Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 1 Сказки для самых маленьких



Заряна и Нина Некрасовы

 

Серия «Дети ИНДИГО»

Репетитор для родителей

 

Сказочные возможности

Оглавление

Вступление

Глава 1 Сказки для самых маленьких

От присказки до сказки лёгкие шаги

Две маминых сказки

БезВредная сказка

Иду на контакт

Общение для обобщения

Театр для младенца

Обойдёмся без капризов

Общие сказочные принципы

Глава 2 Где взять героя и что с ним делать

А что будет, если…

Тест «Какой вы сказочник»

Что делать, если у вашей фантазии выходной?

Глава 3. Сезам, откройся или Сказки от капризов и прочих детских вредностей

Подпольно – сказочная агитация

Мир живой и ребёнок – в центре Вселенной

Кит, фонтанчик и маленькая кроватка

Свой собственный сериал

Как сочинить сказку по случаю

Единственный, незаменимый

Светлячок – червячок и сфера человеческих отношений

Как спасти обои и кое-что ещё

Глава 4. Сказки – индикаторы

Найти, чтоб обезвредить

Как узнать, что у него в голове

Тест Как ребёнок относится к вам

Сказка от имени…

Правила для индикатора

Проблему решаем в театре

Глава 5 Ранее развитие. Не переусердствуйте

Тестовое задание для родителей

Малышки и книжки

Тест для дошколёнка

Тест для школьника

РазвиватьСЯ

Сочинять, играть и обучать

Глава 6. Шпаргалка для родителей

Дверь в сказочный мир

Приём первый. Пререпутаница

Приём второй. Ваш ребёнок – настоящий герой

Приём третий. От другого лица

Небесполезные советы

Сказка с продолжением

Небесполезные советы

Глава 7. Спастись от одиночества

«Грусть – тоска меня съедает…»

«Не бойся, я с тобой»

Ребёнку важно понять, что его не бросают. Готовим

Ребёнок должен быть уверен, что его любят и помнят. Держим контакт.

Ребёнок должен знать, что вы к нему обязательно вернётесь. Даём временные ориентиры.

Глава 8 Самый страшный страх

Держать удар

Куклы – пальчики – перчатки

Что будет потом…

Нечаянная потеря. И как помочь её пережить.

Тест - путешествие

Глава 9 Шкатулка со сказками

Почти волшебные вещи

Подсказки для вашей сказки

Сказки по кругу

Сказки за компанию

Сказки по пословицам

Глава 10. Сочиняют сами, сочиняют с нами

Секреты вдохновения

Маленькие говорилки или о том, как развивается детская речь

Секреты внимания

Мои первые сказки

Созвездие Гончих Невидимок

Глава 11. Детская ложь и родительские промашки

Правда, ложь и фантазия

В сказке ложь, да в ней намёк

Не может быть

Почему возникают такие трудности

Вас должно насторожить, если…

Несколько слов в утешение

Заключение

Отгадайте загадку: «Кругленькое, на шее растёт».

Эту загадку собственного сочинения нам загадала сударыня трёх с половиной лет.

Мы не угадали. А как вы думаете, что это? Так вот, оказывается, что кругленькое, на шее растёт – это… голова!

Вступление

 

У детейсовсем иная система ценностей, чем у взрослых, и воронье перо, отливающее синевой, в их, детском, мире куда дороже маминого золотого колечка. Потому что ворона – живая, и вчера приходила в гости – во-о-он за тем окошком сидела; или перо подарил тот самый мальчик, который такой …, ну такой он…

Многие недоразумения и проблемы с детьми родятся как раз из нашего непонимания этого детского мира: странного, непрактичного и/или сказочного.

А детям нас тоже трудно понять. Хотя бы потому, что им во многом ещё предстоит разбираться, и постепенно осознавать, что мир сказочный и реальный – совершенно разные вещи. А ещё потому, что до нашего, взрослого опыта, им ещё расти и расти. Это потом, повзрослев, они научиться думать по-взрослому. А пока…пока у них не получится, как бы они ни старались, а вообще-то даже стараться не будут: интересы у них другие.

И если мы хотим по-настоящему понимать своего ребёнка, его душу, его проблемы – это НАМ надо сделать шаги навстречу. Родителям - проще, потому что мы там, в мире детства, уже были. Просто немного подзабыли.

Но, к счастью, есть волшебный мост, по которому нам не трудно перебраться на сторону детства. И понять детское мышление и детский настрой. Сказки!

Они соединяют мир взрослый и детский, мир реальный и почти-ирреальный. Они легко вписываются и в наши, обыденные, и в волшебные законы бытия. Сказки, которые мы читаем и которые мы сочиняем, помогут нам вернуться в тот удивительный и ужасный, дремучий, волшебный, огромный и крошечный, пугающий, ободряющий и – какой угодно мир. В мир, где все мы на равных, где мы действительно друзья и попутчики своим детям.

Почему именно сказки?

Да потому что в мире вымысла и фантазии мы тоже не чужаки. Во-первых, мы тоже когда-то любили сказки и верили им. Во-вторых, в нашей, недетской, реальности часто мелькают сказочные сюжеты, просто мы этого не замечаем и/или не догадываемся об этом. Кто из нас не ощущал себя, например, Колобком, вырвавшемся на свободу из дома? И кто не оказывался на месте Колобка, на которого покусилась лисица? Там, в глубине повзрослевшей души, явь и вымысел переплетены так же тесно, как и в детской головке. Кто-то проходит по жизни, как Снежная Королева, и за собой оставляет холодный след; кто-то, как Дюймовочка, собирается за крота, потому что практичная мышь навязала, кто-то всю жизнь чувствует себя Золушкой, ведет себя как Емеля или Несмеяна… В мире детском и мире сказочном – всем мы там были…
В-третьих, давайте по-честному. Боевики, блокбастеры, мелодрамы, триллеры, комедии – все это тоже сказки, тоже волшебные сказки, чьи законы мы знаем – герой всегда победит и не умрет, потому что будет вторая серия. Героины всегда выйдет замуж или хотя бы устроится на новую работу. Просто наше взрослое воображение уже обленилось и не может так ярко и красочно представить, чтобы «как в жизни». За нас трудятся специально обученные люди, чтобы показать нам это максимально эффектно. А у детей не так - они сами у себя в голове создают такие спецэффекты, что Спилбергу и не снилось. Они способны нарисовать сказку у себя в голове из любого предложения (давайте это учитывать каждый раз, усаживаясь вечером перед большим экраном).

В-четвертых, психологи доказали, что сказки были самой первой психотерапией мире. Потому что, рассказывая о чужих проблемах, помогали слушателям решать свои (психологи сказали бы - показывали готовые модели поведения, которым можно было следовать). Потому что давали и разрядку нервам и задачи для ума. Потому что позволяли всей семье или даже всему клану собраться вместе, объединяя старых и малых.

Как странно-целительно действуют сказки, я убедилась недавно сама. С маленькой дочкой мы возвращались из Египта, наш рейс задержали на двенадцать часов. Половину из них нам пришлось провести в аэропорту. Кто имел подобное счастье – знает, что и взрослым вынести его нелегко. Кто-то спал, кто-то ругался, кто-то звонил всем знакомым, кто-то искал виноватых. Поползли слухи о сломанном самолёте… потом о полёте, который отложен опять…и опять…и опять… Мне было не до истерик, я развлекала и отвлекала дочку. Ведь так не хотелось, чтоб это дурацкое ожидание и эта усталость свели на нет все добрыевоспоминания об отдыхе.

Тихо-тихо я начала рассказывать ей древнюю притчу. Дочка внимательно слушала, а когда сказанье закончилась, тут же потребовала: «Ещё». Я стала рассказывать во второй: «В давние-стародавние времени …» Ребенок уютно приткнулся на коленях и толи слушал, толи дремал… А когда я сказала последнюю фразу, то вдруг с изумлением поняла, что вокруг – тишина. Там, дальше по залу аэропрота, шумели, галдели и переругивались, а рядом – люди затихли, и сидят, и смотрят на меня во все глаза.

Я поняла, что надо рассказывать снова. И вся наша группа (а там были люди за 20, за 30, за 40 лет) прослушала притчу по третьему разу, всё так же: затаив дыхание, буквально открыв рот. Когда история закончилась, с меня потребовали четвёртое повторение. Я повторила – эффект был тот же; никто не зажег сигарету, никто не кашлянул, не двинулся, никто не обратил внимание на «гавкающие» объявление по радиосети аэропорта. Люди слушали бы, наверно, и в пятый раз, но иссякли мои силы.

Вот она, эта притча. Может быть, вы мне объясните, что в ней такого удивительного, что она утешила и успокоила разгневанных русских туристов. Я так до сих пор и не знаю точно, в чем ее чудесная сила.

В давние-стародавние времена на берегу одного озера поселился Дракон. Огромный как дом, с глазами как блюда, ноздрями как блюдца, с крыльями как деревья, когтями как кухонные ножи, зубами - как столовые вилки, да к тому же еще и огнедышащий.

Сначала он таскал скот из соседних селений, потом принялся за людей. Кто смог – убежал или уехал, а те, кто остался в деревнях, жили в страхе и трепете. Лучшие рыцари королевства приезжали бороться с ним. Но никому не удалось справиться. Одним он помял железные доспехи, других опалил огнем, а многих просто схватил железными когтями и унес в небо. Не помогли ни заклинатели, ни чародеи.

Плакали люди селений и не знали, что делать, видно, надо было готовиться к смерти.

И тут кто-то вспомнили о святом человеке, старце-отшельнике Георгии, который жил недалеко в горах, в пещере совершенно один. И пошли к нему с прошением: «Ты святой человек, все жизнь Бога молишь, он тебя послушает. Помоги нам, спаси от Дракона! » - молили они.

И пошел с ними Георгий на берег озера и подошел к пещере, где жил чудовищный Дракон. Выполз Зверь: чешуя так блестит, что больно смотреть, шею вытянул - из ноздрей дым как из трубы, лапы с когтями вытягивает, шипит – и подбирается к старцу. Люди замерли, издали наблюдая, как Чудище подбирается к безоружному Георгию все ближе, ближе, ближе…

Но сказал человек ему ЛАСКОВОЕ СЛОВО, повернулся и пошел в гору. А дракон … пополз за старцем на брюхе, торопливо пополз, будто боялся отстать. Как маленькая преданная собачонка – за хозяином своим. Так вместе и ушли они в горы, по узкой тропе – Зверь и Человек. И никто их никогда больше не видел.

И отшельника старца Георгия в тех местах стали звать Святым и молиться на него как на спасителя. И создали притчи, и написали картины-иконы про его деяния.

И прошло с тех пор много и много веков. На первых иконах, написанных в те давние времена, между Георгием и зверем нарисовали веревочку - так древние люди хотели показать, как Человек привязал Чудовище словом. На последующих иконах веревка становилась все толще и крепче, а еще через несколько поколений веревочка превратилась в копье - и стали Святого Георгия считать укротителем зверя, а потом и вовсе сделали его воином, на коне, да с оружием. Написанное живет дольше сказанного, и потому скоро Георгия стали именовать не отшельником, а воином, победителем. Даже на монетах стали рисовать. (Посмотрите на обратную сторону наших мелких монет)

Так молва изменила старую притчу, утеряв ее главный смысл.

Но мы-то с тобой знаем: не было ни копья, ни верёвки, а было слово, Ласковое Слово, которое человек сказал чудищу.

 

Все любят сказки!

Общеизвестно, что в сказке «прячется» народная мудрость - опыт сотен, а может быть тысяч поколений. Но знаем мы это как-то больше теоретически. Практически же пользуемся мы сказками в самом что ни на есть прикладном смысле: ребёнку на ночь почитать, угомонить - порадовать – успокоить. А между тем эти детские сказки прекрасно могут помочь нам в решении разных взрослых проблем, тех самых, которые никак не решаются.

Потому что они, настоящие сказки, многослойны, даже те, которые перевернуты и подправлены. За наслоениями мусором, которое накидало время, можно отыскать жемчужное зерно.

Сказки – это как пушистые облака, плывущие над головами, которые мы видели когда-то в самый лучший день своей жизни.

Это – как чистый родник, из которого мы когда-то попробовали воды, и всю жизнь будем помнить ее вкус, и всю другую воду сравнивать с той, родниковой. Даже когда мы сами этого не осознаем, вкус первой чистой воды – в сказках ее называют «живой» - живет у нас на кончике языка.

Сказки обладают потрясающим свойством: однажды отпечатавшись в нашем сердце, они не исчезают никогда. Они живут в подсознании, а подсознание помнит всё. Там, в глубине мозга (или души, если вам так больше нравится) одновременно находятся источники всех наших проблем и все способы их решить. И вот сказки – прекрасный ключ к решению, ведь они сбивают с толку наш умный разум, и потому, пользуясь сказочными образами и приёмами, мы можем найти нетрафаретное, но верное решение, найти инстинктивно, интуитивно.

Малыш не хочет идти в детский сад? Пообещайте рассказать по дороге сказку; или, заранее, поиграйте – как сказочные герои оказались в детском саду. И что там делали, и с кем играли, и как защищались, если шустрые одногруппники донимали, и как каждый вечер возвращались обратно – домой. Ребенок боится сверстников? Расскажите серию сказок о Мишке, который не знал, что он настоящий Медведь, а однажды вдруг понял это... Подросток стесняется помогать маме нести ваши сумки? Не критикуйте, лучше заговорите о благородном супермене, который слабым на помощь приходил.

Проблемы, которые сейчас волнуют и нас и наших детей, хорошо накладываются на сказочные ситуации и образы. А именно так – символами и образами – «мыслит» наше подсознание.

 

Глава 1

Сказки для самых маленьких

Из чего создаются сказки? Из чего угодно: из дождя и снега, из листьев, упавших в траву, из игрушек и «взрослых» предметов, из быта и волшебства. Изо всего- всего, что вы видите вокруг.

Это странное волшебство, из детства, когда вы знали наверняка, что мир вокруг – живой и единый, весь-весь, от капельки до камня, и всё на свете умеет говорить. И вы – в центе этого удивительного мира, и он вращается вокруг вас…Честное слово: было время, когда вы не сомневались в этом. Да и не думали – а зачем? – у вас была большая прекрасная работа: расти и тянуться до взрослости. И надо было столько узнать, и столькому научиться! «Некогда думать, делать надо», - как сказал один мудрый малыш.

А взрослые вам казались волшебниками, потому что они умеют все. Освещать темноту (включая какие-то «лампочки»), разжигать огонь (под какой-то «горелкой»), создавать водопады (прикоснувшись к крану рукой). А ещё - утешать, когда плохо, и застёгивать вредные «молнии», и приносить смешные подарки и оставаться рядом, когда что-то «болит в животе». Дети легко превращают нас в добрых волшебников, потому что не сомневаются: родители могут всё. И мы стараемся соответствовать этому высокому статусу, и пусть не всегда, но ведь это у нас получается!

И в сказочников мы превращаемся сразу – вместе с рождением малыша.

Две мамины сказки

Первая мамина сказка – это бесконечные перепевы на тему «Какие мы большие! » и «Как я люблю тебя! », - и рассказывается она постоянно, большим удовольствием, а новорождённое чудо, в полудрёме лёжа в коляске или (ещё приятней) у мамы на ручках, её с большим удовольствием слушает и ощущает.

Другая – тайная сказка. Мамам она не очень нравится, и обычно они никому не рассказывают её. Кроме себя. Тот груз забот, та ответственность, которая свалилась на вас с рождением ребёнка (особенно если у вас нет помощников) кого угодно может довести до исступления. И доводит. И в голову маме приходят крамольные мысли: как хорошо было раньше, какая была свобода и как не надо было вскакивать по ночам… Появляются сердитые мысли «когда же это закончится…», «как надоел/о», возникает обида, растерянность, и даже гнев на ребёнка. И самой же становится стыдно за это. Так сочиняется вредная сказка: «Наверное, я плохая мать! ». Эта «сказка», придуманная от усталости.

На самом деле в этой «сказке» плохо только одно: что мама себя обвиняет. Ничего полезного она не дает, а только приносит страхи и сомнения. Но, увы, нет почти ни одной матери, которая не рассказывала бы себе такое. Вы мучаете себя, а сверхчуткий малыш, который только недавно был с вами единым целым (да и сейчас во многом таким остается) ловит эту волну сомнений, вины, сожалений и самобичеваний, даже если вы никому не говорите о своей сказке плохой.

 

БезВредная сказка

 

Обычно плохих мыслей мы стыдимся и «заталкиваем» в себя, прячем ото всех. А надо бы сделать наоборот. Признаться себе: «Да, иногда я думаю плохо, но это не значит, что я плохая, это значит, что я устала…что мне пора отдохнуть….» Да, иногда нам приходится непросто, но в волшебных сказках именно то, что трудно, оказывается самым правильным и полезным.

 

Общение для обобщения

Может быть, кто-то из вас обращал внимание на такую престранную странность: малыш знает уже слово «зайчик» (ещё бы! беленький, мягкий - это его любимая игрушка), но если вы поставите перед ним нового зайца, другого, и спросите: «Где зайка? », и даже скажете: «вот зайка»- он недоумённо поглядит на вас. Дело в том, что мы называем одним и тем же словом разные предметы. Например, говорим: кукла (а кукла может быть и большой и маленькой), мячик (и тряпичный, и футбольный), а для малыша пока слово связано с конкретным предметом. Ваши простенькие сказки помогут понять малышу универсальность слов. А слушая вас, наблюдая за вашими действиями, он учится сравнивать, сопоставлять. Конечно, на там уровне, который доступен для него.

«Жил – был у Ванечки маленький мишка. Вот такой. (Показываете). У него у мишки были ушки («Покажи, где ушки у мишки»), лапки («Покажи, где лапки у мишки…») (и т.д.). Рассмотрели? доставайте следующего:

А вот пришёл большой мишка. «Где у мишки ушки...? »…лапки…носик…хвостик…

Когда ребёнок его как следует изучил, покажите ему обоих медведей одновременно, приговаривая:

«Мишка…мишка…Какие у нас мишки…

Постепенно малыш разберётся, что словом «мишка» мы называем и того, и другого.

«Здравствуйте, мишки! ».

Те же манипуляции можно проделать с любыми другими парным игрушками или предметами: вот две чашки, красная и синяя; бутылочки, толстенькая и длинная; мячики, например, теннисный и футбольный и т.п. Такими нехитрыми сказками с демонстрацией предметов вы делаете большое дело: помогаете своему малышу сопоставлять, обобщать, сравнивать и даже делать выводы. (Конечно, на доступном ему уровне).

А если вам показалось, что это не сказки, а обыкновенные игры, что ж, вы правы.

Это, скорее, развитие и тренировка. Вы развиваете малыша и тренируете себя (и своё воображение) – для будущих сказок. А что? Большое всегда начинается с малого. Даже самый великий художник, прежде, чем написать шедевр сначала работает над эскизами.

Где-то месяцев после шести - семи ребёнок овладевает новым замечательным навыком: как манипулировать двумя предметами одновременно. Вложите/дайте по игрушке в каждую ручку малыша. «Кто пришёл? Подружки, подружки-погремушки». Позвенели, развели ручки в разные стороны: «Погремушки разбежались…Куда, куда, идите сюда! ». Отпустили ручки – и малыш их тут же сведёт и поднимет, а вы приговаривайте:

«Ой, прибежали наши игрушки – погремушки: привет, погремушки! здравствуйте! ». Потрясите и послушайте вместе приятные звуки.

Куклы – перчатки; мишки – пинетки, да ещё с бубенчиками, одетые на ножки малыша – прекрасный повод для незамысловатой сказочной истории. Это для нас она незатейливо-простовата, а для юного человека – просто восторг.

Месяцам к девяти младенец из потока нашей речи уже может вычленять отдельные слова и повторять их за взрослым. (С вашим малышом, вероятно, такое случилось гораздо раньше; мы даём, так сказать, стандартные нормативы). Вычленять – повторять - это целый этап в развитии. Слова ещё простенькие, но сказка уже получится. Да не простая сказка! такая, которую малыш с вами вместе сумеет рассказать.

Сказка про котёнка

«Жил да был один котёнок. Он маленький, пушистый. Была у него мама. Как котёнок маму – кошку зовёт? Мяу – мяу…Пришла мама, погладила котёнка и говорит: «Мур – муррр…».

Или - сказка по цыплёнка:

«Жил – был цыплёнок. Он был маленький, пушистый, жёлтый. Мама курочка цыплёнку говорит: «Кушай, цыплёнок, зёрнышки! ».

Как цыплёнок зёрнышки клюёт? » И на ладошке малыша показываете: «тюк – тюк», «тюк – тук…». Вскоре он и сам догадается, что надо делать, чтобы поучаствовать в сказке; постучать своими пальчиками по своей (или вашей) ладошке и «потюкать».

Побуждайте малыша повторять за вами звуки и действия. Звукоподражательные слова очень забавно звучат в детском «лексиконе», и чем больше малыш подражает, тем быстрее и легче научится говорить, осваивать настоящие слова.

 

Чтобы сказка по-настоящему ребёнка заинтересовала и принесла наибольшую пользу, рассказывайте её наглядно. То есть

= показывайте тех героев, о которых идёт речь;

= сопровождайте рассказ действиями, манипуляциями, мимикой;

= меняйте интонации в зависимости от того, от лица кого вы говорите и от того, какой сюжет вы описываете сейчас

= побуждайте активно действовать малыша;

И ещё. Как можно больше старайтесь прикасаться к ребёнку. Тактильный контакт очень важен для подрастающего человека: Он создаёт чувство безопасности у ребёнка и налаживается «обратная связь» с миром, причём на ласковой основе.

Забота, внимание в раннем возрасте влияют на то, станет ребёнок смелым или нервным, пугливым; да и не только на это. В сущности, от этого зависит всё отношение юного человека к жизни. Если, например, ребёнку не хватало объятий, в будущем запросто могут возникнуть какие-то поведенческие проблемы.

Дети познают мир не так, как мы. Взрослые опираются на слух и зрение и в основном только им доверяют. А ребёнок буквально «впитывает» в себя информацию о мире всеми органами чувств, а кожа – самый большой орган чувств у человека. Так что побольше объятий.

 

Кстати

Кожа малыша в два раза тоньше, чем у взрослых. Телесный контакт одинаково важен и в физиологическом, и в психологическом плане.

Тактильного опыта до того, как малыш родился, у него не было - совсем. Теперь любые прикосновения для младенца – источник информации, они помогают формированию его центральной нервной системы, способствуют образованию всё большего количества нейронных связей, создают мощный поток импульсов, стимулирующих работу всех систем организма.

Тактильный контакт – это

- масса положительных эмоций.

- источник информации

- ваша «обратная связь»

- чувство надёжности и безопасности

 

Пусть ваши сказки будут наглядны, «двигательны» и «тактильны»:

малышу важно не только слушать, но и действовать, видеть, ощущать.

Театр для младенца

Серафима водит по расчёске пластмассовой палочкой и говорит:

«Слышишь, какого я скрипача устроила! »

 

Скоро малыш отправиться исследовать мир самостоятельно. Посмотреть, потрогать, понюхать, погладить все, до чего возможно дотянуться. Чем больше органов чувств задействовано – тем лучше. Тем богаче впечатления, тем ярче эмоции, тем активнее развивается мозг малыша.

Хотите, чтобы малыш хорошо говорил? Развивайте его речь всеми доступными способами. Самый простой и приятный – рассказывать и играть.

Разыгрывайте почаще сказочные сценки - и очень скоро в вашем доме заведётся «театр одного актёра» (в лице малыша.)., где ваше сокровище - режиссёр, декоратор, звукооператор, работник сцены и великий артист (он/а на всех ролях сразу и всё это одновременно). Присев на корточки / ползая на четвереньках / растянувшись на пузичке на полу, поставит с неподражаемым блеском спектакли и шоу, мюзиклы, футболы и мистерии-буфф..!

А пока:

«Едет машинка (плывёт кораблик) в гости к Ванечке и гудит «би –би-и-и-; («ду-ду-ду…»). А в машинке сидят игрушки, в гости к Ванечке едут. Кто едет в гости к Ванечке? Мишка, собачка…» и т.п. и т.д.(перечисляете пассажиров)

Голоса животных, «технические» звуки – это сейчас как раз то, что надо. Это всё помогает развивать его речь.

А в следующий раз можно историю продолжить. Причём постараться построить сказку так, чтоб малыш принимал в ней активное участие. Попробуем?:

«Едут в машинке в гости к Ванечке мишка, собачка…(кто там у вас ещё в машине поместился? – сажайте всех). Вдруг пошёл дождик: кап – кап – кап. Ой, промокнут зверята! Промокнет мишка, собачка… Кто поможет, кто от дождика спрячет зверят? Ванечка поможет. А как помочь? »

И пусть малыш (с вашей помощью) догадается: вытащит зверят из кузова или машинку поставит в «гараж».

 

Обратите внимание, как часто встречаются в детской сказке повторы: так детям понятнее, они успевают осознать, о ком /о чём идёт речь, соотнести слово и обозначающий его предмет.

 

Совет: помогать не торопитесь. Дайте время карапузу саму сообразить, что надо сделать. Мы частенько своей торопливостью мешаем детям просто потому, что нам кажется, что малыши и малышки до решения такой сложной задачки ещё не доросли. И – этим самым тормозим их смекалку (а заодно и инициативу). А вдруг ваш - дорос?

И ещё один аргумент в пользу «подождать – помолчать»: Когда вы не кидаетесь сходу на помощь, а сначала какое-то время понаблюдаете за действиями ребёнка – вы лучше узнаете его способности и особенности.

 

Не делайте за ребёнка то, с чем он может справиться сам.

Вырабатывайте в себе привычку наблюдать, оставляя инициативу за ребёнком! Она вам ещё очень и очень пригодится. Итак: подождали…подождали…ещё подождали… И только тогда, когда вы действительно убедились: не знает, не получается - вот тогда и покажите, начните действие. Да и тогда – будьте готовы в любой момент поддержать малыша, если он проявит хоть малейшую инициативу: «Дождик кап-кап-кап. Мишке мокро в машинке. (пауза). Как же мишке помочь? (пауза). Мы спрячем мишку от дождика. Нет, дождик мишку не замочит». При такой вашей умной тактике, скорее всего, вытаскивать мишку из машинки малыш уже будет сам. Нет? тогда – вытащили вместе и оставили игрушку в руках малыша. Мишку он куда-нибудь да положит. «Вот молодец, помог мишке, спрятал от дождика, мишка будет сухой! ». Не сомневайтесь: в следующем заходе вашей игры ребёнок уж точно поучаствует. «А собачка? Как собачке помочь? ». Вы разводите руками, а юный «спасатель» вслед за вами примется и вытаскивать, и укрывать, и спасать. Сам. Сам догадается. Такие незатейливые ситуации, которые поможет создать вам ваша сказка, хорошо тренируют те самые «серые клеточки», мышление малыша.

 

Обойдёмся без капризов

Иные родители даже не представляют, скольких острых углов в воспитании могли бы они избежать, если бы использовали сказку как главный педагогический приём. От скольких капризов спаслись бы и спасли своего малыша.

Вот малыш сидит на стульчике и размазывает кушанье по столешнице. Можно сказать «ай – яй – яй! » - и немедленно нарваться на неприятности. Ротик закроется, милая мордочка скуксится… Инцидент неизбежен?

А что, если попробовать вот так: делаете большие глаза и говорите слегка нараспев: « А знаешь, что я видела?! Сейчас я тебе расскажу…» - глаза карапуза тут же превратятся в два блюдечка, а ротик открывается сам.

«Действительно…что я видела?, - лихорадочно соображаете вы между тем, - а…а что мы сейчас едим? ». Взгляд на тарелку («так, сегодня горошек и камбала…») – вот и сказка готова.

«Плыла-плыла рыбка-камбала и увидела горошек. Что это? Раньше такие круглые штучки здесь не росли…».

Пока ваше чудо совсем в мелком возрасте, вам не стоит даже голову ломать, чтобы придумать героев своей незамысловатой сказки. Тут принцип простой, проще некуда: «что вижу, то пою». Это может быть ложка, которая подружилась с чашкой. Или ротик, к которому ложечка в гости пришла. Или стол, который взял, да пошёл погулять, «Ванюша приходит, а столика нет на месте…»

Поскольку мир для ребенка живой, и всё-всё-всё (с его точки зрения) умеет двигаться и говорить, то и с предметами обихода запросто могут случиться всяческие истории. (Даже с такими прозаическими как горшок, с которым малыш никак не желает подружиться). Наоборот, чем привычней (обиходней) объект, тем интереснее ребенку узнавать про него: для него в мире всё новенькое, всё неизвестное.

Этим и воспользуемся.

Вот вы собираете ребёнка на прогулку. Брючки одели, курточку одели, а ботиночки он вдруг не пожелал обувать. Сил у вас, конечно, хватит, чтобы натянуть эту несчастную обувь, но какими нервами! А зачем нервы тратить?

Берёте ботиночки, ставите на пол и рассказываете своему капризному чуду сказку про

«Ботиночки, которые сами пошли гулять». А если вы ещё и покажете, как они к двери самостоятельно пошли – ни одна детская вредность не выдержит. Малыши – большие собственники, и со своими штучками ни за что не расстанутся.

Вам надо без воплей усадить чадо, например, на горшок, и удержать его там, и что еще важнее, чтоб малыш был не против кое-что там сделать. Например, сколько битв разгорается, когда родители решают - пора! и начинают деятельно приучать карапуза к горшку! И сколько головной боли (себе) и проблем (ребёнку) они формируют. А единственно, в чём по-настоящему надо не промахнуться – в сроках. Если вы убедились, что малыш и физически, и психически до решения «мокрой проблемы» созрел – сочините с ним серию сказок и поиграйте.

Сказка про куклу Катю, которая стала такой большой, что подарила памперсы маленькой куколке Юле, а сама стала делать «пис – пис/ка-ка» на горшок.

Сказка про быстрого зайчика, который быстрее Мишки прискакивал и садился на горшок.

Сказка про мальчика Пупсика, который сам научился писать и сам натягивал на себя штанишки.

Главное тут – проиграть тот порядок действий, который следует совершить малышу. И те положительные эмоции, которые он будет при этом испытывать.

Возможно, вы с некоторой отопью услышите и его первые сказки, когда на ваш строгий вопрос: «Это кто намочил штанишки? », - раздастся «Ку-ка (кукла) или «ми-ся» (мишка). Только не посчитайте это за ложь. Просто ребёнок хорошо оценил важность горшка и правильность сказки. Берите это самую куклу с подмоченной репутацией и… нет, шлёпать не надо. Надо её пожалеть («ах, бедная Катя, ходит в мокрых штанишках! ») и попросите малыша показать «бедной Кате», как правильно на горшок садиться и что там положено делать.

 

Общие сказочные принципы

  1. Особенность сказок для самых маленьких в том, что это сказки – действия. То есть вы рассказываете и показываете (желательно вместе с малышом).
  2. По возможности вовлекайте в эти самые действия все органы чувств малыша.
  3. Постарайтесь построить сказку так, чтоб малыш оказался одним из её героев. Или найдите такой объект, который ребёнок легко спроецирует на себя. (Как, например, мышка в «Репке»).
  4. Сюжет должен быть крайне прямолинейным: Всё очень просто: Герой встречает другого героя, они что-то делают вместе, а потом расходятся по домам.

А знаете, какое самое любимое, самое лучшее окончание сказки? «Тут пришла мама и обняла своего малыша». (И вы обнимаете) …

 

Где взять сюжет?

Для человечка 1-2 лет с его малюсеньким жизненным опытом за сюжетами сказок, как видите, не надо далеко ходить.

Вот канва, по которой он строится:

* Кто он/она.

* Что случилось с ним/с ней и/или Что сделал

* Чем дело кончилось.

 

Когда малыш подрастёт, когда начнёт осваивать премудрости языка, – забавные сюжеты так из него и посыплются, только подхватывай.

У сестрёнки Кати носочки в полоску: красные – белые. Братец Илюша, увидев, как она их надевает, кричит: «Мам, посмотри, у Кати на ножках крабовые палочки! ». Вот вам и сказочный сюжет.

А пока…

А пока вы, так сказать, вы набиваете руку – тренируетесь, разминаетесь, разгоняете своё воображение. Чтобы потом, когда придёт время, оно легко, без усилий и скрежета, сумело взлетать.

(А действительно, что будет, если носочки превратятся в крабовые палочки? а Мурка, любительница поспать в шкафу, их возьмёт и унюхает).

 

На двоих с продолжением

«Всё, пора Серёжку укладывать, - сказала, взглянув на часы, одна знакомая мама и добавила, чуть вздохнув: «Пошла очередную мыльную оперу сочинять». «Мыльной оперой» она называла многосерийную сказку, где храбрый Серёжа спасал бесконечную череду страдальцев и сражался со всеми подряд.

У вас тоже такая история?

Малыши обожают самодельные многосерийные сказки, родители, пожалуй, не очень. Ещё бы! В самый неподходящий момент (на пятый – пятидесятый день/вечер) ваша фантазия, исчерпав все ресурсы, вдруг берёт себе выходной. И что тогда делать?

Покажем на практике.

Предположим, ваш «сериал» - это сказка про дровосека. (Почему про дровосека? да слово ребёнку понравилось и то, что дровосеки гуляют в лесу). Вы уже рассказывали, откуда шёл и куда, что там делал, что нёс с собой и вообще - почему его так называют... И теперь в очередной раз ваш дровосек должен отправляться куда-то. Актуальный вопрос: куда? (куда подальше – не получится: малыш сидит и ждёт, и смотрит на вас, как ученик на волшебника, и надо оправдывать его ожидания). Итак,

шел – шёл дровосек и вдруг встретил …. И…и…и…

Делаете выразительную паузу и ждёте, что скажет ваш говорун. Что скажет – то и будет, подхватывайте и, как ни в чём ни бывало, чешите дальше. Будет это стол – значит стол, змея - так змея, не привередничайте. И вот они пошли…нет, поползи вместе

- А почему бы дровосеку не поучиться ползать?

- И попробовать самим по-змеиному «походить».

- И заодно выяснить, почему змеи ползают, а не ходят?

Вот вам и развитие действия, и зарядка, и урок природоведения, и развлечение. И всё – благодаря одному детскому слову и вашей сознательности (как родителя).

Как только малыш ваш сообразит, что от него (от него! ) зависят похождения его собственного героя, скоре всего, расстарается. Много слов напридумывает. Старайтесь и вы.

 

Палочка - выручалочка

1. Выберете героя для своей сказки

2. Представьте его живым и говорящим

3. Отправьте, поместите его в необычное место

4. Уточните,

- куда он попал (место само подскажет, что там может с героем случиться)

- и кого там встретил (или что нашёл)

- что сделал/и

- что с ним (или с ними) случилось? (набил себе шишку, в ямку «бух», ускакал…)

- как себя чувствовал, что решил (выбираться обратно, пописать/покакать, дальше идти, испугался, захотелось навестить лисичку…)

- кто герою помог – кто помешал

5. Как выбрался, как вернулся обратно

 

Как только малыш встанет на ножки, как только научится говорить, пусть даже не очень связно, но слова уже зазвучали, в сказочном деле произойдет настоящий революционный переворот.

Теперь вы оба доросли до сказок других. Не наивные присказки – пришло время настоящих сказок: с зачином, развитием действия и кульминацией, с полезной моралью в конце. Теперь сказки помогут вам не только развивать, но и формировать характер. Время пришло.

 

 

Глава 2

Тест

Какой вы сказочник?

Сказки – народная мудрость, прошедшая сквозь века. И они же – волшебный мост, который два мира – детский и взрослый, соединяет. Вы, конечно, это знаете. Но пользуетесь ли? И насколько удачно? Проверьте себя.

 

.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 932; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.139 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь