Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Законы развития общественного сознания
Материалистическое, понимание истории исходит из признания первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания, которое всегда есть осознание материального жизненного процесса, его приблизительно верное отражение. Материальная и духовная стороны общественной жизни не тождественны уже потому, что реальный процесс жизни индивидов не осознается и не охватывается общественным сознанием полностью. Производственная деятельность, труд не только основа жизни индивидов, но и база, на которой формируется, развивается индивидуальное и общественное сознание. Последнее выступает как продукт, образ общественного бытия. Хотя становление общественного бытия и общественного сознания происходит одновременно, главные источники возникновения и развития сознания заключены не в нем самом, а в общественном бытии, в исторической практике людей. Пока совокупный общественный продукт не превышал уровня потребления, элементы духовного творчества были вплетены в материальное производство, духовного производства как такового не было. Лишь тогда, когда труд достиг известной сложности и избыточности, духовное производство обособляется в самостоятельную отрасль. Наиболее общие законы развития общественного сознания выражают его вторичность, производность от общественного бытия, т.е. являются следствиями закона определяющей роли общественного бытия в жизни общества. К ним относятся три основных закона: 1) зависимости общественного сознания от общественного бытия, 2) относительной самостоятельности общественного сознания, 3) активного влияния общественного сознания на материальные процессы. Существуют, по-видимому, более конкретные законы развития общественного сознания, которые пока еще не известны. Закон зависимости общественного сознания от общественного бытия. Поскольку общественное сознание отражает общественное бытие, оно зависит от него. Как известно, общественное сознание не имеет своей абсолютно самостоятельной истории, ступени его развития необходимо выводить и объяснять из ступеней развития общественного бытия, прежде всего из исторических типов труда. Ограниченное отношение индивидов к природе определяет ограниченное отношение друг к другу, и потому сознание вначале есть всего лишь осознание ими этой ограниченной связи с вещами и другими индивидами. Пока общественная жизнь еще носит в значительной мере животный характер, человек отличается от животного лишь тем, что сознание заменяет ему инстинкт, или что его инстинкт осознан. “Это баранье, или племенное, сознание получает свое дальнейшее развитие благодаря росту производительности, росту потребностей и лежащему в основе того и другого росту населения”144. В античном обществе человек осознает себя как нечто отличное от природы, как микрокосм, важнейшими чертами которого оказываются мысль, свобода, достоинство, связь с космосом. Осознание собственной индивидуальности возвысило греков над варварами. Грек смотрел на себя и других сквозь призму собственного внутреннего мира. В средние века общественное сознание в значительной степени было соткано из бессознательных верований и предрассудков; весь мир с его историей представал в своеобразной религиозной окраске, а человек осознавал себя как часть иерархически структурированной общности: сословия, касты, цеховой организации и т.д. Он смотрел на себя и других людей через призму своей общественной роли. В эпоху Возрождения в общественном сознании вновь утверждаются чувства достоинства, индивидуальности, свободы, космополитизма. Человек осознает, что природа есть некая отдельность, которой можно не только овладевать теоретически и практически, но и наслаждаться ее красотой. Что же касается господствующих в ту или иную эпоху принципов, то они производны от уровня развития индивидов, их сущностных сил, в первую очередь труда и собственности. Феодализм утверждается не потому, что в сознании общества стали господствовать принципы вассальной зависимости и рыцарской чести, напротив, эти принципы утвердились благодаря особой форме разделения труда и соответствующей ей форме собственности. Точно так же буржуазное общество возникает не в силу господства идеалов свободы, равенства, братства. Наоборот, они появляются с зарождением этого общества и наполняются реальным содержанием по мере развития капиталистического типа труда и собственности. Поскольку общественное бытие не однородно, а раздвоено на неравнозначные стороны — труд и отношения, зависимость общественного сознания от общественного бытия двойственна: оно зависит от труда как такового (непосредственная связь) и от производственных отношений, сложившихся на его основе (опосредованная связь). Поэтому возможен в известной мере непосредственный перевод содержания общественного бытия в те или иные духовные принципы (труд и соответствующие его природе нравственные, эстетические и другие принципы) и опосредованный (труд, экономический базис и соответствующие им нравственные, эстетические и иные принципы). Всякий духовный принцип, сложившийся в обществе, в конечном счете есть результат отражения существующих типа труда и производственных отношений, в первую очередь отношений собственности. С одной стороны, как процесс творческий, реализующий и развивающий способности индивида, труд сам формирует трудолюбие, любовь и добросовестное отношение к себе. И чем сложнее, чем больше в нем элементов творчества и выше его культ в обществе, тем сильнее у индивидов развито трудолюбие. С другой стороны, труд должен быть внутренне “осмысленным”, т.е. иметь определенную социальную направленность, способствовать созданию условий, все более соответствующих природе человека и его собственному развитию. И чем сильнее и глубже выражена направленность труда на развитие индивидов, их сущностных сил, тем более развито у них трудолюбие. Социальная направленность труда есть выражение существующих в обществе экономических и других отношений. Формирование трудолюбия происходит на основе самого труда, порожденных им отношений. Зависимость общественного сознания от общественного бытия имеет две стороны. Качественной стороной этой зависимости является их содержательное сходство, или соответствие; количественной — степень этого сходства, соответствия. Сознание отражает общественное бытие не полно, не точно, в лучшем случае приблизительно верно. При этом оно всегда содержит в себе иллюзии, заблуждения, ошибки, которые возникают в силу игнорирования действительной основы исторического процесса, скольжения по его поверхности, непосредственного перевода экономических принципов в духовные, узкоклассового подхода к общественной жизни, а также в силу тупикового направления развития общественного бытия. В целом содержание политических, правовых и иных взглядов совпадает с реальным содержанием экономических процессов, является их адекватным отражением. Взгляды классов в целом тоже таковы, каково их реальное положение в системе производства, и потому анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии данного общества. К тому же новый класс, ставящий себя на место господствующего до него класса, вынужден вначале представлять свой интерес как общий интерес всех членов общества, т.е. вынужден придавать ему всеобщий характер. Поэтому вначале эта иллюзия правдива, ибо его интерес действительно связан более или менее с общим интересом всех негосподствующих классов. Но по мере утверждения господства нового класса этот интерес все более развивается в особый интерес особого класса, т.е. становится все более узкоклассовым и менее гуманистичным. Нисходящая ступень в развитии антагонистических формаций и выражает подрыв, исчерпание узкоклассовых интересов и целей, их противоположность объективному ходу истории, общественной потребности. По потенциальным возможностям развития, степени соответствия общечеловеческим интересам интерес пролетариата выше интереса буржуазии, самых прогрессивных ее слоев, но это соответствие никогда не бывает абсолютным, оно включает в себя и различие (собственно классовый интерес). Важнейшая закономерность общественного сознания — непрерывный рост общечеловеческого содержания. Это стало особенно явным в современную эпоху, представляющую собой эпоху завершения предыстории общества и перехода к подлинной истории. Резкое возрастание общечеловеческого содержания в сознании общества обусловлено той критической ситуацией, в которой оно оказалось вследствие угрозы гибели человечества в ядерной войне, истощения ресурсов Земли, загрязнения окружающей среды. Закон относительной самостоятельности общественного сознания. Как производное, вторичное общественное сознание обладает не абсолютной, а относительной самостоятельностью. Но с определенного момента, как отмечали основоположники марксизма, а именно тогда, когда появляется разделение материального и духовного труда, становится возможным его отрыв от общественного бытия, появляется возможность представить общественное сознание как полностью независимое от материального бытия. С усложнением труда, его разделением общественное сознание “может действительно вообразить себе, что оно есть нечто иное, чем осознание существующей практики”145, материальной жизни людей, и, следовательно, вообразить превращение себя в демиурга, творца бытия. Относительная самостоятельность общественного сознания означает, что, будучи зависимым от общественного бытия, оно вместе с тем обладает собственными закономерностями, присущими его собственной природе и выраженными в ряде тенденций: 1) отставании в конечном счете от общественного бытия, 2) преемственности, 3) неравномерности развития уровней и форм сознания. Поскольку по своему происхождению, содержанию общественное сознание вторично, оно в конечном счете всегда отстает от общественного бытия, изменяется вслед за ним. Это проявляется в медленном, постепенном отмирании старого мышления, его стереотипов. Овладев умами масс, став силой материальной, старые идеи, взгляды, чувства, иллюзии и т.д. не могут сразу, целиком быть вытесненными новыми идеями, чувствами. Так, в нашем обществе наряду с трудолюбием распространено недобросовестное отношение к труду, стремление к нетрудовым доходам. Отставание общественного сознания от общественного бытия обусловлено в значительной мере консервативностью, живучестью идей, традиций, чувств, их способностью быть активными и тогда, когда они уже устарели, не соответствуют коренным образом изменившейся действительности. Так, многие дореволюционные взгляды, предрассудки, в том числе и религиозные, сохранились и даже оживились в настоящее время. Как отмечал Маркс, в истории устаревшее стремится восстановиться и упрочиться в рамках вновь возникших форм и даже взять реванш. Относительная самостоятельность общественного сознания выражается, далее, в преемственности идей, традиций, чувств и т.д., в зависимости его от прежнего мыслительного материала. Каждая эпоха не создает на пустом месте свою науку, мораль, искусство, культуру в целом, а использует достижения предшествующих эпох. Люди творят историю при обстоятельствах, которые к ним перешли от прошлого и произведены предшествующими поколениями. Это относится и к духовному производству, производству идей, которое не может создать что-либо значительное, не опираясь на прошлый опыт, знания, чувства, не аккумулируя их в себе. В силу исторической преемственности экономически более отсталые страны могут в определенные периоды истории играть ведущую роль в развитии различных областей общественной мысли. Так, в философии XVIII в. Франция играла первую скрипку по отношению к Англии, на философию которой французы опирались, а затем Германия — по отношению к первым двум. Но вместе с тем и во Франции и в Германии расцвет философии и литературы был также результатом нарастающего экономического подъема. Однако почему в прошлой духовной культуре общество или классы берут именно тот, а не иной мыслительный материал? Это обусловлено прежде всего потребностью общественного развития, объективным процессом развития человеческой сущности, теми общечеловеческими нормами и принципами, которые существуют в любом обществе. Главное направление развития материальной и духовной культуры связано с накоплением общечеловеческих ценностей. Причем в большей мере в сохранении и развитии общечеловеческого в материальной и духовной сферах заинтересованы угнетенные классы, позиция которых имеет несравненно более широкий общечеловеческий характер. Удержание и накопление духовной культуры вместе с тем зависит и от поставленных тем или иным классом целей и задач, которые, в свою очередь, зависят от глубины осознания этим классом объективных процессов, происходящих в обществе, и, соответственно, от возможности и способности достижения им поставленных целей. Каждый класс с позиций своих интересов, в первую очередь экономических, оценивает и критически осмысливает идейное наследство, отбирая в нем то, что не противоречит его интересам и целям, способствует их реализации. Восходящие и нисходящие ступени в развитии общества сказываются на преемственности: из идейного наследия заимствуется в большей мере либо передовое, прогрессивное, либо реакционное. Современная буржуазия оказалась способной в известной мере преодолеть свой узкоклассовый интерес, выйти за его пределы, о чем свидетельствуют происходящие в обществе процессы социализации и гуманизации. С целью самосохранения и извлечения наибольшей прибыли в условиях высоких темпов НТП она все больше апеллирует к общечеловеческим интересам и ценностям, к человеку как индивиду, а не усредненному, частичному индивиду, формирующемуся в условиях господства абстрактного труда и свободной конкуренции. Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется также в неравномерном развитии форм общественного сознания: экономического, экологического, политического, правового, нравственного, эстетического, религиозного, научного, философского. Эта неравномерность зависит от степени близости той или иной формы сознания к целесообразной деятельности и экономическому базису. Наиболее тесно связаны с трудом и экономическими отношениями экономическое, политическое, правовое сознание, и потому они изменяются быстрее остальных форм сознания. В “Предисловии” к работе “К критике политической экономии” Маркс отмечал, что надстройка сходит со сцены не одновременно с базисом, а постепенно и по частям. Переворот в ней — это целый исторический период, длительный процесс, причем невозможно точно определить, когда он начинается и когда завершится. Закон активного влияния общественного сознания на материальные процессы. Будучи производным от общественного бытия, общественное сознание не является пассивным, а оказывает активное влияние на материальные, в том числе экономические, процессы и при известных условиях может играть решающую роль. Не признавая в значительной мере самостоятельного исторического развития общественного сознания вообще, его различных форм в частности, мы отрицаем и всякую возможность его воздействия на историю. Материалистическое понимание истории представляет весь ход развития общества как взаимодействие всех его сторон, среди которых главенствующей и определяющей является экономическая сторона. Но это не исключает обратного влияния экономических, политических, правовых и других воззрений на развитие экономики. Если политическая власть экономически бессильна, то нет смысла, считает Энгельс, бороться за политическую диктатуру пролетариата. Насилие (т.е. государственная власть) — это тоже экономическая сила. Не только политические, художественные и иные произведения, но и заключенные в них ошибки оказывают обратное воздействие на общественное развитие. При этом не следует лишь забывать, что сами ученые и писатели находятся под господствующим влиянием экономического развития. В отличие от идеалистического понимания истории, ставившего все на голову, материалистическое ее понимание признает активную (позитивную и негативную) роль идей в обществе, но сами идеи принимаются не за первичное, а за вторичное, производное от материального. Поэтому коренное различие между двумя противоположными взглядами на историю состоит не в том, что идеализм признает активный, творческий характер сознания, а материализм отрицает или игнорирует его, но в том, что активность сознания рассматривается ими либо как первичная, либо как вторичная. С позиций марксизма общественное сознание активно, однако наибольшей активностью обладает не оно, а общественное бытие, материальный труд. Роль идей тем выше, чем ближе они к действительности, теснее связаны с жизнью, более полно и точно ее отражают, являются достоянием не одиночек, а масс. К тому же одно дело — активность научных идей, другое — религиозных. Чем большую роль в обществе играют религиозные идеи, тем меньше остается места для влияния научных идеи, и наоборот. Наибольшая активность сознания вообще, общественного в частности проявляется в его способности опережать наличное бытие, предвосхищать будущее. Всем прогрессивным классам и слоям свойственно стремление предвидеть результаты и последствия своей исторической деятельности. Однако это стремление до открытия объективных законов развития общества было сковано ненаучным, идеалистическим взглядом на историю и ограничивалось в лучшем случае предсказанием ближайших результатов и последствий деятельности. Сила научного предвидения состоит не только в том, что оно прослеживает направление уже действующих законов и тем самым предвидит более отдаленные последствия, но главным образом — в обнаружении зачатков, ростков нового, того, что в данный момент не играет решающей роли. Заслугу Маркса Ленин усматривает в его способности ставить вопрос о будущем развитии будущего коммунизма на основании глубокого познания им сущности капитализма, выявления глубинных тенденций дальнейшего развития, заложенных в его природе “мин”. В своей способности предвосхищать будущее сознание реализует свою относительную самостоятельность, ибо оно лишь обнаруживает элементы, ростки будущего. Оно опережает не общественное бытие, а наличное, не глубинные тенденции, заключенные в нем, а лишь реализованные. Идея опережает реализованную часть бытия, а не глубинные тенденции, заложенные в нем. Она только схватывает эти тенденции, выражает их в общем виде. Оценивая учение социалистов-утопистов, Ленин отмечал верное предсказание ими будущего направления развития общества: они смотрели в ту же сторону, куда шло и действительное развитие, они действительно опережали это развитие. Как уже отмечалось, один из основателей социальной психологии Э. Фромм по существу “переоткрыл” законы развития общественного сознания146. Проанализировав психологию лидеров (Лютера, Кальвина, Гитлера) и их последователей, он пришел к выводу, что социальный характер формируется экономическими условиями. Этот характер, представляющий собой совокупность черт, свойственных той или иной социальной группе, определяет ее мысли, чувства, действия. Если он соответствует объективным условиям, то психологическая энергия людей превращается в их производительную силу. В каждую историческую эпоху взаимодействуют экономический, психологический и идеологический факторы. Экономический фактор определяет психологическую структуру социальных групп, классов, их мысли, чувства, действия. Социальная группа или класс реагирует на ту или иную экономическую тенденцию прежде всего психологически. Через изменения в психологии экономический фактор влияет на идеологию, которая в свою очередь закрепляет, усиливает возникшие психологические черты. Взаимосвязь этих трех факторов не исключает их определенной самостоятельности. Экономический фактор как ведущий обладает наибольшей самостоятельностью, ибо экономика развивается по собственным объективным законам. Возникшие на ее основе психология и идеология имеют меньшую, чем экономическая сфера, автономность. Автономность идеологии связана с законами логики и традициями научного познания. Однако, будучи зависимыми от экономики, психология и идеология оказывают на нее активное воздействие147.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 864; Нарушение авторского права страницы