Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Второй разговор с Великой Матерью



Пациентка: Моя Великая Мать, о, если бы только я могла достичь положительного принятия судьбы вместо того, чтобы лелеять эту глупую пассивную смелость, которая заставляет меня терпеть невроз и страдать от мазохистского удовлетворения.

Великая Мать: Взгляни своему мазохизму в лицо и увидь моральное удовлетворение, которое он тебе приносит, укрепляющее убеждение, что ты героиня, доброжелательно испивающая из бесконечной чаши горечи. Ты извлекаешь из нее восхищение Эго и предполагаемую энергию. Если ты сможешь пожертвовать всеми этими владениями, которые тебе кажутся ценными, тогда положительные силы смогут начать действовать.

Пациентка: Моя жизнь строится на героическом страдании. Это моя поддержка и оправдание. Оно поддерживает во мне жизнь. Если я его оставлю, я стану очень слаба.

Великая Мать: Ты и так очень слаба, только ты сама этого не знаешь.

Пациентка: Будет ли правильным заключить, что мое желание величия привело меня к тяжелому неврозу? Я имею в виду вот что: если я не могу быть великой в настоящей жизни, может, я хотя бы могу быть великой в невротических страданиях?

Великая Мать: Тебе так и не удалось пожертвовать своей манией величия и быть простой, обыкновенной женщиной. Поэтому ты выбрала невроз и возможность пассивного величия. Твои невротические страдания велики, но стерильны. Еще раз – мазохизм – опасная сила. В пылу страдания, мазохизм объединяется со своей противоположностью – садизмом. Ты пытаешь себя. Ты можешь распознать садиста в себе?

Пациентка: Я всегда называла его Анимусом.

Великая Мать: Взгляни на этот твой амбициозный невроз. Давай назовем его громким именем: садистски-мазохистский героизм. Мы также можем назвать его захватывающим душу страхом, ведь ты слишком неэнергична, чтобы осознать свою высокомерную Тень. Измени свой отрицательный героизм на положительную сдержанность. Первое доказательство истинного величия – овладеть темными силами в своей душе и скромно осознавать свою ответственность за них. Если тебе это удастся, ты будешь служить мне, а не мистеру Анимусу. Истинное величие состоит в пожертвовании Эго.

Теперь пациентке было о чем задуматься! Она так и делала какое-то время, а затем совсем позабыла об этом, ведь и Анимус также раздумывал кое о чем; а именно, о новом плане, чтобы вернуть потерянные территории. И, очевидно, он оказался хитрее своих противников, ведь произошло следующее: пациентка заболела. Как следствие, следующие несколько лет прошли в медицинских лечениях от болезней, которые доктора не могли излечить. В глубине души пациентка очень стыдилась своего невроза и всегда пыталась скрыть свои симптомы. Поэтому физическая болезненность, принося обоснованный диагноз из медицинских отделений, не заставила себя ждать. Болезнь доказала ей, пациентка увидела своими собственными глазами, что она была не так невротична, как все думали. На самом деле, он освободил ее от большой части ее унизительной нервной слабости – или ей так казалось, по крайней мере. И Анимус старательно содействовал этому. Из-за этого врачи не могли излечить ее. Время и деньги были потрачены напрасно. Ей пришлось вернуться к психологическим методам.

Ее болезнь вызвала задержку; несмотря на это, стало очевидно, что аналитический процесс не был затронут перерывом. Пациентка оказалась вполне готова к анализу после лет, потраченных на лечение, госпитали, медсестёр и так далее. В конце концов, она вызвала Анимуса на серьезный разговор, главные моменты которого найдут свое отражение в этом тексте. После этого разговора, она была несколько напугана, и нашла свой путь назад к Великой Матери.

Разговор с Анимусом (фрагмент)

Пациентка: Если моя болезнь вызвана Анимусом, то ты должен быть в состоянии объяснить мне замысел, кроющийся за ней.

Анимус: Ты хочешь страдать потому, что тебе подходит роль героини-мазохистки, не так ли? Я лишь даю тебе возможность быть ею.

Пациентка: Возможно, раньше я и была такой, но я изменила свою позицию. Какова твоя позиция?

Анимус: Моя – играть твоего мужа. Ты распутничаешь со мной, когда болеешь.

Пациентка: Выбирай слова поаккуратнее, пожалуйста!

Анимус: Я избрал для тебя болезнь, чтобы ты могла быть пассивной, беспомощной, сломленной. В обличье болезни, я твой муж. Достаточно ли приятно это прозвучало для твоих привередливых ушей? Великое Видение твоей юности (как ты его называешь) приказало тебе соитие без сексуального удовольствия. По этой причине я облачился в форму болезни. В твоей болезненности, ты со мной как женщина в середине сношения, разве что лишь без похотливых ощущений. Видишь?

Пациентка: Что я вижу – так это то, что ты дьявол! Стыд и позор!..
Но, мистер Дьявол, мне не нужно ни твое предложение болезни, ни предложение полового акта. Я лишь хочу принятия судьбы. Через это я почувствую себя женственной по отношению к Богу, и это моя цель. Ясно ли это тебе? Моя женственность сокрыта в Боге. И так я хочу изгнать тебя из моего тела, ты, злой дух!

Религиозная символика

После этой драматичной сцены с Анимусом, пациентка достигла изменений к лучшему, психологических изменений. Они состояли в растущем интересе к религиозной символике, что было более предпочтительно, ведь этот интерес вел ее прочь от проблем Эго и телесных сложностей. Она чувствовала себя менее несчастной. Более того, она ощущала себя гораздо более устойчиво благодаря явной симпатии аналитика.

Один из религиозных символов, сильно интересовавших ее, был символ четверичности и место Сатаны в ней. В ранние годы, она делала много зарисовок, представляющих четверичность, которые содержали Сатану. На тот момент эти рисунки были неясны для нее. Также и ее аналитик не смог объяснить их значения. Позднее все стало ясно: они были предвосхищениями. Такие предвосхищения, либо непонятные, либо даже понятые неверно, зачастую кажутся бессмысленными, но на самом деле они оказывают влияние на человека, которому являются. Они выступают в роли своеобразного мотора, который двигает их вперед. С этой точки зрения они важны.

Идея видеть четверичность Бога вместо триединства сама по себе для пациентки не была сложной. Она выросла на философии Спинозы, и Спиноза выражает мысль, что Бог был бы неполон, если каждая степень ценности – от самой нижней до самой высшей – не были бы представлены в Нем. Эта концепция Спинозы давным-давно убедила пациентку в существовании злой части Бога. Спиноза прибавляет, что люди называют «хорошим» то, что хорошо для них и «плохим» то, что плохо для них, и в этом он с ними согласен. Но, заявляет он, нам нужно иметь в виду, что взгляды Бога на добро и зло могут не совпадать с нашими. Таким образом, Спиноза более-менее восстановил в глазах пациента концепцию безупречности Бога, потому что его великий план с точки зрения человека был недоступен к восприятию.

Возможно, в намерения Юнга не входило называть Бога безупречным, по крайней мере, не в смысле идеальности. Но идея восстановления полноценностиГоспода, возвращая Сатане его место в раю, объединила Юнга и Спинозу. Или так казалось пациентке, и сложностей в отношении этого у нее не было. Ее проблемой была невероятных размеров инфляция части Анимуса, и эту инфляцию она не осознавала. Она чувствовала замешательство, недоумение; поэтому, она спросила у Великой Матери о Сатане и четверичности. Великая Мать ответила объяснением только на субъективном уровне, сказав следующее.

Третий разговор с Великой Матерью

Великая Мать: В твоем случае, Анимус переплетен с Сатаной. Для него это слишком высоко. Он твой Анимус; дьявол – это часть Бога. Твой Анимус не может расположиться в четверичности. Он подвержен ужасной инфляции, если он об этом задумывается.

Фантазия

Пока пациентка слушала слова Великой Матери, к ней пришло видение, или пассивная фантазия:

Она увидела огромного крылатого дьявола, летевшего вверх, чтобы исполнить свою небесное предначертание в четверичности. Она слышала хор ангелов, воспевающих Сатану в гимне, ведь он вскоре займет свое пустовавшее со времен падения место. Ангелы приветствуют его в раю, их славное пение «Да здравствует! » поднимается волнами гармоничного звука.

Интерпретация

Интересно, что слияние, или же смешение Сатаны и Анимуса распутывается как раз в тот момент, когда Великая Мать говорит о нем. В этот момент, Сатана освобождает себя от заключения в душе человека и теперь может вознестись. А Анимус пациентки, избавившись от демонической инфляции, чувствует, что потерял свое лицо и опускается на колени. Все это – предвосхищение, происходящее в душе пациентки. Оно сможет быть принято лишь намного позже, по чуть-чуть, но в то же время, оно оказало влияние на Эго пациентки. Теперь ей стало ясно, что она не могла совладать с Анимусом, смотря высоко вверх на облака. Теперь, по крайней мере, она действительно стала осознавать, что есть только один способ избавиться от овладения Анимусом; а именно, осознать свою собственную Тень и принять этот темный образ в себя. Или, если цитировать метафору, которой воспользовалась монашка во сне пациентки, ей нужно было вплести черные бусины в свою маленькую цепь, добавив, таким образом, молитв в четках. Осознавая это теперь весьма ясно, она провела следующий разговор с Великой Матерью.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь