Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЗАЛОВ



Эволюция архитектурно-планировочных структур универсальных за­лов связана с расположением основных функциональных зон относи­тельно арены. Все многообразие вариантов взаимного расположения ос­новных помещений и двух групп вспомогательных (для зрителей и для спортсменов) в сооружениях различной вместимости и состава можно привести к 12 схемам, отражающим наиболее употребительные приемы. Определяющий признак в выборе планировочной схемы — количество и размеры демонстрационных и тренировочных залов, а также прием раз­мещения основных функциональных зон. Для универсальных залов с 1-2 небольшими тренировочными залами характерны компактные схемы (залы в Ростоке, Иркутске), а для сооружений с числом основных эле­ментов более 4 — расчлененные схемы (залы в Фудзисаве, Бохуме, Лан-дсберге и др.). При компактных схемах создаются удобные функцио­нальные связи, рационально используется подтрибунное пространство. При расчлененных — легче обеспечиваются функциональные связи боль­шого числа основных и вспомогательных помещений, а также решают­ся вопросы естественного освещения (рис.6.19).

Рациональные схемы для различных типов сооружений учитывают на­значение сооружения, вместимость трибун, состав основных помещений.

В многофункциональном сооружении прежде всего необходимо рассмот­реть расположение зон двух основных групп помещений — для спортсменов и для зрителей — в зависимости от нахождения места действия и формы трибун.

По расположению места действия все мероприятия можно разбить на две группы. Первая группа — спортивные соревнования непосредственно на арене или на настилах и помостах; вторая — митинги, концерты, кинопо­каз, цирк на сцене, соревнования по тяжелой атлетике. На рис.6.20 пред­ставлено расположение зон вспомогательных помещений в зависимости от назначения зала и формы трибун.

При односторонней трибуне спортивно-зрелищного и спортивно-демонстрационного зала (тип 1, 2 и 3) оптимальной зоной размеще­ния вспомогательных помещений для зрителей является зона, при­мыкающая к трибуне вдоль одной из продольных сторон арены. В этом случае вспомогательные помещения для спортсменов размещаются вдоль противоположной стороны арены или с ее торца. Когда отметка первого ряда трибуны выше 2, 40 м и трибуна заполняется с верхнего уровня, зоны спортсменов и зрителей можно разместить по одну сто­рону арены, но на разных отметках. При этом вспомогательные по­мещения для спортсменов всегда находятся на уровне арены. В спортив­но-зрелищном зале для митингов, концертов, кино, цирка, тяжелой атлетики, использующих сцену, вспомогательные помещения долж­ны быть максимально приближены к ней, а зона для сбора артистов перед выходом на сцену должна непосредственно к ней примыкать. Это диктует расположение вспомогательных помещений для артистов по продольной стороне арены. Вспомогательные помещения для зри­телей расположены, как и в первом варианте — вдоль противополож­ной стороны арены или с ее торца.

В спортивно-демонстрационных залах с двусторонней трибуной ситуа­ция меняется. Вспомогательные помещения для спортсменов располагают­ся с торцов арены, а для зрителей — по продольным сторонам. Возможно также расположение вспомогательных помещений для зрителей с трех сто­рон арены, а для спортсменов — по продольной стороне. Тогда одну из три­бун следует поднять над ареной. Это решение более рационально, чем пре­дыдущее, когда зал используется и для зрелищных мероприятий, посколь­ку артистические удается разместить у сцены.

Аналогично располагаются зоны для спортсменов и зрителей при трех­сторонних трибунах.

Выбирая функционально-планировочную схему, необходимо рассмат­ривать спортивное назначение универсального зала как основное и все его другие функции - как производные. Компромисс в размещении тех или иных


180 физкультурно-спортивные сооружения


УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СПОРТИВНО-ЗРЕЛИЩНЫЕ ЗАЛЫ_______________________________________________________________ 181

групп помещений должен допускаться за счет производных функций (куль­турно-зрелищных).

Для развития типов универсальных залов характерна тенденция включе­ния их в различные комплексы — спортивные, учебные, общественные и разнообразное кооперирование с другими общественными зданиями. По­этому композиция универсальных залов неразрывно связана с условиями их размещения в этих комплексах (см. рис. 6.10).

Наиболее представительная группа - универсальные залы в спортив­ных комплексах, при этом состав комплексов разнообразен и зависит от размеров участка. Обычно спортивные комплексы располагаются на большой территории. Традиционное построение комплекса: основной

объем универсального зала, крытый или открытый бассейн, свободно расположенные среди зелени игровые площадки, спортивное ядро. Уни­версальные залы могут входить в комплексы еще более развитые, вклю­чающие стадион, крытые и открытые катки, специализированные спортивные корпуса. Тогда универсальный зал кооперируется с другими залами и бассейнами, создавая крупный объем, не утрачивающий зна­чимости на прилегающей территории с плоскостными сооружениями (в Бохуме, Германия). Либо зал располагается на периферии комплек­са, вблизи магистрали, с которой хорошо виден объем зала (Тыргу-Муреш, Румыния), либо находится на возвышении, замыкая перспек-


182 физкультурно-спортивные сооружения

тиву основных проходов к центру (Кельц, Польша). При этом зданию универсального зала придается интересная своеобразная форма. Напри­мер, здание, перекрытое металлической структурой (в Бохуме), вось­мигранное с вынесенными лестничными клетками (в Тыргу-Муреш), трапециевидное с асимметричной усеченной пирамидой покрытия и ко­зырьком над главным входом (в Кельце).

