Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Земледельцы и городские жители Туркестана платили налоги харадж и баж.



Рядовые скотоводы полукочевых районов, имеющие незначительное поголовье скота, платили дань в виде согыма (мясо на убой), к тому же они выполняли различные рабочие повинности. Наряду с этим простолюдины обязаны были нести воинскую повинность у вождей племен со своими конями, оружием.

Государственно-административное устройство.

С образованием Монгольской империи дети Чингисхана на полученных удельных землях создали улусы, носящие их имена. Например, улус Жошы, Чагатайский улус и другие. Понятие «улус» приобрело значение «государство». Внутри этих улусов появились также и другие более мелкие личные владения. Эти владения со временем сами превращались в отдельные улусы. Среди них: улус Вату, улус Берке, улус Узбека (Узбекский улус), улус Урус хана и др. Фактически они также становились малыми государствами. Понятие «улус» использовалось для обозначения государства, страны, населения государства, но чаще для обозначения племени, господствовавшего в улусе.

Структура административной власти на территории Казахстана почти во всех ханствах была одинаковой. В Ногайской Орде власть находилась в руках биев, а во всех остальных государствах ханская власть передавалась по наследству. Однако знать, беки и эмиры имели право избрать ханом любого члена из его династии.

В государственных делах важнейшую роль играли улусбеки. Они оказывали активное влияние на решение таких вопросов, как возведение на ханский трон, командование армией, установление дипломатических отношений с соседними государствами и др. К высшим должностным лицам относились атабеки и кокилташи. Атабеки являлись воспитателями наследников, то есть сыновей хана. Кокилташи тоже выполняли подобные воспитательные функции.

В Могульском ханстве наибы являлись высокими должностными лицами. Они в случае несовершеннолетия избранных ханов были их советниками. Значительная роль принадлежала и жасаулам (дружинникам), которые следили за порядком и исполнением обычаев и традиций на тоях, свадьбах и празднествах. Они контролировали, чтобы каждый в ханском дворце соблюдал свое место в соответствии с общественным положением. Руководитель дворцовой службы носил титул иишк ага басы, а ханские советники - титул инак. Лица, организующие ханскую охоту, назывались миршикарами. Важными административными лицами были даруги - правители, ханские наместники в городе, местности. В их функции входили сбор налогов и контроль за порядком.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КАЗАХСТАНА В XIV-XV ВЕКАХ

Пережившие тяжелые последствия монгольского нашествия, сельское хозяйство и оседлая городская культура в конце XIII века вновь начали возрождаться. На юге Казахстана возобновилась жизнь в разрушенных монголами городах.

В пригородах вновь стали строить зимовки — кенты.

На обширной территории Казахстана в основном развивались три типа скотоводства: оседлое, полукочевое и кочевое. Если в Южном Казахстане наряду с оседлым отгонным скотоводством развивалось и земледелие, то на юго-востоке (Жетысу), на западе и севере Казахстана - преимущественно полукочевое скотоводство.

Разоренное в период монгольского нашествия земледелие вновь начало восстанавливаться со второй половины XIII века.

Монгольское нашествие повлекло за собой катастрофические последствия для развития городской культуры.

В первой половине XV века многие города остались в упадочном состоянии или прекратили свое существование.

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В КАЗАХСТАНЕ

На территории Казахстана в эпоху бронзы (II тысячелетие до н.э. - начало I тысячелетия до н.э.) жили андроновские племена европеоидного типа. По мнению видного ученого-антрополога О. Исмагулова, черты лица саков, сарматов и уйсунов были схожими с обликом их предшественников - андроновцев. Особенно схожи черты лиц представителей последних двух племен - уйсунов и андроновцев.

Однако с вторжением на территорию Казахстана с востока гуннских племен и смешением их с местными племенами саков, сарматов, уйсунов и другими среди населения появляются монголоидные признаки. Эти признаки усилились в раннем средневековье (VI-IX вв. н.э.). Таким образом, с древних времен стала закладываться этническая и антропологическая основа предков казахского народа. Как местное население, так и пришельцы являлись тюркоязычными племенами.

Этнические изменения в средних веках. В тюркскую эпоху еще более усилился процесс смешения тюркоязычно-монголоидных родов и племен и местных европеоидных племен. Такое взаимослияние ускорило формирование антропологической общности будущей казахской народности. Таким образом, у родов и племен, живших на огромной территории Казахстана, простиравшейся от Алтая до Волги, от Южной Сибири до Сырдарьи, усилилось не только антропологическое сходство, но быстрее стали развиваться этнические (народные) процессы.

Однако монгольское нашествие в начале XIII века нарушило процесс формирования казахской народности. Из-за нашествия было разрушено хозяйство племен, живших на территории Казахстана. Оно сопровождалось опустошением земель, массовым истреблением и угоном населения, гибелью городов и оседлых поселений, очагов земледелия и ремесленного производства, разграблением и уничтожением материальных и культурных ценностей.

Монгольское завоевание Казахстана резко изменило этно-антропологический процесс. Со временем малочисленные монгольские племена растворились среди многочисленного тюркского населения, переняли его язык и обычаи, даже сами потомки Чингисхана стали говорить по-тюркски и постепенно лишались монгольских корней. Зато у местных тюркских родов и племен после монгольского нашествия усилилась монголоидность антропологического облика.

Сложение казахской народности было отброшено на 150-200 лет назад.

Сложение этнополитической общности в Казахстане.

Жители Белой Орды именовались «узбеками», «узбек-казахами», а жители Ногайской Орды - «мангытами» или «ногаями». Это было связано еще и с тем, что границы их ханств не были постоянными, сложившимися. А некоторые ханства распадались, были недолговечными. Этнополитические общности родов и племен входили в состав других ханств и также распадались.

В этническом формировании казахского народа главную роль сыграли племена Белой Орды.

В письменных источниках население Могулистана называли могулами. В Жетысу в составе Могульского ханства наиболее многочисленными были племена уйсунов. В этнополитическую общность с уйсунами входили также племена дулатов и канлы, составлявшие этнополитическую общность могулов Могульского ханства. Поэтому часто вместо названия «уйсуны» в письменных источниках употребляли название «дулаты». А после прихода султанов Жаныбека и Керея в Жетысу и создания ими Казахского ханства в исторических письменных источниках вновь появляется название «уйсуны».

Таким образом, существовавшие в XV веке на территории Казахстана ханства по этническому составу, языку, хозяйству, обычаям и традициям были схожими друг с другом. Как свидетельствуют исторические источники, население этих ханств состояло из 92 племен. Среди них были кыпчаки, найманы, уйсуны, конраты, карлуки, кереи и другие племена.

Появление названия «узбек» связано с именем хана Узбека, правившего в течение 30 лет (1312—1342 гг.) в Деште-и-Кыпчаке.

Источники подтверждают существование в конце XIV и первой половине XV века этнополитической общности под названием «казахи».

ЗАВЕРШЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КАЗАХСКОЙ НАРОДНОСТИ

Образование казахской народности.

В XIV-XV веках роды и племена, населявшие территорию Казахстана, прошли все этапы в формировании как народности. Однако эти племена и роды были разобщены, находясь под политической властью Белой Орды, ханства Абулхаира, Могулистана и других ханств. Такая разобщенность затрудняла завершение их формированиея в единую народность.

Междоусобная борьба вызвала перекочевку родов и племен из ханства Абулхаира, что привело к распаду самого ханства. Отдельная часть его населения, оказавшись в Средней Азии, вошла в этническую основу узбекской народности. Этнополитическая общность в Казахстане группировалась вокруг султанов Жаныбека и Керея. Этим, во-первых, открывался путь к созданию Казахского ханства, во-вторых, создавались условия для укрепления этнического состава казахской народности. Таким образом, это привело к ускорению процесса формирования казахской народности.

Роды и племена, переселившиеся в Жетысу и Дешт-и-Кыпчак вместе с Кереем и Жаныбеком, называли «узбек-казахами». Постепенно термин «узбек» вышел из употребления и название «казахи» стало этническим названием казахского народа. А название «узбеки» стали носить переселившиеся в Среднюю Азию роды и племена, которые образовали узбекскую народность.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 807; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь