Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Приём третий. От другого лица



Маленьким детям не надоедает слушать одни и те же сказки по сотне раз (в отличие от нас с вами). Мы ещё поговорим, откуда берётся такая страсть и чем она нам может быть полезна, а пока просто воспользуемся этим.

Обычно сказка ведётся от третьего лица, и автор более – менее нейтрален. Попробуйте сделать иначе: рассказать свою сказку от имени заинтересованных лиц, ну, тех, которые находятся в гуще событий.

Расскажите старую-знакомую сказку от имени какого-то сказочного героя.

Сказку «Лисица и волк», например, можете рассказывать от имени волка.

«…вышел я на опушку леса, голо-одный!, смотрю: сидит Рыжая и рыбку ест…»

Понятно, что Волк, который неудачно половил рыбку и остался без хвоста, расскажет о сказочных событиях не так, как, например, старик, который тоже остался без рыбки. А что получится, если эту же сказку рассказывает Лисица? Ясно, что и расскажет по-другому, и акценты расставит иные.

Это не просто забавный приём. Он ещё и полезный: рассказывая за разных героев, ребёнок как бы немножко перевоплощается в них. И учится. Учитсясмотреть на одни и те же обстоятельства с разных точек зрения. А заодно и понять, как по-разному могут развиваться события, если учитывать точку зрения другого.

 

Сказка с продолжением

Согласитесь, что очень многие истории хочется начать с того места, на котором они обычно заканчиваются. Почему курочка Ряба больше никогда не снесет золотое яичко? как стала жить Золушка во дворце, если она только и умела, что полы натирать, готовить-стирать? Во дворце одного доброго характера мало.

Совет: пусть сочинит ваш подросток. А потом, если в продолжении истории всё кончается плохо, постарайтесь снова вернуться к этой (или подобной) истории. И придумать вместе дальше – когда всё идет хорошо.

Проигрывая такие разные ситуации, юный человек учится мыслить перспективно, вовремя прикидывать: что будет, если…

А это, в свою очередь, поможет ему учиться справляться с разочарованиями, искать варианты, искать выход – и находить его.

(СНОСКА * об этом, о влиянии сказок в «плюсе» и «минусе» – в следующей книге «Сказок для родителей»)

Думаем, принцип вы поняли, так что нам остаётся только подвести итог. Итак,

Берёте знакомую сказку. И

  1. Рассказываете, оставляете тот же сюжет, но запускаете туда нового героя.
  2. Меняете всех героев (вместо зверей – рыбы, или цветы, или говорящие камни, или вовсе космические пришельцы)
  3. Оставляете тех же героев, но переносите действие в другое место (козлик пошёл не «в лес погуляти», а в море «поплавати»)
  4. Рассказываете известную сказку, но действует героически в ней ваш юный наследник.
  5. Придумываете другое место и других героев, а сюжет – канва сказки – остаётся той же. (за молодильными яблоками царевич отправляется на другую планету, где живут, например, сплошные коньки - горбунки)
  6. Волшебные предметы и волшебные герои ведут себя так, как им не положено по статусу (печка вредничает и ест пирожки сама, шапка – невидимка делает невидимыми только по понедельникам, или только какую-то часть тела)
  7. Расскажите сказку от первого лица, «превращаясь» в одного из героев сказки. Тут могут случиться престранные вещи, и герой отрицательный (если на всё смотреть с его точки зрения) окажется не таким и плохим. (Волк не знал историю про колобка, просто хотел сесть на диету).

 

Использовать старую сказку как канву для новой, собственной - это очень удобный способ, особенно для начинающих сказочников.

Да, вы начнёте с обычной сказки. Но, потихоньку ведя сюжет, потихоньку втягиваясь в эту сказку, вы вдруг и сами не заметите, как сюжет начнёт изменяться, герои – вести себя по-другому (незапланированным, неположенным им образом), а внутри у вас отзовётся что-то своё. Да, такое тоже случается. Потому что на самом деле сказки не слушают и не рассказывают – в сказке живут. А иногда случается и совсем чудесное чудо: сказка вдруг зазвучит в камертон, и вытащит из вас что-то старое, наболевшее, и – вы отпустите, и короста спадёт, и вы, вдруг сами не понимая, как так, назавтра увидите мир немного другим, словно отмытым. На самом деле это не мир изменился – в нём всегда есть и солнце и тучи – на самом деле что-то раскрылось в вас. Как росток из зерна, как цветок из бутона.

Важное условие. Если действие вашей сказки происходит в нашем, реальном мире, в ней не должно быть ничего ужасающего. Одно дело, когда ужасы происходят за тридевять земель, другое – когда рядом, во дворе собственном.

 

Небесполезные советы

Когда сочиняете сказку, неплохо помнить вот о чём:

** Если действие вашей сказки происходит в нашем, реальном мире, в ней не должно быть ничего ужасающего. Одно дело, когда ужасы происходят за тридевять земель, другое – когда рядом, во дворе собственном.

** Учитывайте возрастные своего ребёнка. Лезть в учебники по психологии не обязательно. Достаточно обратить внимание на те народные и авторские сказки, которые он любит сейчас. Так, малыш не влюбится в «Дюймовочку», если ему годик, а в полтора – два может испугаться вредных жаб и не понять, почему девочка прощается с солнышком.

** У детей такое богатое воображение, что они «видят» всё то, что вы рассказываете. Не изображайте слишком ярко и красочно (с подробностями) злого героя или бедствия. Малышу это может запасть в память, и он долго будет бояться – сам не понимая чего.

(да и детям постарше не рассказывать сказки – страшилки перед сном (даже если клянётся, что «ничего не боюсь! »)

** Бывает, что ребёнок предпочитает (и требует рассказывать ему) однотипные сказки. (Только приключенческие, только повествовательные, бытовые, только «научно-технические»). Это неплохо, но рассказывайте ( и сочиняйте с ним) разнообразные сказки, такие же разнообразные, как окружающий мир и наши взаимоотношения с ним.

* * Если вам показалось, что ребёнок чего-то не понял, задавайте вопросы, давайте пояснения, но делайте это корректно, без поучительства, чтоб не разрушить сказочный настрой, поэзию волшебной сказки.

** Старайтесь, чтобы слушание было активном (т.е. просите пересказывать, задавайте вопросы), тогда вы будете в курсе, в курсе ли ваш ребёнок. (не буду извиняться за каламбур: я каламбуры люблю)

** если «отключаетеся» и не слушает – значит, или переполнен информацией (обычно малыш) или ребёнку сейчас не до вас (обычно тем, кто постарше); не одёргивайте. А оставьте в покое. И – думайте, думайте…

Палочка - выручалочка

Как рассказывать, чтоб захотелось слушать

Сказка – это условное название, на самом деле действие может быть совсем реально. Нам больше нравится слово «рассказки».

  1. Уютно и в объятиях. Или, хотя бы, поплотнее усевшись рядышком.
  2. Рассказывайте неторопливо. Плавность речи сказке очень нужна. Вы не спортсмены на самокате, которые рвутся к финишу. Вы путники, путешественники в неведомые миры. Да и потом: ваша речь – образец для ребёнка. (образец рисует с вас. Копирует вашу речь. Торопится, путается – помогите вопросами. Или просто повторяйте последнюю фразу: «Так-так, он пошёл в лес, а там….) Рассказывайте плавно, красиво
  3. Сказки лучше не читать, а рассказывать устно: вам видно, как реагирует ребёнок, и в случае необходимости вовремя сориентируетесь, если надо – подправите свой сюжет. А ещё – очень важно – когда ваш взор не приклеен к книге, вы смотрите на ребёнка, он смотрит на вас. Этот контакт – глаза в глаза – очень важен для хороших, доверительных отношений.
  4. Повторяйтесь! Дети это просто обожают. (Заметьте, что в сказках герою обычно дают три шанса, и испытания тоже три). Когда мы сказку рассказываем неторопливо, словно бы прорабатываем сложные места, ребёнок успевает перевести дух, «переварить» и подготовиться к неприятностям (или к «приятностям» – к ним тоже надо готовиться). Да и осознать происходящее легче, когда она по нескольку раз проходит в нашем воображении. И потом: детям нравится всё знакомое; так сказка становится ближе: создаётся ощущение, что в сказке ты не гость, а хозяин. Ребёнок увереннее чувствуют себя.
  5. Поясняйте «тёмные» места. Но не разжёвывайте всё досконально.

В искусстве главное – сердце. Оно и само живёт по детским законам, законам чувств. Так что не опасайтесь, что ребёнок вас не поймёт. Главное – когда зазвучала сказка - что будет чувствовать юный человек (да и вы тоже), что отложится в его и вашей душе.

Глава 7

Спастись от одиночества

«Один – это не количество. Это одиночество», - так сказала одна маленькая девочка, когда училась считать до десяти

 

Сегодня как никогда, даже больше, чем во все иные времена, даже больше, чем в те, когда мы сами были детьми, наши дети нуждаются в наших сказках.

Почему – как никогда, почему – особенно сегодня?

Потому что сегодня как никогда ранее, дети отдалены от взрослых, да, отдалены. От мам, в которых они нуждаются больше всего. От объятий и ласки, от таких важных дел, как вместе починить полочку, испечь печенье вместе. Теперь уже редко кому из малышей так повезёт: находиться при маме постоянно. Чувствовать её, осязать, слышать и говорить, и бестолково уткнувшись в колени, постоять и похныкать, когда вдруг станет не по себе.

Даже детишкам постарше не так-то просто мамину отделённость (отдалённость) принять, а уж что говорить о младенцах?! Да и тем, кто постарше, приходится туго. Возвращаться домой, когда дома нет никого («никого» - это значит, самых близких, родных людей) – это маленький стресс, который ребёнку приходится преодолевать. Это потом он привыкнет, и стерпится, и даже возможно полюбит оставаться без вас, а пока…

Пока нужно время, и опыт, и понимание, чтобы адаптироваться и спокойно принять своё одиночество. Пусть и временное…

На все объяснения типа: «ты пойми меня…», «мне пора на работу…», «так надо…», «я скоро приду…» дети согласно кивают головой, но в душе – в душе не понимают. Не понимают. Мы можем объяснять, мы можем называть веские причины, почему нам пора уходить, и что мы делаем в другом месте, но наши логичные фразы и аргументы плохо доходят до маленьких детей. У них иная логика, своя. А растолковать необходимо,

После рождения малыш отрывается от мамы, но не отдаляется от неё. Ещё долго их крепко удерживает невидимая связь, когда оба они – на одном дыхании, на одной волне. И отсутствие мамы маленький человек воспринимает едва ли ни как крушение мира. Даже если у него отличная няня, даже если чудный уход, даже если все ночи напролёт вы – рядом.

Растолковать, куда вы уходите и когда вернётесь, и почему ребёнок должен оставаться без вас, причём растолковать так, чтоб малыш понял – необходимо. Иначе, растерянный и страдающий, он перестанет доверять вам, надеяться на вас, считать самыми главными людьми на свете.

Иначе подорвётся базовое доверие – основа формирования характера и отношения к жизни вообще. (То самое доверие сначала к вам, потом – к большому миру, которое формируется у детей как раз в первый годы жизни). Чего ребёнок недополучит в детстве – от того он будет страдать всю свою жизнь. И страданья эти (обычно неосознанные, тайные, выходящие на поверхность сотней проблем) не окончатся до тех пор, пока человек не восполнит того, чего не хватало когда-то. Пока потребность в общении, потребность в безопасности – та, из детства – не будет удовлетворена.

«Грусть – тоска меня съедает…»

Если у вас так сложилось, что в раннем детстве ребёнок часто оставался без вас, есть возможность исправить этот провал. Дать ему возможность получить то, что человек когда-то недополучил.

Может быть, вы помните, было такое: ваш ребёнок приболел – и вдруг как будто «откатился» назад: капризничает, как маленький, требует, чтоб его кормили едва ли не с ложечки, вернулись вдруг старые «дурные» привычки вроде сосания одеяла или ночной энурез… Это «откат» - одно из чудесных свойств нашей психики: возвращение в прошлое (к прошлому состоянию, к прошлым привычкам); так душа человеческая утешается и ищет поддержку, опору в том времени, когда всё было хорошо. Если поддержка найдена – такое регрессивное состояние длиться недолго. Если поддержки нет и трудности/проблемы не преодолеваются, в прошлом можно «зависнуть». А это, естественно, мешает, как гиря, повешенная на ногу, двигаться вперёд. Сказки в какой-то мере могут стать таким полезным «откатом», отходом, своевременным отступлением в счастливые дни и утешением, они помогут ребёнку прочувствовать очень важное состояние: вы рядом, вы любите, вы всегда защитите его.

Конечно, это не значит, что вы должны читать вслух «Курочку рябу», а он – вас внимательно слушать и картинки рассматривать. Хотя и такое бывает.

 

Старшеклассник Алекс, крутой перец и самый отъявленный гот в своём маленьком городке, умудрился подхватить грипп. И какую-то крутую проблему личного плана, о ней он не хотел говорить никому из близких, но те догадывались: школьные неприятности..

Температура под 40 держалась несколько дней, обычные лекарства её не сбивали; родственники рыскали по аптекам в поискать какого-то суперантибиотика, который должны были вот – вот привезти, и врача, который возьмется им лечить. А мама сидела с парнем, меняла ему компрессы и … читала «Сказку о Золотом петушке». Раз, другой, третий…и так - двадцать семь (! ) раз подряд. Как только сказка заканчивалась, юноша открывал глаза и просил читать ее снова – и только под нее, такую давнее-знакомую, еще в детстве выученную наизусть, мог подремать.
История закончилась хорошо. Редкий антибиотик подействовал, а мама до сих пор готова молиться на Пушкина.

Когда ребёнку трудно – вы в силах ему помочь.

Возродить атмосферу раннего детства – вот что необходимо. Просто вспомните, как вы общались тогда? Уделяли ребёнку пристальное внимание, часто касались (обнимали, гладили, держали на ручках), смотрели глаза в глаза… И малыш ваш чувствовал: он для вас человек самый главный. Так вот это ощущение «главности» и надо сейчас возродить.

Не опасайтесь: много времени на общение не потребуется, тут важно не количество, а качество.

Ясно, что сидеть – обниматься подросший «малыш» вряд ли захочет, скорее всего (если нету такой привычки – находиться рядом), даже отстраняться начнёт. Вот почему вас выручат сказки. Они дают возможность юному человеку снова почувствовать и поверить, что родители его – добрые волшебники, и в беде его не оставят никогда. И выход, даже в почти безвыходной ситуации, найдётся, найдётся, и проблемы вполне «утрясти».

Впрочем, тут речь, скорей, не о сказке, о сказочном, так сказать, отношении.

Когда – без назиданий (на которые, что греха таить, мы мастера большие), когда – понимание и со-чувствие. Чувство общее, одно на двоих.

Вы можете возродить (или придумать и ввести в обиход) те приятные «пустячки» - знаки внимания, которые делают нашу жизнь счастливей, а чувства – теплее.

 

· Звонок не по делу, а просто так, чтоб спросить: как дела? И пожелать удачи.

· Или – просто затем, чтоб рассказать забавный случай и вместе по-доброму посмеяться

· Записка с весёлой рожицей, на которую он наткнётся, когда вернётся домой после школы.

· А можно и так. Сочинили сказочное приветствие, записали на диктофон/ магнитофон. Пришёл человек из школы, нажал на кнопочку и слушает ваши (нет, не наставления! ), а добрые слова. Впрочем, тут и слова не так и важны: голос, интонация – это порой важнее). А может, случится и так, что и ваш ребёнок ответит вам – вот так, на аудиозаписи, и когда вы вернётесь с работы (а он со сверстниками где-то гоняет), нажмёте на кнопочку – и послушаете, и станет на душе хорошо – хорошо.

· Вы можете придумать «шифрованные» имена, а можно оживить то самое имя, которым вы называли ребёнка когда-то, когда он был совсем – совсем малышом.

· Вы можете сочинить свою общую сказку (как сочинять «коллективные сказки – об этом чуть ниже).

Конечно, если привычка к такому общению появится у ребёнка с раннего детства.

Пока дети маленькие, родители просто мечтают время от времени вырваться на свободу и отдохнуть от них. А потом, когда малыш вырастает, мечтают, чтобы подольше рядом побыл. А деткам, подросшим, некогда.

Заведите (возродите) традицию: каждый вечер минут пятнадцать – двадцать вы с ребёнком болтаете – просто так, ни о чём. Наедине. Это должно быть только ваше совместное время (очень важно! ) и никто и ничто в это время вас не должно отвлекать.

Ни срочная телефонный звонок, ни подруга, пришедшая в гости, ни недоделанные дела… Тогда ребёнок чувствует свою уникальность, тогда почувствует и поймёт: на свете нет никого важнее. Вся трудность с подростками как раз в том, что дети сомневаются в нашей любви. Хоть каждый день говорите: «Я так люблю тебя», - этого мало. Дети верят не столько словам, сколько своим ощущениям, им важно не просто знать, но и ощутить, прочувствовать вашу близость, заинтересованность, чтобы полностью вам доверять.

Когда отдаляется ребёнок – ни обижаться, ни упрекать и сердиться не надо.

По сути, мы должны сделать только одно: делать всё для того, чтобы вернуть эту веру в расположение и его незаменимость – снова превратиться в волшебника, в добрую фею, поверить в чудесное. Нам - доверять.

 

«Не бойся, я с тобой…»

Если по тем или иным причинам вы «сдаёте» ребёнка в другие руки, он будет переживать. Но в ваших силах сделать так, чтоб такие переживания прошли побыстрее и не оставили в психике глубоких рубцов.

Во-первых, ребёнку важно понять, что его не бросают. Подготовьте.

Во-вторых, быть уверенным, что его помнят и любят. Держите контакт.

В-третьих, не сомневаться, что вы вернётесь, и знать, когда. Дайте ориентиры.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I ЭТАП. Регистрация и Прием конкурсных работ( до 10 июня 2016 г.)
  2. II. «БЕЛКИ — УГЛЕВОДЫ». Никогда не ешьте концентрированный белок и концентрированный углевод в один прием пищи.
  3. IV. Сроки приёма заявлений и документов, конкурсного отбора и зачисления на обучение
  4. А- грубые черты лица; б- кифоз, макроцефалия
  5. Аудит учетной политики аудируемого лица
  6. Барьеры коммуникации с лицами пожилого возраста и инвалидами.
  7. Басня, новелла, трагедия. Теория басни Лессинга и Потебни. Прозаическая и поэтическая басня. Элементы построения басни: аллегория, употребление зверей, мораль, рассказ, поэтический стиль и приемы.
  8. Бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами по суммам, выданным на командировочные расходы
  9. В договоре обязательно должно присутствовать соглашение о самом факте поступления - приеме на работу, т. е. доказательство взаимного волеизъявления сторон.
  10. В каких случаях действия лица по управлению транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков подлежат квалификации по ч. 1 ст. 12.2 КоАП РФ?
  11. Влияние внеполосного излучения передатчика БС UMTS на приемник БС GSM.
  12. Вопрос №3: Количественный и качественный контроль при приемке продукции на склад.


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 696; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.047 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь