремление к богатству, но допускал лишь честные методы накопительства. Цель педагогики он видел в воспитании идеального гражданина — образованного, активного в хозяйственной и политической жизни, патриота, верного долгу перед отечеством. Частная собственность - порождает социальное неравенство и пороки. Аламанно Ринуччини (1426-1499). В своих сочинениях («Диалог о свободе», «Речь на похоронах Маттео Пальмиери», «Исторические записки») отстаивал принципы гражданского гуманизма в условиях тирании Медичи, сводившей на нет республиканские свободы Флоренции. Политическую свободу Ринуччини возводил в ранг высшей моральной категории — без нее невозможно подлинное счастье людей, их нравственное совершенство, гражданская активность. Допускал уход от политической деятельности и даже вооруженный заговор. Лоренцо Валла и его этическая концепция. Деятельность одного из выдающихся итальянских гуманистов XV в. Лоренцо Баллы (1407—1457) в университетом Павии преподавал риторику, с Неаполем — служил секретарем у короля Альфонса Арагонского, Рим - последний период жизни в должности секретаря папской курии. Труды по филологии, истории, философии, этике («Об истинном и ложном благе»), антицерковные сочинения («Рассуждение о подложности так называемой дарственной грамоты Константина» и «О монашеском обете»). доказал подложность так называемого «Константинова дара», в котором обосновывались притязания папства на светскую власть. По воззрениям – пантеист, любовь ко всему окружающему как к Богу. В 1444 г. Баллу привлекли к суду инквизиции, но его спасло заступничество неаполитанского короля. На основе пантеистической посылки Валла строит этическую концепцию наслаждения как высшего блага. Отталкиваясь от учения Эпикура, он осуждает аскетическую мораль, особенно крайние ее проявления (монашеское отшельничество, умерщвление плоти), обосновывает право человека на все радости земного бытия: именно для этого ему даны чувственные способности — слух, зрение, обоняние и т.д. (неоэпикуреец - гедонист). Учение о человеке Леона Баттиста Альберти. Иное направл. в гуманизме XV в. составило творчество Леона Баттиста Альберти (1404—1472) — выдающегося мыслителя и писателя, теоретика искусства и архитектора, из знатной флорентийской семьи, оказавшейся в изгнании, Леон Баттиста окончил Болонский университет, был принят на службу секретарем к кардиналу Альбергати, а затем в Римскую курию, где провел более 30 лет. Труды по этике («О семье», «Домострой»), архитектуре («О зодчестве»), картографии и математике. Его литературное дарование с особой силой проявилось в цикле басен и аллегорий («Застольные беседы», «Мом, или О государе»). Как архитектор-практик Альберти создал несколько проектов, заложивших основы ренессансного стиля в архитектуре XV в. В новом комплексе гуманитарных дисциплин Альберти более всего привлекали этика, эстетика и педагогика. Этика — «наука жизни», необходимая в воспитательных целях, поскольку способна ответить на выдвигаемые жизнью вопросы — об отношении к богатству, о роли добродетелей в достижении счастья, о противостоянии Фортуне. У Альберти гуманистическая концепция человека основана на философии древних — Платона и Аристотеля, Цицерона и Сенеки, других мыслителей. Ее главный тезис — гармония как непреложный закон бытия. Гармонически устроенный космос порождает гармоническую связь человека и природы, индивида и общества, внутреннюю гармонию личности. Включенность в мир природы подчиняет человека закону необходимости, что создает противовес капризам Фортуны — слепого случая, способного разрушить его счастье, лишить благосостояния и даже жизни. Флорентийский неоплатонизм. Во второй половине XV в. в итальянском гуманизме складывается еще одно направление — флорентийский неоплатонизм, развивавшийся в рамках деятельности Платоновской академии, своеобразного литературно-философского центра Флоренции. Главой академии со времени ее основания в 1462 г. до конца столетия был выдающийся гуманист-философ Марсилио Фичино (1433-1499). Он перевел с греческого на латинский многие сочинения Платона и античных неоплатоников, которые послужили основой для формирования философии ренессансного неоплатонизма. В деятельности Платоновской академии принимали участие наряду с видными гуманистами — Джованни Пико де-ла Мирандола, Кристофоро Ландино — представители более широкого круга научной и художественной интеллигенции; Козимо и Лоренцо Медичи, оказывавшие покровительство академии, присутствовали на ее заседаниях. Характерные черты этого направления в гуманизме — культ разума и знания, осмысление социальной роли науки, интерес к философско-теологической проблематике, определению места человека в мире. Здесь широко раздвигались горизонты человеческого познания; в мощи пытливого ума человек, чьей мысли подвластен мир, сближался с Богом. Марсилио Фичино, изучавший медицину и философию во Флорентийском университете, в течение многих лет занимался переводами, разработкой проблем онтологии, космологии, гносеологии, антропологии, подходя к их решению с неортодоксальных, гуманистических позиций. Идеалистическая в своей основе его философия несет в себе черты пантеизма. Человек, по Фичино, — связующее звено мира. В его душе изначально запечатлены идеи (логосы) всего сущего, поэтому он обращается к самопознанию, не нуждаясь в знании реальных вещей. Однако толчок к познанию дает наслаждение чувственной красотой мира: возбуждая в человеке любовь к ней, оно ведет его разум, озаренный божественным светом, к постижению сути вещей, запечатленной в логосах. Признавая безграничными возможности человеческого познания (бессмертная душа выводит его за рамки земного бытия), Фичино придает особое значение интеллектуальной деятельности и нравственному идеалу созерцания. Но его идеал мудреца, сосредоточенного на познании, далек от воплощающего средневековый идеал созерцания монаха-отшельника. Не на божественное провидение, а на самого человека возлагается ответственность за правильный выбор. Джованни Пико де-ла Мирандола (1463—1494). Пико принадлежал к семье графов Мирандолы, получил образование в университетах Болоньи, Феррары, Падуи, завершив его в парижской Сорбонне. Владел языками - классическими, арабским, халдейским, новоевропейскими, был глубоко эрудирован в античной и средневековой философии. Будучи еще молодым человеком, он предложил для публичного диспута «900 тезисов по философии, каббалистике, теологии», которые были осуждены церковью как еретические, а диспут запрещен. Пико был вызван в Рим, чтобы предстать перед судом инквизиции, но попытался бежать в Париж и по дороге был арестован. Спасло его заступничество Лоренцо Медичи, оценившего талант молодого философа. Последние годы своей недолгой жизни Пико провел во Флоренции в кругу друзей из Платоновской академии. Ему принадлежит - «Речь о достоинстве человека», «О Сущем и Едином», «Рассуждения против божественной астрологии», а также многочисленные письма. Пико обнаруживает смелый подход к решению проблем гносеологии, космологии, антропологии, пытается синтезировать различные философские традиции, мечтает о единении мыслителей всех стран и направлений. В учении о достоинстве человека, выдвинутом Пико, овладение наукой оказывается необходимым условием нравственного совершенствования личности. Гуманистическая тенденция к героизации, обожествлению человека достигает в философии Пико своей высшей точки. Эта концепция оказала влияние на изобразительное искусство Высокого Возрождения, на творчество Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. Флорентийский неоплатонизм внес важный вклад и в утверждение философского свободомыслия. Фичино и Пико полагали, что истина едина, в каких бы философских или религиозных обличиях она ни проявлялась. Ключ к ее постижению они искали в пифагорейской теории чисел, каббалистике, но не в опыте — их система знания оставалась умозрительной. Новый метод науки предложил на грани XV и XVI столетий Леонардо да Винчи.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 1000; Нарушение авторского права страницы