Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Историческое развитие морали.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Историческое развитие морали. Этика – наука о морали. Возникла в античном общ-ве как часть философии (этика, логика, физика). Этику считали прикладной философией. Сам термин ввел Аристотель («Никомахова этика»). Сейчас это самостоятельная наука. Её делят на теоретическую (изучение вопросов происхождения и сущности морали, её места в сис-ме обществ. Отношений, обоснование формы и культуры обществ сознания) и нормативную (позволяет ответить на вопросы, как надо поступать, исходя из норм морали). Этика как наука возникла с возникновением общества. Мораль появляется в первобытном обществе. У них формируется мораль, но развивается она оч медленно (десятки тысяч лет). Она включала запретные нормы «табу» как самые простые к исполнению. Мораль носила оценочный характер. Императив был развит оч слабо. Механизм – Нарвы и обычаи. Но они существовали только внутри племени.. Поступки оценивались как положит. И отрицат. В зависимости от того были ли они полезны для всего племени. Далее – античный (рабовладельческий период). Этот период важен для развития морали как формы общественн. сознания. Прежние нормы морали приспосабливаются к обслуживанию отношений социального неравенства. Возникают нормы, характерные только для рабовладельческого общества. Мораль раскалывается на мораль 1)рабовладельцев и 2)рабов. Из этого следует раздвоение моральной жизни, что является основной характеристикой классово-антагонистического общества. Но чтобы общество могло существовать, нужно было единство ценностей. -> мораль правящего класса возводилась в ранг господствующей. Появляются первые писаные нравственные своды правил (восток) – 3 тыс. лет до н.э. (поучения). Далее – феодальный период. Общество разделено на сословия, существует иерархия. Устремления человека ограничены рамками сословия. Церковь осуждает соц. мобильность. Кастовость сословий - > множество замкнутых нравственных кодексов (рыцарских орденов, горожан, ремесленников и. т.д) Господствующая мораль – дворянина, кот характеризует замкнутость, кастовост. Характеристики: негатив к труду, физическое совершенство, ум и т.д…каждая мораль действ. только внутри сословия - > двойная мораль. Далее – период Новой и Новейшей истории. Становление и развитие индустриальной цивилизации. Существовало 2 системы морали: капиталистическая и буржуазная. Буржуа – поворот к вниманию к человеч. личности. Развитие идет за счет самой личности. Деформация буржуазн морали и индивидуализма: он считался как культ личности любой ценой. Пессимистические концепции буржуазной морали (Шопенгауэр и Ницше)Ницше – идея «сверхчеловека», кот. Существует вне всяких ценностей: сильному мораль не нужна, главная ценность – воля к власти. В обществе была и другая мораль - социалистическая. Социалистическая мораль была моралью будущего, потому что каждый человек был единым. В рамках индустриального общества зародились новые морали. Пятый этап – информационное общество. Мораль есть продукт общественного развития. Развитие морали зависит от экономических, социальных, демографических факторов и т.д. В обществе, разделенном на классы, группы, в каждой из них вырабатывается свои понятия о нравственном и безнравственном. Мораль – совокупность определенных нравственных отношений, поскольку они различны, различны и функции морали.
Основные категории этики (добро и зло, справедливость и несправедливость, долг, совесть. Идеал. Категории этики – наиболее общие понятия, в которых подытоживаются понятия этики. Существуют структурные категории и субстанциональные. Структурные категории характеризуют мораль со стороны внутренней взаимосвязи составляющих ее компонентов (например: норма, принцип, оценка, идеал). Субстанциональные характеризуют мораль с точки зрения содержания отношений, складывающихся между обществом и личностью. Эти категории сущностные: добро и зло. Они делятся на полярные (добро и зло), взаимообусловленные (долг, честь, достоинство). Идеал – мысленный образец совершенствования чего-либо в каком-либо роде. Моральный идеал связан с социально-политическим идеалом. Идеал формируется сверху и снизу. Центральной категорией морали является добро. Добро — это высшая нравственная ценность, делать добро — главный регулятив нравственного поведения. Противоположностью добра является зло. Оно есть антиценность, т. е. нечто несовместимое с нравственным поведением. Добро и зло не являются «равноправными» началами. Зло «вторично» по отношению к добру: оно лишь «оборотная сторона» добра, отступление от него. Не случайно в христианстве и исламе Бог (добро) всемогущ, а дьявол (зло) способен лишь соблазнять отдельных людей к нарушению заповедей Божьих. Понятия добра и зла лежат в основе этической оценки поведения людей. Считая какой-либо человеческий поступок «добрым», «хорошим», мы даем ему положительную моральную оценку, а считая его «злым», «плохим» — отрицательную. Рассматривая поведение человека с этической точки зрения, можно заметить, что многие поведенческие акты являются морально нейтральными, т. е. не заслуживают ни положительной, ни отрицательной моральной оценки. «Ненулевую» моральную оценку получают только те действия, которые, во-первых, совершаются намеренно и, во-вторых, имеют социальную значимость, т. е. прямо или косвенно затрагивают интересы других людей, создают или разрушают какие-то ценности. Справедли́ вость — распределение прав и обязанностей в согласии с мнением участников. Причем, распределяются не обязательно равные права, происходит такое разделение прав, которое принято считать правильным в этой некой среде, при некоторых обстоятельствах. Справедливое распределение прав на что-либо и распределение обязанностей может осуществляться не только между людьми, но и человеком и его судьбой («получил по заслугам», «какая жестокая, несправедливая судьба! »), между человеком и другими существами, между другими (известными и неизвестными нам) живыми существами, оспаривающими право на обладание некоторыми ценностями.При этом всегда происходит оценка по некоторому набору правил. По мере изменения среды и обстоятельств меняется и характер этого, прежнего набора правил распределения прав. У некоторой части общества возрастает самооценка и то, что было справедливым ранее, теперь расценивается ею как несправедливость. Долг в философии — внутренне принимаемое (добровольное) моральное обязательство. Совесть — способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний. Совесть имеет непосредственное отношение к морали (нравственности, этике), так как именно расхождением с моральными принципами вызываются проявления совести, и с обществом, так как мораль существует только в обществе. Где нет других людей — там нет морали, и там не может проявиться совесть. Совесть может проявляться не только в результате поведенческого несоответствия моральным принципам, но и в результате «неправильных» намерений или оценок (например, может быть стыдно за то, что напрасно плохо подумал о человеке).
Профессиональная этика. История развития. Основные понятия. Выяснить происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества. Впервые материалистическое обоснование этих проблем дали К.Маркс и Ф. Энгельс. Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду. Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как " Клятва Гиппократа", нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий. Типы нравственной личности. В основе выделения нравственных типов личности лежит господствующая моральная ценность, мотивы поведения. Данная типология условна, отсутствуют оценочные критерии и не являются абсолютными. Потребительский тип. Самый маломоральный тип. Человек такого типа считает мораль средством получения пользы. Именно польза основной и единственный мотив поведения. Моральные поступки – одна из разновидностей полезных, они должны вести к успеху, счастью, цели, приобретению благ, а следовательно к счастью, которое является главной ценностью этого типа личности. Позиция индивида – стремится к счастью в одиночку, и только достигнув, начинает делиться рецептами с др. Этот тип деятелен. Конформистский тип. Легко поддается влиянию, его нравственность зависит от одобрения или осуждения окружающих. Главной ценностью является чувство общности с социальной средой. Главная нравственная ценность – коллективное счастье. Главное – поступать как все. В нем слабо развита автономия нравственности. Аристократический тип. Для данного типа личности характерно ответственность за поступки не перед обществом, а перед самим собой. Тип личности противостоит любым общественным условностям и правилам, если они расходятся с его совестью. Такой тип асоциален, его ориентация индивидуалистична, нравственная ценность – свобода. Он толерантен пока не посягают на его личную свободу. Источником нравственных правил является внутренний голос совести. Героический тип. Герой всегда борется с обстоятельствами, другими людьми, с историческими событиями. Главными ценностями является борьба за справедливость. Очень активен, противостоит всему тому, что не выдержало сравнения с идеалом, с идеей абсолютного добра, однако существует проблема, что начав борьбу с какой-то частной несправедливостью, он начинает сражаться со всем миром, т.е. есть опасность полюбить борьбу ради борьбы, поэтому главным для данного типа есть проблема выбора цели и средств. Данный тип занимает активную жизненную позицию, обращает внимание на рациональные нормативы поведения и в целом имеет высокую моральную ориентацию. Религиозный тип. К данному типу можно отнести и верующих и даже атеистов. Главное для данного типа чувство, что он ходит под богом, исповедует нравственность перед лицом бога, т.е. может напрямую соприкасаться с самыми высокими ценностями и смыслами. Отсюда следует, что приходят к нравственности индивидуально, а не коллективно. Заповеди – это нормы, которые определяют регулирование поведения человека. Главной нравственной ценностью является смысл жизни. Мотивом поведения выступает моральное чувство, тождественное любви. Данный тип личности активен и своим поведением стремится к поиску смысла жизни.
Историческое развитие морали. Этика – наука о морали. Возникла в античном общ-ве как часть философии (этика, логика, физика). Этику считали прикладной философией. Сам термин ввел Аристотель («Никомахова этика»). Сейчас это самостоятельная наука. Её делят на теоретическую (изучение вопросов происхождения и сущности морали, её места в сис-ме обществ. Отношений, обоснование формы и культуры обществ сознания) и нормативную (позволяет ответить на вопросы, как надо поступать, исходя из норм морали). Этика как наука возникла с возникновением общества. Мораль появляется в первобытном обществе. У них формируется мораль, но развивается она оч медленно (десятки тысяч лет). Она включала запретные нормы «табу» как самые простые к исполнению. Мораль носила оценочный характер. Императив был развит оч слабо. Механизм – Нарвы и обычаи. Но они существовали только внутри племени.. Поступки оценивались как положит. И отрицат. В зависимости от того были ли они полезны для всего племени. Далее – античный (рабовладельческий период). Этот период важен для развития морали как формы общественн. сознания. Прежние нормы морали приспосабливаются к обслуживанию отношений социального неравенства. Возникают нормы, характерные только для рабовладельческого общества. Мораль раскалывается на мораль 1)рабовладельцев и 2)рабов. Из этого следует раздвоение моральной жизни, что является основной характеристикой классово-антагонистического общества. Но чтобы общество могло существовать, нужно было единство ценностей. -> мораль правящего класса возводилась в ранг господствующей. Появляются первые писаные нравственные своды правил (восток) – 3 тыс. лет до н.э. (поучения). Далее – феодальный период. Общество разделено на сословия, существует иерархия. Устремления человека ограничены рамками сословия. Церковь осуждает соц. мобильность. Кастовость сословий - > множество замкнутых нравственных кодексов (рыцарских орденов, горожан, ремесленников и. т.д) Господствующая мораль – дворянина, кот характеризует замкнутость, кастовост. Характеристики: негатив к труду, физическое совершенство, ум и т.д…каждая мораль действ. только внутри сословия - > двойная мораль. Далее – период Новой и Новейшей истории. Становление и развитие индустриальной цивилизации. Существовало 2 системы морали: капиталистическая и буржуазная. Буржуа – поворот к вниманию к человеч. личности. Развитие идет за счет самой личности. Деформация буржуазн морали и индивидуализма: он считался как культ личности любой ценой. Пессимистические концепции буржуазной морали (Шопенгауэр и Ницше)Ницше – идея «сверхчеловека», кот. Существует вне всяких ценностей: сильному мораль не нужна, главная ценность – воля к власти. В обществе была и другая мораль - социалистическая. Социалистическая мораль была моралью будущего, потому что каждый человек был единым. В рамках индустриального общества зародились новые морали. Пятый этап – информационное общество. Мораль есть продукт общественного развития. Развитие морали зависит от экономических, социальных, демографических факторов и т.д. В обществе, разделенном на классы, группы, в каждой из них вырабатывается свои понятия о нравственном и безнравственном. Мораль – совокупность определенных нравственных отношений, поскольку они различны, различны и функции морали.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 2197; Нарушение авторского права страницы