Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
История государства и права зарубежных стран в системе юридических наук и задачи учебного курса.Стр 1 из 9Следующая ⇒
История государства и права зарубежных стран в системе юридических наук и задачи учебного курса. 1. История государства и права зарубежных стран тесно связана с теорией государства и права. Теория государства и права, также изучающая закономерности развития государства и права, отражает исторический процесс в абстрактной форме, освобожденной от всех исторических случайностей. Она вырабатывает свою систему общеправовых понятий и категорий, которые используются в истории государства и права. История государства и права зарубежных стран изучает конкретныепроцессы развития государственно-правовых институтов и явлений, развивающихся в хронологической последовательности на определенном историческом пространстве. 2. Проблематика истории политических и правовых учений - возникновение, развитие и эффективность государственных и правовых учений в их исторической конкретности и хронологической последовательности. Люди руководствуются определенными идеями, теориями, учениями, в которых в той или иной мере воплощаются их политические идеалы и цели. Поэтому важно выяснить, в какой степени и как идейно-теоретические установки оказали влияние на развитие государственно-правовых институтов изучаемой страны. Этим и определяется значимость изучения проблематики истории политических и правовых учений для истории государства и права. 3. История государства и права зарубежных стран отличается от истории государства и права России предметом изучения, однако сообща с нейрешает задачи по исследованию взаимодействия государственных структур и правовых институтов. Общественный и государственный строй Древнего Вавилона. 1. Низший общественный слой в Древнем Вавилоне составляли рабы - вардум. Ими становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные. Рабы подразделялись на: • царских; • храмовых; • частновладельческих. Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина; рабов могли продать, заложить и т. д. Повреждение здоровья или лишение жизни раба считалось не более как повреждением имущества его господина, которому виновный обязан возместить ущерб. Рабы не имели права собственности. С разрешения господина они могли владеть имуществом, но оно считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. 2. Свободное население Вавилона делилось на: • полноправных (авилум); • неполноправных (мушкену). Основную массу населения составляли полноправные свободные граждане - авилум. Они могли владеть землей, несли имущественные и личныеповинности.Полноправные граждане не были однородным сословием. Отдельныезажиточные общинники становились все более самостоятельными. Наряду с ними появились обедневшие общинники, попадавшие в долговую кабалу.Другую часть населения составлялижители покоренных городов и областей - мушкену. Наряду с сословным делением существовало разделение по профессиональным занятиям: • первое место занимали придворные служащие - царские телохранители и высшее жречество; • далее следовали " редум", " баирум", " декум", " лубуттум" – различного рода военнослужащие; • в соответствии с государственным значением религии и храмов почетное положение среди профессий занимали храмовые служащие; • высокое положение в обществе занимало чиновничество; • низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимали крупные купцы, предприниматели, врачи, ремесленники, поденщики. 3. По своему государственному строю Древне-Вавилонское царство было централизованным государством. Законодательная, исполнительная и судебная власть находилась в руках царя. Глава государства считался наместником и служителем бога-защитника. Снизу царская власть ограничивалась богатыми городами и сильным жречеством, которое выступало блюстителем неприкосновенности прав городов. В Вавилонии существовало три города, занимавших привилегированное положение, - Ниппур, Сиппар и Вавилон. Льготные грамоты, которыми обладали эти города, лишали царей права сажать в тюрьму их граждан, требовать у них солдат, работников для храмовых хозяйств. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления - все управление было сосредоточено в царском дворце, личное внимание царя обращалось на все дела государства. Поэтому умелыми и опытными чиновниками дорожили, что повлекло вытеснение родовой знати служилой. Ценились писцы. Особенностью дворцовой системы управления было то, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали и высшие должности в государстве. К высшим сановникам государства относились визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. В системе государственных органов различались центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя. Наместах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие административную, финансовую и судебную власть Законы Хаммурапи. 1. Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления. Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов. Текст сборника состоит из трех частей: • введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, " чтобы сильный не притеснял слабого", а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства; • 282 статьи законов; • обширное заключение Источниками при составлении сборника послужили: • обычное право; • шумерские судебники; • новое законодательство. 2. При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития. В Вавилоне существовали следующиевиды земельной собственности: • царские; • храмовые; • общинные; • частные. Царским и храмовым хозяйством управлял царь. С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами. Земельные наделы воинов, а также имущество солдат, подчинялись особому правовому режиму. 3. Законодательству Хаммурапи известны договоры: • аренды; • имущественного найма; • личного найма; • займа; • купли-продажи; • хранения; • товарищества; • мены; • поручения. Большую роль в земельных отношениях того времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвященных аренде - поля, сада, еще не освоенной земли. В Законах Хаммурапи упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Устанавливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества. При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградитьдолжника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы подробно регулировали следующие положения: • ограничение максимального срока отработки долга тремя годами; • ограничение процентов, взимаемых ростовщиком; • ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним. Договор купли-продажи также был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями: • продажа ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях; • продавцом мог быть только собственник вещи; • продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной. 4. Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора. Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену. Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей. Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали: • дети; • усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешают усыновление детей); • внуки; • дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими. Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления. 5. Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений: • против личности; • имущественные; • против семьи. К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев. Средиимущественных преступлений законы называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов. Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды. Основными видами наказаний являлись: • смертная казнь в различных вариантах - сожжение, утопление, посаженые на кол; • членовредительские наказания - отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.; • штрафы; • изгнание. При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался " принципом талиона" - " мера за меру", когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему. Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили. Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смертной казнью (за прелюбодеяние) или членовредительством - например, отрубанием руки сыну, ударившему отца. 6. Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (например, испытание водой, регламентированное законодателем). Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней. Право Древнего Египта. 1. Источники права в Древнем Египте: • первоначально - обычай; •с развитием государства - законодательная деятельность фараонов. 2. В Египте существовали следующие виды земельных владений: • государственные; • храмовые; • частные; • общинные. Самыми крупными землевладельцами были храмовые хозяйства и царские вельможи. Они могли совершать различные сделки с землей - дарить, продавать, передавать по наследству. В деревне развитие частной собственности шло медленно, поскольку община выступала сдерживающим фактором. Движимое имущество (рабы, рабочий скот, инвентарь) могло находиться в частной и иной собственности и быть предметом различных сделок. 3. Виды договоров, известные в древнеегипетском праве: • договор займа; • договор найма; • договор купли-продажи; • договор аренды земли; • договор поклажи; • договор товарищества. Из-за особой ценности земли в Египте был создан особый порядок перехода ее из рук в руки, предусматривающий совершение трех действий: • первое - достижение соглашения между продавцом и покупателем о предмете договора и производстве платежа; • второе - продавец давал клятву перед лицом богов, подтверждавшую договор; • третье - ввод покупателя во владение, что вело к переходу права собственности на землю. 4. Брак в Египте заключался на основе договора между мужем и женой. Имущество, принесенное женой в виде приданого, оставалось собственностью жены, что также определялось договором. Развод осуществлялся свободно для обеих сторон. В Египте долго существовал матриархат. С течением времени главой семьи становится муж, и жена, несмотря на ее достаточно высокое положение в семье, утрачивает прежнее равенство с ним. Египетское право разрешало наследование как по закону, так и по завещанию. Наследниками по закону были дети обоих полов. Завещание могли составить и муж, и жена. 5. Египетское право признавало преступлениями широкий круг деяний, которые можно объединить в следующие группы: • посягательства на государственный и общественный строй - измены, заговоры, мятежи, разглашение государственных тайн. Эти преступления считались наиболее тяжкими, и в случаях их совершения ответственность наряду с непосредственным виновником несли все члены семьи; • преступления религиозного характера - убийство священных животных, чародейство; • преступления против личности - убийство, членовредительство; • имущественные преступления - кража, обмеривание, обвешивание; • преступления против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасилование. Целью наказаний было устрашение. Распространенным наказанием была смертная казнь. Кроме того, применялись членовредительские наказания, избиение палками, заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы. Процесс велся одинаково как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы. При следствии весьма обычным было применение пытки. Делопроизводство имело письменный характер. Право Древнего Китая. 1. Главными объектами права собственности в Древнем Китае были земля и рабы. Земля: • в период Инь - собственность императора (вана), приближенные имеют лишь право пользования полученными в дар землями; • во времена Чжоу - превращение землевладений в частную собственность; • период Цинь - с середины I в. до н. э. в ряде царств совершаются торговые сделки с землей, интенсивно развивается частнособственническое землевладение за счет перераспределения земельного фонда и перехода его в руки новой знати. Рабы: • в период Инь считаются государственной собственностью. Хотя рабы и находились во владении частных лиц, купли-продажи еще не существовало; • во времена Чжоу стал возможен обмен и покупка рабов. В V - III вв. до н.э. существовали две категории рабов: государственные и частные; • период Цинь - широкая и свободная торговля рабами. 2. Древнекитайское право регламентировало различные виды договоров, в том числе: • договор мены; • договор купли-продажи; • договор дарения; • договор займа; • договор аренды земли; • договор личного найма. Договор мены появился одним из первых. Договор купли-продажи предписывалось заключать в письменной форме с обязательной уплатой пошлины. Широкое распространение получил договор дарения: земли, рабов, колесниц, оружия и другого имущества. Договор займа, появившийся в период Чжаньго, оформлялся долговой распиской. Ему сопутствовали отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Появилось ростовщичество, долговое рабство. В V - III вв. до н. э. часто заключался договор аренды земли. 3. В Древнем Китае брак заключали родители. Муж и отец имел в семье абсолютную власть. Семья была большая, патриархальная, с культом предков, с многоженством. Замужняя женщина полностью зависела от власти мужа, не могла иметь личного имущества. Право наследовать она имела, но это право было ограниченным. 4. Среди видов преступлений, известных в Древнем Китае, можно выделить: • государственные - мятеж, заговор; • религиозные - шаманство, выбрасывание золы на улицу; • против личности - убийство, нанесение телесных повреждений; • против собственности - кража, грабеж, убой чужого скота; • воинские - неявка к установленному сроку на место сбора, трусость и др. Вообще же перечень их огромен - в эпоху Чжоу насчитывалось более 3000 различных преступлений. Обычай кровной мести, возникший и развившийся в догосударственном Китае, с появлением государственной власти был вытеснен системой телесных наказаний и широкого применения смертной казни. Основной целью наказания во времена Цинь окончательно становится устрашение. К видам наказаний относились: • смертная казнь в самых разнообразных видах (поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю); • членовредительские наказания (отрезание носа, ушей, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз, кастрация для мужчин); • штрафы, позволявшие откупиться от наказания; • тюремное заключение. Предусматривались также клеймо тушью на лице, превращение женщин в рабынь-затворниц, битье палками, удары плетью и др. 5. Высшей судебной инстанцией являлся император, который мог непосредственно разбирать судебные дела. Судебные функции на местах исполняли представители местной администрации. Государственный аппарат располагал многочисленными чиновниками, в числе которых были разыскивавшие преступников, ведущие борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, судебные исполнители (лица, приводившие в исполнение судебные решения). Судебный процесс в периоды Инь и Западного Чжоу носил обвинительно-состязательный характер. Позднее этот вид процесса был вытеснен розыскным, первоначально применявшимся лишь в случаях совершения преступлений рабами. Право Древней Греции. Древнейшими источниками афинского права были: обычаи; религиозные установления; нравственные предписания. Многие из них, формируясь в период родоплеменного строя, в процессе становления новых социальных структур трактуются по-новому. Например, долговая кабала формируется от простого древнего обычая «верни то, что взял на время» до формирования четко выраженной законодательной системы. К концу VII в. до н.э. этот обычай получил прямое законодательное выражение, что позволило использовать его любому свободному гражданину. Помимо обычаев, источниками права становятся законодательные акты, изданные Драконтом. На их основе устанавливались жесткие религиозные ограничения, их нарушение каралось смертной казнью. Отметим, что в этот период мелкое воровство было равнозначно убийству. Афинское право не признавало кровную месть. Наибольшую популярность получили Законы Салона. Специфическим источником становились псефизмы — выносимые народным собранием постановления относительно отдельных личностей, но порой содержащие правовые нормы различных отраслей права. Основной сферой законотворчества были имущественные отношения. Афиняне имели право владения имуществом с возможным дальнейшим распоряжением. Однако оно все еще сохранялось как коллективная собственность правящего слоя населения. Это свидетельствует об устоявшихся пережитках родоплеменного строя. Участок земли — клерос архонту доставался в результате жеребьевки, и гражданин нес обязательства сохранить этот надел. Теперь его имущество было видимым — земля, дом, раб и невидимым — золото, драгоценности. Невидимое можно было утаить от налогов и конфискации. Полезные ископаемые, другие значимые дары природы составляли государственную собственность, доход от которой направлялся на развитие храмов и военное оснащение страны. В Афинах наиболее значимым был договор купли-продажи, большое распространение получает письменная форма. Ростовщики предлагали заем под значительный процент, доходивший до 20. Различали наем движимого имущества, к которому относили и рабов, и недвижимого имущества. Гражданин нес ответственность за вред, причиненный имуществу другого гражданина не только им самим, но и его рабом. В семейном праве до реформ Солона существовали достаточно жесткие нормы: отец имел практически безграничную власть над своими детьми, вплоть до продажи в рабство. Брак заключался по соглашению между женихом и отцом невесты, а после замужества женщина находилась уже под двойной властью: должна была подчиняться и отцу, и мужу. Наиболее строго карались преступления против существующего государственного строя, осквернение — храмов и оскорбление богов. Следующей группой считались преступления против личности: убийство, телесные наказания, плохое отношение к родителям, измена жены; затем преступления против собственности. В качестве наказания применялась система штрафов, конфискация имущества, лишение права голоса в народном собрании (атимия) и казнь. Рим в период империи. Становление империи способствовало тому, что политическая ситуация стала немного спокойнее. Остались позади ожесточенные схватки за власть, крупные восстания рабов. Количество римских граждан увеличивалось за счет предоставления гражданских прав жителям завоеванных территорий, в результате класс рабовладельцев существенно вырос. Нобили становятся единственно возможными кандидатами для вхождения в сенат, а всадники — служащими императорской администрации, а также наместниками в провинциях, командующими армии. Мелкие городские производители и сельские жители, разорившись, были вынуждены продаваться в рабство, становились колонами (аренда на определенный срок), при невозможности расплатиться с долгами земледелец прикреплялся к земле навечно, становясь собственностью землевладельца, а ремесленник — к прогрессии. Пополнение рабов за счет военнопленных становится практически невозможным, и государство, дабы сохранить их численность, делает ряд послаблений. Рабы теперь могут заводить семью, запрещается беспричинное, жестокое обращение с ними. Весь период Римской империи историки разделяют на два этапа: 1) I в. до н. э. — III в. — принципат — правление первого сенатора. Впервые этот титул получил Октавиан Август. Он был наделен правом объявлять войну, устанавливать дипломатические отношения с другими государствами, правом последнего слова в любом судебном решении, прежде всего государственной важности. Решения принцепса расцениваются как закон. Правитель формировал сенат по своему усмотрению, создавал собственный аппарат чиновников, канцелярию, одновременно выполнял функции верховного жреца. Император назначал префекта своей гвар дии, префекта Рима, префекта Египта. Армия стала опорой императора и формировалась в основном из граждан провинций — легионеров. Власть над провинциями была поделена между сенатом и императором. Сенат самостоятельно назначал проконсулов на местах, которые отправляли дохо ды в государственную казну. Наместники императора — легаты направляли средства в казну императора; 2) III — V вв. — доминат — господство владыки, торжество монархии. Правление Диоклетина, взошедшего на императорский престол в 284 г., было первым в истории римской империи доминатом. Власть императора стала обожествляться, все остальные граждане были его подданными. Аппарат государственных служащих был четко разделен на гражданских, военных и дворцовых. У чиновников появилась возможность подниматься по карьерной лестнице. Власть сената становилась незначительной, ограничиваясь городом Римом, амагистраты были муниципальными должностными лицами. Для усиления государственных границ выделяются пограничные войска. Их дополнительной ролью стало подавление восстаний на завоеванных территориях. Диоклетиан, именовавший себя Доминусом, провел ряд реформ: - выпустил новые золотые и серебряные монеты; - заменил натуральное налогообложение денежным; - ввел рекрутский набор в армию; - ввел должность соправителя — цезаря, что привело к разделению государства на две равные части: Западную и Восточную; - выделил Рим в отдельную провинцию, в результате чего город перестал быть столицей, в центре Восточной империи находился город Никомедия, в Западной — Равенна. Сменивший Диоклетиана Константин объединил государство. Он ужесточил прикрепление колонов и ремесленников к земле и профессии постановлением «О беглых колонах» 332 г. Денежная реформа стабилизировала экономическое положение государства, а военная реформа сделала профессию воина наследственной. Константин использует новое христианское течение бедняков и угнетенных как способ укрепить собственную власть, новую государственную идеологию. Уже в 337 г. христианство признается государственной религией Римской империи. Оберегая свою резиденцию от набегов варваров, Константин переносит столицу в восточную часть государства — город Византии, в дальнейшем получивший имя в честь императора, что закрепило окончательное разделение Римской империи на две части. Восточная во главе с городом Константинополем была названа Византийской. Раздел ускорил развал Западной империи, которая была захвачена германским войском в 476 г. Развитие римского права. Борьба благородных и плебеев потребовала законодательного урегулирования многих правоотношений. На протяжении веков Римское право было ориентировано на древнейший источник — обычай, но он формировался на основе жизни патрицианской общины, что не отвечало интересам плебеев. Примерно в 450 г. до н.э. советом децемвиров, состоявшим из патрициев, были расписаны основные правовые нормы на 10 таблицах, что не устроило плебеев, и совет стал смешанным, в результате чего издали дополнение — еще две таблицы. По сути своей Законы XII таблиц всего лишь консолидировали обычное право, однако нововведение имело огромное значение в развитии правовой системы Рима и государства в целом. Впервые Законом XII таблиц право было отделено от религиозных воззрений, ведь в древнейший период правовые нормы толковались жрецами и правителями по собственному усмотрению, что вело к частым злоупотреблениям. Принятие Законов XII таблиц приходится на период становления Римской республики. Придав праву светский характер, данный законодательный акт стал символом авторитета права и законности. В подлиннике этот документ не сохранился, но переписывался в дальнейшем. Сохранившиеся источники относят к XVI—-XVII вв. н.э. Воссоздавая былой документ, более поздние римские авторы пишут, что в XII таблицах заключена наука о государстве, так как расписано все об общественном благе и о государственных учреждениях. В основном данный источник содержал нормы гражданского права и гражданского процесса. Повелевающие или запрещающие нормы все же были связаны с исполнением религиозных ритуалов. В первом писаном законе децемвиры определили, что впредь каждое принятое решение народного собрания будет считаться законом. Роль римских юристов в формировании римского права неоценима. Разрешение множества правовых проблем, применяемых в судебной практике, анализ и систематизация правовых норм — все это стало важнейшим источником римского права. С 254 г. до н.э. начинает свободную публичную практику римский юрист Тиберий Корунканий. Будучи плебейским понтификом, он консультировал граждан в области судебного процесса, проводя анализ своей практики. Представители патрициев Алфен Вар, Руф, Марк Манилий проводили работу над обобщением судебной практики. Автором первого комментария претерского права стал Сервий Сульпиций. Знатный человек Публий Муций Сцевола систематизировал цивильное право Рима. Созданием дигестов — научных трудов, объединяющих практику цивильного и преторского права, занимались Альфен Вара, Марцелл, Сальвий Юлиан. Множество трудов римских юристов были созданы в учебных целях. Уже к I в. возникают школы римского права, в различном ракурсе преподававшие ту или иную правовую дисциплину. Выделяют два основных течения: сабиньянцы и прокульянцы. Для обучения юристами применялись институции — учебные пособия, характеризовавшие римское право в той или иной сфере. Например, в институциях Гая давалась четкая характеристика объектов и субъектов гражданского права, окончательное и явное разделение материального права и процесса. Гай писал «о лицах, о вещах, об обязательствах, об исках». Постепенно популярность римских юристов возрастала. Начиная с императора Августа, римские правители приглашали юристов на службу для официальных консультаций судей. Возрастающий авторитет позволял некоторым из них впоследствии занимать государственные посты. Арабский Халифат. Особенности становления арабского государства заключаются в его религиозной окраске. С появлением новой религии — ислама определилось единство светской и религиозной власти, любое неповиновение ей каралось с особой жестокостью. Основатель религии Мухаммед, записавший откровения Аллаха в Коране, впоследствии возглавил объединение арабов, так как согласно преданию он явился посланником Аллаха на земле. Окружив себя сподвижниками — четырьмя халифами, Мухаммед в результате военных походов в VIII в. объединяет Ближний Восток, Среднюю Азию, Закавказье, Северную Африку и Испанию, Оформленное государство получило название Арабский халифат. Его дальнейшее развитие можно разделить на два этапа: правление Омейядов и правление Аббассидов. В средневековом государстве Арабском халифате не было явных разграничений между гражданами по статусу, сфере деятельности. Крестьянство выплачивало земельную ренту в казну государства. Рабский труд применялся на особо тяжелых работах. Единственным серьезным отличием в правовом положении той или иной личности стало его происхождение. Тогда и сложилось понятие «истинный мусульманин». Не мусульмане назывались зиммиями. Однако процесс расселения арабов и принятия мусульманства шел достаточно быстро. В начале халиф избирался представителями арабской знати, но со временем руководство государством стало передаваться по наследству. В управлении государством участвовали следующие лица: - визирь —доверенное лицо халифа, осуществляющий управление халифатом по воле государя; - диваны — чиновничий аппарат, контролирующий различные сферы деятельности; - эмир — осуществлял управление в рамках одной административно-территориальной единицы; - наибы — помощники эмира, выполнявшие административные и полицейские функции; - шейх — глава мусульманской религиозной общины, занимавший государственный пост; - кади — представители духовенства, осуществляющие судебную власть. Сильная и хорошо вооруженная армия состояла из регулярных войск и народного ополчения. Особое место занимала арабская конница. Уже к IX в. безграничность власти халифа ставится под сомнение. Наиболее знатные арабы во главе с визирем получили возможность руководить важнейшими государственными вопросами. К верхушке принадлежали и военачальники, без особых препятствий свергавшие ненужных правителей. В период ослабления центральной власти управленцы на местах создают свою собственную мощную армию и добиваются независимости. Великая империя рассыпается на эмираты и султанаты. Возникли такие независимые государства, как, например, Испания, Марокко, Египет. Образование Франкского государства. Династия Меровингов. 1. Исходным этапом в образовании Франкского государства было завоевание в 486 г. части Галлии салическими франками во главе с королем Хлодвигом из династии Меровингов (481 - 511 гг.). К 510 г. Хлодвиг становится властителем земель и повелителем единого королевства, простиравшегося от среднего течения Рейна до Пиренеев. Он приобретает право диктовать собственные законы, взимать налоги с местного населения и др. При нем была записана Салическая правда - запись обычного права салических франков. Становление государства франков происходило сравнительно быстро. Во многом этому процессу способствовали победоносные войны и, как следствие, классовая дифференциация франкского общества. По своему типу государство франков является раннефеодальной монархией. Оно несет в себе элементы старой общинной организации и учреждений племенной демократии, поскольку возникло в обществе, вступавшем в эпоху феодализма в процессе разложения первобытнообщинного строя, минуя в своем развитии стадию рабовладения. Для такого общества характерны многоукладность (сочетание рабовладельческих, родоплеменных, общинных, феодальных отношений) и незавершенность процесса создания основных классов феодального общества. В истории государства франков можно выделить два периода, каждый из которых связан с царствованием определенной династии: • с конца V в. до VII в. - монархия Меровингов; • с VIII в. по IX в. - монархия Каролингов. 2. Династия Меровингов правила во Франкском государстве с 457 по 751 гг. В период ее правления у франков зарождаются феодальные отношения. В V - VI вв. общинные, родовые связи еще сохраняются, отношенияэксплуатации среди самих франков не были развиты, немногочисленной была и франкская служилая знать, сформировавшаяся в правящую верхушку в ходе военных походов Хлодвига. Салическая правда, записанная в начале VI в. по распоряжению Хлодвига, содержит указания на существование у франков следующих социальных групп: Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1004; Нарушение авторского права страницы