Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Зрительные иллюзии в костюме



Иллюзиями зрительного восприятия называют возникающее впечатление искажения размера, формы, цвета, пропорций предметов при определённых условиях их восприятия. То есть оптический эффект заставляет нас обманываться: то, что мы видим, не соответствует реальности. Оптические иллюзии изучали и использовали ещё в древности. Их применением в моделировании одежды активно занимались в начале XX в. Да и все мы, составляя свой гардероб, нередко интуитивно прибегаем к помощи зрительных иллюзий. В костюме иллюзии возникают в основном за счёт различных сочетаний форм, фасонных линий одежды, рисунка ткани, цвета, декоративной отделки.

Например, вертикальные линии и детали (продольные полосы и строчки на одежде, однобортная застёжка, стрелки на брюках, длинный шарф, высокий каблук и т. д.) стройнят, подчёркивают рост. Горизонтальные линии (поперечные полосы, швы, кокетки, карманы, отделка по низу изделия, ремешки на обуви и т. д.), напротив, расширяют, полнят. Деление костюма по горизонтали дробит силуэт, зрительно уменьшая рост или укорачивая какую-либо часть фигуры.

Диагональные линии (подрезы на одежде, асимметричный вырез горловины, платок через одно плечо и т. д.) являются промежуточными между вертикальными и горизонтальными, привносят динамику в костюм, скрадывают асимметрию в фигуре. Чем ближе линии к вертикальным, тем больше иллюзия стройности; чем более они стремятся к горизонтали, тем сильнее способны расширять. Клетка (квадратами) обычно увеличивает объём, и чем крупнее рисунок, тем сильнее эффект. Линии, расходящиеся от центра фигуры вверх («морской» воротник, V-образный вырез горловины, лацканы пиджака, косынка, спереди завязанная на узелок), расширяют верхнюю часть, сужая центр, талию. Линии, идущие от шеи вверх (волосы, поднятые над висками или зачёсанные наверх, шляпа с отогнутыми полями), создают иллюзию более высокого роста и величия. Линии, расходящиеся от центра вниз, расширяют нижнюю часть и линию талии, уменьшая верхнюю часть фигуры, покрой реглан, юбка и брюки клеш зрительно сужают плечи. Если линии идут от головы вниз (шляпа с опущенными полями, распущенные волосы на прямой пробор), то это визуально сокращает рост. Линии, сходящиеся к центру фигуры (треугольное декольте на платье плюс широкая юбка; застежка жакета или пальто на одну пуговицу), сужают талию, одновременно расширяя верхнюю и нижнюю части фигуры. Эта иллюзия делает женщину более стройной и сексуальной. Волнистые линии (рисунок на ткани, рюши, воланы) подчёркивают округлости, изгибы тела, а кроме того, добавляют объём. Круги также визуально увеличивают объём и придают очертаниям фигуры округлость.

Зрительные иллюзии, создаваемые цветом, способны сильно изменить пропорции тела. Дизайнерам одежды хорошо известно, что в чёрном платье фигура кажется стройнее. Это связано с эффектом иррадиации (от лат. irradio — «испускаю лучи» — кажущееся увеличение размеров свечных фигур на чёрном фоне по сравнению с черными фигурами равной величины на белом фоне): чёрный и тёмные цвета зрительно уменьшают объём, поглощая свет, тогда как светлые, и особенно тёплые, тона увеличивают его. В костюме, выдержанном в одном цвете или в монохромной (неконтрастной) гамме, человек выглядит более стройным и выше ростом. Если же костюм разбит на контрастные цветовые пятна, чередующиеся светлые и тёмные, то фигура будет казаться ниже и полнее.

Иллюзии, возникающие при использовании разных пропорций одежды, меняют представления о реальных размерах фигуры. Например, завышенная талия в платье или короткий жакет с длинной юбкой укорачивают верхнюю часть, тем самым удлиняя ноги. Более длинная верхняя часть позволяет подкорректировать короткий торс. Пропорция 50/50, где верхняя и нижняя части костюма равны, является не самой гармоничной, так как возникает переоценка размеров верхней части фигуры и ноги кажутся короче, чем они есть. Можно изменить представления об истинных объёмах и пропорциях нашего тела, грамотно сочетая и комбинируя в костюме светлые и тёмные цвета, а также различные линии кроя. На этом в основном и строится визуальная коррекция фигуры.

 

Оптико–геометрические иллюзии

Оптико - геометрические иллюзии - зрительные иллюзии -, за счет которых происходит искажение пространственных соотношений признаков воспринимаемых объектов. Считается, что оптико - геометрические иллюзии обусловлены действием механизмов, обеспечивающих константность - видимых размеров и форм объектов. Большинство оптико - геометрические иллюзии имеют параллели в осязании.

 

Оптическое искусство

Оптическое искусство (оп-арт — сокращённый вариант от англ. optical art — оптическое искусство) — художественное течение второй половины XX века, использующее различные оптические иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур.

Оптические иллюзии

Оптическое искусство — искусство зрительных иллюзий, опирающееся на особенности визуального восприятия плоских и пространственных фигур. Оптическая иллюзия изначально присутствует в нашем зрительном восприятии: изображение существует не только на холсте, но в действительности и в глазах, и в мозге зрителя. Оптические иллюзии помогают обнаружить некоторые закономерности зрительного восприятия, поэтому им уделяли пристальное внимание психологи. Сконструированные ими визуальные тесты имели экспериментальный характер. При восприятии реальных объектов иллюзии возникают редко. Поэтому, чтобы выявить скрытые механизмы человеческой перцепции, необходимо было поставить глаз в необычные условия, заставить его решать нетиповые задачи. Опытные графические образцы, созданные, например, школой гештальтпсихологии, привели к формулированию некоторых правил, по которым протекает процесс зрительного восприятия.

 

Оп-арт и восприятие

Задача оп-арта — обмануть глаз, спровоцировать его на ложную реакцию, вызвать образ «несуществующий». Визуально противоречивая конфигурация создает неразрешимый конфликт между фактической формой и формой видимой. Оп-арт намеренно противодействует нормам человеческой перцепции. Исследования психологов показали, например, что глаз всегда стремится организовать хаотически разбросанные пятна в простую систему (гештальт). В оптической живописи, напротив, простые однотипные элементы располагаются так, чтобы дезориентировать глаз, не допустить становления целостной структуры. Так, в картине Виктора Вазарели «Тау-дзета» (1964)квадраты и ромбы непрерывно перестраиваются по схеме греческих букв, но так и не объединяются в определенную конфигурацию. В другой работе Вазарели — «Сверхновые» (1959—1961) две одинаковые контрастные формы создают ощущение перемещающейся вспышки, покрывающая поверхность сетка через некоторое время отделяется и зависает, а вписанные в квадраты круги исчезают и снова появляются в различных точках. Плоскость непрерывно пульсирует, то разрешаясь в мгновенную иллюзию, то снова смыкаясь в непрерывную структуру. Название картины отсылает к представлению о взрывах космической энергии и зарождению сверхновых звезд. Непрерывно колеблющиеся поверхности «сверхсенсорных» картин заводят восприятие в тупик, вызывают зрительный шок. Особенно сильным ударом подвергался нервный аппарат зрителя на тех выставках, где экспонировались движущиеся, светящиеся, отражающие свет и бликующие системы. Их посетители реагировали на «художественную иллюзию» головокружениями и обмороками.

Чтобы достичь внешних оптических эффектов, оп-артисты используют материалы, не относящиеся к живописи (металл, стекло, пластик), но имеющие отражающую поверхность. Эта же цель навела художников на мысль использовать выразительные возможности ткани и прозрачных материалов — излюбленный приём рекламы и печати, шокирующий и достигающий немедленного результата. В том же духе будет работать и поколение художников, родившихся между 1925 и 1930, чьё творчество связано главным образом с 1960-ми — они систематизируют предшествующие открытия и умножат области применения оп-арта в повседневной жизни. Начиная с оптических эффектов на картинной плоскости, они будут стремиться систематизировать свои композиционные решения (Дебур Гарсия-Росси, Собрино Ле Парк, Демарко Морелле) и достичь переливающихся эффектов (Морелле, Сото, Стейн); некоторые из них обратят свои поиски в сторону кинетизма (Агам Крус, Диас Сото, Ивараль Варданега, Марта Бото).

 

Иллюзия контраста

Иллюзия контраста показывает нам, что окружающий фон влияет на восприятие предмета. Частные случаи зрительной иллюзии контраста:

Иллюзия Эббингауза-Титченера, заключается в том, что один и тот же объект, воспринимается как более крупный среди мелких фоновых предметов и меньше среди больших фоновых предметов.

Ахроматический контраст: круги имеют один и тот же оттенок серого цвета.

 

Влияние рамок: Цвет кажется более насыщенным, если он окантован черными рамками.

 

 

Решетки Геринга демонстрируют такое явление, как иррадиация (по-латыни - неправильное излучение)

 

На пересечении белых полос

На пересечении черных полос видны серые пятна. появляются серо-розоватые пятна.

 

Возникает ощущение, что белые круги мигают.

Контрольные вопросы:

1. Зрительные иллюзии в костюме?

2. Оптико-геометрические иллюзии – это…?

3. Оптическое искусство и его история зарождения?

4. В чём заключается задача оп-арт и его восприятие?

5. Самые интересные оптические иллюзии?

6. Что представляет из себя иллюзия контраста?

 

 

Закономерности зрительных иллюзий, их влияние на объемно-пространственное решение формы предмета. Применение зрительных иллюзий в творческом поиске формообразования изделий.

План:

1. Объективные закономерности зрительного восприятия.

2. Применение зрительных иллюзий в творческом процессе.

 

Свойства восприятия

В словарях дается следующее определение: восприятием называют процесс отражения человеком предметов и явлений объективной действительности в ходе их непосредственного воздействия на органы чувств, а также создание чувственного образа предмета или явления, возникающего в процессе такого отражения. Зрительное восприятие на девяносто процентов обеспечивает человека всей получаемой информацией. Визуальные образы < интернациональны>, они позволяют легко преодолевать языковой барьер. Запоминаемость зрительной информации выше, чем любой другой; нередко даже словесная информация откладывается в памяти в виде образов. Может быть, поэтому в наше время, когда на человека обрушилась лавина информации, так возросла потребность в художниках и дизайнерах?

Органы чувств у всех людей устроены примерно одинаково, - следовательно, существуют объективные закономерности зрительного восприятия. Рассмотрим некоторые из них.

Последовательность

Любое изображение или объект - в общем, то, что находится у вас перед глазами, - состоит из деталей. По данным физиологов, при рассматривании объектов зрачок все время хаотически движется, но хаотичность эта кажущаяся.

 

Рис. 1. Траектория движения зрачка при рассматривании профиля Нефертити

Глаз устроен так, что за один раз позволяет обозначить только один образ, затем переходит к следующему и т.д., то есть человек смотрит последовательно. При знакомстве с объектом он как бы < ощупывает> его взглядом. В зрительной памяти остаются характерные признаки, движение глаз отражает работу мысли: Глаз не обводит контуры предметов, а перескакивает от одной части изображения к другой, несколько раз повторяя один и тот же путь. Элементы изображения, по которым человек чаще всего скользит взглядом, являются смысловыми центрами. Выше приведен пример траектории движения зрачка при рассматривании профиля Нефертити (рис. 1).

Избирательность

Максимум внимания среди множества предметов приковывает изображение человека или животного. Лица людей на картине значат больше, чем фигуры, а главные элементы, фиксируемые на лице, - глаза, нос, губы (рис. 1). Точки, в которых при рассматривании изображения зрачок останавливается и меняет направление, называются точками максимальной кривизны данного участка контура. Они наиболее важны для опознания фигуры. Резкие изломы линий часто используются художниками, для достижения большей выразительности, для стилизации изображений. Этот прием использовался в народном творчестве при вышивке крестом и в ковровых рисунках, на нем строили свои работы кубисты, по тому же принципу рисуются пиктограммы (рис. 2)

Рис. 2. Рисунки с резкими изломами линий

Реакция на движение

Зрительный аппарат устроен так, что, при появлении в поле зрения движущегося объекта взгляд почти мгновенно, через 150-170 миллисекунд, переводится на него и затем безошибочно отслеживает движение. Это свойство глаза широко используется профессиональными дизайнерами: неизменно привлекают внимание анимационная презентация, рекламные ролики, бегущая текстовая строка, движущаяся инсталляция.

 

Целостность восприятия

Человек способен воспринимать как части, так и все изображение в целом одновременно. Информация о форме объекта, цвете, яркости и т.д. сливается воедино в некий определенный образ. Несколько произвольных кривых линий, воспринимаемых как единое целое, могут создать новое неожиданное изображение, причем человек подсознательно пытается объединить его элементы, увидеть < смысл>. Собственно, это свойство лежит в основе построения любой композиции, о чем мы будем говорить подробнее в следующих разделах книги.

 

Запоминаемое

Из множества элементов рассматриваемого изображения или объекта человек может за короткое время одновременно воспринять и запомнить не более 7-9. Посмотрите в течение нескольких секунд на иллюстрацию (рис. 3) или в окно, закройте глаза и попробуйте воспроизвести увиденные

 

Рис. 3. Рисунок А.В. Кокорина

 

элементы. Наверняка, их будет не больше девяти. При создании сложных композиционных произведений, плакатов и экспозиций не забывайте об этом свойстве восприятия, не перегружайте свою работу.

 

Константность

Константность (предметность), или постоянство восприятия величины и формы, - это механизм корректирования, обеспечивающий адекватность зрительного образа объекта самому объекту. Собака, рассматриваемая с разных точек зрения, в разных проекциях, выглядит по-разному, но человек безошибочно узнает именно собаку. Некоторые типы константности врожденные, например инвариантность к размеру: большой и маленький чайник однозначно воспринимаются как чайник. Приобретенная константность формируется в мозгу человека на основе накопленного опыта.

 

Рис. 4. Пример костантности восприятия

 

В сознании человека накапливается множество обобщенных образов, необходимых для опознания предмета. Увиденный предмет по ряду признаков мгновенно сопоставляется с имеющейся в памяти абстракцией и приобщается к нужному классу: раскрытая ладонь и кулак объединяются понятием < рука>, все мыслимые изображения деревьев - в понятие < дерево> (рис. 4.). Константность восприятия позволяет человеку правильно оценить размер и реальную форму объекта, разглядеть его на фоне других объектов

Соотносительность

Соотносительность - особенность восприятия, выражающаяся в том, что все свойства одних предметов воспринимаются в сравнении с теми же, - свойствами других предметов. Если на картинке изображен только один объект, вы, скорее всего, не сможете сказать, большой он или маленький. Следует поместить его в какую-то среду, окружить другими предметами, сопоставить размеры с известными размерами прочих объектов. Эмоциональное восприятие одного и того же объекта зависит от его окружения (рис. 5).

 

Рис. 5. Восприятие объекта в зависимости от окружения

 

Соотносительность позволяет усилить впечатление многоцветности изображения при использовании ограниченного числа красок- темное на светлом фоне кажется более темным и наоборот (рис. 6),

 

Рис. 6. Зависимость восприятия цвета от контраста

контраст цветов усиливает их звучание Подсознательное стремление человека сравнивать объекты иногда приводит к ошибкам глазомера и возникновению разного рода иллюзий.

 

Иллюзорность

Иллюзорность - обманчивость зрительного восприятия Причина оптической иллюзии лежит как в физических свойствах предмета, так и в особенностях строения глаза, и является следствием несовершенства органов чувств < Мысль изреченная есть ложь> (Тютчев), но лжет иногда и изображение, вернее, наше восприятие этого изображения

Рассмотрим в качестве примеров графические иллюзии на изображениях Зрительное восприятие обязательно включает в себя глазомернуюоценку. Человек подсознательно отмечает равенство отрезков, их параллельность, пропорции, одинаковость фигур, даже если они повернуты относительно друг друга, и т.д Глазомерные оценки порой бывают ошибочны, и эта ошибочность достаточно устойчива Например, светлые предметы на темном фоне кажутся больше, это явление называется иррадацией (от лат. < сиять> ).

Ниже приведены примеры наиболее распространенных графических иллюзий:

 

 

 

Рис. 7. Иллюзия стрелок Мюллера-Лиера

а - отрезок раделен на две равные части;

б - правая часть отрезка короче лвой на 25%

 

 

Рис. 8. Иллюзия сходящихся и расходящихся линий:

а - горизонатальные части ломаных линий ровны;

б - длины верхних оснований обеих тропеций равны;

в - нижний горизонатальный отрезок равен верхнему

 

Рис. 9. Иллюзия разной кривезны:

а - радиус кривезны всех дуг одинаков;

б - внутренние окружности в обеих случаях одинаковы

 

 

Рис. 10. Иллюзия непараллельности параллельных линий:

а - параллельные линии кажутся расходящимися;

б - параллельные прямые кажутся сходящимися;

в - параллельные горизонтальные линии кажутся волнистыми;

г - параллельные прямые кажутся непараллельными

 

 

Рис. 11. Иллюзия искажения прямого угла и окружности. Иллюзия черных кружков

 

Наблюдаемые объекты проецируются на сферические сетчатые оболочки глаз, которые у всех людей устроены примерно одинаково, поэтому оптические иллюзии закономерны и объективны.

 

Ассоциативность

Ассоциативность устанавливает связи между отдельными представлениями, вследствие чего одно из них вызывает другое, третье и т.д. Приведем в качестве простейшего примера эмоциональное зрительное восприятие линии. При разглядывании с различных линий возникают различные, вполне определенные чувства и ассоциации. Разные формы линий, их направление - это элементы выразительности (рис. 12)

 

 

 

Рис. 12. Выразительность линий

 

горизонтальные линии символизируют основательность, спокойствие, тишину;

вертикальные - передают стремление вверх, рост, торжественность;

спиральные - характеризуют вращательное движение, развитие;

ломаные - ассоциируются с агрессивностью, неуравновешенностью;

волнообразные - выражают движение на различных скоростях;

наклонные:

· восходящие, или активные, - ассоциируются с надеждой, взлетом, подъемом;

· нисходящие, или пассивные, - вызывают чувство нестабильности, грусть, тоску, бессилие

 

Образность

Образность - основанная на ассоциативности способность возбуждать в сознании художественные образы. Например, вид морской раковины вызывает в воображении океан, пучину моря. Порой объект, не виденный заранее, способствует возникновению какого-либо близкого, давно знакомого образа. Ассоциативность и образность зависят от развития человека: они тем богаче, чем выше его интеллект. В психодиагностике используется тест Роршаха. Глядя на бесформенные пятна, человек пытается определить, напоминают ли они растения или животных, явления природы или достижения цивилизации. Появляющиеся образы зависят от формы пятна, цвета, фона. Отношение к цвету - показатель эмоционального состояния, а степень оригинальности ответов характеризует интеллект; правда, излишняя оригинальность скорее свидетельствует о вычурности мышления. О возможности определения характера человека по восприятию им бесформенных пятен упоминал еще Леонардо да Винчи. Способность к образному мышлению очень важна.

Художественная выразительность достигается разными путями. Яркий тому пример - постимпрессионисты: Ван Гог, Гоген, Тулуз Лотрек. Для выражения своих мыслей и чувств они шли на сознательное искажение натуры, и от этого выразительность их произведений только усиливалась. Учитывая особенности восприятия и соблюдая определенные правила, дизайнер все же в первую очередь должен руководствоваться творческими критериями. Так, на все замечания по поводу неточностей в своей картине < Боярыня Морозова> В. Суриков ответил: < Суть исторической картины - угадывание. Если сам дух времени соблюден - в деталях можно какие угодно ошибки делать. А когда все точка в точку - противно даже>.

 

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое восприятие и его суть?

2. Объективные закономерности зрительного восприятия?

3. Применение зрительных иллюзий в творческом процессе?

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1816; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.094 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь