Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Теоретизация и диалектизация науки



Наука (особенно современная)развивается по пути син­теза абстрактно-формальной (математизация и компью­теризация) и конкретно-содержательной сторон позна­ния. Вторая из названных сторон выражается, в частно­сти, терминами «теоретизация» и «диалектизация».

Для науки XX в. характерно нарастание сложности и абстрактности знания, теоретические разделы некоторых научных дисциплин (например, квантовой механики, те­оретической физики и др.) достигли такого уровня, ког­да целый ряд их результатов не могут быть представлены наглядно. Все большее значение приобретают абстракт­ные, логико-математические и знаковые модели, в кото­рых определенные черты моделируемого объекта выра­жаются в весьма абстрактных формулах.

По мере развития науки роль ее теоретической компо­ненты возрастает, что не дает основания для умаления роли эмпирии, опыта. Процесс углубления теоретизации науки «выглядит» всегда специфически на каждом ка­чественно-своеобразном этапе развития науки.

«Тенденцию к абстрактности» Гейзенберг считал очень характерной для развития научного познания, отмечая, что в современной науке процесс абстрагирования, вне вся­кого сомнения, играет ведущую роль и наука в решающей мере обязана ему своими огромными успехами. В исто­рическом процессе развития науки можно ясно распоз­нать элементы, обусловливающие тенденцию к абстракт­ности

Диалектизация науки как ее важнейшая закономерность означает все более широкое внедрение во все сферы науч­ного познания идеи развития (а значит, и времени) При­чем именно во все науки, а не только в так называемые «исторические науки» — в геологию, биологию, астрофи­зику, историю и т. п. Процесс диалектизации (как и теоретизации) также конкретно-историчен и определя­ется предметом науки, особенностями данной ступени ее развития и другими факторами.

Процесс диалектизации получил новый мощный импульс благодаря работам английских ученых — геолога Ч. Лай-еля и биолога Ч. Дарвина, которые на большом факти­ческом материале доказали, что все в природе взаимо­связано и все в ней происходит в конечном счете диалек­тически, а не метафизически. Серьезное обоснование диалектические принципы развития, всеобщей связи, противоречия, детерминизма и др. получили благодаря открытию клетки и закона сохранения и превращения энергии (30—40-е гг. XIX в.), а впоследствии (с конца XIX — начала XX в.) — благодаря созданию квантовой механики и теории относительности, а в современный период развития науки — благодаря крупным успехам синергетики — теории самоорганизации целостных раз­вивающихся систем.

И. А. Желенина, рассуждая о мето­дологическом потенциале диалектики в сфере историчес­кой науки, справедливо сетует на то, что в наши дни «это слово непросто произнести в научном сообществе. Однако диалектика методологически себя далеко не ис­черпала. Негативное отношение к ней было вызвано тем, что она была извращена...; диктат идеологии над теорией в рамках марксизма-ленинизма заставил диалектику иг­рать несвойственную ей роль»

Ускорение развития науки

наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующего поколения

В. И. Вернадский, который подчеркивал, что «ходу научной мысли свой­ственна определенная скорость движения, что она зако­номерно меняется во времени, причем наблюдается сме­на периодов ее замирания и периодов ее усиления. Та­кой именно период усиления творчества мы и наблюда­ем в наше время... Мы живем в периоде напряженного непрерывного созидания, темп которого все усилива­ется»

Характерными чертами периода ускоренного, интен­сивного развития науки Вернадский считал: -«чрезвычай­ную быстроту научного творчества»;

-открытие нетрону­тых ранее научной мыслью полей исследования;

-созида­тельный, а не разрушительный характер научной работы;

-единство созидания нового и сохранения ранее достиг­нутого;

-«освещение» старого новым пониманием;

-созда­ние нового на основе использования «переработанного до конца» старого.

Одна из важнейших причин «взрыва научного творче­ства» и ускорения развития науки состоит, с точки зре­ния Вернадского, в том, что в определенное время «скоп­ляются в одном или немногих поколениях, в одной или многих странах богато одаренные личности, те, умы ко­торых создают силу, меняющую биосферу... Необходимо совпадение обоих явлений: и нарождения богато одарен­ных людей, их сосредоточения в близких поколениях, и благоприятных их проявлению социально-политических и бытовых условий.

Констатация экспотенциалъного закона развития науки (т. е. ускорения его темпов) и есть одна из общих зако­номерностей ее развития. Данная закономерность про­является в увеличении общего числа научных работни­ков, научных учреждений и организаций, публикаций, выполняемых научных работ и решаемых проблем, мате­риальных затрат на науки или (и) доходов от нее и т. п.

Одним из критериев ускорения темпов развития на­уки является сокращение сроков перехода от одной сту­пени научного познания к другой, от научного открытия к его практическому применению. Если в прошлом от­крытие и его применение отделялись десятками и даже сотнями лет, то теперь эти сроки исчисляются несколь­кими годами и даже месяцами.

задача ориентировки в огром­ной массе научного материала, в колоссальном количе­стве научных, публикаций. В ряде случаев оказывается выгодным заново решить какую-либо проблему, чем найти те источники, где уже содержится ее решение. Однако в этом вопросе сегодня огромную помощь оказывают ЭВМ, «Интернет» и другие высокотехнологичные технические средства поиска и обработки научной информации.

Ускорению темпов развития науки способствовало и развитие средств сообщения, облегчавшее обмен идея­ми. Оно также связано с развитием производительных сил, с совершенствованием техники и технологии. В свою очередь ускорение развития науки обусловливает ускорение развития производительных сил.

Ускоренное развитие науки есть следствие ускоренно­го развития производительных сил общества. Это приве­ло к непрерывному накоплению знаний, в результате чего их масса, находящаяся в распоряжении ученых последу­ющего поколения, значительно превышает массу знаний предшествующего поколения. По разным подсчетам (и в зависимости от области науки) сумма научных знаний удваивается в среднем каждые 5—7 лет (а иногда и в мень­шие сроки).

Развитие производственных сил -> ускоренное развитие науки -> развитие производственных сил. Развитие средств сообщения -> обмен идеями

 

Метод и методология

Метод (греч. — способ познания) — в самом широ­ком смысле слова — «путь к чему-либо», способ деятель­ности субъекта в любой ее форме. Понятие « методоло­гия » имеет два основных значения: 1) система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т. п.); 2) уче­ние об этой системе, общая теория метода, теория в дей­ствии.

Основная функция метода — внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм позна­ния и действия.

Следует иметь в виду, что вопросы метода и методоло­гии не могут быть ограничены лишь философскими или внутринаучными рамками, а должны ставиться в широ­ком социокулътурном контексте.Это значит, что необхо­димо учитывать связь науки с производством на данном этапе социального развития, взаимодействие науки с дру­гими формами общественного сознания, соотношение методологического и ценностного аспектов, «личностные особенности» субъекта деятельности и многие другие со­циальные факторы.

Существенный вклад в методологию внесли немецкая классическая (особенно Гегель) и материалистическая философия (особенно К. Маркс), достаточно глубоко раз­работавшие диалектический метод — соответственно на идеалистической и материалистической основах.

Целый ряд плодотворных, оригинальных (и во многом еще неосвоенных) методологических идей были сформу­лированы представителями русской философии. Это, в частности, идеи: о неразрывности метода и истины и не­допустимости «пренебрежения методом» у Герцена и Чер­нышевского; об «органической логике» и ее методе — ди алектике у Вл. Соловьева; о «методологической наивнос­ти», о диалектике как «ритме вопросов и ответов», о «ввин­чивании философии в действительность» у П. Флоренс­кого; о законах логики как свойствах самого бытия, а не субъекта, не «мышления», о необходимости «преодоления кошмара формальной логики» и о необходимости осво­бождения философии «от кошмара математического есте­ствознания» у Бердяева и др.

Проблемы метода и методологии занимают важное ме­сто в современной западной философии — особенно в та­ких ее направлениях и течениях как философия науки, позитивизм и постпозитивизм, стуктурализм и постструк­турализм, аналитическая философия, герменевтика, фе­номенология и в других.

Каждый метод окажется неэффективным и даже беспо­лезным, если им пользоваться не как «руководящей ни­тью» в научной или иной форме деятельности, а как гото­вым шаблоном для перекраивания фактов.

Исторически первоначально проблемы методологии разра­батывались в рамках философии: диалектический метод Сократа и Платона, индуктивный метод Ф. Бэкона, раци­оналистический метод Р. Декарта, антитетический метод Фихте, диалектический метод Г. Гегеля и К. Маркса, фе­номенологический метод Э. Гуссерля и т. д. Поэтому ме­тодология (и по сей день) тесно связана с философией — особенно с такими ее разделами (философскими дисцип­линами) как гносеология (теория познания) и диалектика.

Методология в определенном смысле «шире» диалек­тики, так как она изучает не только всеобщий (как после­дняя), но и другие уровни методологического знания, а так же их взаимосвязь, модификации и т. п. Тесная связь методологии с диалектикой не означает тождественности этих понятий и того, что материалистическая диалектика выступает как философская методология науки. Матери­алистическая диалектика — одна из форм диалектики, а последняя — один из элементов (уровней) философской методологии, наряду с метафизикой, феноменологией, гер­меневтикой и др.

Методология в определенном смысле «уже» теории по­знания, так как последняя не ограничивается исследова­нием форм и методов познания, а изучает проблемы при­роды познания, отношение знания и реальности, субъек­та и объекта познания, возможности и границы позна­ния, критерии его истинности и т. д. С другой стороны, методология «шире» гносеологии, так как ее интересуют не только методы познания, но и всех других форм чело­веческой деятельности.

Из нефилософских дисциплин методология наиболее тесно смыкается с логикой (формальной), которая глав­ное внимание направляет на прояснение структуры гото­вого, «ставшего» знания, на описание его формальных свя­зей и элементов на языке символов и формул при отвле­чении от конкретного содержания высказываний и умо­заключений.

Начиная с Нового времени (XVI—XVII вв.), методоло­гические идеи разрабатываются не только в философии, но и в рамках возникающих и бурно развивающихся част­ных наук — механики, физики, химии, истории и др. «Ме­тодологический срез» стал необходимым компонентом каж­дой науки

В самой науке все более четко выде­ляются два взаимосвязанных направления:

1)исследование свойств объектов (традиционное направление) и

2) исследо­вание способов и форм научного познания»

Эмпири­ческой базой разработки методологии науки (научной ме тодологии) является история науки, но взятая не сама по себе, а в широком философском, общественно-истори­ческом, социокультурном контексте, т. е. в системе куль­туры в ее целостности.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 697; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь