Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные принципы диалектики



 

Специфика философского мышления наиболее полно проявляется в диалектическом мышлении. Диалектика - ядро философии, теория развития сущего и основанный на ней метод познания. Исходным ее положением является идея противоречивости всего существующего. Диалектика в подвижности своих категорий стремится отразить всеобщую изменчивость бытия. Ее предмет - движение и развитие явлений в рамках общих закономерностей, задаваемых противоречиями этого явления. Диалектика требует все, что имеет место быть, выводить из противоречия.

Стихийная диалектика присуща обыденному сознанию. Это взаимосвязанные друг с другом противоположности, которые сопровождают человечество на всем протяжении его развития: добро и зло, жизнь и смерть, твердое-мягкое, верх-низ и т.д.

Мышление осуществляется по двум направлениям: содержательному (отражение в мышлении объективных связей действительности) и формальному (установление связей между формами самого мышления). Соответственно выделяют диалектическую логику – науку о всеобщих законах мышления (о развитии содержания мышления, знания) и формальную логику – науку о законах абстрактного мышления (о бессодержательных формах мышления). Формальная логика не является наукой о познавательном мышлении, ее выводы не добавляют к истине чего-то нового. Смысл формальной логики таков: о чем бы субъект ни мыслил, он не должен противоречить самому себе и подменять предмет мысли другим. К содержательной истинности суждений формальная логика безразлична. Предметная истинность суждения ищется в формах, выходящих за рамки формальной логики.

Диалектическая логика является логикой противоречий, так как направлена на их поиск. Формальная логика направлена на устранение противоречий, есть логика противоположностей, лишенных их противоречивого единства. Обособленные друг от друга противоположности, доведенные до абсолютной несовместимости, находят выражение в известном законе «или-или». Но формально-логические положения все же выступают моментами диалектической логики [Солопов, 2004, с.162-166].

В формальной логике центральным является закон непротиворечия: не могут быть одновременно истинными (ложными) два противоречащих друг другу утверждения. Диалектическую логику характеризуют как логику парадоксов, так как наличие и неустранимость противоречий считается нормой мышления. Пример из науки: природа света (парадокс «волна-частица»). В классической физике истинно утверждение «свет волна или частица», а утверждение «свет одновременно волна и частица» является формально-логическим противоречием. В квантовой физике свет является волной-частицей: распространяется как волна, поглощается и испускается как частица. Формальная логика должна принять за исходное это утверждение, справедливость которого оценивается за ее рамками.

Антиномии, по И.Канту (1724-1804), фиксируют принципиальный предел возможностей рационального знания. Развитие мышления выступает, по Г.Гегелю (1770-1831), как процесс постоянного выявления и разрешения противоречий путем их синтеза.

Современная формальная логика (математическая логика) расширила возможности классической логики. Если традиционная логика использует всего два истинностных значения (истина и ложь), то неклассическая логика может оперировать бесконечным числом значений (истинно, ложно, неопределенно, возможно и т.д.).

Позитивистский тезис об алогичности диалектики обосновывался несовместимостью диалектики с формальной логикой. Диалектическая логика не поддается формализации. Диалектическая форма, с одной стороны, совпадает с содержанием, а с другой, - полностью противоположна ему. На этом основании многие философы и логики отрицают существование диалектической логики, а под философской логикой понимают одно из направлений неклассической логики (модальную логику). Абсолютизация принципов формальной логики является методологической основой метафизического метода мышления.

Основателем формальной логики является Аристотель (384-322), диалектической логики (1816) - Г.Гегель (1770-1831), математической логики (1847) - английский математик Джордж Буль (1815-1864).

Диалектическая и формальная логики дополняют друг друга. Во-первых, формальная логика исследует правила мышления, применяемые на эмпирической ступени познания (логические операции систематизации, классификации, обобщения). Формально-логические связи отражают самые простые (внешние) из всеобщих связей бытия. На теоретическом уровне, отражающем чувственно не воспринимаемую природу вещей, формальной логики недостаточно.

Во-вторых, формальная логика является языком диалектики, средством выражения ее противоречий (подобно классической механике, служащей языком квантовой механики). Противоречивые по смыслу утверждения связываются по законам формальной логики.

Изучение логики дисциплинирует мышление, так как заставляет мысль вращаться в абстракциях без чувственных опор. В самом общем виде культура мышления заключается, во-первых, в диалектически объективном отражении действительности и, во-вторых, в формально правильном построении мыслительного процесса.

Корни диалектики уходят в Древний Восток, но рациональную форму она приобрела на Западе. Согласно древнегреческому философу Гераклиту (544-483) борьба противоположностей всеобща и является источником вещей. В древнекитайской философии основатель даосизма Лао-цзы (6-4? вв. до н.э.) утверждал, что в мире нет неизменных вещей, в процессе изменения они переходят в свою противоположность. Вообще, учение о взаимодействии полярных сил инь и ян как о первопричине постоянной изменчивости природы является центральным элементом китайской философии.

Античная диалектика, верно схватывая общую картину мира, не имела представления о частях, элементах, из которых складывается целое. Сам термин диалектика в переводе с греческого языка означает «искусство вести беседу» и первоначально употреблялся в соответствии со своим значением. У Сократа (469-399) диалектика – это искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений в дискуссии. Для Платона (427-347) противоречие есть необходимое условие побуждения души к размышлению, принцип познания.

У Аристотеля (384-322) диалектика – это уже переход от частных понятий к общим, поиск всеобщих, не сводимых друг к другу категорий, характеризующих род бытия и способ существования. Он считал их содержательными формами самого бытия. Система категорий Аристотеля представлена десятью категориями. Категория сущности отвечает на вопрос: что есть вещь (субстанция)? Остальные категории отвечают на вопрос: каковы свойства (акциденции) вещи? Это качество, количество, отношение, место, время, действие, страдание, состояние, обладание.

Основные категории и законы диалектики впервые теоретически представил Г.Гегель (1770-1831). Его заслуга в том, что хотя его логика была оторванной от действительности (Гегель доказывал, что мышление есть содержание мира) он возвел диалектику в ранг философского метода. В.И.Ленин (1870-1924) видел в диалектике Гегеля «обобщение истории мысли» [Полн. собр. соч. Изд. 5, Т.29, с.298]. По словам Ленина, Гегель гениально угадал диалектику вещей в диалектике понятий.

Логически завершенная диалектика должна перерасти в материализм. Диалектика без материализма является спекулятивной, а без диалектического обоснования материализм является теоретически незавершенным. «Единение материализма с диалектикой привело к глубокому преобразованию не только материализма, но и диалектики» [Солопов, 2004, С.51]. Основы материалистической диалектики заложили К.Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895). Дальнейшее развитие она получила в работах Энгельса «Анти-Дюринг» (1878) и «Диалектика природы» (опубликована в 1925). «Гегелевская диалектика так относится к рациональной диалектике, как теория теплорода – к механической теории теплоты, как флогистонная теория – к теории Лавуазье» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20 С.372).

Структура диалектики представляет собой целостную систему принципов, законов и категорий. Они в своей совокупности отражают единство развивающейся действительности в ее всеобщих характеристиках. Центральным принципом диалектики, объединяющим все другие ее элементы, считается принцип противоречивости (или самопротиворечивости) всего существующего.

Основные принципы диалектики:

-принцип монизма: в основе многообразия всего существующего лежит единое основание;

-принцип движения и развития: все в мире находится в состоянии непрерывного движения и обладает способностью к развитию;

-принцип противоречия: всеобщим источником движения и развития является возникновение и разрешение противоречий;

-принцип связи: взаимосвязь и взаимозависимость предметов и явлений всеобща (любой объект имеет внутреннюю структуру и, одновременно, является частью внешней структуры);

-принцип причинности, признающий естественную закономерную обусловленность всего существующего.

В диалектическом материализме системными принципами также являются принцип материальности мира, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание; принцип познаваемости мира, исходящий из того, что мир познаваем и мерой его познанности является общественно-производственная практика.

В идеалистической диалектике Г.Гегель (1770-1831) выделял принцип тождества бытия и мышления, согласно которому мышление является сущностью происходящих в мире событий (познание абсолютной идеей самой себя), что является гарантом познаваемости мира человеком.

Диалектика – наука о всеобщем. Именно в этом Гегель видел ее ограниченность. Принципы диалектики являются методологическими установками (руководящими идеями) научного познания в его целостности высшей степени общности. Диалектический метод имеет особенности применения, реализуясь через конкретные методы менее общих уровней познания. Законы диалектики – обобщения законов частных наук, но не могут их подменять.

Диалектика имеется на всех уровнях действительности, но проявляется она по-разному. Например, на первой ступени логического мышления или на уровне механических предметов диалектики нет в явном виде. Элементарные предметы (атом, метеорит, автомобиль и т.п.) интересуют диалектику не сами по себе (хотя они изменяются, например, стареют), а в качестве элементов актуально развивающихся систем.

Непосредственным объектом диалектического метода являются саморазвивающиеся системы. Здесь в классическом виде выражена суть диалектики - саморазвитие и его источник (внутренние противоречия). Объект диалектики должен находиться в процессе актуального превращения. Именно данные системы обладают характеристиками самодетерминации, являются носителями конкретно-всеобщего.

Основные законы диалектики

 

Идея развития лежит в основе принципа единства мира, есть ядро диалектического монизма. Идея развития связала изолированные ранее природу, мышление и общество. Это позволило рассматривать человеческое общество как одну из форм развития материи.

Развитие – универсальное и фундаментальное свойство материи, ее атрибут. Применительно к материи в целом понятия движение и развитие совпадают, тождественны. Материя в целом находится в постоянном развивающемся движении, хотя не все материальные образования находятся в состоянии развития. Способность к развитию реализуется лишь при наличии соответствующих условий.

В истории философии сложились две противоположные концепции развития - метафизическая и диалектическая. Они по-разному объясняют источники, механизм и направленность развития.

Метафизика источник развития выносит за рамки материи, видит его во внешней силе; не видит взаимосвязи между количественными и качественными изменениями; развитие понимает либо упрощенно, как повторение предыдущих стадий; либо как случайное; либо отрицает его.

Методологической основой современной метафизики является абсолютизация возникшей в 1970-е гг. синергетики. Основоположниками синергетики являются Г.Хакен (р.1927) и И.Пригожин (1917-2003). Работа последнего «Порядок из хаоса» - своего рода философский манифест синергетики. Развитие в синергетике рассматривается не с позиции борьбы противоположностей, а с позиции самоорганизации – спонтанного, с непредсказуемой направленностью процесса изменения структуры системы в неравновесных точках (бифуркации).

Исходный принцип синергетики – различие открытых и закрытых систем. В замкнутых системах процессы направлены от упорядоченности к хаосу. Основными характеристиками замкнутых процессов являются равновесность и линейность. В открытых системах при некоторых условиях наблюдаются процессы, когда самопроизвольно возникают новые структуры. Синергетика делает акцент на свойствах неравновесности и нелинейности открытых систем. В отличие от классической науки, рассматривавшей закрытые системы как абсолютный тип упорядоченности мира, синергетический подход позволяет ответить на вопрос, почему вопреки действию закона энтропии мир демонстрирует высокую степень упорядоченности. Преодолевается разрыв между живой и неживой природой и объясняется происхождение жизни через самоорганизацию неорганических систем. Г.Хакен считает возможным распространение концепции обобщенного дарвинизма на неорганический мир [Синергетика. М., 1980. С.41].

Заблуждением является претензия синергетики на статус метанауки, обобщения физики. Синергетика является разделом физики – обобщением неравновесной статистической физики [подробнее: Философия науки/ под ред. А.И.Липкина, С.415-419].

Синергетику нельзя также рассматривать как альтернативу диалектики. Она конкретизирует диалектику, переводит на язык естествознания абстрактное учение о развитии, разрушает догму о пассивности материи. Самоорганизующиеся процессы характеризуются такими диалектически противоречивыми тенденциями, как устойчивость и неустойчивость, организация и дезорганизация, порядок и беспорядок.

Значение синергетики заключается в том, что она, с одной стороны, опровергает позитивистские представления о развитии как линейном детерминизме, подтверждает его многовариантность, альтернативность, многозначность. С другой стороны, синергетика отрицает метафизические представления об абсолютно случайном характере развития, подтверждает его необратимость и закономерность. Развитие осуществляется через случайный выбор одной из нескольких разрешенных возможностей дальнейшей эволюции в точках бифуркации.

Синергетика подводит конкретно-научную базу под философские постулаты о внутренней активности материи. Она объясняет, каким образом из хаоса возникает порядок. Но речь не может идти о переходе абсолютного хаоса к абсолютному порядку, поскольку их нет. Речь идет о взаимопревращениях одних систем в другие, характеризующиеся определенным соотношением хаотичности и упорядоченности.

Диалектики источник развития видят во внутренних противоречиях объектов (закон единства и борьбы противоположностей); механизм развития объясняют качественными изменениями (закон перехода количественных изменений в качественные); результат и направленность развития связывают с преемственностью развития (закон отрицания отрицания). Основные законы диалектики, таким образом, составляют ядро диалектической концепции развития.

Точное определение диалектики дал Ф.Энгельс (1820-1895).

Диалектика (греч. веду беседу, рассуждаю) – наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Развитие это само движение в его сущности, способе существования. Движения вне диалектики нет. Внутренней логикой движения является логика противоречий. «По отношению к развитию движение может рассматриваться как его сторона, как его звено, как его определенный срез» [Зубков, 1990, С.100]. Не является развитием неразвернутое противоречие или фрагмент развития. Например, механическое движение или количественное изменение.

Развитие – высшая форма движения, необратимое, закономерное, направленное, качественное изменение.

Только одновременное наличие указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений: обратимость характеризует процессы функционирования; отсутствие закономерности характерно для случайных процессов; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться и приводить к качественным изменениям.

В результате развития может возникнуть как новое качественное состояние объекта, характеризующееся изменением его состава или структуры, так и новая форма бытия.

Закон единства и борьбы противоположностей - всеобщий закон бытия и познания, утверждающий, что все предметы и явления содержат противоречия, характеризующие их существование и развитие.

Это центральный закон диалектики. Смысл закона в том, что он раскрывает сущность и внутреннюю причину движения и развития, указывает на их всеобщий источник - противоречие. Он характеризует движение как самодвижение, нацеливает познание на поиск противоречий. Закон объясняет внутреннюю активность материи, делая ненужным внешние силы (Бога, абсолютную идею и т.п.).

Противоречие – отношение единства и борьбы противоположностей.

Противоположности – стороны, имеющие противоположные направления изменения.

Аспекты противоположностей: взаимоисключение, взаимополагание, взаимопроникновение и при определенных условиях взаимопереход.

Противоположности - не просто внешние отличия. Например, в между истиной и ложью есть различия, но нет противоположности. Заблуждение и истина могут быть неразличимы, но являются противоположностями, поскольку являются объективным знанием.

Каждая противоположность сама является противоречием. Например, противоположными сторонами истины являются абстрактность и конкретность, абсолютность и относительность.

Примеры противоречий: бытие и небытие, субстанция и атрибут, причина и следствие, качество и количество, притяжение и отталкивание, капиталист и рабочий, производитель и потребитель, здоровье и болезнь, свобода и необходимость, чувственное и рациональное и т.д.

Развитие есть процесс возникновения, обострения и разрешения противоречий. Этапы развития описываются категориями тождества, различия и противоположности. Абсолютного тождества (равенства) не существует. Каждое явление и тождественно себе и в то же время отличается от себя, так как постоянно изменяется. Тождество – отношение вещи к себе или другим вещам, характеризующееся качественной однородностью, совпадением сторон и свойств.

Закон перехода количественных изменений в качественные – всеобщий закон бытия и познания, утверждающий, что постепенное накопление количественных изменений неизбежно приводит к качественным изменениям.

Смысл закона в том, что он раскрывает общий внутренний механизм развития, форму его протекания. Количественные изменения связаны с переносом вещества и энергии. Качественные изменения связаны с перестройкой структуры объекта, превращением его в новый объект.

Связь количественных и качественных изменений ярко выражена, например, в периодическом законе химических элементов Д.И.Менделеева (1834-1907), где переход от одного элемента к другому осуществляется с изменением величины заряда атомного ядра; в изменении агрегатных состояний вещества при изменении температуры.

Последовательность необратимых качественных изменений образует наиболее важный тип изменчивости – развитие. Неограниченный процесс, в котором нет качественных изменений, Г.Гегель (1770-1831) назвал дурной бесконечностью (т.е. ничего не объясняющей).

Закон отрицания отрицания - всеобщий закон бытия и познания, утверждающий, что развитие происходит через постоянное отрицание противоположностей друг другом, их взаимопревращение.

Отрицание диалектическое – всеобщая форма связи моментов развития, в которой прежнее качество одновременно уничтожается и сохраняется как преобразованное и подчиненное в новом качестве.

Смысл закона в том, что он характеризует общую направленность развития, его спиралевидный характер: уничтожение прежнего новым (того в прежнем, что не соответствует изменившимся условиям) и сохранение, развитие в новом черт прежнего (того, что соответствует изменившимся условиям).

Метафизическое отрицание абсолютизирует одну противоположность (старое или новое), т.е. развитие теряет смысл, превращаясь в движение по кругу или по прямой. Метафизическое отрицание как абсолютное уничтожение чего-либо материального неосуществимо. «Абсолютным отрицанием… мог бы быть только переход от бытия к… чистому ничто. Но это так же невозможно, как и возникновение бытия из ничто» [Солопов, 2004, с.207].

Характерным примером диалектического отрицания является периодический закон Д.Менделеева (1834-1907): неметалл–металл–неметалл. По мере возрастания заряда ядра не только появляются новые свойства химических элементов, но периодически повторяются свойства предыдущих элементов.

Отрицание отрицания (самоотрицание) в законе означает возврат в развитии назад на новом уровне, а не двойное отрицание и трехступенчатость развития. В простейших случаях повторение исходного качественного состояния осуществляется через два отрицания. Например, в развитии зерна: зерно-растение-зерно. Повторение пройденного может осуществляться и через большее число повторений. Например, переход от калия к рубидию осуществляется через 18 отрицаний [см.: Диалектический и исторический материализм/ Под ред. А.Г.Мысливченко, А.П.Шептулина, 1998.-С.197-198]. Или проявление филогенеза в онтогенезе. «Подобно тому, как эмбрион повторяет в уплотненном виде поэтапно историю развития на пути к себе, всякое развитие в итоговой ступени в онтогенезе воспроизводит в уплотненном виде филогенез» [Босенко, 2001, с. 149].


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1018; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь