Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 1. Определение науки «гомилетика». Задачи гомилетики и ее метод. Источники.



Гомилетика

Литература:

1. Ветелев А., прот., Козлов М.Е. Учебный курс по истории проповедничества Русской Православной Церкви. Загорск: МДАиС, 1990;

2. Ветелев А., прот. Гомилетика (курс академических лекций по теории и практике церковно-православного проповедничества). Загорск, 1949;

3. История гомилетики, или науки о пастырском проповедании Слова Божия. Варшава, 1927;

4. Настольная книга священнослужителя. Тт. 5, 6, 7. М., Б.г.

 

Билет 1

Вопрос 1. Определение науки «гомилетика». Задачи гомилетики и ее метод. Источники.

Гомелетика - (от греческого - беседую) наука о проповеди или о проповедничестве.

Но что такое сама проповедь? - Проповедь есть возвещение истины о Господе Иисусе Христе и призыв к спасению через слово. Но формы этого слова, формы проповеди были неодинаковы в истории Церкви.

В настоящее время исторически сложившийся формой проповеди следует считать " Речь к народу" не к одному человеку, но к многим. Так мы обычно и называем проповедь: речь к народу произносимая проповедником в храме.

В этой форме - речи к народу - ораторской речи и изучается проповедь в гомелетике.

Поэтому необходимо очень кратко определить, что же такое ораторская речь, какие ее отличия от речи обыкновенной?

Если мы ее определим, как речь перед многими, то это будет неточно так как перед многими читается например лекция, но лекция отличается от ораторской речи. Нужен еще один признак: ораторская речь имеет цель нетолько сообщить сведения, но еще убедить, возбудить слушателей, вызвать в них определенное действие - реакцию. Это можно видеть и на видах светской ораторской речи:

· Политической: (в парламенте и на митингах) оратор убеждает слушателей принять определенное решение, склоняет их на свою сторону.

· Судебной: два оратора (стороны в процессе) убеждают судей обвинить или оправдать подсудимого.

· Военной: командир говорит солдатам " несколько слов" перед боем, чтобы поднять их дух и т.д.

Подобные признаки ораторской речи имеются и в проповеди:

Проповедник также имеет целью убедить своих слушателей признать какую-либо истину, принять решение (например покаяться), вызвать в них определенные настроение (благоговения, внимания и др.) Но сходство светской ораторской речи с проповедью касается только формы, по содержанию же они различны.

О чем бы не говорил проповедник, его слова в конечном итоге касаются нашего Спасения.

" Проповедь, - говорит известный русский гомилет, проф. Певницкий, - как частная речь, не обнимает всего Евангилия о спасение и о средствах его приобретения, но всегда, какого бы частного предмета она ни касалась, она имеет, или должна иметь непосредственную связь с этим главным и средоточнымпунктом христианского учения. Утеряв связь с ним, она перестает быть проповедью христианскою.

 

Задача и метод гомилетики

Гомилетика как наука, имеющие своим предметом проповедь или проповедничество, имеет свою определенную задачу и метод.

Задача Гомилетики - воспитать проповедника. Помочь начинающему проповеднику. “Обрезать в нем, по словам профессора, протоиерея Фаворова, способность и вкус к проповеди”.

Метод (способ изучения) гомелетики составляют изучение теории и практики проповеди.

· Теоретический - заключается в изучении особых правил и условий, способствующих составлению проповеди и ее воздействии.

· Практический - заключается в изучении образцов проповеди, составлении проведей, разборе их и т.д.

Имеет большое значение изучение исторического развития проповедничества в Церкви.

Гомелетика относится к богословским наукам и занимает среди их особоемест. Больше всего приближаясь к области так называемого, “прктического богословия”, к пастырскрму богословию. Но она имеет отношение и ко всем частя богословия.

Через проповедь доводиться до сведения (сознания) большей части Церкви (мирян), не изучавших специально богословие, основные истины всех богословских знаний (веры из догматики, главны заповеди из области нравственного богословия и т.д.).

 

Источники гомилетики

Важнейшим источником, как и дургих богословских наук, являются Слово Божие и учение Церкви - они относятся к содержанию проповеди. Затем - образцы проповеди и особые правила гомелетики, относящиеся больше к форме проповеди и ктому, как следует пользоваться в проповеди Словом Божиим и учением Церкви.

 

Вопрос 2. Обязанность пастыря проповедовать (что говорит об этом Слово Божие и правила церковные).

Проповедь - проповедничество имеет в Церкви Христовой огром­ное значение.

Проповедование Слова Божия есть исполнение Заповеди Спаси­теля " научить все народы", " проповедовать Евангелие всей твари" (Ин. 23, 19; Мк.16, 15).

Путем проповедь истина о Спасения через Господа Иисуса Христа возвещается по всему миру и достигает каждого отдельного человека. По слову св.ап.Павла, навозможно уверовать в Того, о Ком не слыхали, а слышать невозможно без проповедую­щего (Ср. Рим.10, 14).

Заповедь проповедывать, данная Господом Иисусом Христом Апостолам, относится и к их преемникам-Пастырям Церкви. И проповедь о Господе Иисусе Христе никогда не прекратится. Проповедничество всегда будет составлять важнейшую обязанность Православного пастыря.

Поэтому каждый готовящихся стать пастырем, должен нау­читься проповедовать. Иногда говорят, что Апостолы были прос­тые люди, рыбаки, и нигде не учились. Но те, кто так говорит, не понимают того, о чем сказывал св.Дмитрий Ростовский: " Господь не книжных собра, но книжных посла" - Он Сам отверз им разуметь Писание.

А мы для того, чтобы уразуметь Писание и удостоиться благодатною помощи Божией, должны приложить свой усердный труд для изучения всего нужного и полезного в пастырском служении.

 

Билет 2

Вопрос 2. Значение проповедничества для самого пастыря. Духовный и нравственный облик проповедника Слова Божия.

Проповедничество нужно не только пастве, но и самому проповед-нику, так как оно является верным толчком к его духовному росту. Продумывая заранее тему очередной проповеди, пастырь – проповедник умом и сердцем переживает основные мысли темы, освещает их светом евангельского учения.

Труд этот возвышает дух пастыря, усиливает его молитвенность, живую связь с Богом, сближает с паствой. Предназначая проповедь пастве, пастырь заранее начинает думать о ней, заботясь о том, как лучше воздействовать на нее к её спасению. Готовясь учить других, пастырь сначала учит, просвещает и умудряет самого себя, поступая согласно указанию апостола: уча других учить, самого себя (Рим. 2: 21).

Проповедь есть призыв к спасению. Она обязывает спасаться, прежде всего, самого проповедника. Он может духовно дать слушателям только то, что сам имеет. На слушателей действуют не столько слова проповедника, сколько благодатная сила, заключенного в проповеди Слова Божия и спасающейся души проповедника (пример архиепископа Луки (Войно – Ясенецкого)). Пусть проповедь пастыря не всегда будет иметь внешне прекрасную форму, но чтобы всегда она в себе заключала правильное понимание им христианской истины. «Пусть кто–нибудь, – учит святой Иоанн Златоуст, – будет скуден в слове и состав его речи прост и неукрашен, но он не должен быть невеждою в познании, в правильном разумении догматов веры».

 

Билет 3

Вопрос 1. Необходимые внутренние условия при подготовке к проповедничеству.

Что есть проповедь в своем существе? В первосвященнической молитве к Богу-Отцу Христос Спасите ль говорит: «Я передал им слово Твое… освяти их истиною Твоею; слово Твое есть Истина» (Ин. 17, 14, 17). Слово Божие есть сама истина. Это та всесовершенная истина, которая дается человечеству в учительном слове Церкви и которая удовлетворяет все его духовные запросы. Божественная истина, являясь краеугольным камнем проповеди пастыря Церкви, должна иметь непосредственное отношение к его личной жизни и деятельности. Поэтому христианская проповедь в своем существе может быть определена как свидетельство истины Божией, свидетельство о Иисусе Христе, Спасителе мира, которое должно основываться на внутренней благодатной жизни проповедника и выражаться в его слове. Именно поэтому Спаситель и Его апостолы нередко называли проповедь «свидетельством» (Ин. 1, 15; Деян. 1, 8). Цель церковной проповеди—призыв ко спасению (2 Фес. 2, 13, 14), к жизни и нетлению (2 Тим. 1, 10), то есть к наследию Царства Небесного. Этой целью должно определяться содержание любой церковной проповеди и ее существенные задачи. Главный предмет проповеди—учение о Христе распятом и воскресшем, о необходимости покаяния и веры в Него. Из этого средоточия должны исходить и к нему возвращаться все частные предметы церковного учительства. На основании вышеизложенного сделаем определение церковной проповеди. Под церковной проповедью надо понимать предлагаемое слушателям свидетельство о Спасителе мира Господе Иисусе Христе и изложение Его Божественного учения, раскрываемого в духе Православной Церкви. Более кратко эта мысль выражена преподобным Исидором Пелусиотом так: «Проповедь доносит до слуха слово Божие, учит вере и жизни по вере».

В Гомилетике актуальным является вопрос о внутреннем характере церковной проповеди. Этот характер определяется церковно-библейским духом проповеди, ее православностью и полным согласием с истинами Священного Предания, а также народностью и современностью. Каждый пастырь-проповедник должен иметь представление и о ложных направлениях в проповеди. О непозволительности со стороны церковных учителей касаться каких-либо мирских интересов свидетельствуют примеры из жизни Христа Спасителя. Когда некто обратился к Учителю с просьбой о помощи в разделе наследства, то в ответ услышал: «Кто поставил Меня судить или делить вас? » (Лк. 12, 14) Всякое вмешательство проповедника в дела «мира сего» с чисто мирскими целями является незаконным, так как противоречит самой идее и задачам церковного учительства. Проповедник должен избегать соблазна освещения в проповеди событий общественно-политического характера и их оценки. «Для нас безопаснее и надежнее, как сообразное с нашим долгом, —учит митрополит Филарет (Дроздов), —работать на своем поле, говорить о вере и нравственности, чтобы напрасно не сойти с церковной дороги и не оступиться в яму на дороге политической»14. Не следует заниматься в проповеди исследованием утонченных богословских вопросов, труднопостигаемых истин, а также рассматривать какие-либо спорные положения или частные богословские мнения. К ложным следует отнести рационалистическое и мистическое направление в проповеди. В первом случае могут возникать попытки рационализировать учение Церкви, во втором—решать богословские вопросы на основании безотчетного субъективного чувства, содействуемого воображением. Стремление во всем видеть чудесность, все выводить из внутреннего чувства и озарения может привести к печальным и даже гибельным для души последствиям. Необходимо не только верить и чувствовать, но проверять правильность своих чувств и внутреннего устроения опытом Церкви.

 

Билет 4

Вопрос 1. Что есть проповедь? Подготовка к проповедничеству. Интеллектуальная подготовка.

Началом этой подготовки будет УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ И ПЕРЕДАЧА СОДЕРЖАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЗАЧАЛ. Помимо своего формального значения (проверка степени владения устной и письменной речью, )этим упражнением достигается усвоение евангельского текста и его терминологии, создается навык пользования его в устной речи, что необходимо для каждого проповедника.

Для такого пересказа следует первоначально избирать отдельные притчи, описания событий и другие отрывки, в которых заключена известная последовательность или развитие.

Пересказ таких отрывков (а также исторических событий, историй праздников, житий святых) составляет иногда важнейшую часть про­поведи. И в процессе упражнения необходимо добиться от учащегося свободной(более пространной или более сжатой) передачи текста, но без его искажения.

После освоения устной передачи, следует закрепить изложениями в виде классных работ и заданий на дом.

Вторым шагом подготовки к проповедничеству является РАСКРЫ­ТИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОТДЕЛЬНОГО ЕВАНГЕЛЬСКОГО ТЕКСТА И СОСТАВЛЕНИЕ НРАВСТВЕННОЮ ПРИЛОЖЕНИЯ.

" Нравственным приложением" в гомилетике называется тот практический вывод для читающего или слушающего Слово Божие, который вытекает из рассматриваемого текста.

Далее домашнее чтение Слова Божия только тогда полезно для читающего, если он будет воспринимать прочитанное как относящееся к себе самому, если из каждого текста он будет извлекать для себя какое-то конкретное указание.

Напр.: " Господь сказал: “Блаженни милостивые, ибо они помило­ваны будут” - Вывод: И я должен быть милостивым, особенно в таких-то случаях и ò.ä.

Каждая проповедь обязательно заключает в себе какое-либо нравственное приложение, и полезно для учащегося найти это приложение из тех текстов, которые предлагались ему для пересказа. Раскрытию смысла отдельного зачала или текста Евангелия способствует использование дополнительно соответствующих текстов из других мест Священного Писания.

Например, к притче о Мытаре и Фарисее можно отнести: “Бог гордым противится, а смиренным дает благодать” (Исх.4, 6).

К притче о двух должниках (Мф.18, 23-35) - слова из молитвы Господней: “И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим” (Мф.6, 12).

Раскрытию содержания отдельного текста способствует ПОСТАНОВКА РЯДА ВОПРОСОВ И ОТВЕТЫ НА НИХ. Например, Евангельский текст: “Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас, иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного” (Мф6, 1).

О чем в этом стихе говорится?

- О милостыне, втайне творимой.

Почему нужна тайна в деле милосердия?

- Нужна потому, что без нее нельзя получить награды от Отца Небесного.

К чему нас здесь призывает Господь?

- Призывает к тайному милосердию.

Можно ли ограничиться постановкой таких вопросов и только такими ответами? Конечно нет, ибо эти вопросы и ответы слишком упрощены и общи по своему характеру. Они ничего не дают, сравнительно с тем, что дано в самом тексте (стихе). Между тем, нам нужны вопросы, располагающие к углублению в смысле данного текста, заставляющие нас использовать и другие тексты Священного Писания, близкие по содержанию к нашему тематическому тексту (стиху) и, прежде всего, 2-3-4 стихи этой æ å, 6-é главы.

Приготовление каждой отдельной проповеди начинается с выбора исходной точки для ее построения. Основой построения проповеди должны быть истины, содержащиеся в Евангельском или Апостольском чтении дня, празднуемом священном событии, житии святого, молитвословиях и пениях совершаемого Богослужения. Исходные точки служат основанием для определения темы проповеди.

Гомилетическая наука использует два исторически сложившихся способа развития мыслей в проповеди: синтетический (от греч. σ υ ν θ ε σ ι ς — соединение, составление) и аналитический (от греч. α ν α λ υ σ ι ς — расчленение, разбор). Аналитический способ характерен для бесед, синтетический — для поучений и слов.

Современная гомилетика содержит учение об исторически сложившейся четырехчастной структуре проповеди. Четырехчастное построение создает логическую стройность речи проповедника. Вступление является введением в тему проповеди. Задачей вступления является психологический настрой слушателей. Проповедник должен установить контакт со слушателями, возбудить внимание, вызвать интерес к теме проповеди. Чаще всего вступление содержит прямое указание на тему проповеди. Размер вступления обычно определяется общей продолжительностью речи и находится в прямой связи с последующим изложением. Изложение (основная часть)—это самая значимая и пространная часть проповеди. Она содержит раскрытие темы проповеди на основании имеющегося материала. В изложении особенно актуально требование четкости логического построения: здесь одна мысль должна вытекать из другой, главные положения должны быть основанием для второстепенных. Наряду с композиционно-логической стороной большое значение имеет содержательная сторона процесса изложения. Основным источником содержания пастырской проповеди должно быть слово Божие и учение Церкви. Большую яркость, конкретность и эмоциональную насыщенность придают речи проповедника различные назидательные примеры из истории Церкви, из жизни святых. Нравственное приложение является наиболее важной в нравственно-назидательном смысле частью проповеди. Эта часть является тем элементом, который и формально, и по существу отличает церковную проповедь от любого вида ораторской речи. Само название этой части проповеди указывает на наличие в ней нравственных выводов, которые должны следовать из предшествующего изложения. Нравственное приложение, как правило, содержит конкретные наставления слушателям. Следующей особенностью нравственного приложения является обращенность его к определенной категории слушателей. Если в изложении раскрываются общие истины принципиального характера, то нравоучение должно содержать выводы, соответствующие духовно-нравственному состоянию именно данной аудитории слушателей. Вместе со вступлением заключение представляет своеобразное обрамление проповеди и несет определенную логико-психологическую нагрузку—служит завершением речи проповедника. Существенной принадлежностью заключения могут быть следующие элементы: 1) доксологический (славословие), 2) поучительный (напоминание о сказанном), 3) патетический (увещание к слушателям). По древней традиции проповедь заканчивается произношением слова «аминь» («истинно», «истинно так»). Этот обычай берет начало с первых веков христианства. В древности собрание верных на слова предстоятеля отвечало словом «аминь».

 

Первый этап

Читать ли по тетради или наизусть произносить заранее приготовленную проповедь? Решение этого вопроса во многом зависит от личных качеств проповедника: памяти, навыка к публичным выступлениям и проч.

Для начинающего проповедника в первых выступлениях лучше использовать по тетради. Это поможет преодолеть психологические затруднения, неизбежные в начале проповеднической деятельности: боязнь растеряться, ошибиться, забыть главные мысли, их последовательность. Бывает, что при выходе на амвон мысли сразу исчезают из сознания или, наоборот, как бы беспорядочной толпой устремляются, ошеломляют, дезорганизуют дух проповедника, создавая растерянность и боязнь.

Проповедника, вышедшего на амвон, пугает раскрывшееся перед ним пространство храма и эти сотни, а иногда и тысячи, устремленных на него глаз. Придет время, когда эти глаза и лица будут вдохновлять пастыря и помогать ему находить и дополнительные мысли, и нужные слова. Но при первых робких шагах храм с молящимися может сказать подавляющее, тормозящее воздействие.

Полезно применить к состоянию оробевшего проповедника слова псалмопевца: «Страх и трепет прииде на мя»..., «ноги сострясошася» и «прильпе язык мой в гортани моей», иными словами обычно сами же проповедники характеризуют свои первые переживания на церковной кафедре.

Этого неприятного и вредного для проповеднического дела состояния можно избежать, если начать произносить первые проповеди, опираясь на тетрадь, т.е. читая по ней всю проповедь.

Но тетрадь, бесспорно, может рассматриваться лишь как временный спутник и помощник проповедника. Как бы выразительно не читал по ней проповедник хорошо составленную проповедь, последняя много теряет в своем воздействии на паству, а пастырь – в авторитете проповедника.

Уткнувшийся в тетрадь проповедник, зависящий от нее в каждой мысли и слове, производит впечатление неполноценного и не владеющего своим делом проповедника. Слушатель хочет слушать Слово Божие от проповедника, хорошо знающего Священное Писание, убежденного в истинах провозглашенной им веры, легко, свободно, живо и сердечно излагающего их в своей проповеди.

Слушатель хочет видеть не слабости пастыря, а его силу и власть над словами и его собственной душой. Проповедь – это движение души проповедника, пропитанной Словом Божиим и его благодатными веяниями, к душе слушателя. Эту-то душу и хочет слушать слушатель, но не только из содержания проповеди, но одновременно и от самого проповедника. Он хочет видеть проповедника, его лицо, его глаза, всю его фигуру, обращенную к нему, чтобы, со своей стороны, устремиться своим взором, всем своим внутренним существом навстречу к нему, к его благовестию.

Всему этому мешает скованность проповедника тетрадью, невозможность оторвать от нее взора. Зависимость проповедника от тетради рисуется в воображении народа гораздо большей, чем есть на самом деле. Представляется, что читающий по тетради читает ее не только для народа, но и для себя, учит и убеждает не сам от себя, не от прочувствованного и пережитого им самим, а от написанного, т.е. откуда-то взятого, чужого, описанного лишь по долгу прочитанного в храме.

Такова внутренняя невольная, но вместе с тем и неискоренимая предубежденность слушателя против проповедника-чтеца. Поэтому не следует долго задерживаться на пользовании тетрадью.

Устное произнесение проповеди надо начинать с того, что хорошо усвоенную заученную проповедь произносить, держа на аналое ее текст, но обращаясь к нему только в случае остановки (провала памяти).

Этот прием предохранит проповедника от могущей возникнуть опасности что-либо забыть, потерять нить рассуждений. Если это случится, то текст, лежащий перед глазами проповеди, крупно и четко написанный, поможет проповеднику выйти из затруднения.

Второй этап

Вторым этапом в устном произнесении проповеди является такая подготовка к ее произнесению, когда из написанной проповеди хорошо усваивается план ее и основные мысли, связывающие вопросы этого плана, т.е. усваивается конспект проповеди. Этот конспект и держит проповедник перед глазами на аналое, заглядывая в него лишь в случае крайней необходимости.

Особенность этого второго этапа заключается в том, что проповедник, произнося устно всю проповедь, может вольно или невольно допустить отступления от ранее составленной проповеди в отдельных, дополнительных мыслях, сохраняя верность основных, ведущим пунктам (вопросам) плана. Эти дополнительные мысли могут или спускаться, или видоизменяться в своей фразировке, или заменяться другими аналогичными мыслями.

Весь этот процесс является выражением некоторой творческой свободы проповедника уже в момент самого произнесения. На этом этапе следует как можно дольше задерживаться всякому проповеднику.

Он ценен тем, что соединяет творческую свободу и инициативу проповедника дома и в храме с явным, однако, предпочтением и преобладанием творчества домашнего.

Хорошая домашняя подготовка является необходимым условием для творческой инициативы в храме: чем больше продумано и прочувствовано дома, тем скорее и вернее все это отзовется и в храме при произнесении.

Третий этап (импровизация)

Третий этап в произнесении проповеди наступает тогда, когда проповедник выступает с импровизированной проповедью.

Импровизация – проповедь продуманная, прочувствованная и подготовленная лишь в общих чертах, главных мыслях.

Обычно записывается – и то не всегда – лишь план, реже краткий конспект, то есть основной костяк ее. Существенное отличие импровизации от обычной проповеди заключается в том, что она, готовясь дома лишь в исходных, опорных пунктах, не связывает творческой мысли проповедника или произнесении ее в храме, предоставляя ей возможность выражать себя в форме живого, непосредственного, из сердца выходящего поучения, переход к импровизации связан с переходом на так называемый разговорный тип мышления, нередко бывает, что при произнесении импровизированного поучения меняются и вопросы плана, и аргументация в развитии мысли, и самые мысли заменяются одни другими. В этом случае задуманная, как импровизация, проповедь переходит в экспромт.

 

Билет 5

Вопрос 1. Составление плана простейшей проповеди.

Составление плана простейшей проповеди

Навык составления плана, а потом и конспекта проповеди, один из самых важных в начале проповедничества.

Проповедь, составляемая без плана, подобна зданию, построенному без проекта - в ней не будет логического развития мыслей, соразмерности частей и ясности выражения.

В качестве упражнения следует использовать те же Евангельские зачала, которые сперва пересказывались и к которым затем находилось нравственное приложение.

Например, притча “О Мытаре и Фарисее”, “О милосердном самарянине", Евангельский рассказ, о жене-грешнице(Ин3)и т.д. Причем следует обратить внимание на предварительное составление плана, но нельзя ограничиться таким формальным планом:

1. Обращение;

2. Изложение текста;

3. Нравственное приложение, как это склонны делать учащиеся.

Следует предложить озаглавить отдельные проповеди по их содержанию.

Напр.: план к простейшему поучению на притчу о мытаре и фарисее:

1. Обращение к слушателям с указанием, что прочитанная притча имеет и для нас особое значение.

2. Изложение притчи о мытаре и фарисее. Осуждение гордости и помилование смиренного мытаря.

3. Призыв к осознанию своих грехов в смиренной молитве. Более подробное изложение мыслей каждого раздела проповеди будет ее конспектом.

На основе изложенного следует перейти к составлению простейшей проповеди на Евангельские темы, где основной частью (2-й) будет изложение Евангельского текста.

Помимо указанного приема углубления содержания путем введения дополнительных, однозначных по смыслу текстов, нужно усвоить еще два приема, часто употребляемых, и облегчающих усвоение основной мысли проповеди.

 

Прием противопоставления

Этот прием заключается в том, что, как понятно из самого наименования, в изложении одни понятия противопоставляются другим: пороку - добродетель (гордости - смирение), гордый фарисей - смиренному мытарю, неправильной молитве фарисея - смиренная молитва мытаря и ò.ä.

Такое противопоставление больше оттеняет основную мысль, основную истину, которую предлагает проповедник.

 

Прием психологической и образной наглядности

Этот прием служит той цели и состоит в употреблении сравнений и образов, например, в притчах: (подобно Царство Небесное неводу, зерну, сокровищу и т.д.).:

Пользование этим приемом допускает в проповедь различных примеров (образов) из окружающей жизни, из жизни святых и т.д.

Усвоение всех изложениях указаний позволяет перейти к составлению коротких проповедей - в классе и дома.

 

Билет 6

Билет 7

Билет 8

Билет 9

Билет 10

Билет 11

Вопрос 1. Главный предмет и содержание церковной проповеди.

Предмет проповеди и особенности раскрытия этого предмета.

Христианская проповедь есть продолжение благовествования апостольского о спасении человека, совершенном Господом Иисусом Христом.

Всякая проповедь есть призыв ко спасению. А так как все дело нашего спасения совершено Господом Иисусом Христом и нет другого основания спасения, кроме положенного, “которое и есть Иисус Христос” (1 Кор.3, 11), то поэтому главным предметом христианской проповеди является Сам Христос, Его дело и Его учение, а главной темой - учение о нашем спасении во Христе.

Но в отдельной проповеди нельзя раскрыть все учение о Спасении и Сасителе, все Его дело, все Его учение. Поэтому и учение о нашем Спасении разделяются в проповедях на ряд отдельных, но внутренне связанных между собой предметах и тем.

Так естественно возникает указанное ранее деление проповедей по содержанию на догматические, нравоучительные, исторические и т.д.

 

О содержании проповедей.

Что может быть содержанием проповедей? Откуда проповеднику брать материал для своей проповеди? И какой именно материал для проповеди подходит, а какой следует признать неподходящим? Каких видов может быть проповедь в зависимости от использованного для ее содержания материала?

Эти вопросы естественно становятся на очередь после того, как мы выяснили, что такое проповедь: проповедь как один из видов ораторских произведений и проповедь как исполнение церковно-религиозного служения. В самые ранние времена средневековой схоластики главное внимание при составлении проповеди обращалось не столько на ее содержание, сколько на внешние формальные правила ее составления. Каждая проповедь, как и всякое риторическое произведение, должна была состоять из вступления, изложения и заключения. Каждая из этих составных частей в своем построений также должна была руководствоваться целым рядом формальных правил. Вообще форме придавалось огромное значение, и если форма была соблюдена по всем правилам, то проповедь считалась образцовой. Постепенно, однако, ученые гомилеты стали понимать, что в проповеди не важна не только форма, но ее содержание. И вот в середине XVI столетия проф. богословия Марбургского университета Гиперий впервые дал богословский характер гомилетике и попытался освободить ее от зависимости от риторических систем. Основное положение Гиперия выражено в следующих словах: " Светская риторика учит тому, как нужно составлять речь и действовать оратору, а гомилетика излагает то, что проповедник должен предлагать народу: там форма - главное, а здесь - материя." На основании 2 Тим. 3: 16 и Рим. 15: 4 Гиперий намечает несколько видов проповедей: учительный, обличительный, наставительный, исправительный и утешительный.

В позднейшее время гомилеты ударились, как это часто бывает, в противоположную крайность. Совершенно забыв о внешней форме проповедей, о правилах составления проповеди, они все свое внимание обратили на содержание проповедей, и в их гомилетиках главное место занимает так называемая " материальная часть." Правда, основное положение, высказанное Гиперием, несомненно правильно: гомилетика не может быть просто формальной наукой, подобной риторике: для нее важно не только то, что проповедуется, но и как проповедуется. Но отсюда нельзя делать вывод, что внешние правила составления проповеди совсем должны быть отвергнуты. С другой стороны, увлечение гомилетов " материальной частью" проповедей привело к тому, что все гомилетические курсы, начиная от Гиперия и кончая нашим русским гомилетом Амфитеатровым, донельзя перегружены бесконечным перечислением предметов, о которых можно говорить в проповеди. Все это - излишний балласт для гомилетики, не говоря уже о том, что благодаря этому бесконечному перечислению самых разнообразных предметов, заимствованных из разных богословских наук, гомилетика в сущности теряет свой специфический характер как наука о проповедничестве и вторгается в чуждые ей области других наук, как-то: догматики, нравственного богословия, литургики, церковной истории и т.д. Все это, конечно, совершенно напрасно. Задача гомилетики научить начинающего проповедника, как надо проповедовать, а вовсе не делать заимствоваиия из других богословских наук, которые могут служить материалом для проповеди. Да для этого бы и места не хватило ни в каком гомилетическом курсе, что признает и сам Амфитеатров, когда, приводя эти бесчисленные перечни материй, вместе с тем говорит: " Область истин, входящих в состав церковного собеседовавия, так же обширна и глубока, как область Писания, которое есть источник бесчислениюго множества тем для проповедей; так же огромна, как область Церкви, которая каждым словом и действием своим назидает; так же многоразлична и многообразна, как многосторонняя жизнь человеческая, как разнообразны состояния, нужды, потребности людей в недрах Церкви и общества... Церковное собеседование должно раскрыть и возвестить все, что есть в религии необходимейшего для спасения народа, - должно сопровождать человека на всех путях и приключениях его жизни, должно наблюдать его, руководить во всех состояниях - церковном, гражданском, семейном и т.д.."

Само собой понятно, что при такой необъятности материала для составления проповедей нет никакой возможности, да нет и надобности, приводить подробный перечень всех возможных тем. Гомилетика пускается в чужую область, когда хочет представить подробное обозрение проповеднических материй. Вниманию проповедника подлежит все учение христианское и вся религиозно-нравственная жизнь человека. А все это - и христианское учение и религиозно-нравственная жизнь человека - раскрывается в других богословских науках. Гомилетике по необходимости придется делать заимствония из всех этих наук. В ней будет повторение чужое, повторение совершенно напрасное. Да всего и обозретъ невозможно, настолько велика и необъятна область проповеднических материй. Поэтому совершенно бесполезно заниматься перечислением этих материй, а необходимо установить только общие начала, которыми должен руководствоваться проповедник при составлении своей проповеди.

Что может быть содержанием проповеди? На это хороший ответ дает наш русский гомилет проф. Певницкий: " Содержанием проповеди, - говорит он, - может быть все, во что сердцем веруется в правду, и что усты исповедуется во спасение, - все, чем можно способствовать, " как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое, " как говорит ап. Павел" (Рим.10: 15). То есть привлечение различных способов анализа текста Священного Писания для формирования тем и содержания проповеди - совершенно закономерно, и мало того, предпочтительно, так как придает столь необходимый проповеди библеизм - а это все и обеспечивают современные методики Гомилетики.

Можно ли, однако, указать хоть какие-нибудь пределы этой необъятной области содержания проповеднических материй? Можно. Такие пределы указывает в своих посланиях сам ап. Павел, когда, с одной стороны, возносится духом в райские обители и поведает нам о тайнах " третьего неба, " насколько это может быть доступно нашему пониманию, а с другой стороны, дает наставления об удовлетворении самых низших потребностей нашей природы и о внешнем поведении человека (1 Кор. 7: 2-6; Еф. 4: 29 и др.). Точно так же и св. Григорий Двоеслов в своем " Пастырском правиле" намечает два таких крайних предела: с одной стороны - высота созерцания, с другой - сострадание ко всем. Высота созерцания уносит в высший Божественный мир и знакомит с его тайнами, а сострадание ко всем побуждает не пренебрегать и плотскими слабостями и нуждами человека, живущего на земле. В разъяснение своей мысли св. Григорий Двоеслов указывает на лестницу, которую видел во сне Иаков. Эта лестница, по его словам, намечает те пункты, на которых должен останавливаться каждый проповедник. Опираясь на камне, где спал Иаков, лестница оканчивалась у престола Божия; по ней восходили и нисходили ангелы Божии. Наверху этой лестницы Господь Саваоф, а внизу ее спящий человек с душой, полной заглохших желаний, и волнуемый мечтами и сновидениями, со своими немощами, со своей беспомощностью в виду угрожающих ему опасностей. И истинные проповедники, смотря на этот образ, должны восходить горе, чтобы созерцать Главу Церкви - Господа Бога, должны уяснять учение о посредниках и пособниках нашего спасения, соединяющих мир земной и мир небесный, но вместе с тем они не должны отвращать своего взора и от немощей человека: он всегда у них должен быть на виду со своими желаниями, со своими потребностями, даже со своими мечтами и грезами.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 3127; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.091 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь