Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Объемная композиция. Объемно-пространственная форма.



План:

1. Формообразование

2. Сущность понятия " формальность"

 

Формообразование

Формообразование — категория художественной деятельности, дизайна и технического творчества, обозначающая процесс созидания формы в соответ­ствии с общими ценностными установками.

В процессе формообразования изделия создаются его функциональные, кон­структивные, пространственно-пластические, технологические структуры. Дру­гими словами, формообразование — структурирование (членение и строитель­ство) единичных предметов.

Композиция (от лат. compositio — составление, связывание) — важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому.

Композиционное формообразование — процесс пространственной организации элементов изделия, средства и методы которой связывают человека с вещью.

Композиционные элементы: объем, плоскость, линия, цвет, свет, звук, движение, пространство.

Форма— морфологическая и объемно-пространственная структурная орга­низация вещи, возникающая в результате содержательного преобразования материала.

Дизайн-форма — особая организованность предмета, возникающая как ре­зультат деятельности дизайнера по достижению единства всех компонентов изделия (конструкции, внешнего вида, цвета, фактуры).

Дизайн-форма отвечает требованиям и условиям потребления, эффективному использованию возможностей производства и эстетическим требованиям времени.
Форма одежды характеризуется следующими элементами:
геометрический вид;
конструкция;
масса;
фактура, цвет.

Силуэт — плоскостное зрительное восприятие объемных форм одежды. Для характеристики силуэт иногда сравнивают с простыми геометрически­ми формами: квадратом, прямоугольником, трапецией, овалом и пр. Однако, как правило, силуэт состоит из нескольких простых или сложных форм.

Композиция формы одежды строится на линиях разного вида:
силуэтных;
конструктивных (швы);
конструктивно-декоративных (рельефы, подрезы, акцентированные швы);
декоративных (подчеркнутых отделкой).

В композиционном решении недопустима перегруженность модели линия­ми разного характера, которая может вносить дисгармонию, в то же время, чрезмерная насыщенность модели однородными (ньюансными) линиями утом­ляет своей монотонностью.

При создании силуэта любая линия может оказаться важной и решающей. Так, линия плеча является одним из главных признаков моды (округлая, ско­шенная вниз, прямая и т.д.).

Линия груди в разные модные периоды выявлялась по-разному: то она под­черкивалась зауженной талией, то она сглаживалась в прямом силуэте.

Линия бедер также играет важную роль в силуэте: юбка расширенной фор­мы подчеркивает женственность, в прилегающем силуэте типа «сигарета» юбка заужена и создает легкость формы.

Линия низа, так же как и линия плеча, является одной из главных примет моды. Она определяет пропорции всей фигуры.

Сущность понятия " формальность"

Формальная композиция. Форма взаимосвязана с содержанием, но возможно отделение формы от содержания путем замены реалистичных объектов формальными (или абстрактными), но так, чтобы формальная композиция выражала идею и художественно-образный замысел через:

-характеристики и свойства элементов композиции

-через структурную организацию элементов композиции

3 основных вида композиции: фронтальная, объемная, объемно-пространственная.

Фронтальная. Распределение элементов по двум направлениям: вертикальному и горизонтальному. Относят плоскостные композиции и рельеф.

Объемная. Распределение элемента по координатам высоты, ширины и глубины.

Объемно-пространственная. Состоит из нескольких объемных композиций, расположенных в пространстве с определенными интервалами.

Условия от которых зависят сохранение фронтальности композиции:

1) Определенное соотношение между вертикальными и горизонтальными размерами.

2) Фронтальность зависит от силуэта плоскости.

3) Зависит от характера элементов по глубине.

4) Фактурность поверхности, цвет...

Фронтальная и объемная могут входить в состав пространственной, объемная часто складывается из замкнутых фронтальных поверхностей и в то же время является неотделимой частью пространственной среды. Ясность восприятия такой композиции зависит от взаимосвязи и расположения в ней элементов, создающих объем. С приближением к предмету увеличивается перспективное сокращение его граней. Объемная композиция всегда взаимодействует с окружающей средой, и сама среда может увеличивать или уменьшать выразительность одной и той же композиции. Характерным признаком фронтальной композиции является распределение в одной плоскости элементов формы в двух направлениях по отношению к зрителю. Например, стенды наглядной агитации, фасады зданий, то есть в вертикальном и горизонтальном направлениях. Глубинно-пространственная композиция складывается из материальных элементов, различных объемов, поверхностей, интервалов между ними. Ощущение глубины усиливается, если в композицию включены элементы, которые разделяют пространство на ряд последовательных планов. Каких то готовых рецептов и постулатов в использовании закономерностей и средств композиции не существует. Бытуют общепринятые понятия, позволяющие в каждом конкретном случае достичь художественной выразительности. Изучение законов композиции само по себе не может заменить живого творчества. Но знание различных примеров, лежащих в основе принятых понятий, дает ту подготовку, без которой невозможна успешная работа. Для определения различных видов композиции и многообразных зависимостей между ними используют такие категории как ритм, динамика, в противовес динамике - статика, масштаб и масштабность, симметрия и асимметрия, контраст, нюанс, пропорция.

Рассмотрим ритм, важнейшее средство, ведущее к упорядочению различных изображений, форм. Ритм со своим равномерным чередованием элементов, порядком сочетания линий, объемов и т.д., воздействует на наши чувства. Восприятие идет не только зрительно, но и на слух (например, в музыке, стихах). Здесь также выдержан необходимый одинаковый интервал. Когда мы смотрим на неподвижное изображение, хотя бы тот же орнамент на вазе, с чередованием каких-либо повторяющихся элементов, плоскостных, объемных, линейных, ощущение ритма дает восприятие условного движения, глаз как бы следует за этим размеренным повтором элементов. Закономерное чередование объемов, линий, поверхностей, упорядоченное изменение их характеристик - все это используется в качестве специфического средства композиции. Ритм может быть спокойным и беспокойным, может быть направленным в одну сторону или сходящимся к центру, двигаться как по горизонтали, так и по вертикали. Ощущение беспокойства могут создавать частые членения, как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении. По горизонтали чередования зрительно снижают высоту изображаемого предмета, а вертикальные делают выше. Необходимое впечатление можно создать правильным использованием всех возможностей ритма, в частности продуманным и прочувствованным чередованием элементов, цветовых пятен, как бы направляющих движение глаз в соответствии с выбранным ритмом.

Мы не можем зрительно воспринимать работу законченной, если по цветовым пятнам она не уравновешена. Работа должна быть зрительно устойчива. Равновесие в композиции -это когда все элементы сбалансированы между собой относительно центра. Распределение цветовых пятен, объемов относительно центра должно давать ясную зрительную информацию об устойчивости. Равновесие и ритм присуще всему растительному и животному миру. Лист каштана, соцветие акации, рифовые кораллы. Равновесие зрительно вызывает чувства покоя, устойчивости. Зрительно мы отдыхаем от восприятия такой композиции. Используя первоначальные мотивы рекламы возможен вариант предпочтения ритмичной композиции либо упор сделать на уравновешенную со всех сторон.

Динамику можно охарактеризовать зрительным восприятием движения, стремительностью формы. Динамичность делает форму броской, активной, выделяя ее среди других. Статике характерно состояние покоя, устойчивости, равновесия. У статичной композиции есть центр, вокруг которого организуется пространство. Статичность требует спокойных движений линий, четких членений по вертикалям и горизонталям. Возможна комбинация двух начал - динамики и статики.

Симметрия с давних времен считалась одним из канонов красоты, так как она обеспечивает равновесие композиции, является одним из важных средств в достижении единства и художественной выразительности.

Симметрия в переводе с греческого означает соразмерность. Элементы композиции должны правильно располагаться относительно плоскости или центра. Симметрия является наиболее ярким и наглядно выраженным свойством композиции. Наиболее простой вид симметрии - зеркальный, который основывается на равенстве двух частей, расположенных одна относительно другой как отражение в зеркале. Другой тип симметрии - осевая симметрия - обусловлена вращением чего-то относительно оси симметрии, то есть линии, при повороте вокруг которой это что-то может неоднократно совмещаться само с собой. Еще одной разновидностью симметрии является винтовая симметрия, которая получается в результате винтового движения вокруг неподвижной оси. Асимметрия сочетает и располагает элементы композиции так, при которой ось или плоскость симметрии отсутствует полностью. В такой композиции очень важна зрительная уравновешенность всех частей по массе, цвету, тону. Необходима динамическая уравновешенность элементов, что бы создавалось впечатление движения в пределах целого. Если симметричная композиция читается легко и сразу, то ассиметричная постепенно. Симметрия и асимметрия помогают достичь художественной выразительности статичных и динамичных композиций. Абсолютной симметрии и асимметрии в природе практически не существует.

Восприятие реальной величины предметов возникает только в сравнении друг относительно друга. Для характеристики соразмерности используют понятия масштаб и масштабность. Нужно развивать в себе чувство масштабности, реальное восприятие мира, отдельных явлений в их конкретной величине. При достижении правильной масштабности большую роль играют мелкие детали. Масштабность является наиболее сложным средством композиции. Достаточно свободно можно использовать масштабность, исходя, прежде всего из соображений художественной выразительности. Масштаб и пропорции неразрывно связаны между собой. Пропорция - это равенство двух отношений. Это еще одно из классических и универсальных средств композиции. Пропорциональные величины зависят друг от друга настолько, что с увеличением одной в несколько раз, соответственно во столько же раз увеличивается другая величина. Соотношения форм, объемов - основа, на которой строится вся композиция. Пропорционирование следует рассматривать как творческий процесс. Все должно быть взаимосвязано пропорциями, имеющими большое художественное значение. Они определяют соразмерность и гармоническую согласованность всех элементов композиции, всех ее частей между собой и целым. Все необходимо выверить настолько, что бы ни прибавить, ни убавить ничего уже было бы не возможно.

Среди идеально выверенных пропорций особо можно выделить " золотое сечение", которое выражается числом 1, 62.Чтобы разделить отрезок АВ в пропорции " золотого сечения", достаточно в точке В восстановить перпендикуляр ВС=АВ: 2 и на стороне АВ отложить АД=АС-ВС. Отношение АД: ДВ=АВ: АД=1, 62." Золотое сечение" применено при построении пятиконечной звезды, где в каждой точке пересечения стороны звезды делятся на две части в отношении " золотого сечения". Термин " золотого сечения" ввел в обиход Леонардо да Винчи, но сам секрет был известен еще в далекой древности. Ученые утверждают, что Египетские пирамиды, Парфенон, греческие вазы - все это результат практического применения простого отношения по принципу " золотого сечения". Именно оно вызывает впечатление красоты и гармонии, согласованности частей. На практике применяется приближенное " золотое сечение", где каждое последующее число является суммой двух предыдущих-3: 5 /5: 8/ 8: 13/ 13: 21и т. д. Эти соотношения названы в честь автора Фибоначчи.

Одним из основных часто используемых средств композиции является контраст. Другими словами резко выраженная противоположность цвета, объема. С помощью контраста можно подчеркнуть, усилить выразительность. Подчиненный интересам композиции, контраст активизирует необходимый элемент. А при его отсутствии изображение может оказаться маловыразительным и скучным. Контрастные сопоставления способствуют обострению восприятия в целом. Усиливая, подчеркивая различие между цветовыми пятнами, объемами, контраст объединяет их в одном - изображение в целом получается напряженным и броским. Связь частей композиции становится более доступной в понимании, если в ней находится главный элемент, вокруг которого на художественной основе объединяются остальные. Центр композиции - это главное, все остальные части должны иметь направленность, тяготение к нему по расположению, по смещению, по ритму деталей или по асимметричности композиции. Введение главного композиционного элемента и соподчиненность остальных частей ему усиливает внутреннюю связь частей между собой и повышает общую выразительность. Цветовой контраст (пятно, фон) широко применяется в изобразительном искусстве. Но очень сильный контраст может зрительно разрушить композиционный строй. Поэтому степень применяемого контраста ограничивается требованиями сохранения цельности впечатления. Выбор степени контраста определяется художественной интуицией и зависит от решаемых задач.

Если контраст несет в себе явно выраженную противоположность, то нюанс несет в себе едва заметный переход, оттенок. Но принципы у них общие - подчеркнуть и выделить отдельные детали, улучшить всю композицию. Нюанс - еще один способ выразительности. Он представляет собой как бы градацию отношений однородных частей. В живописной технике нюанс - это разнообразная гамма вариантов в тончайших оттенках цвета. К нюансу прибегают, как правило, на завершающей стадии работы. Нюансировка - главное, что делает произведение более совершенным, элегантным. Нюанс едва заметен, акцент звучит жестче, ярче. Задача акцента заострить, привлечь внимание определенной деталью.

Все отмеченные категории: ритм, симметрия, асимметрия, динамика или статика, контраст, нюанс, акцент представляют собой отражение в нашем сознании разнообразных свойств природы. Любая форма в природе состоит не из случайного скопления отдельных независимых частей и элементов, а является гармонически стройным в своем единстве целым и имеет определенный порядок в построении.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Понятие формообразования.

2. Перечислите композиционные элементы?

3. Условия от которых зависят сохранение фронтальности композиции?

Список использованной литературы:

Основная:

1. Мартынова А.А. Технология изготовления тканей: /учебник для нач. проф. образования / А. А. Мартынова, О. Ф. Ятченко, А. В. Васильев. - М.: Академия, 2007. - 304 с. - (Начальное профессиональное образование)

2. Власова П.В. Проектирование ткацких фабрик: учебное пособие для вузов / Под ред. П.В. Власова. - 2-е изд - М.: Легкая и пищевая пром-ть, 2002.-304 с.

3. Современные наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и легкой промышленности (Прогресс-2001): Тезисы докладов международной научно-технической конференции (21-24 мая 2001 года). Иваново: ИГТА, 2001. 476с.

4. Синицын В.А. Технология ткачества и основы строения тканей: Учебное пособие. Иваново: ИГТА, 1999.

5. Проектирование ткацких фабрик: учебное пособие для вузов / Под ред. П.В. Власова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Легкая и пищевая пром-ть, 2002. - 304 с.

6. Озеров Б.В. Проектирование производства нетканых материалов: учебное пособие для втузов / Б. В. Озеров, В. Е. Гусев; Под ред. В.Е. Гусева. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 2004. - 400 с. - (Для вузов)

7. Севостьянов А.Г. Моделирование технологических процессов (в текстильной промышленности): учебник для вузов / А. Г. Севостьянов, П. А. Севостьянов. - М.: Легкая и пищевая пром-сть, 1999. - 344 с.

8. Розанов Ф.М. «Технология ткачества» Легкая индустрия. 1967-339с.

9. Гордеев В.А., Волков П.В. «Ткачество» М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984-488с.

10. Николаев С.Д., Малецкая С.В. «Пестроткани. Особенности строения и технологии выработки» МГТУ им. А.Н.Косыгина, М- 2005.

11. Власов П.В. «Нормализация процессов ткачества» М., 1982-296с.

12. Гордеев В.А. «Сборник задач по ткачеству» М., 1975.

13. Полетаев В.Н., Алешин П.А. «Лабораторный практикум по ткачеству» М., 1979-312с.

14. Гордеев В.А Сборник задач по ткачеству. – М.: Легкая индустрия 1975-164с.

15. Власов П.В., Шосланд Я., Николаев С.Д. Масайтио И. Оптимизация процесса ткачества –М.: МТИ, 1983-100с.

16. Ларотин В.Н. Прибой утка и формирование нового элемента ткани. –М.: МТИ, 1979-39с.

17. Ормирод А. Современное приготовительное и ткацкое оборудование М.: Легпромбытиздат, 1987 -213с.

18. Пгалавашек О., Сватый В. Бесчелночные ткацкие станки. М.: Легпромбытиздат, 1985 -385с.

 

Дополнительная литература

19. В.Е. Гусев «Технология вторичного текстильного сырья», М. Легкая индустрия, 1970.

20. В. А. Протасова «Шерстопрядильное производство» М., Легкая индустрия, 1980.

21. Шутова Н.Е. «Обрывность нитей и устойчивость технологического процесса» М., 1975-78с.

22. Structure And Mechanics Of Woven Fabrics: Woodhead Publishing in textiles/

Jinlian HU CRC Press, 2004-ISBN 0849328268, 9780849328268-307 pages

ГОСТы, ТУ, ОСТы

23. www.rieter.com

24. www.zinser-texma.com

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1169; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь