Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные методы философского познания



Вслед за основным вопросом философии о первоначале мира возникает вопрос о его устройстве. Един ли мир в своем многообразии или его части не взаимосвязаны? Изменяется мир или не изменяется? В каком направлении происходят изменения? Каков механизм происходящих в мире изменений? В зависимости от характера решения этих вопросов находится философский метод познания мира. Ответы делят философов на диалектиков и метафизиков.

Выявление противоположностей и их противоречивого единства – главный принцип диалектического мышления.

Характерные черты диалектического мышления:

-идея противоречивости всего существующего – признание того, что весь мир пронизан противоположностями;

-идея всеобщности движения – признание того, что в мире нет ничего вечного и неизменного;

-идея всеобщей взаимосвязи предметов и явлений.

Основоположник античной диалектики, древнегреческий философ Гераклит (544-483) утверждал: «все течет, все изменяется», «в воды одной и той же реки нельзя войти дважды», «борьба – отец всего». Гераклит также впервые употребил в философском контексте одно из основных понятий древнегреческой философии - Логос. Все свершается по Логосу - естественному закону, - который вечен, всеобщ и необходим.

Диалектична китайская философия, где основополагающими началами мира являются инь и ян. Они дополняют и проникают друг в друга, существуют как возможности друг друга. Присутствуя во всем они действуют друг в друге, создавая внутренний источник движения. Изменения в мире – это чередование инь и ян.

В теоретической форме диалектический метод впервые представил Г.Гегель (1770-1831). В его идеалистической философии мировой процесс является самопознанием абсолютной идеи, которая на конечном этапе должна придти в голову человеку. К.Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895) разрабатывали диалектико-материалистический метод, в соответствии с которым естественной способностью к саморазвитию обладает сам материальный мир.

Другое понимание мира и метод познания предлагали философы, стоящие на антидиалектических позициях. Со времен Гегеля их называют метафизиками. Метафизический стиль мышления нашел обоснование в Новое время, в классической науке и был органически обусловлен состоянием науки, ограниченностью самого процесса познания.

Характерные черты метафизического мышления:

-отрицание противоречий в природе и мышлении;

-полное или частичное отрицание развития (например, его направленного или качественного характера);

-отрицание всеобщего характера взаимосвязи и взаимной обусловленности предметов и явлений.

Отрицание универсальности взаимосвязи явлений приводит к признанию существования абсолютной случайности, покоя, небытия. Отрицание взаимной обусловленности явлений сводится к однозначной детерминации причиной следствия, то есть к одному моменту универсальной связи явлений (от причины к следствию).

До начала XX века в науке господствовала классическая метафизика с догматом о вечности и неизменности мира: части меняются, целое неизменно. Например, еще в 1917 году А.Эйнштейн (1879-1955), создав общую теорию относительности (1915), пытался из нее вывести стационарную модель Вселенной.

Первый метафизик - древнегреческий философ Парменид (540-470). Он утверждал, что непротиворечивость (тождественность самому себе) – основополагающее свойство истинного бытия и мышления (это свойство впоследствии в логике Аристотеля (384-322) приняло статус закона). Противоречивое не существует. Характеристиками бытия являются неподвижность и неизменность, так как движение немыслимо без противоречий. Движущиеся вещи в каждый миг нетождественны самим себе. Бытие чувственных вещей, непрерывно становящихся, возникающих и исчезающих, является иллюзией бытия.

Он доказывал, что из понятия бытия логически следует отсутствие небытия и движения. Небытия нет, так как понятие небытия уже существует в мышлении. Бытие неподвижно, так как всякое изменение есть возникновение (из небытия) и исчезновение (в небытие). Бытие также неделимо и безгранично: разделить его на части и ограничить может только небытие, которого нет.

Эти идеи развивал ученик Парменида (540-470) Зенон Элейский (490-430), который свои воззрения сформулировал в виде апорий (парадоксов, неразрешимых противоречий), в которых он пытался доказать невозможность движения. Рассмотрим некоторые из них.

«Стрела». Если пространство состоит из неделимых частей, то траектория стрелы складывается из отрезков, в которых стрела неподвижна (занимает место, равное собственной длине). А сумма состояний покоя есть покой. Противоречие: летящая стрела покоится.

«Ахиллес и черепаха». Парадокс заключается в том, что быстрый Ахиллес никогда не догонит медленную черепаху, так как, пока он пробежит разделяющее их первоначально расстояние, черепаха переместится еще на некоторое расстояние и т.д., что требует бесконечного времени. Здесь предполагается, что пространство делится до бесконечности.

На самом деле, доказывая кажущийся характер движения, Зенон (490-430) фактически доказывает его противоречивый, диалектический характер. Бессмысленность движения в апориях вытекала из допущения о прерывных или непрерывных единицах движения, тогда как движение одновременно прерывно и непрерывно. Г.Гегель (1770-1831), анализируя аргументацию Зенона, утверждал, что двигаться – значит быть в этом месте и в то же время не быть в нем; движение делает возможным единство прерывности и непрерывности пространства и времени.

Метафизика и диалектика не были чем-то раз и навсегда данными, неизменными и изолированными друг от друга. Сосредоточив внимание на субъективной стороне диалектики, показав гибкость, взаимопревращаемость понятий, софисты подготовили почву для античной диалектики Сократа (469-399), Платона (427-347) и Аристотеля (384-322). В свою очередь, Аристотель, в противовес псевдодиалектике софистов, создал формальную логику, запретив противоречия в мышлении и бытии.

Сущность метафизики – односторонность, абсолютизация какой-либо стороны целого. Основными формами метафизического мышления являются. Софистика - игра терминами, смыслом слов, замаскированная внешней, формальной правильностью рассуждения. Эклектика - методологический прием, характеризующийся бессистемным соединением разнородных знаний, неумением выделять главное. Догматизм - некритическая абсолютизация какой-либо позиции. Релятивизм - отрицание абсолютного. Редукционизм - сведение сложного к простому. Например, редукционизм английского философа и социолога Г.Спенсера (1820-1903) проявился в сведении социальных законов к биологическим и механическим.

Метафизический стиль мышления является необходимой ступенью развития познания, сыграл важную роль в развитии науки. Большинство материалистов до Маркса были метафизиками. С помощью метафизики была построена первая научная, механистическая картина мира, открыто множество законов. Это соответствовало эпохе, когда естествознание занималось накоплением фактических данных, их эмпирическим описанием, классификацией. Значение этой методологии нисколько не уменьшается в ходе прогресса наук.

В настоящее время абсурдно сомневаться, что мир не развивается, но противостояние диалектиков и метафизиков продолжается в новой форме. Неклассическая метафизика полностью не отвергает всеобщую взаимосвязь явлений и развитие. Но из развития по-прежнему исключается его сущность – противоречие.

Существенный недостаток метафизики - неспособность объяснить развитие материи как саморазвитие, что ведет к идеализму. К.Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895) отмечали, что единственным последовательным противником метафизики является материализм.

Согласно И.Канту (1724-1804) существенный недостаток диалектики заключается в том, что она создает видимость познания, так как ее объект находится за пределами опыта. Эта видимость неизбежна и естественна, так как человек хочет познать мир. В результате разум впадает в антиномии, неразрешимые противоречия (конечен мир или бесконечен, делима материя до бесконечности или нет, есть Бог или нет и т.п.).

Обосновать тезис о принципиальной ненаучности диалектики в ХХ веке пытались неокантианство и позитивизм. С критикой диалектики Г.Гегеля (1770-1831) и К.Маркса (1818-1883) с метафизических позиций выступил английский представитель постпозитивизма К.Поппер (1902-1994). Он утверждал, что в основе бытия и мышления не может лежать противоречие. Противоречие есть иллюзия человеческого разума.

Следует отметить и прямо противоположную критику диалектики: якобы идея бинарного (двойного) противоречия не соответствует действительности, так как упрощает реальные противоречия.

Глава 6. МАТЕРИЯ


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 965; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь