Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Онтологические принципы журналистики



Определение понятия «Онтологические принципы журналистики». Система онтологических принципов журналистики, отражающих основные закономерности бытия мироздания в целом: системный и динамический подход к анализу явлений, принцип детерминизма, принцип актуальности, принцип объективности, принцип диалектического единства формы и содержания. Принцип гуманизма как совокупность прав человека и его ответственности. Исторический подход к анализу явлений как выявление психологических характеристик времени для современников и выделение явлений, имеющих непреходящее значение. Принцип диалектического единства свободы и ответственности. Понятие свободы применительно к духовной и материальной жизни человека (трактовка Н. Бердяева). Структура понятия свободы журналистского творчества (концепция Е.П. Прохорова). Приоритетность духовной составляющей свободы творчества.

Резко возрастающий объем информации с каждым годом все острее формулирует проблему усвоения знаний и способности их реального, функционального применения. Этот процесс порождает поиск путей глубинной интеграции имеющихся сведений в единую, междисциплинарную систему на общей онтолого-гносеологической основе. Такая задача как нельзя более актуальна и для журналистики и как науки, и как вида деятельности, поскольку предмет ее внимания практически не ограничен. Она должна убедительно продемонстрировать свои онтологические корни и гносеологические основы. Она должна осознаваться как междисциплинарная наука, и реализуемая на ее основе своеобразная информационная научно-популярная деятельность, задача которой представить любые, в том числе и самые сложные, знания о мире в доступной для массового восприятия форме. И то, что ранее существовало в ее теории как некое введение в теорию и являло собой самые обобщенные сведения о данном виде деятельности, теперь, на наш взгляд, должно быть сформулировано как философия журналистики, базирующаяся на основах общесистемной философии.

 

Информационный взрыв привел также к необходимости свертывания большого числа сложных знаний в небольшое количество простых и вместе с тем максимально общих утверждений, универсальных в своем применении. Такое свертывание получило в науке название системного подхода к анализу явлений, который позволяет сформулировать наиболее общие закономерности бытия. Системным анализом журналистики будет рассмотрение ее как целостной системы, закономерно функционирующей в рамках другой целостной системы – в человеческом обществе.

 

Постановка такой задачи сама по себе выглядит как довольно дерзкое заявление. Однако думается, необходимость в нем назрела. Тем более что многие из сегодня имеющихся работ по теории журналистики, безусловно, базируются на философской основе. Так, например, С.Г. Корконосенко, делая исторический обзор идейно-теоретических концепций журналистики, отметил, что «в каждом случае отражается действительно существующая грань журналистской деятельности, но понять ее целостно можно только на основе синтеза разных подходов» (Корконосенко С.Г. Основы журналистики, «Аспект пресс», М., 2001, стр. 55). При синтезировании, как известно, происходит абстрагирование от частных конкретно-исторических подробностей и выделение общих, фундаментальных характеристик, которые раскрывают сущность изучаемого объекта, условия его бытия как такового. Такой максимально обобщенный подход к изучению действительности носит названия онтологического.

Одобряюсегодня в 1: 07|Корректировать|Это провокация|Возразить

 

Анна Бурячок

Системный подход как журналистский принцип.

Если журналист будет придерживаться только известных и описанных процессов общественного развития и рассматривать общество как замкнутую систему с известным уровнем упорядоченности, то вне его понимания окажутся интереснейшие процессы самоорганизации, которые существенным образом характеризуют общественную систему.

Социум в структурном плане представлен индивидами – семьями – различными коллективами – социальными группами – классами – национальностями и нациями – государствами – системами государств – общества в целом.

Структурное многообразие, то есть системность, является способом существования материи, в том числе и социальной.

Система - это комплекс взаимодействующих элементов. Элементом системы называется такой ее компонент, который далее неразложим на элементы при данном способе рассмотрения системы.

Мы должны исходить не из человека вне общества и не из общества над людьми, а из общественного человека и человеческого общества. Должно быть достигнуто взаимное соответствие целей системы и ее частей. Для журналиста – это принципиальный вывод. Вывод, который мы будем называть системным подходом и исповедовать в своей деятельности.

Динамический принцип как онтологический принцип журналистики.

Развитие – есть такое изменение состояний, которое происходит при условии сохранения их основы, то есть некоего исходного состояния, порождающего новые состояния.

Развитие есть связь качественных преобразований системы. Для этой связи характерна, прежде всего, необратимость, то есть возникновение качественно новых возможностей, не существовавших ранее, а также невозможность по тем или иным причинам сохранение существующих форм функционирования. Развитие имеет такой важный признак как направленность.

Качественный характер, необходимость и направленность – три признака развития. Таким образом, развитие – это направленные, необратимые, качественные изменения системы, обусловленные ее противоречиями.

Значит, когда мы говорим, что происходит развитие чего бы то ни было, мы должны ответить на вопросы:

почему прежнее функционирование перестало устраивать

какие новые потребности заставили производить какие-то действия

к каким качественным изменениям это, в конце концов, привело,

какие новые возможности возникли,

каково направление дальнейшего развитие.

Национально-патриотический и исторический принципы журналистики

Пространство и время представляют собой формы, выражающие определенные способы координации материальных объектов и их состояний.

Когда же речь заходит об обществе, то мы начинаем говорить о психологическом времени, социальном пространстве

Таким образом, что означает для журналиста задача исторического подхода к описанию действительности? Выявление психологических характеристик времени у людей, то есть как они ощущают текущее время, и обозначение нетленного значения их деяний.

Что касается пространства, то оно наполняется содержанием той социальной материи, которая находится в нем. На каждой конкретной территории проживает конкретная нация. Содержание этого понятия во всем его разнообразии и особенностях и будет национальным подходом к освещению жизни конкретного сообщества. Патриотизм – это положительная оценка конкретного национального образа бытия. Поэтому когда мы говорим о национально-патриотическом подходе к освещению событий, то имеем в виду защиту, одобрение национальных особенностей

Единство формы и содержания как онтологический принцип журналистики.

Нет ни одной материальной системы на свете, у которой бы не было содержания и формы. Форма содержательна, а содержание оформлено.

Под содержанием понимается в философии все, что содержится в системе. Для выражения фрагмента системы используют понятие не часть, не элемент, а компонент.

Под формой понимается внешнее выражение содержания, внешняя конфигурация вещи, предмета, внешние пространственные и временные границы. Форма также есть способ существования материи, если речь идет о пространственных и временных характеристиках. Под формой также понимаются внутренние связи системы, способ связи элементов внутри системы. То есть форма есть и внутренняя и внешняя организация системы.

Диалектическая взаимосвязь формы и содержания выражается в следующем:

неразрывность содержания и формы

неоднозначность связи. Одно и то же содержание может иметь разные формы, а одна и та же форма может иметь разное содержание.

противоречивость единства. У содержания преобладает тенденция к изменениям, а у формы – к устойчивости. Форма имеет границы, за рамками которых она становится другой формой. И потому ее изменения не могут быть бесконечными. И в определенный момент они становятся тормозом на пути развития содержания.

оптимальность развития при соответствии формы содержанию и содержания – форме. Преобладание формы над содержанием – формализм. Преобладание содержания над формой – натурализм.

На профессиональном языке это будет выглядеть так: единство семантической и синтаксической стороны произведения.

Принцип детерминизма как онтологический журналистский принцип

Детерминизм – это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений.

Поскольку в человеческом обществе причинность носит и информационный характер, то есть причиной служит не только передача энергии и вещества, но и отражение – информационное воздействие, то одна и та же причина в разных условиях может не привести к следствию. Действие причины всегда зависимо от условий, но сам причина не должна сводиться к условиям.

Кроме того, для наступления следствия с необходимостью нужна не только причина, условия, но еще и повод – все вместе это и будет полной причиной, которая с необходимостью порождает следствия. Журналисты должны отличать причинные и нерпичинные детерминации, чтобы не выдвигать безумных целей, например, искореним преступность к следующему году.

Принцип объективности (правдивости) как журналистский принцип

Одобряюсегодня в 1: 08|Корректировать|Выбросить|Возразить

 

Анна Бурячок

Прохоров называет принцип объективности (или правдивости) первым в ряду журналистских принципов. В журналистской практике абсолютно все издания заявляют о своей объективности, правдивости, потому что иная информация потребителю и не нужна. Однако в реальности на объективность журналиста влияют два фактора:

- мировоззренческая позиция журналиста, которая имеет серьезные трудности при формировании в силу трудностей самого процесса анализа действительности. Истина одна, а правда у каждого своя, которая по сути дела является степенью постижения истины в каждый конкретный момент времени, да и то при условии действительного желания постичь существенные стороны и связи явлений.

- социальный интерес, стоящий за позицией журналиста. Или же его собственная социальная позиция, основанная на мировоззренческой.

Очевидно, что добиться полной, абсолютной объективности от журналиста не представляется возможным.

Принцип актуальности как журналистский принцип

Говоря об актуальности в журналистике, часто используется слово синоним – своевременный материал. У слова есть две стороны понимания: с одной стороны, он появился, потому что для этого созрели определенные условия, а с другой стороны, своим появлением он создал условия для необходимых изменений, то есть создал свое время для каких-либо явлений. Двойственность обусловлена тем, что мы рассматриваем журналистский материал как явление и рассматриваем одновременно результат его влияния тоже как явление. Это происходит потому, что информация – это особое явление, это способ формирования нового содержания, она не может существовать иначе, кроме как вызывая изменения в воспринимающем ее субъекте. Поэтому мы вынуждены распределять понятие актуальности на журналистский материал и его влияние на окружающую среду.

Философское понятие актуальности рассматривается концепцией детерминизма (причинной обусловленности событий) как сочетание двух состояний необходимости и случайности. Необходимость – это то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий, это то, что должно произойти (или происходит) в главном так, а не иначе. Случайность – это то, что имеет основание, причину преимущественно не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть.

Необходимость и случайность тесно связаны между собой и цель научного исследования случайных процессов заключается в том, чтобы за случайностью обнаружить необходимость, причинную обусловленность, закономерность.

Понимая тесную взаимосвязь этих категорий. Можно говорить о том, что любую тему в любой момент времени в любом пространстве планеты можно сделать актуальной, если глубоко проанализировать сущностные черты описываемого явления и нарисовать их линию жизни.

Необходимость всегда прокладывает себе дорогу через массу случайностей. Случайность выступает как часть необходимости, как условия, без которых необходимость не реализуется.

Случайность является дополнением необходимости. Необходимость вытекает из сущностных черт предмета и характеризует его как типичное явление. Случайность дополняет типичное индивидуальной неповторимостью. И только в совокупности необходимое и случайное также как существенное и второстепенное может полностью характеризовать предмет. Для журналиста это важно учитывать, потому что его продукция носит не только массовый характер, но и вступает в личностное взаимодействие с каждым конкретным читателем, зрителем, слушателем. А читатель воспринимает не логические схемы, а выразительные образы.

 

ПРИНЦИП диалектического единства свободы и ответственности, как онтологический принцип.

Человек добровольно, свободно совершает дей-ствия, которые сам для себя осознает как свой

долг. Иммануил Кант говорил о существовании у

человека особого внутреннего нравственного закона (принципа) – его долга, который является спосо-бом проявления его единственности и позволяет ему занять свое определенное место в мире.

Человек с его индивидуальностью вносит изменения в окружающий мир через свое свобод-ное, творческое действие и тем самым утверждает новый социальный порядок, который для всех, включая его творца, становится объективным условием всех последующих действий. Иными словами говоря, свобода действия непременно порождает ответственность, которую налагает на

человека новый, им же сотворенный социальный порядок. Так осуществляется принцип диалектиче-ского единства свободы и ответственности, обеспе-чивающий в свою очередь единство объективного и субъективного начал общества как системы.

Методом реализации данного принципа будет метод коррелирования(взаимоувязки) степени

свободы и степени ответственности.Итак, диалектическое единство субъективного и объективного начал в социальном бытии обеспечи-вается одновременным подчинением субъекта как

внешним объективным законам, так и внутрен-нему нравственному закону долга. Это единство

реализуется в свободном действии ответственного индивида.Раскрытие такой взаимосвязи и есть ме-тод анализа социального явления с точки зрения

его объективно-субъективной природы. Отражая подобным образом жизнедеятельность общества и его членов в своих произведениях, журналист реализует свою профессиональную миссию, которая как раз и заключается в том, чтобы ин-формационно способствовать жизнеобеспечению и развитию жизнедеятельности как общества в

целом, так и человека в частности.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1049; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь