Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные этапы творческого процесса в художественном проектировании одежды
Творческий процесс в ХКО представляет собой воплощение идеи – образа посредством определенной формы, способной оказывать эмоциональное воздействие на человека. На первом этапе работы дизайнер должен сформулировать практические и художественные задачи проектирования: для кого и каких условий предназначается изделие. Индивидуальность человека характеризуется особенностями внешнего облика (цветовым типом внешности, формой тела) и эмоционально – психологическими особенностями личности. На формирование гардероба человека и проектирование отдельного изделия влияют характеристики окружающей среды: природной, социальной и профессиональной. Влияние природных факторов (сезон, погодные условия внутри сезона) определяет состав гардероба, уровень защитных свойств одежды. Под влиянием социальной среды понимают зависимость требований к одежде от стандартов (мода, национальные традиции и т.п.), принятых в обществе, социального статуса его носителя и конкретной ситуации, в которую попадает человек. Профессиональная cреда определяет свои требования к защитным, гигиеническим и информационно-эстетическим свойствам одежды. Существует общий стиль одежды, принятый в том или ином общетве, в той или иной профессии. На втором этапе начинается поиск оригинальной идеи, концепции объекта проектирования в соответствии с задачами, сформулированными на первом этапе. Включается в работу весь жизненный и профессиональный опыт художника, анализируется информация о новых материалах, технологиях. Личные переживания и ощущения проектировщика связаны с уровнем его воспитания и образования, образами природы, искусства, явлениями и событиями современной художнику жизни. Идея воплощается в художественный образ в виде набросков и эскизов. Умение мыслить образами характеризует талант человека как художника. Даже в живописи точное изображение действительности, требующее высокой техники исполнения, не является художественным, потому что не затрагивает эмоциональную сторону. Художник при точном копировании лишен возможности проявить свое отношение к предмету. Мыслить образами – значит, воспроизводя ранее виденный предмет, отражать его не во всех деталях, как при непосредственном восприятии, а осуществлять отбор наиболее характерных, важных для данного предмета свойств и признаков. Эта особенность представления, его обобщенность и в то же время конкретность и есть основное в творческом процессе. Рис. 1. Этапы творческого процесса в художественном В результате творческого процесса неясный, расплывчатый вначале художественный образ материализуется в определенной форме, которая будет эмоционально воздействовать на воспринимающего ее человека. Создать гармоничную, целостную форму позволяют средства композиции, разработать работоспособную рациональную конструкцию – методы и средства конструирования. Продуктом работы дизайнера становится модель, серия моделей, гарнитур, ансамбль или коллекция. В процессе творческого поиска на каждом этапе чередуются периоды подготовки, концентрации усилий, передышки, озарения и доведения работы до конца. Период подготовки используется для накопления знаний, мастерства, формулировки задач и требований, подготовки материала. Период концентрации усилий –упорная работа с целью получить решение. Передышка – это период умственного отдыха, возможность отвлечься от решаемой задачи, от выполняемой работы. Озарение – получение решения, создание новой идеи или видоизменение уже известной. Доведение работы до конца – обобщение, выводы, оценка и оформление для демонстрации и публикации. Последовательность и длительность отдельных периодов зависят от особенностей мышления художника, от сложности и оригинальности задачи. Методы дизайна Отыскать новую идею помогают методы творчества: мозгового штурма, инверсии, аналогии, эмпатии, фантазии. Метод мозгового штурма. Подбираются сотрудники так, чтобы они не были лично заинтересованы в рассматриваемой задаче и слишком глубоко связаны друг с другом. Они не обязаны быть разносторонними специалистами по данному вопросу, а только иметь общее представление о задаче, знать и понимать её (позднее специалисты могут дать свое заключение об этих идеях и развить их). Предлагается свободно высказывать свои мысли. Многие идеи окажутся бесполезными, однако сам процесс рождения идей должен происходить таким образом, чтобы предложения следовали друг за другом как можно быстрее. Задача состоит в генерировании большого числа разнообразных идей, в данном методе важно именно количество. Одна идея может породить другую. Критика и вынесение суждений [благоприятных и неблагоприятных ] не допускаются. Метод лучше применять для решения задач типа “какой вид должен иметь... “, “какую форму необходимо выпускать...”, а не задач типа “как...? ” Метод инверсии. Предполагает отказ от прежних взглядов на задачу, отношение к ней с новых позиций. Сущность метода – перевернуть все вверх дном, вывернуть наизнанку, поменять местами. Если какая-то деталь всегда располагалась горизонтально, то её ставят вертикально или наклонно. Например, вывернутые наружу швы “дубленки”, размещение карманов, застежек на рукаве или спинке. Метод аналогии. Предполагает решение задач искать по аналогии с известными ранее, встречающимися в природе, технике, художественной литературе и искусстве. Из литературного или другого источника берется реальная или фантастическая идея, образ и воплощается в рассматриваемой художественной задаче проектирования костюма. Метод эмпатии. Эмпатия – отождествление личности одного человека с личностью другого. Этим термином также определяют и отождествление человека с разрабатываемым предметом, деталью или процессом. Задача состоит в том, чтобы “стать “ предметом и с его позиции, с его точки зрения посмотреть, что можно сделать для решения проблемы. Эмпатия требует от человека определенного вхождения в образ, артистизма. Для этого человек должен быть нескован и природно одарен. Метод фантазии. Размышления о желаемом, о нереальных вещах или процессах могут натолкнуть на новую идею. Метод новых комбинаций состоит в использовании новых соотношений между различными, ранее не связывавшимися друг с другом параметрами. Новая комбинация приводит к созданию новых вещей. Например, преобразование традиционных видов одежды (юбка + брюки) даёт новый вариант юбка-брюки.
Контрольные вопросы: 1. Каковы основные особенности художественного конструирования как формы деятельности, направленной на создание изделий определенного назначения? 2. Требования, предъявляемые к конструкции изделия? 3. Требования, предъявляемые к форме изделия и объекту проектирования в целом? 4. Перечислить этапы творческого процесса художественного конструирования одежды? 5. Дать характеристику методов творчества, применяемых в дизайне одежды? Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 799; Нарушение авторского права страницы