На меньших и затесненных участках вблизи центра города в составе спортивных комплексов сокращается число полей и площадок, преобла­дают крытые сооружения. Для универсального зала характерны компакт­ная композиция, свободная постановка здания, увязка пластики здания с другими элементами комплекса, например зал ЦСКА и " Дружба" в Москве.

Универсальный зал может входить в спортивный комплекс учебного заведения. Комплексы выносят за пределы многоэтажной плотной заст­ройки, к зеленым зонам, в кварталы с удобным транспортом. Этот при­ем особенно характерен для малых городов Германии. Спортзал в Вор-бурге с трибуной на 1500 зрителей расположен вблизи парка при въезде в город, в Рейтлингене — в городском парке, в Цевене — в разреженной застройке с зелеными участками. В таких комплексах наряду с главным объемом зала есть плоскостные сооружения ограниченного (несколько площадок в Рейтлинге, спортивное ядро в Цевене) или развитого соста­ва, как в Ландсберге (Германия), где есть легкоатлетический стадион, и футбольное поле, и игровые площадки.

Наиболее характерные композиционные приемы для универсальных за­лов в учебных центрах — соединение с учебными корпусами системой кры­тых переходов (для групп школ, как в Зольтау, Вюрцбурге, Оберхаузене), включение в общественный центр студенческого городка или в отдельную спортивную зону (в основном для университетских комплексов, как в Со­фии, Болгария, Гейнсвилле, США, Нагое, Япония). Расположение залов во многом определяет их архитектуру. Для учебных центров характерны про­стота композиции из 1-2 объемов собственно зала и вспомогательных поме­щений, стремление не выделять зал из окружения, скупость пластического языка, утилитарность конструкций. Залы в университетских центрах инте­реснее и значимее: зал в Гейнсвилле с куполом воздухоопорной конструк­ции, зал " Христо Ботев" в Софии, перекрытый шестигранной металличес­кой решетчатой плитой, комплекс зала и бассейна СКД в Праге, огражда­ющие конструкции которого образованы единой пространственной струк­турой.

В общественных центрах городов или жилых районов универсальный зал формирует архитектурно-художественное лицо ансамбля. Для двор­цов спорта " Динамо" и " Измайлово" в Москве, дворца спорта в Бишке­ке, Кыргызстан) характерно объединение демонстрационного и трени­ровочного залов платформой-стилобатом, устройство перед главным вхо­дом аванплощади с системой лестниц, цветников, фонтанов, автостоя­нок, крупные монументальные формы объема демонстрационного зала. Композиция строится на контрасте с высотными доминантами комп­лекса. Используются естественный камень, барельефные композиции. Форма и членения фасадов выявляют функциональную структуру и кон­структивную схему зданий. За рубежом универсальные залы в обществен­ных центрах компонуются разнообразно. В Араде (Румыния) универсаль­ный зал, гостиница, зрелищный зал пространственно обособлены и свя­заны центральной площадью — форумом. В Рединге (Великобритания) композиция развивается по вертикали, зал связывается с обществен­ным центром по первому этажу — с его подъездами и стоянками, по второму — с пешеходной зоной. В Сплите композиция свободная: уни­версальный зал, кегельбан, торговый центр связаны террасами и дво­риками, активно используется рельеф.

Универсальные залы в рядовой городской застройке с мелкими кварта­лами и высокими домами выделяются курдонером и представляют собой компактные объемы, иногда с многоэтажным расположением залов. Здание получает четкую ориентацию в сторону главного входа (универсальные залы в Праге и в Ростоке).

Залы в рядовой застройке, вдали от многолюдного и тесного центра города, но связанные с ним системой магистралей, удается включить в ком­позицию с зеленью, открытыми площадками для отдыха, автостоянками (залы в Браиле, Румыния, и Сегеде, Венгрия).

Членения крупномасштабные, зал выделен из окружающей застройки


УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СПОРТИВНО-ЗРЕЛИЩНЫЕ ЗАЛЫ_______________________________________________________________ 183

интересными конструкциями покрытия: пространственными плитами, сво­дами, вантовыми конструкциями.

Появляются (пока единичные) высотные комплексы в тесной застрой­ке, включающие несколько спортивных залов, как тренировочные, так и демонстрационные (" Каракузы" в Японии). Сложный конгломерат " Меди­сон-сквер-Гардена" в Нью-Йорке включает спортивно-зрелищный зал на 20 тыс. мест и под ним — спортивные и зрелищные залы, театр, спортклуб, учебный каток.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 837; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь