Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Грузинская культура в XII и начале XIII веков



Политическое объединение страны, усиле­ние грузинского государства и его эко­номи­ческий подъем создавали благопри­ятные условия для дальнейшего развития грузинской культуры.

 

1. Просвещение. В Грузии всегда большое внимание уделялось просвещению. В этот период были созданы два крупных учебно-просветительских центра – Гелатская и Икалтойская академии.

В 1106 году по указу Давида Агмашене­бели началось строительство Гелатского монастыря. Руководителем академии был наставник-наставников, пользующийся боль­шим влиянием и авторитетом. Примечательно, что наставник-наставников всегда фигури­ровал рядом с католикосом и Чконди­дели. В Со­вете Дарбази настав­ника-наставников при­вет­ствовал сам царь. Для руководства ака­демией Давид Агмашенебели приг­ласил из Петрицони известного философа и ученого Иоане Пет­рици. Иоане получил образование в Тао-Кларджети, затем продол­жил его в Византии, в Манганской академии. Своей научной деятель­ностью Иоане Петрици занимался в Петрицонском монастыре. Им созданы оригинальные произве­дения, а также переводы сочинений Аристотеля, Прокла Диадоха и многих других.

В Гелатской академии в определенное время работал и другой известный грузинский ученый Арсен Икалтоели. Образование он также получил в Манганской академии. Затем его деятельность протекала на Черной горе под руководством Ефрема Мцире. После работы в Гелатской академии Арсен Икалто­ели основал в Кахети, в Икалто академию. Последний период своей жизни Арсен Икалтоели провел в монастыре Шио-Мгвиме. Среди переведенных им трудов следует отметить «Великий номоканон».

Большую роль в культурной жизни страны играл значительный просветительский центр – монастырь Шио-Мгвиме. Широкую просветительскую деятельность осуществляли грузинские к ультурные центры за пределами Грузии: Афонский Иверский монастырь, Иерусалимский Крестовый монас­тырь, Пет­ри­­цонский монастырь и основан­ные на Сина­йской и Черной го­рах монастыри. Грузины полу­чали образование в Визан­тии. Давид Агмашенебели для полу­чения образования отправил в Византию 40 способных юно­шей.

Царская власть Грузии вся­чески заботи­лась и покровитель­ствовала монастырям как внутри страны, так и за рубежом.

2. Историография. При царе Давиде и царице Тамар Грузия достигла своего наивысшего могу­щества.

Жизнь и деятельность этих великих царей Грузии занимала умы многих писателей и исто­риков, которые посвятили им свои труды. Неизвестный автор, условно названный исто­риком Давида Агмашенебели, написал сочинение «Жизнь царя царей Давида». В нем описано царствование Георгия II-го и Давида Агмашенебели. Историк являлся не только сторонником царя и членом его группы, но и был приближенным к царю лицом. Он описывает деятельность Давида и объясняет читателю значение каждого его шага и решения. Летописец рассматривает почти все сферы разносторонней деятельности Давида.

До нас дошли два сочинения, в которых описывается царство­вание ца­рицы Тамар. Автор первого сочинения «История и восхва­ление венценосцев» неиз­вестен. Повидимому, он был приб­ли­женным при царском дворе лицом. Второе сочинение «Жизнь царицы царей Тамар», по мнению Иванэ Джава­хишвили, написал Ба­сили Эзосмодзгва­ри. Оба автора восхваляют Тамар и совре­менную ей Грузию.

Сочинение, написанное историком Давида Агмашенебели, уже в XII веке было внесено в «Картлис Цховреба» и тогда же оно было переведено на армянский язык.

3. Литература. В XII-XIII веках были созданы замечательные памят­ники грузинской литературы. Следует отметить «Покаянный канон» Давида Агмашенебели. Это песнопение – блестящий образец высокой поэзии, выделяющийся по глубине содержания и по своей художественной форме. В нем Давид кается в своих личных грехах, но его пережи­вание и покаяние принимают общечелове­ческое зву­чание.

До нас дошло также несколько ямби­ческих стихов Деметре I-го (в монашестве-Дами­ане), из которых попу­ляр­ным стал посвященный бого­родице ямб «Шен хар венахи» («Ты, лоза виног­радная»).

Замечательным памят­ником светской литературы является роман «Амиранда­реджаниани», написанный Мосе Хонели. В нем рас­ска­зывается о героических похождениях Амирана и его друзей (сюжет произве­дения построен в таком плане, что повествование ведется от имени соратника Амирана – глубокого стар­ца Саварсамисдзе, рассказы­вающего о себе и Амиране индийс­кому царю Абесалому). Это – написанный в прозе богатырский эпос, в котором переплетаются мифологические и сказочные мотивы, но в то же время в нем отражаются нравственные идеалы современного грузин­ского общества, его устои и традиции. «Амирандареджаниани» был чрезвычайно популярным романом. Об этом свидетель­ствует хотя бы тот факт, что в Сванети стена одного из храмов расписана (правда, это было позднее, в XIV-XV веках) сценами из этого произведения.

Значительными литератур­ными памятни­ками являются «Тамариани» (автор – Чахру­хад­зе ) и «Абдул-Мессия» Иоа­нэ Шавтели («Абдул Масих» по-арабски значит «раб Христа»).

В «Тамариани» воздается хвала замеча­тельным личным качествам царицы Тамар, ее душевной чистоте, прекрасной внешности, разуму и таланту государственного деятеля. Вместе с Тамар, автор восхваляет Давида Сослана и Георгия-Лашу.

В «Абдул-Мессии» воспеваются деяния Давида Сослана и царицы Тамар.

В XII веке на грузинский язык был переведен роман «Висрамиани», в основе которого лежит персидская поэма XI века «Вис о Рамини» о любви Виса и Рамина.

Вершиной грузинской поэзии является гениальная поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Шота Руставели был ро­дом из месхетского Рустави. Во время цар­ство­­вания царицы Тамар в течение определен­ного времени занимал должность мечурчлету­хуцеса (государственного казначея). Послед­ние годы жизни Шота Руставели провел в Иерусалимском Крестовом монастыре. При его содействии монастырь был реконструи­рован, а стены покрыты росписью. Здесь же, на стене монастыря сохранилось его фрес­ковое изображение.

4. Искусство. В указанный период были построены прекрасные памятники архитек­турного искусства Грузии. Ярким примером высокого строительного искусства является Большой Гелатский храм святой Богоро­дицы. Его алтарь украшает замечательная мозаичная фреска Богородицы.

В Картли в этот период были построены церкви: Икорта, Бетаниа, Кватахеви, в Тби­лиси Лурджи Монастери. До нас дошли лишь развалины некогда великолепного Гегутского дворца.

Уникальным памятником XII века явля­ется высеченный в скале монастырский комплекс Вардзиа в Джавахети. Это город-крепость, ко­торый состоит из нескольких сот пещер. Поб­лизости от Вардзии расположен также высе­ченный в скале Ваханский монастырь. О высоком уровне инженерного искус­ства сви­детельствуют Беслетский, Рконский мос­ты и мост Дандало.

О развитии златокузнечества в Грузии указывает блестящий образец златоваяния икона Хахули. В этот период творили выдающиеся мастера чеканки по золоту Бека и Бешкен Опизари. Золотой оклад Анчисхат­ской иконы и Цхароставского Евангелия выполнен Бекой Опизари, а золотой оклад Бертского Евангелия принадлежит работе Бешкена Опизари.

Большое впечатление производят прекрас­ные фресковые росписи в Вардзии, Бетании и Кинцвиси.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 776; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь