Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В Книге Бытие описывает развитие цивилизации



Затем взгляд устремляется на Ближний Восток, колыбель человеческой культуры: развитие начинается с возникновения кочевого скотоводства и осёдлого земледелия (Быт. 4: 2) и простирается до строительства городов, зачатков металлургии и изготовления музыкальных инструментов (Быт. 4: 17-22). Мы наблюдаем переход от каменного века к бронзовому, а позднее – дальнейший расцвет человеческой культуры и техники вплоть до высокоразвитых культур Египта, мидян и персов и т.д.

В Ветхом Завете описана эволюция Израиля

Возникновение израильского народа описывается от самых его корней. От цепочки отдельных праотцев и кочующих патриархов мы переходим к образованию колен, жизни в качестве национального меньшинства в Ханаане и Египте, а далее – к вступлению в землю обетованную. Там опять же происходит развитие от случайного руководства харизматическими личностями, так называемыми судьями, к возникновению царской власти.

А дальше за внутренним разложением следует разделение государства надвое и в конечном итоге рассеяние. Всё это переплетено с возвышением и падением других стран, например, Ассирии, Вавилона, Египта.

В Библии описана эволюция веры

Тут мы тоже переживаем развитие «от начала». От Адама до Еноха и затем до Ноя Бог открывается, прежде всего, отдельным личностям. Авраам тоже следует за личными откровениями Бога в одиночку, покидает своё идолопоклонническое окружение и вступает в заветные отношения с Богом. Обряд обрезания с тех пор обязателен для всех его потомков, Бог избрал для Себя союзный Ему народ.

Когда этот народ вырастает, является законодатель Моисей со множеством предписаний и уставов, которые направляют народную жизнь так же, как и религиозные обычаи и традиции.

Однако развитие на этом не кончается: примерно через 1400 лет следует квантовый скачок от закона к евангелию, которое, с одной стороны, совершенно очевидно построено на законе Моисеевом, но при этом идёт намного дальше (Мт. 5: 17). Так всё дальше разворачивается религия, связь с Богом: сначала Бог открывается как всемогущий Творец, Элохим, затем как Бог завета, י ה ו ה, а затем как Спаситель и Искупитель, как Бог вочеловечившийся, как ИИСУС. Далее следует возникновение первой иудео-христианской церкви, преследования христиан и распространение веры в Римской империи среди неиудеев.

Сама Библия возникла эволюционно!

Сама Библия тоже не упала с неба в готовом виде, а записывалась понемногу и различными авторами под руководством Бога.

Всё начинается с родословных списков Книги Бытие, которые позднее, в ходе всеобъемлющих исторических переворотов, были включены в пять книг Моисеевых. Вполне эволюционно к ним приращиваются дальнейшие исторические книги, псалмы, литература мудрости, пророки. Говорит тот же самый Бог, однако в течение столетий новые части Писания записываются самыми разными писателями из среды людей: пастухами и царями, священниками, учёными книжниками и воинами.

Новый Завет тоже возникает во взаимодействии со своим историческим окружением, начиная с родословия Иисуса и евангелий. На него наращивается история первых христиан, описанная в Деяниях Апостолов и апостольских посланиях к церквам, в которых они рассказывают о последних событиях, описывают конечную цель эволюции и таким образом завершают откровение (Еф. 3: 2-10, Кол. 1: 25). Оно заканчивается и запечатывается требованием ничего к нему не добавлять и ничего от него не убавлять (Откр. 22: 18).

В Библии описывается будущая «эволюция»

Во многих местах Библии содержатся речения пророков о том, что происходит сегодня и ещё произойдёт в будущем. Последняя книга Библии, Апокалипсис = Раскрытие, Откровение, даёт нам особенно отрезвляющие, но в то же время и освобождающие и воодушевляющие прозрения о дальнейшем ходе всемирной истории. Откровение – это противоположность первой книги Библии: в книге Генезис = Бытие, Рождение описываются начала, семена истории. Откровение даёт нам увидеть время жатвы, когда явления начала времён созревают и умножаются:

· Земля населена миллиардами людей (Откр. 9: 16).

· растёт и количество, и сила экологических катастроф, войн, эпидемий и землетрясений (Откр. 6: 1 и далее, 16: 1 и далее, Мт. 24).

· увеличивается государственный контроль, а также преследования христиан (Откр. 13: 16 и далее).

· полное крушение мировых империй (Откр. 18 и 19, Дан. 2: 34-44).

· прорыв в Царство Божие (Откр. 20).

· новое небо и новая земля (Откр. 21 и 22).

Земля, будто перед родами, испытывает БОЛИ, которые становятся всё чаще и сильнее, пока, наконец, не произойдёт возрождение и искупление всего творения. Раскрывая Библию, мы, таким образом, переживаем «эволюцию от начала до конца»! А если мы хотим с Богом, мы переживаем эту эволюцию в своей краткой земной жизни в собственном теле.

 

Куда ведёт эволюция?

Наша личная «эволюция»

Мы вовсе не чистые листы бумаги. За плечами у всех нас есть личная история, эволюция нашей личности, к которой во многом были причастны наше окружении и общество. В нас сидят гены наших первопредков, и на нашу жизнь до сих пор оказывают влияние исторические события последних столетий. Возникает вопрос: как должна пойти эволюция в нашей жизни дальше? В том ли наше предназначение, чтобы созреть телесно до взрослости, размножиться биологически, затем увянуть и снова стать прахом? Достигнем ли мы цели своей жизни, если научимся читать и писать, получим водительские права, сделаем карьеру и потом уйдём на пенсию? Мне нравятся мысли, которые высказал по этому поводу в одной из своих книг Клайв Льюис:

«Возможно, современный человек лучше сможет понять идею христианства, если попробует рассмотреть её в связи с теорией эволюции. Каждый знаком с этой теорией (хотя некоторые образованные люди отвергают её). Каждого из нас учили в своё время, что современный человек эволюционировал из более низких форм жизни. В результате часто задают вопрос: " Каким будет следующий шаг? " Писатели-фантасты пытаются время от времени описать этот шаг, изображая некоего сверхчеловека. Обычно из-под их пера возникает существо, гораздо более неприятное, чем человек, каким мы его знаем, и создатели его пытаются скрасить впечатление, наделяя своё создание дополнительными руками или ногами. Однако почему не предположить, что следующий шаг принципиально отличается от всего, что в состоянии измыслить самое изощрённое воображение? Скорее всего, именно так и будет.

Тысячи лет тому назад появились огромные, тяжёлые существа, покрытые бронеподобной чешуёй. Если бы кто-нибудь в то время наблюдал за ходом эволюции, он, вероятнее всего, предположил бы, что следующим звеном в её цепи будут существа, ещё надёжнее защищённые, ещё более приспособленные для выживания. Но его предположения оказались бы ошибочными. Будущее прятало в рукаве свою козырную карту, и секрет её оказался совершенно неожиданным: из рукава выскочили не вооружённые до зубов чудовища, а маленькие, голые, безоружные животные, наделенные лишь лучшими мозгами. С помощью этих мозгов им предстояло покорить всю планету. Им суждено было не просто обрести больше власти, чем у доисторических чудовищ; власть, которую предстояло завоевать, была совершенно нового типа…

Сегодня, мне кажется, в догадках о следующем шаге содержится та же ошибка. Люди видят (или, им кажется, будто они видят), как совершенствуется человеческий интеллект, как все более уверенной становится власть человека над природой. Они думают, что поток эволюции движется лишь в этом направлении, никакого другого русла вообразить себе не могут. Что же до меня, я не могу отделаться от мысли, что следующий шаг будет воистину небывалым; он будет сделан в таком направлении, о котором мы и не подозревали. А если бы не так, то едва ли его можно было бы назвать новым шагом. Я предвижу не просто изменения, а применение какого-то нового метода, направленного на изменения принципиально иного толка. Выражаясь другими словами, следующая стадия эволюции выйдет за её пределы; эволюция, как метод, производящий изменения, будет вытеснена каким-то новым методом. И я не слишком бы удивился, если бы, когда всё это случится, немногие люди это бы заметили.

Если вы согласны продолжать беседу в том же духе, то есть опираясь на знакомое нам понятие эволюции, то согласно христианской точке зрения новый шаг уже сделан. Он действительно нов по-новому. Это не эволюция от людей мозговитых к ещё более мозговитым; это изменение – в совершенно другом направлении, ибо оно превращает Божьи создания в Божьих сыновей и дочерей. Первый момент его зафиксирован в Палестине 2000 лет тому назад. В некотором смысле это изменение – не эволюция, потому что не вызывается естественными процессами, но входит в природу извне... Если будущее содержит в себе воистину что-то новое, тогда, конечно же, наше представление, основанное на прошлом, не может этого нового в себя вмещать, тем более что новый шаг отличается от всех предыдущих не только тем, что вносит в природу что-то извне…

· На начальных стадиях у живых организмов не было выбора или была незначительная возможность выбора, предпринять им новый шаг или нет. Они были объектами прогресса, а не субъектами. Но новый шаг, превращение сотворённых существ в рождённых сыновей и дочерей, - сугубо добровольный, по крайней мере – в одном отношении. Он не доброволен в том смысле, что сами мы не могли бы ни придумать его, ни избрать, не будь он нам предложен. Но он доброволен в том смысле, что мы можем от него отказаться, когда нам предлагают совершить его. Мы можем, так сказать, отпрянуть назад; можем прирасти ногами к земле и позволить новому человечеству уйти вперёд без нас...

· Этот шаг отличается от всех предыдущих скоростью, с которой он совершается. Ведь по сравнению со всем периодом развития человека на этой планете распространение христианства среди людей подобно мгновенной вспышке молнии, ибо две тысячи лет – это почти ничто в масштабах Вселенной. (Не забывайте, что мы всё ещё ранние христиане.) И сегодняшние недобрые, попусту изнуряющие нас разделения – это, будем надеяться, лишь детская болезнь: у нас всё ещё режутся зубы. Внешний мир, несомненно, придерживается противоположной точки зрения. Он полагает, будто мы умираем от старости. Но он неоднократно полагал так и прежде. Мир снова и снова приходил к заключению, что христианство умирает от преследований извне и от разложения изнутри, умирает из-за расцвета мусульманства, из-за развития естественных наук, из-за подъёма революционных движений. И всякий раз его ожидало разочарование. Впервые оно настигло его после распятия Христа: Человек снова ожил! В некотором смысле… Воскресение продолжается с тех пор и по сей день. Они непрестанно убивают дело, которое Он начал; и каждый раз, когда они разравнивают землю на его могиле, до них внезапно доходит слух, что оно всё ещё живо и даже появилось в новом месте…

· Риск в данном случае гораздо выше. Соскользнув обратно, на более раннюю стадию развития, творение теряло в самом худшем случае несколько лет жизни на Земле; зачастую оно не теряло и этого. Но когда был сделан новый шаг, обстоятельства изменились: теперь, отступив назад, мы теряем награду, которая (в самом строгом смысле слова) бесценна и безгранична, потому что сейчас наступил критический момент… В некотором смысле этот процесс подобен критическому моменту родов. До тех пор, пока мы не поднимемся и не пойдём вслед за Христом, мы будем оставаться в составе материальной природы, всё ещё будем находиться во чреве нашей великой матери. Её беременность длится долго, она – болезненна и исполнена волнений, но она уже достигла своей критической точки. Великий момент наступил. Всё готово. Доктор прибыл. Но пройдут ли роды благополучно? Нельзя забывать, что от обычных они отличаются в одном очень важном отношении. При обычных родах ребёнок лишён права выбора. В данном случае такой выбор есть.

Интересно, что сделал бы обыкновенный ребёнок, если бы мог выбирать? Возможно, он предпочёл бы остаться в темноте и тепле, в безопасности материнского чрева. Ему, безусловно, казалось бы, что, оставаясь там, он обеспечивает себе безопасность. И в этом была бы его роковая ошибка: ведь если бы он остался во чреве, то неизбежно бы погиб».

(Клайв Льюис, «Просто христианство», книга 4, глава «Новые люди»)

Что такое возрождение?

Клайв Льюис сравнил возникновение нового человека с рождением не первым. Сам Иисус подчёркивает, что, в конечном счёте, миры Божьи нельзя познать, не пережив возрождения:

Если кто не родится свыше (греч. γ ε ν ν ά ω ἄ ν ω θ ε ν [геннао анотен]), не может увидеть Царствия Божия... (Ин. 3: 3)

Это не надо путать с учением о «реинкарнации = перевоплощении» человека, гласящем, что после смерти мы возвращаемся на землю в виде какого-то иного земного существа. Нет, возрождение, о котором учит Библия, происходит в нашем духе, уже в течение нашей жизни:

Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа (греч. γ ε ν ν ά ω ), не может войти в Царствие Божие (Ин. 3: 4-5).

По-гречески γ ε ν ν ά ω ἄ ν ω θ ε ν дословно значит родиться свыше или вновь. В другом месте в Библии это явление буквально названо π α λ ι γ γ ε ν ε σ ί α [палингенесия]= возрождение или рождение вновь (Тит. 3: 5). Таким образом, в библейском понятии «возрождение» это явление уподобляется оплодотворяющейся человеческой яйцеклетке. В данном случае дух человека оплодотворяется Духом Божиим. Это значит, что Бог не переписывает полностью уже имеющиеся качества имеющегося человека, таким образом, как бы стирая их, а втягивает уже имеющуюся (наследственную) субстанцию в новое творение:

 

Наша личность, открываясь для Бога, не стирается, а оплодотворяется!

В Библии слово Божие, обращённое к нам, сравнивается поэтому с семенем (Лук. 8.11). Оно ищет плодородной почвы, в которую сможет упасть. Почва эта – наше сердце, наша жизнь, которая сотворена для того, чтобы принять Бога. Когда одно соединяется с другим, начинается новая жизнь.

Как можно родиться свыше?

Иисус в беседе с Никодимом сам объясняет, как это происходит. Акт зачатия состоит в том, что человек принимает в свою жизнь Иисуса как Сына Божьего. Это не случай и не неотвратимая судьба, а сознательное личное решение. Это значит не просто верить, что Бог есть, а действительно вверить Ему свою жизнь. При этом речь идёт вовсе не о принадлежности к какой-либо церкви или общине, а о личной отдаче Богу и о том, что мы принимаем Его дар новой жизни. На практике мы делаем это, говоря Богу лично, что Он становится нашим Другом (Спасителем) и «Начальником» (Господом):

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него (Ин. 3: 16-17).

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 922; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь