Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Журналистика как профессиональная и творческая деятельность. Способ организаторской деятельности журналиста



Факторы, формирующие систему профессиональных обязанностей журналиста. Состав профессиональных обязанностей журналиста. Формы участия журналиста в планировании массовых информационных потоков. Организаторская работа журналиста: привлечение к сотрудничеству со СМИ представителей разных секторов общественности и областей творческой деятельности; обеспечение выражения в СМИ мнений широких слоев аудитории по актуальным проблемам действительности; обеспечение обратной связи с аудиторией. Редакторская работа журналиста, направленная на приведение предназначенных к публикации произведений в соответствие с требованиями и нормами, принятыми в СМИ. Участие журналиста в конструировании и выпуске массовых информационных потоков. Подбор материалов. Подготовка заявок на публикации и предложений по верстке.

Творчество в самом общем виде – появление нового в любой области человеческой практики. В результате творческого акта создаются новые реалии, образующие в совокупности культуру. Реалии эти могут представлять собой материальные ценности и характеризоваться вещественно-энергетической природой (орудия труда, знания, осветительные приборы) – их создание связано с биологической природой человека; могут представлять собой ценности духовные, характеризующиеся природой информационной (произведения науки, литературы, искусства…), или другими словами – информационные продукты. Толчком к созданию новых реалий, имеющих информационную природу, являются информационные потребности человека. Информационные потребности возникают в связи с познавательным процессом и потребностью в общении, определяется социальной ролью человека, его обязанностями, образом жизни. Информационный продукт призван удовлетворять информационные потребности человека.

Специфика информационного продукта состоит в том, что он есть неразрывное единство познания и творчества. Следовательно, создание информационного продукта включает обе эти стороны. Каждый человек познает объективную действительность, создавая ее образ в своем внутреннем мире непосред-ственно через собственный контакт с нею – или опосредовано через информационные продукты, созданные другими людьми.

Ни один человек не может приобрести необходимые ему знания о мире, опираясь только на свой непосредственный опыт. Для всесторонней ориентации индивида, коллектива, общества служат сведения, накопленные человечеством за всю его долгую историю и непрерывно дополняемые сегодня. Информация, возникающая в процессе освоения мира людьми является социальной. Более высокая ступень взаимодействия человека с действительностью – это создание социальной информации, информационных продуктов.

Социальна информация производится в процессе человеческой деятельности, отражает факты с точки зрения общественной значимости и служит для общения между людьми и достижения ими своих целей, обусловленных их социальным положением. Создание информационных продуктов есть творчество. В потоке информации, циркулирующей в обществе, выделяется журналистская информа-ция. Журналистская информация по своей значимости и распространенности, может быть, самая социальная.

Одобряюсегодня в 19: 43|Корректировать|Это провокация|Возразить

 

Виктория Кожевникова

Специфика журналистской информации состоит в единстве духовного (информационного) и соц-ально-управленческого начал.

В духовном отношении журналистская информация характеризуется: - идейной насыщенностью (т.к. аудитория не просто должна познакомиться с журналистским материалом, но усвоить идеи, взгляды); - актуальностью (которая состоит в злободневности, остроте тем); - популярностью (доходчи-востью): в каком бы жанре не работал журналист его сообщение должно быть ясным и понятным: язык не должен содержать специальных терминов, если они не объяснены журналистом и адресованы массовой аудитории, следует избегать и сложных стилистических конструкций, оборотов, туманных намеков, ассоциаций.

В социально-управленческом отношении журналистскую информацию характеризует (по Г.В. Лазутиной):

в первую очередь – это новизна: журналисты сообщают обо всем новом – о том, что изменилось или должно измениться; СМИ помогают людям скорректировать свое поведение, свои поступки, намерения с учетом новых условий жизни или повлиять на действия властей, других организаций, чтобы предотвратить негативные изменения в реальной жизни; не всякие факты интересуют журнали-ста, а в первую очередь новость, каждый профессионал стремиться найти информацию, которая одновременно была бы полезна, необходима и интересна;

следующая важная черта – оперативность: журналист должен передавать информацию быстро, ведь новость может устареть;

Корконосенко добавляет к этому: документализм в отражении действительности (факты, точ-ность), достоверность (в отличие от художника, для которого главное – создание образа); краткость материала,

аналитичность (резерв повышения эффективности влияния прессы на аудиторию),

" отпечаток" личности автора: особенно характерно это для российской журналистики, в которой получила развитие авторская, комментирующая публицистическая трактовка события.

Т.о., журналистская информация соединяет в себе документальную обоснованность сведений, их осмысление с позиций социальных интересов, свидетельства личного восприятия автором наблюдае-мых событий. Кроме того, по Лазутиной, журналистская информация должна содержать новость, быть оперативной, актуальной, соответствовать потребностям аудитории, быть интересной, полезной и понятной читателям.

 

Журналистика пронизана творчеством, она есть творчество по определению. Журналисту прихо-дится принимать решения в конкретных условиях, опровергая схемы, устойчиво бытовавшие в соци-альной практике и в общественном сознании, так или иначе – создавать новое.

Начало творческой активности журналисту дают информационно-управляющие связи человека и его окружения, позволяющие получить, удержать, накопить, переработать информационные сигналы среды, превратив их в информационный продукт.

Одобряюсегодня в 19: 43|Корректировать|Выбросить|Возразить

 

Виктория Кожевникова

Творческая деятельность существует в двух формах – любительская (дилетантизм) и профессио-нальная. Первая – добровольное дело желающих, вторая – институционально организованное исполне-ние обязанностей по производству определенных информационных продуктов в обществе соответст-вующими профессиональными группами. Журналисты – одна из профессиональных групп. Журналист-ское творчество не совместимо с дилетантизмом, некомпетентностью. Труд журналиста профессиона-лен, т.е. подчинен определенным законам, заданным алгоритмам, зависит от знаний, подготовки, практических навыков, корпоративных традиций.

В журналистском творчестве стремление к созданию нового, оригинального неотделимо от вы-полнения жестких обязанностей, заданий. Творчество журналиста ограничено жесткими законами и заключено в четко очерченные хронологические рамки.

Специфика журналистского творчества состоит в том, что в отличие от художников журналисты участвуют не в художественном, а в соцально-культурном творчестве. Их сверхзадача – изменение, развитие элементов культуры, создание ее ценностно-нормативных координат, культурное оснащение социальных процессов. Или другими словами, создание информационных продуктов оперативного пользования, предназначенные для оперативного изменения действительности.

Т.о., специфика журналистского творчества обусловлена особенностями продукта журналистской деятельности – журналистской информацией.

В силу специфики журналистской информации главным критерием профессионализма в журнали-стском творчестве может быть названа способность донести социальное значение материала. Отсюда – особенности творческого содержания профессии журналиста – активное взаимодействие журналиста с социальной действительностью, особое требование – объективность. (Факторы, уменьшающие объек-тивность: 1) общие закономерности познания (ни один фрагмент реальности человеческая психика не может отразить в полном объеме); 2) творческая природа сознания (способность " заместить" любую " отсеченную" существенную связь несущественной); 3) характер обстоятельств, в которых осуществля-ется работа журналиста).

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Bizz: Белье стирается вперемешку с чужим или как?
  2. Bizz: Допустим, клиент не проверил карман, а там что-то лежит, что может повредит аппарат. Как быть в такой ситуации?
  3. I AM HAPPY AS A KING (я счастлив как король)
  4. I. Какие первичные факторы контролируют нервную активность, то есть количество импульсов, передаваемых эфферентными волокнами?
  5. II. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО КАК КОМПЛЕКСНАЯ ОТРАСЛЬ
  6. III КАК РАСТУТ НА НОВОЙ ГВИНЕЕ
  7. III. Половая связь – лишь как конечное завершение глубокой всесторонней симпатии и привязанности к объекту половой любви.
  8. IV. Как узнать волю Господню.
  9. IX. Толерантность как нравственная основа социокультурной деятельности библиотекаря
  10. SWOT-анализ организации как метод выявления и предупреждения организационно-управленческих конфликтов.
  11. VIII. Организация деятельности территориальных органов МВД России
  12. А как мы можем узнать, кем человек является на самом деле?


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1092; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь