Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Классификация философских систем



 

Проблема первоначала, первопричины мира является основным вопросом философии (ОВФ). Это исходная и центральная философская проблема. ОВФ формировался на протяжении всей истории философии и фундаментальный статус стал приобретать в рамках немецкой классической философии у Г.Гегеля (1770-1831) и Л.Фейербаха (1804-1872). Четко был сформулирован Ф.Энгельсом (1820-1895) в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886).

Проблема соотношения материальных и духовных явлений получила название ОВФ. По утверждению Л.Фейербаха (1804-1872), история философии вращается вокруг вопроса об отношении духовного к материальному. Согласно Ф.Энгельсу (1820-1895), ОВФ есть результат теоретического обобщения интеллектуальной истории человечества.

Основной вопрос философии - отношение сознания к бытию:

- онтологический аспект - первично материальное или духовное;

- гносеологический аспект – познаваем ли мир.

То или иное решение ОВФ образует основу каждого философского учения. Это также вопрос о том, что считать материальным и идеальным. Отсюда возможность многочисленных постановок и решений вопроса.

Для многих философов отношение сознания к материи не является главным вопросом философии. Для Ф.Бэкона (1561-1626), например, это овладение человеком стихийными силами природы, Ж.-Ж.Руссо (1712-1778) – социальная справедливость, М.Хайдеггера (1889-1976) – почему существует нечто, а не ничто, А.Камю (1913-1960) – в чем смысл жизни.

Классифицировать философские системы можно по разным признакам. По критерию научности: научная и ненаучная философия. По религиозному критерию: теизм, пантеизм, деизм, атеизм. По цивилизационному признаку: западная и восточная философия. По историческому: античная, средневековая и т.д. По национальному.

Основная классификация философских систем определяется основным вопросом философии. Из онтологической стороны основного вопроса вытекает онтологическая классификация.

Главными направлениями здесь являются материализм и идеализм, борьба между которыми составляет ядро историко-философского процесса. Понятия материализм и идеализм ввел в начале XVIII века Г.Лейбниц (1646-1716). В 1702 году он назвал Платона (427-347) и Эпикура (341-270) самыми крупными представителями идеализма и материализма. Точное определение материализма дали К.Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895).

Материализм. Признает первичным материю по отношению к сознанию (материальные явления порождают духовные). Наиболее известные представители материализма: Демокрит (460-370) – основоположник материализма, К.Маркс и Ф.Энгельс – основоположники диалектического материализма, В.И.Ленин (1870-1924) – автор современного определения материи.

Основные формы материализма: метафизический и диалектический.

Метафизический материализм – форма материализма, для которого характерен, антидиалектический отрыв одного от другого, абсолютизация какой-либо стороны мышления или бытия. Его основными разновидностями являются механистический материализм, сводящий движение к механической форме, вульгарный материализм, трактующий сознание как непосредственное свойство мозга, «научный» материализм, отрицающий идеальность сознания.

Это исторически первая форма материализма.

Диалектический материализм – современная форма материализма, сущность которой состоит в том, что метод познания явлений действительности - диалектический, а способ понимания этих явлений – материалистический.

Науке ближе позиция диалектического материализма. По словам Ленина, диалектический идеализм ближе к диалектическому материализму, чем метафизический, неразвитый материализм [Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.29. с.248].

Выделяют также наивный (стихийный, нерефлексивный)материализм. К нему относятся архаичный материализм (Лао-цзы, VI-IV? вв. до н. э.; Ян Чжу, 395-335; Ван Чун, 27-104; Гераклит, 544-483; Анаксагор, 500-428; Эмпедокл, 490-430) и естественно-научный материализм как мировоззренческое обобщение учеными опыта своей работы. Недостатком этой разновидности материализма является методологическая незавершенность и непоследовательность.

Идеализм (греч. идея). Утверждает, что основой бытия является духовное начало (например, душа, мышление, воля). Это философская форма мировоззрения, опирающаяся на проблемы научного познания и практического освоения действительности. Главными формами идеализма являются объективный и субъективный идеализм. Выделяют также плюрализм и дуализм.

Объективный идеализм утверждает, что основой мира является объективное, т.е. находящееся вне сознания человека, духовное начало (мировой дух, мировой разум, мировая воля, Бог, ничто и т.п.). Отрицает либо активный характер материи (Платон, 427-347; Аристотель, 384-322), либо ее статус первоначала (Августин Блаженный, 345-430; Г.Гегель, 1770-1831). Гегель основой сущего считал абсолютную идею, которую трактовал как бытие без материи.

Следует отметить, что философия небытия, где основой бытия объявляется ничто, является разновидностью объективного идеализма, так как порождение бытия небытием можно обосновать только как мистический, сверхъестественный акт.

Выдающиеся представители: Платон (427-347) – основатель идеализма, Аристотель, А.Блаженный, Ф.Аквинский (1225-1274), Г.Гегель (1770-1831) – создатель теории объективного идеализма.

Объективный идеализм является основой религии.

Субъективный идеализм – философское направление, которое либо отрицает какую-либо реальность вне сознания человека, либо ставит ее существование в зависимость от деятельности человека.

Представители: Дж.Беркли (1685-1753), Д.Юм (1711-1776), И.Фихте (1762-1814), Р.Авенариус (1843-1896), Э.Мах (1838-1916). Формула: существовать – значит быть воспринимаемым (Беркли). Беркли отрицал существование материи, так как она не ощущается.

Д.Юм утверждал, что человек не может выйти за пределы своих ощущений. Последовательный субъективный идеализм есть солипсизм, отрицающий существование какой-либо реальности вне индивидуального сознания. В логически завершенном виде он не реализовался. Чтобы уйти от солипсизма субъективные идеалисты либо допускают существование родового для человека надындивидуального сознания, либо объявляют вопрос о природе внешнего мира бессмысленным.

Плюрализм исходит из признания множества самостоятельных, не сводимых друг к другу начал бытия. Формой плюрализма является учение древних о четырех первоэлементах. Классическим представителем плюралистической методологии является Г.Лейбниц (1646-1716), хотя гармонию, единство между физически не взаимодействующими психическими субстанциями Лейбниц объясняет деистической деятельностью Бога («простой субстанции»).

Дуализм – форма плюрализма, постулирующая независимое существование материальной и идеальной субстанций. Наиболее известные представители: классики дуализма Р.Декарт (1596-1650) и И.Кант (1724-1804), К.Поппер (1902-1994), Ж.П.Сартр (1905-1980). На позициях дуализма в целом стоит античная философия.

Следует отметить, что Декарт признавал Бога как высшую субстанцию, соединяющую материальную и духовную субстанции.

Из второй стороны основного вопроса философии вытекает гносеологическая классификация философских систем, основными направлениями в которой являются рационализм и агностицизм.

Рационализм (или философский гностицизм) – философская концепция, утверждающая, что мир познаваем. Большинство философов принадлежат этому направлению.

Крайними формами являются: рационализм (в узком смысле) утверждает, что единственным источником достоверного знания является разум (врожденные идеи); эмпиризм утверждает, что единственным источником является опыт (в сенсуализме ощущения).

Агностицизм (греч. непознаваемый) отрицает познаваемость мира. Основоположник агностицизма И.Кант (1724-1804) отрицал познаваемость того, что не может быть непосредственно представлено в опыте, например, сущность вещей.

Представители агностицизма, как правило, субъективные идеалисты и дуалисты. Если Кант отрицал только возможность познания сущности вещей, то Д.Юм (1711-1776) отрицал возможность ответа на вопрос о существовании мира вообще.

Иррационализм (лат. неразумный) – направление, провозглашающее приоритет иррационального над рациональным, объявляющее основой мира и его понимания иррациональные факторы. Его представителями были Ф.Шеллинг (1775-1854), Ф.Ницше (1844-1900), Э.Гартман (1882-1950), вершиной – М.Хайдеггер (1889-1976).

Иррационализм исходит из того, что явления природы сложнее каких-либо логических закономерностей и разум разрабатывает лишь то, что ему дают вера, воля, инстинкты, интуиция, чувства, архетипы и т.п. как исходные источники познания. Разум ограничен ими. Как следствие, например, Хайдеггер призывал отказаться от научных абстракций и вернуться к первоначальному (беспредпосылочному) смыслу понятий, выражающему, по его мнению, сущность бытия.

Иррационализм и агностицизм являются гносеологической основой религии: невозможность познания предполагает веру.

Скептицизм – концепция, утверждающая невозможность доказать или опровергнуть возможность познания действительности. Согласно основоположнику скептицизма древнегреческому философу Пиррону (360-270) следует вообще воздерживаться от каких-либо утверждений. Известна его ироничная эпитафия: «Умер ли ты, Пиррон? Я не знаю».

Скептицизм и сопутствующий ему пессимизм являются характеристикой современной западной философии.

С точки зрения диалектического материализма опровержение скептицизма заключено в общественно-производственной практике, являющейся мерой познанности окружающего мира. Скептицизм – антинаучная позиция, так как несовместим с научным познанием. Абсурдно приступать к научному исследованию явления с убеждения, что оно не познаваемо.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 4161; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь