Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Седьмой разговор с Великой Матерью



Пациентка: Как противоположности могут быть объединены в душе?

Великая Мать: Бог может объединить противоположности; ты – нет. В твоем случае, монашка и мать (судьба и природа) не могут быть объединены. Судьба торжествует, а мать в тебе была пожертвована. Когда ты пожертвовала ею, ты согрешила против своего личного естества, но при этом исполнила то, что называется человеческим естеством. Оно уникально, оно является существенной задачей человеческого существа, которая заключается в страдании от внутреннего конфликта противоположностей, которые нельзя объединить. Твоя ошибка была в том, что ты не чувствовала ответственность, вину и раскаяние о твоем личном естестве. Вместо этого ты была неврастеником. Давай исследуем этот парадокс. Ты не можешь ничего сделать с приказом судьбы пожертвовать своим естеством. Тем не менее, ты должна чувствовать ответственность и вину, страдать от угрызений совести по отношению к своему личному естеству – или быть неврастеником. Тут мы приходим к причине того, почему говорят, что человек грешен по природе. Понимаешь? Человек принужден грешить потому, что он не способен объединить противоположности. Он грешит по отношению к одной стороне, или по отношению к другой. И в этом исполнение его человеческого предназначения.

Эти последние беседы, скорее всего, были превыше прерываний Анимуса. Стоит заметить, что он хранил молчание.

Встреча лицом к лицу с проблемами такого рода, конечно, подействовало обучающе не только на Анимуса, но и сознательное Эго пациентки. Прежде всего, ей стало легче избавиться от переоцененной важности, которую сексуальность (и ее отсутствие) заполучили во время анализа по Фрейду. Пока она видела исполнение своей сексуальности как единственную возможную цель своей земной жизни, она не могла развиваться духовно. Теперь все несколько переменилось, и постепенно она смогла найти новое значение в своей прошлой и будущей жизни. Ей также помогло то, что она заглянула в возможное символическое значение жизни. И наоборот, это заглядывание помогло ей интерпретировать символическое содержимое снов и видений, и таким образом улучшить свое понимание своей внутренней жизни. Дорога к дальнейшему развитию открылась ей, и прогресс в осознанности также означал прогресс в излечении.

III. Интерпретации Великого Видения на различных уровнях души

В анализе по Юнгу, мы часто оказываемся в тех же местах, но каждый раз на более высоком уровне, как выражается Юнг – путь к индивидуации – спираль, по которой мы восходим.

Несомненно, пациентка одолела новый виток спирали, и ее более высокая точка зрения позволила ей обрести более широкий кругозор. Поэтому она смогла найти символическое значение любопытного феномена Великого Видения. Вместе с ее аналитиком (в это время Анна работала со мной – Б.Х.) она составила интерпретацию, которая теперь стала действительно приемлема для всего ее существа.

Буквальное или символическое осознание?

Можно разделить Великое Видение пациентки на две части: первая часть касается изучения ее страха сцены, а вторая объявляет ей ее истинную цель в жизни. Первая часть всегда была ясна; с ней можно было иметь дело буквально, и во время ее экзамена она вызвала спокойное и пассивное желание принять вещи, как бы они не развивались. На этот момент, она поняла свое Видение чудесным путем. Но вторая часть, которую мы также можем назвать Возвещением, была гораздо более сложной. Здесь, очевидно, подразумевалось символическое толкование.

В те ранние дни, когда к ней пришло Видение, пациентка ничего не слышала о психологических символах и, несомненно, чувствовала, что эти слова стоит понимать буквально. Она все еще была психически нормальной, чтобы увидеть в любой попытке буквального толкования опасность, которая может отправить ее по ту сторону черты безумия. К сожалению, она не могла от него избавиться из-за мистической природы, которая захлестнула ее. Так как она относилась к интровертированному чувствительному типу с сильной интуицией, ее разделенные функции могли более-менее безопасно вести по ее пути. Но девушка не видела обрывов, устроенных ее бессознательной Тенью, и, к сожалению, в качестве своего шофера она избрала Анимуса.

Взаимодействие Тени и Анимуса

Положительные части Тени пациентки, которые мы называем женскими инстинктами, были ранены в ее ранней юности и в начале ее девичества (к этому мы вернемся позже). Когда инстинкты покалечены или поранены, они не могут функционировать должным образом; а главное, они вызывают боль. Поэтому пациентка подавляла их. Когда инстинкты подавляются, блокируется их рост. Как следствие, пациентка потеряла опору, которую нормально развитые инстинкты могли бы ей предоставить. Чтобы понять послание таинственного Голоса, ей пришлось с ним разбираться без помощи нормально функционирующей Тени, помощи, которая бы позволила ей твердо стоять обеими ногами на земле. Вместо этого, Анимус сделал себя хозяином содержания Возвещения. Анимусу хватило на это сил благодаря тому, что он играл против пациентки вместе с Тенью. Ее раненные инстинкты вызвали чувство неполноценности, которое требовало какой-либо компенсации. Этот механизм одарил девушку невероятными амбициями. Только во время экзаменационного напряжения она начала сомневаться, действительно ли она достаточно талантлива, чтобы удовлетворить потребности своих амбиций. Именно этого момента так долго ждали Тень и Анимус, чтобы атаковать ее тем, что они назвали отличным решением. В самом деле, что могло быть проще, чем перенести весь вес конфликта на весьма одаренного сына и таким образом освободить ей дорогу к выходу на пенсию, безболезненно и с честью, на которой ее ждала заслуженная материнская гордость? Действительно, вот прекрасное доказательство находчивости этой парочки!

Как упоминалось ранее, на вторую часть Видения можно взглянуть как на приказ к буквальному осознанию (и это был бы низший уровень) или к символическому осознанию (высший уровень). Анимус украл низший уровень в свою пользу, ведь устранение любви и сексуального возбуждения в любых будущих отношениях с партнером-мужчиной – это нонсенс, и такая идея могла происходить только лишь из уст Анимуса. Возможно даже, что он несколько изменил слова голоса – о, не так сильно – лишь чуть-чуть (чтобы дать себе возможность получить то, что ему нужно! ). Это точно не известно. Это лишь предположение, но это вполне соответствует его природе, и факт остается фактом, что Видение не было записано еще на протяжении многих лет спустя. На более высоком уровне души, Возвещение имело совершенно другое значение, что мы и увидим. Но пока мы не оставили примитивные идеи Анимуса, нужно прояснить, что Анимус обладает двумя разными уровнями, или ипостасями природы внутри него.

Две ипостаси Анимуса

В своей изначальной ипостаси, он просто личный Анимус, что означает небольшую часть недоразвитой мужественности, содержащейся в женской душе. В этой ипостаси, он может меняться от проказливого и дразнящего поведения до по-дьявольски разрушительного, но все это внутри личного царства. Он может быть положительным образом даже в этой личной сфере, и часто он таким и кажется, особенно в наши дни, когда женщины выполняют мужскую работу, с которой они бы с одной женственностью не справились. На высшем уровне, мы рассматриваем его как Великого Духа. Каждое важное женское вдохновение должно быть приписано этому образу. Большую часть времени он весьма положителен. Если он отрицателен в своей верхней сфере, тогда он отрицателен и на внеличностном уровне. В этом случае, он – злой великий дух, как ни посмотри, вплоть до самого Сатаны!

В жизни этой девушки, мы видим его работу почти в каждой ипостаси. Мы уже слышали его хитроумную, поддразнивающую болтовню в беседах, и на высшем уровне мы должны отдать ему должное как тому, кто вдохновил пациентку в плане музыки. Во второй части Видения, он уничтожает одним ударом ее будущую карьеру (говоря, что это не ее призвание) и ее потенциал как женщины (исключая нормальные ощущения от сексуальных отношений). Но на высшем уровне он является посредником, который, в конце концов, позволяет ей понять символическое значение того, что Голос возвестил ей.

Видение Марии

Юнг однажды сказал пациентке, что ее Великое Видение – это «Видение Марии», и указал на три параллели между ситуацией Марии и видением пациентки: во-первых, Мария зачала своего ребенка от Святого Духа, вероятно, без сексуального удовольствия; во-вторых, Мария родила божественного ребенка, «сына гения»; и в-третьих, ребенок был внебрачный.

Можно ли из этого заключить, что Голос из Видения выбрал эти три параллельных момента, чтобы предложить видение Марии; таким образом, Голос пытался сказать девушке, что ей следует быть как Мария, скромной и послушной, исполняя судьбу, которую ей выбрал Бог, и что она не должна стремиться к славе и почестям, если они были ее жизненной целью? Ведь если мы несколько изменим начальную точку зрения и взглянем на жизнь Марии как на миф, можно интерпретировать этот миф (или эту жизнь) как символ, означающий крайнюю женственность души, разворачивающуюся, чтобы посвятить жизнь Воле Господней.

В «Часослове» поэт Рильке выражает передачу женщиной души Господу. Рильке говорит об этом так: «Моя душа теперь - Твоя жена». И снова: «Покрой крылом свою служанку». Именно эту установку к скромности и посвящению девушке предстояло принять. Также в одном из разговоров Великая Мать сказала: «Если мы сознательно исполняем свое предназначение в установке духовной приверженности, мы создаем Бога настолько же, насколько Бог создал нас». Более феминными словами, создать Бога подобно тому, что породить Бога. И то, что Великая Мать называла судьбу «божественным зародышем», может означать следующее: если мы сознательно живем, развивая судьбу в направлении духовной приверженности, мы порождаем символического божественного ребенка.

Из того, что Юнг однажды сказал пациентке, она составила впечатление, что Бог есть жизнь в нас, что мы – Его глаза и уши, и что мы должны подарить осознанность Богу. Эта последняя идея, возможно, выражает то, что Юнг считает целью каждой индивидуальной жизни: мы должны подарить осознанность Богу!

Если нам это удастся, тогда наше человеческое сознание станет божественным сознанием. И благодаря этому это божественное сознание рождается в нашей душе с помощью земного опыта или с помощью нашей принятой и активно прожитой судьбы. Может ли это не быть целью, на которую указывал Голос в Видении? Бог, как создатель зародыша судьбы в нашей душе, был таинственным «отцом ребенка», которого пациентке было приказано искать, и все это значит то, что она должна была осознать Бога как отца ребенка. И затем ее призвание было дать зародышу прорасти, чтобы он мог родиться от нее как божественная сознательность. Символически, не только отец ребенка, но и сам ребенок должен быть Бог. Это видение и вправду видение Марии.

Конечно, Библия говорит нам то же самое гораздо короче и прямолинейнее словами Христа: «не Моя воля, но Твоя да будет» (Лука, 22: 42). Но Юнг объясняет, что каждый символ, даже самый удачно адаптированный и подходящий, может потерять свою силу со временем. Иногда символ становится изношенным, исчерпанным, истощенным. Когда это происходит, должен родиться новый символ в человеке, который потерял контакт со старым. Индивидуальное рождение нового символа, который способен содержать в себе силу старого, было сложным процессом роста внутренней жизни пациентки. Когда он был достигнут и мог появиться в сознании, она смогла вернуть контакт с упомянутыми библейскими словами, которым она могла теперь отдаться всеми силами, которыми располагала ее душа. Позднее ее измененный взгляд на жизнь и судьбу оказался источником лечения ее невроза. Но он сработал не так быстро. Одной догадки не хватило. Этой догадке предстояло стать живущей силой, выраженной в ее повседневной жизни.

Экзамен девушки

Давайте вернемся к девушке, которая только что пережила Великое Видение, и которой на следующий день предстоял экзамен за роялем на концерте. Возможно, в первой части Видения властный Голос подразумевал практическую помощь для девушки, чтобы та не испортила свое выступление боязнью сцены. Мы уже видели, как оно сработало в плане помощи в этом направлении. Возможно, что только первой части Видения хватило на то, чтобы позволить ей достичь этой цели, но это кажется сомнительным. Ведь первая часть не была так тяжело нагружена нуминозной силой, как вторая. Пациентка не могла почувствовать в первой части религиозное переживание, которого бы в любом случае не хватило, как только страх сцены начал бы захватывать ее. Гораздо важнее была вторая часть, которая касалась не только ее музыкальной карьеры, но и всей будущей жизни, и, на самом деле, со всей будущей жизнью ее души. Здесь имеет место быть религиозное переживание. В эту полную событий ночь, она на секунду видела Бога, и ей уже никогда не предстояло быть прежней. На следующее утро, когда она села за рояль, чтобы играть свои экзаменационные пьесы, она все еще полновластно находилась под чарами того, что случилось прошлой ночью. Именно поэтому она так хорошо играла. Даже экзаменующая комиссия почувствовала близость Господа. Когда она закончила играть, все они инстинктивно поднялись со своих мест, давая ей дорогу. Они потеряли дар речи.

Архетипические битвы в душе

Даже если в планы бессознательного входило лишь подарить девушке удовлетворение от сданного экзамена, вторая часть в любом случае была для этого необходима. Однако, бессознательное под этим подразумевало гораздо больше; по всей видимости, в его намерения входило достать таких душевных глубин девушки, чтобы привести ее к осознанию ее угрожающе амбициозной Тени и мощного, даймонического Анимуса. Она не собиралась получить позволение продать свою душу за всемирно известное имя, которого она так желала в мире музыки. У дьявола не было планов на эту душу, по крайней мере, пока ее Великая Мать сохраняла с ней контакт. Все выглядит так, как будто девушке достался личный ангел-хранитель в лице Великой Матери. Вышло ли так из-за того, насколько негативным было влияние на нее ее могущественного Анимуса? Кто знает. Что нам действительно известно об архетипических силах света и тьмы, сражающихся в наших душах? Пока они остаются полностью бессознательными для нас, мы можем быть лишь полем боя для них. Наша собственная маленькая роль, скорее всего, начинается после того, как мы постепенно начинаем осознавать, что мы есть не только сознательное Эго, но еще и частица громадных, коллективных происшествий в бессознательном.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь