Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Билет №24 1.идеал.идеал и реальный мир. (?)Проблема идеального. Знак. Значение. Смысл.
Идеальный – образцовый, совершенный, соответствующий идеалу или стремящийся к нему, а также существующий как идея, вне реальности и действительности. И. Бытие лишено временного, действительного, опытного характера, ему не свойственно быть фактом. Такое бытие является строго неизменным, «застывшим», существующим вечно. И. Бытием обладают ценности, идеи, матер. и логич. понятия. Знак- материально, чувственно воспринимаемый предмет(явление, действие), кот. Выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения. Различают языковые и неязыковые знаки. Не всегда с помощью словесного, например, чувство радости, восторга можно передать особым выражением лица, глаз, в танце, в музыке. Чем богаче содержание сознания и вообще духовного мира члкка, тем больше ему нужно языковых знаков для его передачи. Скудный запас слов в речи -свидетельство духовной и душевной лени члкка, ограниченности его сознания. Значение – важность, значимость, роль предмета, явления, действия в чел. деят-ти. По Сартру-«посредник между присутствующей вещью, кот. Явл-ся носителем значения, и отсутствующим объектом, на кот. указывает значение». Смысл-значение вещи. Смысл, содержание вещи предполагает наличие «акта, передающего смысл», благодаря кот. члкк ставит эту вещь в связь со своим микрокосом. Этот акт придаёт вещи нек. ценность, кот. опр-ся индивидуальными особенностями в данной иерархии ценностей. 2. структура человеческой дея-ти Д. - система взаимодействий субъекта(индивида) с миром, в процессе к-рых происходит возникновение психического образа и воплощение его в объекте и реализация отношений субъекта в предметной действительности. Выделяют 2 рубежа ч.д.: 1) становление самосознательного, смена зооморфных богов на антропоморфных; 2)связан с греч. фил-фией, когда она освободилась от мифологической субъективности. Существует несколько типов ч.д.: физическая (связанная с поддержанием жизни) и психическая (связанная с духовной жизнью чел., не соотносящаяся с бытовыми обстоятельствами). Виды ч.д.: 1)сознательная; 2)самосознательная; 3)целенаправленная. Существует и особая форма ч.д.: творческая. Эта такая форма деятельности члкка, кот. направлена на создание качественно новых об-венных ценностей. Стимулом к т. д. служит проблемная ситуация, к-рую невозможно разрешить на основе имеющихся данных традиционными способами. Оригинальный продукт д. получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционной взаимосвязи элементов проблемной ситуации. В структуре ч.д. основную роль играет поступок. ПОСТУПОК — сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения члкка, в к-ром он утверждает себя как личность в своем отношении к другому члкку, себе самому, группе или об-ву, к природе в целом. П.— основная единица социального поведения. В нем проявляется и формируется личность члкка. Реализации П. предшествует внутренний план действия, в к-ром представлено сознательно выработанное намерение, имеется прогноз ожидаемого результата и последствий для окружающих лиц и об-ва в целом. П. может быть выражен действием или бездействием; позицией, высказанной в словах; отношением к чему-либо, оформленным в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста; в действии, направленном на преодоление физических препятствий и поиск истины. Выделяют п. 1)личностные и 2)зависящие от внешних условий. 3. социальная философия и социология.их цели и методы Соц. Ф-ия изучает об-во, но не конкретное об-во, а его сущность, что есть социальное бытие. Социология исследует об-во с точки зрения взаимоотношений между людьми, те процессы и явления, к. возникают под воздействием взаимоотношений между конкретными людьми; занимается конкретным об-вом, теми законами, к. возникают в об-ве и пок. Оно развивается. Теоретическая социология изучает явления, к. возникают мд конкретными людьми с точки зрения сущего, что есть смысл, значение этого явления. Практическая социология изучает предметы, явления с точки зрения должного, каковы они должны быть на самом деле: социальная аналитика иучает структуру явления, его основные формы статически, т.е. какими они являются в данный момент; соц механика занимается проблемами, к. обуславливают факторы поведения в данной ситуации «Почему»; социальная генетика основные тенденции развития социальной жизни, рассматривает определенные перспективы. Теор соц-ия формирует законы, а практ является прикладной наукой. Задачи Практ соц- и (Конт): знать, чтобы предвидеть, предвидеть чтобы мочь. Позволяет чел управлять соц силами, бороться с теми бедствиями, к. носят соц характер. Конт: «Изменить об-во надо не извне, а внутри чел-ка». Соц. Ф-ия . I связан с именем Аристотеля, II с Гобсом, III Конт, Спенсер, Дюркгейм. I Аристотель: тождество чел и об-ва; знание об об-ве давали ответ на то, что есть сущность чел. II Гобс разводит 2 понятия чел и об-во, сущность об-ва отличается от сущности члкка. 2 состояния в развитии чел.: 1. естественное, он обладает правами, как жизнь, реализация своих интересов, ни морали, ни гос, ни об-ва не существует. «Члкк члкку волк»., тогда возникает конфликт. На определенном этапе люди осознают, что такое состояние приведет к самоуничтожению, осознают необходимость для объединения, люди решили, что защитить самих себя можно, если создать группу людей, но при этом они должны отдать права на свободу взамен гарантии собственной безопасности. 2-е об-венное, в этот момент и возникает об-во. Он возникает тогда, когда чел оценивает разумом сложившуюся ситуацию и предпринимает определенные меры. Этой концепцией подчеркнул разумную природу члкка. Об-во формируется в тот момент, когда чел осознает его необходимость. III этап – социальная ФФия об-во отличается от члкка и развивается по определенным законам. Спенсер: общесто отличается от чел и развивается по определенным законам. Впервые комплексный анализ об-ва, как целостной сложной системы, к. развивается по определенным законам - Маркс и Энгельс.
Билет №27 1.Эволюция представлений о душе и духе Душа –сов-ть побуждений сознания(и вместе с тем и основа) живого сушества, особенно члкка, антитеза понятий тела и материи. Научное понятие души – сов-ть тесно связанных с организмом психич. Явлений, в частности чувств и стремлений. Результат наблюдений над душой изучает психология. До Нового времени для Ф. сущ-л вопрос, является ли душа- субстанцией. Др. представления: Душа- дыхание извне(вывод в процессе наблюдений над дыханием члкка).+ кровь – носительница жизни. Переживание сна: душа сущ-т отдельно от тела. Душа понималась как субстанция, ей приписывались св-ва тончайшего вещества (досократическая ф.). Платон: душа нематериальна и предшествует сущ-ю. Ар-ль: только разумная душа(дух) способна отделиться от тела и быть бессмертной. Отцы церкви: Тертуллиан: душа- материальна; Августин: душа духовна. В христианстве: душа непространственная, нематериальная субстанция. Кант: аппеляция к нематер. принципу во имя разрешения вопроса о душе – удел ленивого разума. Душа- предмет внтреннего чувства в его связи с телом, но ни в коей мере не субстанция. В совр.: душа – носительница бессознательного и выражение тех структурных качеств микрокосма, к-рые сообщают его частям положения, важность, динамику. Дух (spiritus, pneuma -движущийся воздух, дуновение, дыхание.) Употребляемое в наст. Время фил. понятие дух сложилось в период романтикии идеализма, особенно у Гегеля. Дух сохраняет и защищает жизнь, возвышает, совершенствует деят-ть. Дух бывает трех видов: объективный, субъективный (личный, индивидуальный) и объективированный. Первый из них — везде и во всем (абсолютный дух Гегеля, содержащий в себе свойство Бога), или же является достоянием наций, народа (народов). Он выражен в языке, фольклоре, традициях, объективных ценностях. Субъективный, или члкческий дух формируется посредством духовной деятельности личности в координации с культурой. Это последнее, в свою очередь, есть объективизация субъективного Духа. Объективированный Дух содержит в себе элементы как субъективного, так и общего Духа. И это потому, что сам субъективный Дух неотделим от объективного. Объективированный Дух — это единство, заключающее в себе два духа, и вместе с тем новая действительность с присущими ей чертами. Согласно В. Дильтею, Дух является универсальным феноменом, придающим различным людям и выражениям всеобщность и делающим их понятными. Культурные творения, украшающие ис-трию члкчества, являются объективизацией Духа. Душа — чисто индивидуальный феномен, в духовных творениях выражено все то, что объединяет людей. 2.Общая характеристика личности и творчества А.Швейцера. Создана концепция благоговения перед жизнью. В 30 лет уезжает в Африку, где на свои $ открывает госпиталь. Истину – благоговение перед жизнью. Чел даже в бесчлкчную эпоху может оставаться члкком, мог противостоять хаосу бытия. Особенности личности: своеволие – способность воли быть достаточной причиной своих действий, должен иметь достаточно усилий, чтобы принять решение, индивидуализм – проявление особой меры ответственности, должен делать то, за что он может взять свою ответственность., рационализм – быть самостоятельным, независимым, своевольным, индивидуальным, разум дан чел чтобы не только подчиняться приказам, но и самому принимать решения, подвижничество – служение людям, непосредственное и деятельное. Только врачебная деятельность поможет стать личностью, рыцарем милосердия. В своей жизни соединил 2 противоположных начала: самоутверждение, самоотречение. Анализ кризиса европ культуры: осн проявление – господство материального над духовным, об-ва над члкком. В культуре кризис мировоззрения – утратилась связь мд жизнеутверждающим и этическим идеалом. Культура утратила главное предназначение она должна способствовать духовному и нравственному возвышению члкка. Когда чел думает о себе и о своем месте в мире, то он утверждает себя, как воля к жизни. Отрицание воли к жизни ведет к самоуничтожению, самоубийству. Чел, к. Думает у него воля к жизни согласована с его деятельностью, он преклоняется перед жизнью, следовательно мыслящий чел – этическая личность. Добро - то, что служит развитию жизни. Этично то, что признает жизнь. Каждый чел в своей деятельности должен руководствоваться практическими соображениями. Нельзя судить др чел-ка. Члкк может судить только самого себя, прощать надо тихо и незаметно. 3.Человеческая деятельность как способ воспроизводства культуры (? )№47. Стр-ра чел. деятельности. Д. - система взаимодействий субъекта(индивида) с миром, в процессе к-рых происходит возникновение психического образа и воплощение его в объекте и реализация отношений субъекта в предметной действительности. Выделяют 2 рубежа ч.д.: 1) становление самосознательного, смена зооморфных богов на антропоморфных; 2)связан с греч. фил-фией, когда она освободилась от мифологической субъективности. Существует несколько типов ч.д.: физическая (связанная с поддержанием жизни) и психическая (связанная с духовной жизнью чел., не соотносящаяся с бытовыми обстоятельствами). Виды ч.д.: 1)сознательная; 2)самосознательная; 3)целенаправленная. Существует и особая форма ч.д.: творческая. Эта такая форма деятельности члкка, кот. направлена на создание качественно новых об-венных ценностей. Стимулом к т. д. служит проблемная ситуация, к-рую невозможно разрешить на основе имеющихся данных традиционными способами. Оригинальный продукт д. получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционной взаимосвязи элементов проблемной ситуации. В структуре ч.д. основную роль играет поступок. ПОСТУПОК — сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения члкка, в к-ром он утверждает себя как личность в своем отношении к другому члкку, себе самому, группе или об-ву, к природе в целом. П.— основная единица социального поведения. В нем проявляется и формируется личность члкка. Реализации П. предшествует внутренний план действия, в к-ром представлено сознательно выработанное намерение, имеется прогноз ожидаемого результата и последствий для окружающих лиц и об-ва в целом. П. может быть выражен действием или бездействием; позицией, высказанной в словах; отношением к чему-либо, оформленным в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста; в действии, направленном на преодоление физических препятствий и поиск истины. Выделяют п. 1)личностные и 2)зависящие от внешних условий.
Билет №30 1.истина и критерии истины Истина - это соответствие мысли и предмета, знания и действительности, Истина -это адекватная информация об объекте. Ценность знания определяется мерой его истинности. Иными словами, истина есть свойство знания, а не самого объекта познания. Истинные знания дают члкку разумно организовать свои практические действия в настоящем и предвидеть будущее. Однако члкк редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Процесс познания- это сложный путь, на к-ром заблуждения представляют собой нежелательный, но зачастую правомерный зигзаг на пути к истине. Заблуждения - это содержание сознания, к-рое не соответствует реальности, но принимается за истинное. Заблуждение обусловлено: относительной свободой выбора пути познания, сложностью решаемых задач, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации. Заблуждение отличается от лжи. Ложь- это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Истина может быть объективной. Она независима ни от члкка, ни от временных обстоятельств. Субъективная истина зависит от члкка особенностей его мышления, нервной системы, состояния психики. Все члкческие знания одновременно и объективны и субъективны. Истина, к-рая представлена на определенном уровне развития, относительна. Относительная истина есть ограничение знаний о чем-то. Каж-дый шаг относительной истины - путь к абсолютной. Абсолютная истина-это совершенно полное, точное, всестороннее знание о чем-то. Абсолютная истина-это такое содержание знания, к-рое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. Относительная и абсолютная истина - это разные уровни объективной истины. Каждая относительная истина содержит долю абсолютной истины. Абсолютная истина- это предел бесконечной последовательности истин относительных. Критерием истинности знания выступает практика во всем ее объеме, сложности, подвижности, противоречивости Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 818; Нарушение авторского права страницы