Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Наука в системе духовной культуры. Предмет, методология, статус, проблемы истории науки.Стр 1 из 9Следующая ⇒
Наука в системе духовной культуры. Предмет, методология, статус, проблемы истории науки. Наука – это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование действительности. Главной целью научной деятельности является именно получение знаний о реальности. Элементами научного знания являются факты, закономерности, теории и научные картины мира. Для науки характерно стремление к обоснованию, доказательности полученного знания. Смысл научной деятельности – достижение истины. Наука вырабатывает общие принципы познания, научные теории, со временем превращающиеся в непреходящее знание – законы науки. Наиболее глубокие и твердо установленные научные обобщения принято называть законами природы, но в действительности это лишь представления человека о механизме различных явлений, поэтому с развитием науки они могут пересматриваться и, как правило, любая научная теория со временем обнаруживает свою ограниченность и становится частью новой, более общей теории. Наука является важнейшим элементом духовной культуры людей. В историческом процессе определенный уровень развития общества и человека определяется состоянием их культуры. В широком смысле слова культура — это все, что в отличие от данного природой создано человеком. Наука является одной из отраслей или разделов культуры. Если в древности важное место в системе культуры занимала мистика, в античности — мифология, в Средневековье — религия, то можно утверждать, что в современном обществе доминирует влияние науки. Наука отличается от других форм общественного сознания и культуры следующим: – от мифологии тем, что стремится не к объяснению мира в целом, а формулирует законы развития природы. Миф возникает на разных этапах истории развития человечества, его фантастические образы были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества; – от мистики тем, что стремится не к слиянию с объектом исследования, а к его теоретическому пониманию. Мистика же возникла как элемент тайных образов, главное в которых – это общение человека с богом или каким-либо другим таинственным существом; – от религии тем, что разум и опора на чувствительную реальность в науке имеет большее значение, чем вера. В науке преобладает разум, но в ней также имеет место вера в познавательные возможности разума, и интуиция, особенно при формировании гипотез. Наука может сосуществовать с религией, поскольку внимание этих отраслей культуры устремлено на разные вещи: в науке — на эмпирическую реальность, в религии — преимущественно на внечувственное; – от философии тем, что ее выводы допускают эмпирическую проверку; – от искусства отличается своей рациональностью, не останавливающейся на уровне образов, а доведенной до уровня теорий; – от идеологии тем, что ее истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества; – от техники тем, что наука нацелена не на использование полученных знаний, а на само познание мира. В процессе осмысления исторического развития научного знания сформировалась специальная научная дисциплина – история науки. Ее разработка началась в XIX веке во Франции. История науки должна обобщать результаты научных достижений той или иной научной дисциплины. К ее задачам относится следующее: – выявить наиболее крупных исследователей, отметив, если возможно, их заблуждения и ошибки; – искать ценное, но забытое, что есть в каждой науке; – описывать механизм прогрессивного развития научных идей и проблем. Исходя из этого, предмет истории науки можно определить как совокупность познавательных моделей и законов историко-научного развития человечества как формы его культурного развития от древности до современности. В настоящее время выделяют три основных модели развития истории науки: 1) история науки как прогрессивный поступательный процесс (кумулятивная модель). Данная модель исходит из установки, что новое знание всегда совершеннее прежнего, поэтому историческое развитие науки – это подготовка ее современного состояния. Теоретической основой данной модели стала философия позитивизма (конец XIX – начало XX веков). 2) история науки как процесс развития научного знания через научные революции. Эта модель появилась в середине XX века в связи с кризисом позитивизма. Она исходит из идеи прерывности развития научного знания. Время от времени в науке происходят революции, принципиально меняющие парадигму и направление научного знания. 3) история науки как совокупность различных познавательных программ (кейс стадис). Такая модель понимает любое событие в науке как неповторимое в других исторических условиях. Она допускает одновременное существование различных теорий, по-разному объясняющих одни и те же научные факты. Помимо указанных моделей, история науки может изучаться через теории отдельных ученых или научных школ, работающих в определенной области научного знания. Изучение истории науки дает возможность решения ряда познавательных задач: – обращение к истории науки дает возможность выбрать наиболее оптимальный путь исследования новой научной проблемы; – знание истории науки дает возможность решения научных проблем с помощью исторической аналогии; – история науки дает представления о существующих методах и приемах научного мышления; – изучение истории науки позволяет выявить общие закономерности развития научного знания. Цели и задачи истории науки как научной дисциплины включают в себя: – повышение культурного и научного потенциала общества; – интеграцию естественнонаучного и гуманитарного знания; – создание фактологической и теоретической основы для разработки моделей научного и социального развития общества; – расширение источниковой базы для научных исследований; – уточнение понятийного аппарата, совершенствование методологии исследования; – исследование особенностей развития науки в отдельные периоды.
Научные открытия XVIII века в области математики, физики, астрономии и их значение для развития физической картины мира. К концу XVIII века завершается процесс становления науки, которая является одним из важнейших элементов европейской культуры, охватывая своим влиянием все стороны человеческой деятельности. Особенно впечатляют успехи, достигнутые в XVIII веке в области математики. Ведущими научными центрами в этой области стали Парижская, Берлинская и Петербургская Академии наук. Публикуют свои труды по математике и механике Л. Эйлер, Ж. Лагранж, К. Гаусс, П. Лаплас. Были разработаны математические методы определения расстояния от Земли до Солнца, вычислены массы Солнца и Земли, установлены приблизительные размеры Солнечной системы, расстояния до звезд. Без оглядки на библейский миф выдвигается целый ряд космогонических концепций. Так, И. Кант в работе «Общая естественная история и теория неба» дает концепцию происхождения Земли и планет Солнечной системы из космической пыли, отмечая при этом, что материя составляет первичное вещество всех вещей. Природа даже в состоянии хаоса может действовать правильно и слаженно. Вселенная всегда будет создавать новые миры. И. Ламберт обосновывает догадку, что Вселенная представляет собой бесконечную лестницу систем возрастающей сложности. Так, на основе широкого использования математики и эмпирических наблюдений, начинает расшифровываться структура космических пространств. В области физики происходит освобождение от теории флюидов в связи с открытием новых свойств электричества и магнетизма. Создаются все более мощные машины для получения электричества трением. Этим было положено начало количественной электростатике. В эти же годы А. Вольта делает шаг к развитию электродинамики. Он сумел получить «динамическое электричество» - постоянный электроток, возникающий в ходе химической реакции.
РАЗДЕЛ II Понятие идеала научности. Содержание идеала научности. Методологические принципы классического идеала научности. Идеал научности представляет собой систему познавательных ценностей и норм, выбор которых зависит от познавательного и социокультурного контекста. Его содержание составляют: - описания и объяснения знаний; - способы построения и организаций знаний; - методы доказательности и обоснования. Научный идеал ориентирован на истинность и соответствует общей тенденции в развитии научного познания. Классический идеал научности в своей основе имеет ряд регулярно воспроизводимых, стабильно действующих основоположений. Эти основоположения сформировались еще в античности и длительное время имели характер «очевидностей», альтернатива которым даже не предполагалась. Одним из центральных основоположений классического идеала научности является истолкование в нем статуса истины. Истинность рассматривается как необходимая характеристика всех научных результатов. Другим основоположением является фундаментализм. Подлинное научное знание должно быть обосновано фундаментальным образом, поэтому суть научного познания усматривались в решении задачи обоснования. Фундаменталистская парадигма исходит из поисков «начал познания», надежного фундамента, из которого могла бы выводиться вся система научных знаний. К этому фундаменту предъявлялись весьма жесткие требования: он должен быть абсолютно достоверным и надежным; если такой фундамент найден, то все остальные познавательные проблемы решаются довольно просто; при этом снимаются все вопросы о проблематичности и гипотетичности знания. В современности фундаменталистская парадигма подвергается критике. Однако, ее положение о том, что обоснование является, важнейшей процедурой научного познания сомнений не вызывает. Классический идеал научности исходит из принципа методологического рационализма. Многие ученые видят эталон научности в естествознании, а в самом естествознании - в физике. Именно эту область научного познания часто рассматривают в качестве всеобщего образца. В настоящее время возникает вопрос о возможности использования методологического рационализма для науки в целом. В соответствии с классическими представлениями научное знание и стандарты его обоснования должны быть полностью автономны, независимы от социальных, экономических, исторических и мировоззренческих условий. Выводы науки должны определяться только самой изучаемой реальностью независимо от условий ее изучения. Именно по данному вопросу сегодня ведутся наиболее острые дискуссии, и именно здесь намечается отход от классических представлений о научности. Таким образом, к числу главных основоположений классического идеала научности можно отнести: выдвижение истинности в качестве нормативной характеристики; фундаменталистскую обоснованность; методологический рационализм; идею социокультурной автономии научного знания. Формы классического идеала Математический идеал. Еще в античности формируется представление о научности как математическом знании. Эти представления нашли отражение в работах Евклида, которые стали эталоном во всех областях знания (философии, физике, астрономии, медицине и т. д.). В Новое время математический идеал пропагандируется философским рационализмом. Его основоположник Р. Декарт полагал, что достоверное знание достигается посредством двух интеллектуальных актов - интуиции и дедукции. Геометрический способ доказательства в философии пытался применить Спиноза. Однако, и в Новое время стремление соизмерять всякое знание с математическим идеалом вызывало возражения со стороны эмпиризма. Начиная с Нового времени все большее предпочтение, отдается физике. Математика утрачивает роль единственной эталонной науки. Физический идеал. Формирование нового - физического - идеала связано с бурным ростом экспериментальных исследований. С позиций этого идеала пересматривается роль математики в познании. Так Ф. Бэкон рассматривает математику как вспомогательное средство в исследовании природы. Воспринятый социально-гуманитарными науками физико-математический идеал, начиная с XVII века и до современности, стимулировал многочисленные попытки построения «социальной механики», «социальной физики», «социальной инженерии». Вместе с тем, стремление придать ему всеобщий характер вызывает законные возражения. Так, возникают серьезные трудности при распространении данного стандарта научности на биологическое знание. Еще более серьезные трудности возникают при распространении этого стандарта на социально-гуманитарное знание. Гуманитарный идеал. В центре внимания этого идеала - активная роль субъекта в познавательном процессе: в формировании научного знания; в определении путей и методов исследовательской деятельности; в оценке ее результатов. Разумеется, активность субъекта признается сторонниками и математического, и физического идеалов, так как никакое знание немыслимо без человека. Тем не менее, различия в трактовке вопроса о роли субъективного фактора в науке между сторонниками различных идеалов весьма существенны. Сторонники гуманитарного идеала понимают под субъектом познания не только носителя разума, а человека во всем богатстве его способностей и возможностей. Кроме того, роль субъекта не сводится только к участию в познавательном процессе, но распространяется на оценку познавательных результатов. Таким образом, субъективные факторы входят в сами стандарты оценки научности гуманитарного знания. Такое понимание особенностей гуманитарного познания не согласуется с классическими представлениями об идеале научности и, прежде всего, с положением о социокультурной автономии стандарта научности. Специфика гуманитарных наук состоит в том, что они, в конечном счете, ориентированы на получение результатов, соотносящихся с ценностными установками социально-исторического субъекта. Отсюда вытекает важное обстоятельство: социокультурная реальность время от времени рассматривается с новых позиций, сложившихся в новых исторических условиях. Однако, и в гуманитарных науках социокультурная составляющая не может быть решающим критерием научности. Как всякое научное познание, гуманитарное знание должно характеризоваться, прежде всего, внутренней, предметной обусловленностью. Утрата такой обусловленности ведет к утрате научности, поэтому общественный интерес не может быть решающим критерием в гуманитарных науках. Таким образом, гуманитарный идеал вносит существенную коррекцию в общие представления о научности и может рассматриваться как переходная ступень к новым представлениям о научности, выходящим за рамки классических положений.
Наука в системе духовной культуры. Предмет, методология, статус, проблемы истории науки. Наука – это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование действительности. Главной целью научной деятельности является именно получение знаний о реальности. Элементами научного знания являются факты, закономерности, теории и научные картины мира. Для науки характерно стремление к обоснованию, доказательности полученного знания. Смысл научной деятельности – достижение истины. Наука вырабатывает общие принципы познания, научные теории, со временем превращающиеся в непреходящее знание – законы науки. Наиболее глубокие и твердо установленные научные обобщения принято называть законами природы, но в действительности это лишь представления человека о механизме различных явлений, поэтому с развитием науки они могут пересматриваться и, как правило, любая научная теория со временем обнаруживает свою ограниченность и становится частью новой, более общей теории. Наука является важнейшим элементом духовной культуры людей. В историческом процессе определенный уровень развития общества и человека определяется состоянием их культуры. В широком смысле слова культура — это все, что в отличие от данного природой создано человеком. Наука является одной из отраслей или разделов культуры. Если в древности важное место в системе культуры занимала мистика, в античности — мифология, в Средневековье — религия, то можно утверждать, что в современном обществе доминирует влияние науки. Наука отличается от других форм общественного сознания и культуры следующим: – от мифологии тем, что стремится не к объяснению мира в целом, а формулирует законы развития природы. Миф возникает на разных этапах истории развития человечества, его фантастические образы были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества; – от мистики тем, что стремится не к слиянию с объектом исследования, а к его теоретическому пониманию. Мистика же возникла как элемент тайных образов, главное в которых – это общение человека с богом или каким-либо другим таинственным существом; – от религии тем, что разум и опора на чувствительную реальность в науке имеет большее значение, чем вера. В науке преобладает разум, но в ней также имеет место вера в познавательные возможности разума, и интуиция, особенно при формировании гипотез. Наука может сосуществовать с религией, поскольку внимание этих отраслей культуры устремлено на разные вещи: в науке — на эмпирическую реальность, в религии — преимущественно на внечувственное; – от философии тем, что ее выводы допускают эмпирическую проверку; – от искусства отличается своей рациональностью, не останавливающейся на уровне образов, а доведенной до уровня теорий; – от идеологии тем, что ее истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества; – от техники тем, что наука нацелена не на использование полученных знаний, а на само познание мира. В процессе осмысления исторического развития научного знания сформировалась специальная научная дисциплина – история науки. Ее разработка началась в XIX веке во Франции. История науки должна обобщать результаты научных достижений той или иной научной дисциплины. К ее задачам относится следующее: – выявить наиболее крупных исследователей, отметив, если возможно, их заблуждения и ошибки; – искать ценное, но забытое, что есть в каждой науке; – описывать механизм прогрессивного развития научных идей и проблем. Исходя из этого, предмет истории науки можно определить как совокупность познавательных моделей и законов историко-научного развития человечества как формы его культурного развития от древности до современности. В настоящее время выделяют три основных модели развития истории науки: 1) история науки как прогрессивный поступательный процесс (кумулятивная модель). Данная модель исходит из установки, что новое знание всегда совершеннее прежнего, поэтому историческое развитие науки – это подготовка ее современного состояния. Теоретической основой данной модели стала философия позитивизма (конец XIX – начало XX веков). 2) история науки как процесс развития научного знания через научные революции. Эта модель появилась в середине XX века в связи с кризисом позитивизма. Она исходит из идеи прерывности развития научного знания. Время от времени в науке происходят революции, принципиально меняющие парадигму и направление научного знания. 3) история науки как совокупность различных познавательных программ (кейс стадис). Такая модель понимает любое событие в науке как неповторимое в других исторических условиях. Она допускает одновременное существование различных теорий, по-разному объясняющих одни и те же научные факты. Помимо указанных моделей, история науки может изучаться через теории отдельных ученых или научных школ, работающих в определенной области научного знания. Изучение истории науки дает возможность решения ряда познавательных задач: – обращение к истории науки дает возможность выбрать наиболее оптимальный путь исследования новой научной проблемы; – знание истории науки дает возможность решения научных проблем с помощью исторической аналогии; – история науки дает представления о существующих методах и приемах научного мышления; – изучение истории науки позволяет выявить общие закономерности развития научного знания. Цели и задачи истории науки как научной дисциплины включают в себя: – повышение культурного и научного потенциала общества; – интеграцию естественнонаучного и гуманитарного знания; – создание фактологической и теоретической основы для разработки моделей научного и социального развития общества; – расширение источниковой базы для научных исследований; – уточнение понятийного аппарата, совершенствование методологии исследования; – исследование особенностей развития науки в отдельные периоды.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 2294; Нарушение авторского права страницы